Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2017 ПО ДЕЛУ N А33-19290/2016

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2017 г. по делу N А33-19290/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "07" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" августа 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии: от заявителя (индивидуального предпринимателя Степанова Павла Олеговича): Орлова А.В., представителя по доверенности от 03.11.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Сосновоборска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "13" мая 2017 года по делу N А33-19290/2016, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:

индивидуальный предприниматель Степанов Павел Олегович (ИНН 245801405601, ОГРН 307240409900029, далее - заявитель, индивидуальный предприниматель, ИП Степанов П.О.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края к администрации города Сосновоборска (ИНН 2458003977, ОГРН 1022400562007, далее - ответчик, администрация) с требованиями:
- - признать решение, выраженное в письме от 12.08.2016 N 2408 об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73, незаконным;
- - обязать в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73 и направить проект договора.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 26.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление градостроительства имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "13" мая 2017 года заявление индивидуального предпринимателя Степанова П.О. удовлетворено. Признан незаконным отказ администрации г. Сосновоборска, оформленный письмом от 12.08.2016 N 2408, в предоставлении индивидуальному предпринимателю Степанову Павлу Олеговичу в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73 площадью 4066 кв. м. Суд обязал администрацию г. Сосновоборска в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу подготовить и направить индивидуальному предпринимателю Степанову Павлу Олеговичу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73 площадью 4066 кв. м. С администрации г. Сосновоборска в пользу индивидуального предпринимателя Степанова Павла Олеговича взыскано 300 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация города Сосновоборска ссылается на следующие обстоятельства:
- - представленные ИП Степановым П.О. суду первой инстанции материалы экспертного обследования земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73, пояснения от 23.03.2017 АО ТГИ "Красноярскгражданпроект", не соответствуют Правилам землепользования и застройки города Сосновоборска, утвержденными решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 23.12.2009 N 312-р;
- - отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки, не исключает факт нахождения спорного земельного участка на границах той или иной территориальной зоне;
- - согласно генеральному плану г. Сосновоборска, утвержденному решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 23.12.2009 N 312-р, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте, поскольку учитывая размещение на данной территории объектов общего пользования (улицы местного значения) он не может быть предоставлен в частную собственность.
ИП Степанов П.О. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо (Управление градостроительства имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска) отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; администрация г. Сосновоборска, Управление градостроительства имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации г. Сосновоборска N 398 от 27.06.2001 "О предоставлении земельного участка предпринимателю Степанову О.П. в районе базы ОРСа для размещения холодного склада" решено изъять у предпринимателя Степановой О.О. земельный участок площадью 1600 кв. м в районе базы ОРСа, занимаемый холодным складом. Предоставить в аренду на 5 лет предпринимателю Степанову О.П. земельный участок площадью 1600 кв. м в районе базы ОРСа для размещения холодного склада.
Между Управлением градостроительства имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска и Степановой О.О. подписано соглашение от 03.10.2003 N 233 о расторжении договора аренды земельного участка N 206 от 29.04.1998 с 15.06.2001.
Между администрацией г. Сосновоборска (арендодатель) и предпринимателем Степановым О.П. (арендатор) заключен договор аренды от 15.06.2001 N 45 земельного участка с кадастровым номером 24:56:020201:0013 площадью 1600 кв. м для размещения холодного склада в районе базы ОРСА на срок 5 лет (раздел 1 договора).
Дополнительным соглашением от 16.09.2003 N 187 к договору аренды от 15.06.2001 N 45 арендодателем указан КУМИ администрации г. Сосновоборска. Дополнительное соглашение зарегистрировано в ЕГРП 04.11.2003.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:56:020201:0013 площадью 1600 кв. м участок поставлен на кадастровый учет 29.09.2003, относится к категории земель - земли поселений, разрешенное использование - для размещения холодного склада. Площадь участка ориентировочная и подлежит уточнению при межевании.
Согласно выписке из протокола заседании архитектурно-планировочной комиссии при администрации г. Сосновоборска от 11.06.2014 N 76 решено: выделить Степанову О.П. дополнительно земельный участок площадью 2000 кв. м, прилегающий к существующим холодным складам в коммунально-складской зоне города в районе ул. 9-й Пятилетки, 1, для ведения сельского хозяйства.
Согласно акту выбора и обследования земельного участка под строительство от 16.06.2004 составленного администрацией г. Сосновоборска, произведен выбор земельного участка площадью 2000 кв. м для сельскохозяйственного назначения в районе ул. 9-й Пятилетки, 1, свободного от застройки согласно прилагаемой схеме.
Постановлением администрации г. Сосновоборска от 13.08.2004 N 763 утвержден акт выбора и проект границ земельного участка, прилегающего к существующему холодному складу, расположенному в коммунально-складской зоне Сосновоборска в районе ул. 9-й Пятилетки, 1, для сельскохозяйственного назначения площадью 2000 кв. м.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:70, участок поставлен на кадастровый учет 09.12.2004, площадь участка 2000 кв. м, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации г. Сосновоборска от 11.03.2005 N 262 утвержден план границ земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 24:56:0202001:0013 общей площадью 2066 кв. м, расположенного по адресу г. Сосновоборск, ул. 9-й Пятилетки, 1 для размещения холодных складов, в сведения государственного кадастрового учета внесены изменения в части площади указанного земельного участка.
Постановлением администрации г. Сосновоборска от 25.05.2005 N 587 решено объединить путем слияния земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:13 общей площадью 2066 кв. м с земельным участком с кадастровым номером 24:56:0202001:70 площадью 2000 кв. м и предоставить в аренду ИП Степанову О.П. земельный участок из земель поселений по адресу ул. 9-й Пятилетки, 1 для сельскохозяйственных целей, общей площадью 4066,0 кв. м сроком на 49 лет. Признано утратившим силу постановление администрации г. Сосновоборска от 27.06.2001 N 398.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73, данный участок поставлен на кадастровый учет 06.06.2005, площадь участка 4066,0 кв. м, разрешенное использование для сельскохозяйственных целей, категория земель - земли населенных пунктов. Участок образован из участков N 24:546:0202001:70 и N 24:56:0202001:13.
Между КУМИ г. Сосновоборска (арендодатель) и Степановым Олегом Петровичем (арендатор) заключен договор аренды от 25.07.2005 N 86, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 24:56:0202001:0073 находящийся по адресу г. Сосновоборск, ул. 9-й Пятилетки, д. 1 для использования в сельскохозяйственных целях общей площадью 4066,0 кв. м (пункт 1.1).
На участке имеется: отсутствуют объекты недвижимости (пункт 1.2 договора). Срок аренды устанавливается с 25.05.2005 по 25.05.2054 (пункт 2.1 договора). Разделом 3 установлен размер и условия внесения арендной платы. Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 25.07.2005. Договор зарегистрирован в ЕГРП 06.09.2005.
Соглашением от 15.11.2012 N 136 к договору аренды земельного участка от 25.07.2005 N 86 КУМИ администрации г. Сосновоборска и Степанов Павел Олегович (истец) установили, что по тексту договора и акта приема-передачи слова "индивидуальный предприниматель Степанов Олег Петрович" читать в редакции "Степанов Павел Олегович". Изменены реквизиты сторон (раздел 9 договора). Соглашение зарегистрировано в ЕГРП 29.11.2012.
15.07.2016 ИП Степанов П.О. обратился в администрацию г. Сосновоборска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73 в собственность без проведения торгов для ведения сельскохозяйственного производства на основании статей 39.14, 39.17, подпункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению приложен копия паспорта заявителя, договор аренды от 25.07.2005 N 86, дополнительное соглашение от 16.11.2012 N 136, заключение специалиста от 20.03.2015 N 55/1/15 ООО "Квазар" об использовании участка в соответствии с целями его предоставления для сельскохозяйственной деятельности.
Письмом от 12.08.2016 N 2408 администрация отказал заявителю в предоставлении участка в собственность.
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Степанова П.О., заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В пункте 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что ИП Степанов П.О. как арендатор имеет право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73 из земель сельскохозяйственного назначения при соответствии следующим условиям: предприниматель пользуется участком на основании договора аренды, с момента, заключения которого прошло не менее трех лет; земельный участок используется надлежащим образом.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
15.07.2016 ИП Степанов П.О. обратился в администрацию г. Сосновоборска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73 в собственность без проведения торгов для ведения сельскохозяйственного производства на основании статей 39.14, 39.17, подпункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Письмом от 12.08.2016 N 2408 администрация отказала в предоставлении земельного участка индивидуальному предпринимателю по следующим основаниям:
- - земельный участок находится в четырех территориальных зонах согласно Правилам землепользования и застройки г. Сосновоборска, утвержденных решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 23.12.2009 N 312-Р - в зоне автомобильного транспорта ИТ-1, в зоне инженерной инфраструктуры ИТ-3, в зоне производственно-коммунальных предприятий 4-5 классов вредности П-3, в зоне ландшафтно-защитной Л-2; в силу пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов;
- - нахождение участка одновременно в четырех территориальных зонах не допускается;
- - при данных обстоятельствах определить вид разрешенного использования земельного участка не представляется возможным, равно как и определить соответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка;
- - на земельном участке располагаются объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 24:56:0202001:1315; 24:56:0202001:1313; 24:56:0202001:1314, строительство и эксплуатация которых не соответствует цели предоставления земельного участка - сельскохозяйственные цели; разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию указанных объектов не выдавалось;
- - земельный участок входит в границы территориальных зон ИТ-1 и ИТ-3, а также на участке расположен объект транспортной инфраструктуры - местная улица (тупиковая часть), который относится в силу пункта 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам местного значения.
Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В подтверждении того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах четырех территориальных зон - ИТ-1, ТИ-3, П-3 и Л-2 администрация в материалы дела представила Правила землепользования и застройки г. Сосновоборска, утвержденные решением Сосновоборского городского Совета депутатов от 23.12.2009 N 312-Р, схему функционального зонирования города, схему наложения границ испрашиваемого земельного участка и границ территориальных зон, подготовленную в программе "NanoCARD2007", согласно которой площадь участка находящегося в территориальной зоне ИТ-1 составляет 1020,78 к. м., ИТ-3 - 913,36 кв. м, Л-2 - 19,31 кв. м, П-3 - 2115,31 кв. м.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Правила землепользования и застройки администрации г. Сосновоборска и Генеральный план города были разработаны АО ТГИ "Красноярскгражданпроект".
По запросу ИП Степанова П.О. указанный Институт рассмотрел представленную администрацией г. Сосновоборска схему (чертеж) наложения испрашиваемого земельного участка с границами территориальных зон г. Сосновоборска и в письме от 23.03.2017 N 0689-41/16 сообщил заявителю следующее:
- - данный чертеж не соответствует Схеме территориального зонирования Правил землепользования и застройки администрации г. Сосновоборска, не имеющих в своем составе в границах участка зоны ИТ-3 "Инженерная инфраструктура". В Правилах автомобильные дороги входят в зону "ИТ-1" - "Автомобильный транспорт";
- - территориальная зона "Л-2" - "Ландшафтная защитная" не входит никакой своей частью в границы рассматриваемого земельного участка, а пересечение границей данного земельного участка на представленном чертеже зоны Л-2 является следствием допустимой технической погрешности (согласно приложениям NN 1, 3 к письму);
- - не соответствует Схеме функционального зонирования Генерального плана города Сосновоборска в части зоны "ИТ-3" "Инженерная инфраструктура", так как в Генеральном плане г. Сосновоборска это территория существующей автомобильной дороги (приложения NN 2, 3 к письму).
К письму АО ТГИ "Красноярскгражданпроект" приложены фрагмент Схемы территориального зонирования из Правил землепользования и застройки, фрагмент схемы территориального планирования Генерального плана; чертеж, представленный администрацией г. Сосновоборска.
Согласно пояснениям ответчика, площадь наложения земельного участка с территориальной зоной Л-2 составляет 19,31 кв. м.
При этом согласно кадастровому паспорту земельного участка N 24:56:0202001:73 его площадь 4 066,0 кв. м плюс-минус 4.50 кв. м, то есть погрешность в площади участка равна данной величине.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции на дату утверждения ПЗЗ и дату отказа), в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Правила землепользования и застройки г. Сосновоборска утверждены в 2009 году, при этом АО ТГИ "Красноярскгражданпроект" в письме от 23.01.2017 N 0112-41/15 сообщил, что сведениями о координатах границ территориальных зон, прилегающих к испрашиваемому земельному участку Институт не располагает и не предоставлял администрации г. Сосновоборска координаты характерных точек границ территориальных зон.
В ответе от 17.01.2017 N 1-6/00500 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" на запрос суда первой инстанции о наличии в ГКН координат территориальных зон г. Сосновоборска, отраженных в Правилах землепользования и застройки города Сосновоборска от 2009 года, указано, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о Правилах землепользования и застройки (территориальных зонах) г. Сосновоборска.
С учетом отсутствия сведений о координатах границ территориальных зон, позволяющих установить точное месторасположение объекта, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности факта нахождения спорного земельного участка в границах двух территориальных зон: ИТ-3 и Л-2, доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальных зонах, установленных правилами землепользования и застройки, не исключает факт нахождения спорного земельного участка на границах той или иной территориальной зоны, отклоняется апелляционным судом, поскольку согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции на дату утверждения ПЗЗ и дату отказа) установлено, что орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статье 9 или статьи 10 данного Закона сведения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается (схемой территориального зонирования г. Сосновоборска), что в границах участка не имеется территориальной зоны ИТ-3, участок фактически расположен в двух территориальных зонах - П-3 и ИТ-1. Указанное возможно установить визуально исходя из конкретного местоположения участка на территории г. Сосновоборска, у заявителя нет спора с ответчиком о том, что в границах участка находятся две территориальные зоны П-3 и ИТ-1.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки администрации г. Сосновоборска к основному виду разрешенного использования территориальной зоны П-3 относится размещение предприятий 4-5 класса вредности различного профиля, теплиц, гаражей для хранения грузовых автомобилей, объектов складского назначения различного профиля, чему не противоречит нахождение на участке складских помещений, теплиц и парников, гаража для выращивания сельскохозяйственных культур (согласно представленного заключения ООО "Квазар" от 20.03.2015, фотографий). Для градостроительной зоны ИТ-1 градостроительный регламент не установлен.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом частями 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры по согласованию интересов общества и лиц, чьи права, основанные на существующем землепользовании, могут быть затронуты изменением правового режима земельных участков вследствие ведения градостроительной деятельности. В частности, допускается при соблюдении определенных условий эксплуатация земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту. Таким образом, соблюдение баланса частных и публичных интересов при реализации положений генерального плана муниципального образования, которым установлены функциональные зоны, предусматривающие изменение существующего землепользования, обеспечивается, в том числе возможностью постепенного приведения условий эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:56:0202001:73, данный участок поставлен на кадастровый учет 06.06.2005, площадь участка 4066,0 кв. м, разрешенное использование для сельскохозяйственных целей, категория земель - земли населенных пунктов. Участок образован из участка N 24:56:0202001:70 и участка с кадастровым номером 24:56:0202001:13.
В соответствии со статьей 32 Правил землепользования и застройки г. Сосновоборска от 2009 года права, предоставленные до принятия Правил, остаются в силе.
Таким образом, правоотношения по предоставлению земельного участка для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства возникли до вступления в силу Правил землепользования и застройки г. Сосновоборска, принятых в 2009 году.











































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)