Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Администрация отказала истцу в предоставлении в собственность участка, поскольку истек срок действия кадастрового паспорта участка, отсутствует схема его расположения, не установлены границы участка, размер испрашиваемого участка превышает установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования размер вновь образуемых участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Передреева Т.Е.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Совкича А.П.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. к администрации муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестр"), заинтересованное лицо - администрация Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным действий и решений органа местного самоуправления, признании незаконным действий и решения государственного органа, по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестр" на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестр" - Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя В. - Р., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив ее доводы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Красный Текстильщик), ФГБУ "ФКП Росреестр", в котором просила признать незаконными действия администрации Красный Текстильщик, выразившиеся в подаче заявления в ФГБУ "ФКП Росреестр" о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N; признать незаконным решение администрации Красный Текстильщик об отказе в предоставлении В. в собственность указанного земельного участка без проведения торгов; признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестр", выразившиеся в снятии с государственного кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестр" земельного участка с кадастровым номером N; обязать ФГБУ "ФКП Росреестр" в трехдневный срок с момента вступления решения в законную силу восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке площадью 3283 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером N с характеристиками, имеющимися в государственном кадастре недвижимости на момент снятия земельного участка с кадастрового учета с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, категория земель - земли населенных пунктов; обязать администрацию Красный Текстильщик повторно рассмотреть заявление В. от 20 января 2016 года о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указала, что 29 июня 2011 года управлением имущественных и земельных отношений по Саратовскому району администрации Саратовского муниципального района Саратовской области была утверждена схема расположения земельного участка площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. 24 сентября 2013 года в орган кадастрового учета был сдан межевой план для постановки указанного земельного участка на кадастровый учет. 07 октября 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществило кадастровый учет земельного участка площадью 3283 кв. метров, ему присвоен кадастровый номер N. 29 октября 2013 года В. обратилась в администрацию Красный Текстильщик с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду сроком на 5 лет, однако до настоящего времени данное заявление не разрешено, ответ административному истцу не предоставлен. 20 января 2016 года В. обратилась в администрацию Красного Текстильщика с заявлением о предоставлении на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3, статей 39.17, 39.18 ЗК РФ в собственность за плату земельного участка площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. Однако 22 января 2016 года администрацией отказано в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку 08 октября 2015 года истек срок действия кадастрового паспорта земельного участка, отсутствует схема расположения земельного участка, не установлены границы земельного участка, размер испрашиваемого земельного участка превышает установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования Красный Текстильщик максимальный размер вновь образуемых земельных участков, составляющий 2500 кв. метров. При получении указанного отказа было разъяснено, что администрация Красный Текстильщик обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестр" с заявлением о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. 24 сентября 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестр" осуществило снятие земельного участка, с государственного кадастрового учета площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер N. Указанные действия административных ответчиков В. считает незаконными, просит удовлетворить заявленные требования.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года административные исковые требования В. удовлетворены; с административных ответчиков в пользу В. взысканы судебные расходы.
ФГБУ "ФКП Росреестр" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестр" не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости. Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку документов представленных лицами, заинтересованными в постановке на кадастровый учет земельного участка, присвоении кадастровых номеров объектам недвижимости, формировании кадастровых дел и предоставление сведений по объектам недвижимости по запросам. Указывает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ФИО9 на основании заявления, межевого плана от 20 августа 2013 года. Основанием для формирования межевого плана послужила схема расположения земельного участка от 29 июня 2011 года N 301, утвержденная администрацией Саратовского муниципального района. Сведения о земельном участке носили "временный" статус. Ранее на кадастровом учете стоял земельный участок с аналогичными характеристиками и координатами характерных точек, с кадастровым номером N, который 11 сентября 2013 года был снят с учета на основании части 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с истечением срока действия "временного статуса", отсутствием зарегистрированных прав на него. Указывает, что В. не предоставила доказательств того, что обращалась за предоставлением ей в собственность земельного участка до 22 января 2016 года. Полагает, что поскольку сведения о земельном участке носили "временный" характер, администрация вправе была обратиться с заявлением об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Автор жалобы полагает, что ФГБУ "ФКП Росреестр" не является плательщиком государственной пошлины.
На апелляционную жалобу В. поданы возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что земельный участок с аналогичными характеристиками и координатами характерных точек, с кадастровым номером N не является предметом рассмотрения настоящего дела, так как прекратил свое существование 11 сентября 2013 года. Не соглашается с доводами автора жалобы о том, что решение суда не мотивировано. Указывает, что поскольку изменения в ЗК РФ были внесены 01 марта 2013 года, следовательно, пятилетний срок нахождения земельного участка с кадастровым номером N на кадастровом учете не подлежал истечению 08 октября 2015 года. Спорный земельный участок не является преобразуемым и каких-либо доказательств, подтверждающих преобразование спорного земельного участка, ФГБУ "ФКП Росреестр" не представлено, в связи с чем оснований для отказа в иске у суда не имелось.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворяя заявленные требований, районный суд исходил из того, что спорный земельный участок не является преобразуемым, в связи с чем у ФГБУ "ФКП Росреестр" отсутствовали основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 64:32:074301:507 с кадастрового учета на основании заявления администрации Красный Текстильщик. Кроме того, суд указал на незаконность оснований администрации Красный Текстильщик для отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка В. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 сентября 2013 года <данные изъяты> по заказу В. на основании схемы расположения земельного участка, согласованной администрацией Саратовского муниципального района, подготовлен межевой план образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельного участка площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, категории земель: земли населенных пунктов.
07 октября 2013 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, как вновь образованный.
В письме от 13 декабря 2013 года администрацией Саратовского муниципального района сообщено, что заявление В. от 31 марта 2013 года о предоставлении ей спорного земельного участка будет рассмотрено после выезда на земельный участок. Окончательный ответ на данное заявление не предоставлен.
По заявлению администрации Красный Текстильщик от 21 сентября 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестра" 24 сентября 2015 года произведено снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, аннулированы сведения о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
22 января 2016 года В. обратилась в администрацию Красный Текстильщик с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность за плату без проведения торгов в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3, статей 39.17, 39.18 ЗК РФ.
В письме от 22 января 2016 года В. отказано в предоставлении земельного участка в связи с истечением срока действия кадастрового паспорта 08 октября 2015 года, отсутствием схемы земельного участка, неустановлением границ земельного участка, а также в связи с тем, что максимальный размер вновь образуемых земельный участков на всей территории муниципального образования - 2500 кв. метров.
Признавая несоответствующими закону действия органа кадастрового учета, связанные со снятием с такого учета земельного участка с кадастровым номером N, суд первой инстанции исходил из того, что обращение администрации Красный Текстильщик 21 сентября 2015 года с заявлением о снятии данного земельного участка с государственного кадастрового учета не было обусловлено его преобразованием, срок, установленный частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ на момент принятия решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета не истек.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ).
Статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят "временный" характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 указанной статьи).
В статье 27 Закона N 221-ФЗ определено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (часть 1).
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 6).
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей по состоянию на момент снятия спорного земельного участка с кадастрового учета 21-24 сентября 2015 года) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят "временный" характер. Такие сведения утрачивают "временный" характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Принимая изложенное во внимание, учитывая, что на момент принятия решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета правовые основания, предусмотренные статьей 24 Закона N 221-ФЗ, для этого отсутствовали, имелись основания, установленные статьей 27 Закона N 221-ФЗ для отказа в снятии с учета земельного участка, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении административных исковых требований В. о признании незаконным оспариваемых действий органа кадастрового учета.
При этом судебная коллегия исходит из положений части 3 статьи 227 КАС РФ и соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что устранение нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению возможно путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведения о спорном земельном участке.
Постановка данного земельного участка на кадастровый учет в 2013 году третьим лицом - ФИО9 не влияет на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, поскольку инициировать постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в силу частей 1, 2 статьи 20 Закон N 221-ФЗ может любое лицо, а сведения об образованном земельном участке имеют "временный" статус до регистрации права на него. Снятие же данного земельного участке без наличия на то правовых оснований с учетом произведенных административным истцом действий, направленных на возникновение права на земельный участок, в том числе получение схемы расположения земельного участка, подготовка его межевого плана, свидетельствует о создании препятствий административному истцу действиями по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета.
Изложенное также свидетельствует об отсутствии таких правовых оснований для отказа администрации Красный Текстильщик в предоставлении спорного земельного участка в собственность В., как истечение срока действия кадастрового паспорта 08 октября 2015 года, отсутствие схемы земельного участка, неустановление его границ, так как данные обстоятельства, заложенные администрацией Красный Текстильщик в качестве оснований для отказа В. в предоставлении земельного участка, не предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.
Кроме того, отказывая В. в предоставлении земельного участка, администрация Красный Текстильщик, ссылаясь на положения статьей 11.10, 11.9 ЗК РФ, Правил землепользования и застройки муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области второго созыва от 11 апреля 2013 года N 01-7/541, указала на то, что максимальный размер вновь образуемых земельных участков на всей территории муниципального образования составляет 2500 кв. метров.
Вместе с тем изложенное основание также не определено в статье 39.16 ЗК РФ, как основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в отношении испрашиваемого В. земельного участка осуществлены межевые и кадастровые работы, он был постановлен на государственный кадастровый учет как объект недвижимости в 2013 году. При этом представленные административным ответчиком документы, в том числе Правила землепользования и застройки муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области, действовавшие на момент принятия оспариваемого решения, не свидетельствуют об отнесении спорного земельного участка к соответствующей территориальной зоне, для которой установлены указанные предельные размеры земельных участков. Не были представлены такие доказательства административными ответчиками ни в суд первой инстанции, ни судебной коллегии.
При таком положении, учитывая, что обращение В. в администрацию Красный Текстильщик направлено на реализацию права на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оспариваемый отказ В. в реализации данного права не соответствует требований действующего законодательства, районный суд, устраняя допущенное административным ответчиком нарушение, обоснованно возложил на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление В. от 20 января 2016 года.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФГБУ "ФКП Росреестр" не является плательщиком государственной пошлины, не является основанием для изменения обжалуемого решения в части взыскания с административного ответчика судебных расходов, поскольку он в силу административного и налогового законодательства не освобожден от несения данных расходов, имеющих отличную правовую природу от государственной пошлины, взыскиваемой в соответствующий бюджет.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.09.2016 N 33-6422/2016
Требование: О признании незаконными действий администрации, выразившихся в подаче заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета, решения об отказе в предоставлении участка в собственность без проведения торгов, действий регистрирующего органа, выразившихся в снятии участка с кадастрового учета, обязании восстановить участок в кадастре.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Администрация отказала истцу в предоставлении в собственность участка, поскольку истек срок действия кадастрового паспорта участка, отсутствует схема его расположения, не установлены границы участка, размер испрашиваемого участка превышает установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования размер вновь образуемых участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. N 33а-6422
Судья Передреева Т.Е.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Совкича А.П.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. к администрации муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестр"), заинтересованное лицо - администрация Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным действий и решений органа местного самоуправления, признании незаконным действий и решения государственного органа, по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестр" на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестр" - Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя В. - Р., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив ее доводы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Красный Текстильщик), ФГБУ "ФКП Росреестр", в котором просила признать незаконными действия администрации Красный Текстильщик, выразившиеся в подаче заявления в ФГБУ "ФКП Росреестр" о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер N; признать незаконным решение администрации Красный Текстильщик об отказе в предоставлении В. в собственность указанного земельного участка без проведения торгов; признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестр", выразившиеся в снятии с государственного кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестр" земельного участка с кадастровым номером N; обязать ФГБУ "ФКП Росреестр" в трехдневный срок с момента вступления решения в законную силу восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке площадью 3283 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером N с характеристиками, имеющимися в государственном кадастре недвижимости на момент снятия земельного участка с кадастрового учета с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, категория земель - земли населенных пунктов; обязать администрацию Красный Текстильщик повторно рассмотреть заявление В. от 20 января 2016 года о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указала, что 29 июня 2011 года управлением имущественных и земельных отношений по Саратовскому району администрации Саратовского муниципального района Саратовской области была утверждена схема расположения земельного участка площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. 24 сентября 2013 года в орган кадастрового учета был сдан межевой план для постановки указанного земельного участка на кадастровый учет. 07 октября 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра" осуществило кадастровый учет земельного участка площадью 3283 кв. метров, ему присвоен кадастровый номер N. 29 октября 2013 года В. обратилась в администрацию Красный Текстильщик с заявлением о предоставлении данного земельного участка в аренду сроком на 5 лет, однако до настоящего времени данное заявление не разрешено, ответ административному истцу не предоставлен. 20 января 2016 года В. обратилась в администрацию Красного Текстильщика с заявлением о предоставлении на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3, статей 39.17, 39.18 ЗК РФ в собственность за плату земельного участка площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>. Однако 22 января 2016 года администрацией отказано в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку 08 октября 2015 года истек срок действия кадастрового паспорта земельного участка, отсутствует схема расположения земельного участка, не установлены границы земельного участка, размер испрашиваемого земельного участка превышает установленный Правилами землепользования и застройки муниципального образования Красный Текстильщик максимальный размер вновь образуемых земельных участков, составляющий 2500 кв. метров. При получении указанного отказа было разъяснено, что администрация Красный Текстильщик обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестр" с заявлением о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. 24 сентября 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестр" осуществило снятие земельного участка, с государственного кадастрового учета площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер N. Указанные действия административных ответчиков В. считает незаконными, просит удовлетворить заявленные требования.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года административные исковые требования В. удовлетворены; с административных ответчиков в пользу В. взысканы судебные расходы.
ФГБУ "ФКП Росреестр" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестр" не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости. Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку документов представленных лицами, заинтересованными в постановке на кадастровый учет земельного участка, присвоении кадастровых номеров объектам недвижимости, формировании кадастровых дел и предоставление сведений по объектам недвижимости по запросам. Указывает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ФИО9 на основании заявления, межевого плана от 20 августа 2013 года. Основанием для формирования межевого плана послужила схема расположения земельного участка от 29 июня 2011 года N 301, утвержденная администрацией Саратовского муниципального района. Сведения о земельном участке носили "временный" статус. Ранее на кадастровом учете стоял земельный участок с аналогичными характеристиками и координатами характерных точек, с кадастровым номером N, который 11 сентября 2013 года был снят с учета на основании части 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с истечением срока действия "временного статуса", отсутствием зарегистрированных прав на него. Указывает, что В. не предоставила доказательств того, что обращалась за предоставлением ей в собственность земельного участка до 22 января 2016 года. Полагает, что поскольку сведения о земельном участке носили "временный" характер, администрация вправе была обратиться с заявлением об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Автор жалобы полагает, что ФГБУ "ФКП Росреестр" не является плательщиком государственной пошлины.
На апелляционную жалобу В. поданы возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что земельный участок с аналогичными характеристиками и координатами характерных точек, с кадастровым номером N не является предметом рассмотрения настоящего дела, так как прекратил свое существование 11 сентября 2013 года. Не соглашается с доводами автора жалобы о том, что решение суда не мотивировано. Указывает, что поскольку изменения в ЗК РФ были внесены 01 марта 2013 года, следовательно, пятилетний срок нахождения земельного участка с кадастровым номером N на кадастровом учете не подлежал истечению 08 октября 2015 года. Спорный земельный участок не является преобразуемым и каких-либо доказательств, подтверждающих преобразование спорного земельного участка, ФГБУ "ФКП Росреестр" не представлено, в связи с чем оснований для отказа в иске у суда не имелось.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворяя заявленные требований, районный суд исходил из того, что спорный земельный участок не является преобразуемым, в связи с чем у ФГБУ "ФКП Росреестр" отсутствовали основания для снятия земельного участка с кадастровым номером 64:32:074301:507 с кадастрового учета на основании заявления администрации Красный Текстильщик. Кроме того, суд указал на незаконность оснований администрации Красный Текстильщик для отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка В. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 сентября 2013 года <данные изъяты> по заказу В. на основании схемы расположения земельного участка, согласованной администрацией Саратовского муниципального района, подготовлен межевой план образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельного участка площадью 3283 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, категории земель: земли населенных пунктов.
07 октября 2013 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N, как вновь образованный.
В письме от 13 декабря 2013 года администрацией Саратовского муниципального района сообщено, что заявление В. от 31 марта 2013 года о предоставлении ей спорного земельного участка будет рассмотрено после выезда на земельный участок. Окончательный ответ на данное заявление не предоставлен.
По заявлению администрации Красный Текстильщик от 21 сентября 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестра" 24 сентября 2015 года произведено снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N, аннулированы сведения о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
22 января 2016 года В. обратилась в администрацию Красный Текстильщик с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность за плату без проведения торгов в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3, статей 39.17, 39.18 ЗК РФ.
В письме от 22 января 2016 года В. отказано в предоставлении земельного участка в связи с истечением срока действия кадастрового паспорта 08 октября 2015 года, отсутствием схемы земельного участка, неустановлением границ земельного участка, а также в связи с тем, что максимальный размер вновь образуемых земельный участков на всей территории муниципального образования - 2500 кв. метров.
Признавая несоответствующими закону действия органа кадастрового учета, связанные со снятием с такого учета земельного участка с кадастровым номером N, суд первой инстанции исходил из того, что обращение администрации Красный Текстильщик 21 сентября 2015 года с заявлением о снятии данного земельного участка с государственного кадастрового учета не было обусловлено его преобразованием, срок, установленный частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ на момент принятия решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета не истек.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ).
Статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят "временный" характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 указанной статьи).
В статье 27 Закона N 221-ФЗ определено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи (часть 1).
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 6).
В силу части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей по состоянию на момент снятия спорного земельного участка с кадастрового учета 21-24 сентября 2015 года) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят "временный" характер. Такие сведения утрачивают "временный" характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Принимая изложенное во внимание, учитывая, что на момент принятия решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета правовые основания, предусмотренные статьей 24 Закона N 221-ФЗ, для этого отсутствовали, имелись основания, установленные статьей 27 Закона N 221-ФЗ для отказа в снятии с учета земельного участка, судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении административных исковых требований В. о признании незаконным оспариваемых действий органа кадастрового учета.
При этом судебная коллегия исходит из положений части 3 статьи 227 КАС РФ и соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что устранение нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению возможно путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведения о спорном земельном участке.
Постановка данного земельного участка на кадастровый учет в 2013 году третьим лицом - ФИО9 не влияет на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, поскольку инициировать постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в силу частей 1, 2 статьи 20 Закон N 221-ФЗ может любое лицо, а сведения об образованном земельном участке имеют "временный" статус до регистрации права на него. Снятие же данного земельного участке без наличия на то правовых оснований с учетом произведенных административным истцом действий, направленных на возникновение права на земельный участок, в том числе получение схемы расположения земельного участка, подготовка его межевого плана, свидетельствует о создании препятствий административному истцу действиями по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета.
Изложенное также свидетельствует об отсутствии таких правовых оснований для отказа администрации Красный Текстильщик в предоставлении спорного земельного участка в собственность В., как истечение срока действия кадастрового паспорта 08 октября 2015 года, отсутствие схемы земельного участка, неустановление его границ, так как данные обстоятельства, заложенные администрацией Красный Текстильщик в качестве оснований для отказа В. в предоставлении земельного участка, не предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.
Кроме того, отказывая В. в предоставлении земельного участка, администрация Красный Текстильщик, ссылаясь на положения статьей 11.10, 11.9 ЗК РФ, Правил землепользования и застройки муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области, утвержденными решением собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области второго созыва от 11 апреля 2013 года N 01-7/541, указала на то, что максимальный размер вновь образуемых земельных участков на всей территории муниципального образования составляет 2500 кв. метров.
Вместе с тем изложенное основание также не определено в статье 39.16 ЗК РФ, как основание для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в отношении испрашиваемого В. земельного участка осуществлены межевые и кадастровые работы, он был постановлен на государственный кадастровый учет как объект недвижимости в 2013 году. При этом представленные административным ответчиком документы, в том числе Правила землепользования и застройки муниципального образования Красный Текстильщик Саратовского муниципального района Саратовской области, действовавшие на момент принятия оспариваемого решения, не свидетельствуют об отнесении спорного земельного участка к соответствующей территориальной зоне, для которой установлены указанные предельные размеры земельных участков. Не были представлены такие доказательства административными ответчиками ни в суд первой инстанции, ни судебной коллегии.
При таком положении, учитывая, что обращение В. в администрацию Красный Текстильщик направлено на реализацию права на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оспариваемый отказ В. в реализации данного права не соответствует требований действующего законодательства, районный суд, устраняя допущенное административным ответчиком нарушение, обоснованно возложил на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление В. от 20 января 2016 года.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФГБУ "ФКП Росреестр" не является плательщиком государственной пошлины, не является основанием для изменения обжалуемого решения в части взыскания с административного ответчика судебных расходов, поскольку он в силу административного и налогового законодательства не освобожден от несения данных расходов, имеющих отличную правовую природу от государственной пошлины, взыскиваемой в соответствующий бюджет.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)