Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 10АП-14778/2017 ПО ДЕЛУ N А41-34462/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. по делу N А41-34462/17


Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представитель не явился,
от администрации городского округа Котельники Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Уховой М.П. (представителя по доверенности от 04.08.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2017 по делу N А41-34462/17, принятое судьей Кузьминой О.А.,

установил:

комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в суд с заявлением к администрации городского округа Котельники Московской области (далее - администрация), в котором просил:
- - признать незаконным постановление Главы городского округа Котельники Московской области от 27.02.2010 N 176 ПГ;
- - признать незаконным акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка;
- - признать незаконным постановление Главы городского округа Котельники Московской области от 01.03.2010 N 178 ПГ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.08.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе комитет просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей комитета, администрации, Министерства имущественных отношений Московской области.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
По обращению Грачевой Ю.А. в адрес Президента Российской Федерации о незаконном использовании лесного участка на территории Томилинского участкового лесничества, рядом с конечной остановкой маршрутного такси N 872, вблизи домов 4, 4А и 6 микрорайона Южный г. Котельники Московской области должностными лицами Подольского филиала ГКУ МО "Мособллес" проведена проверка.
В ходе проверки сделан вывод о том, в границах квартала 5 выдела 3 Томилинского участкового лесничества размещена конечная остановка маршрутного такси с торговыми павильонами, палатками, навесами и пунктом быстрого питания "Бистро", а также вывод о том, что эти объекты размещены на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0050202:1787, расположенном по адресу: Московская область, г. Котельники, мкр. "Южный".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050202:1787 площадью 58 кв. м отнесен к категории земли населенных пунктов с разрешенным использованием - "под размещение остановки с торговым павильоном".
Исходя из того, что этот земельный участок находится в границах земель лесного фонда квартала 5 выдела 3 Томилинского участкового лесничества, комитет 26.12.2016 направил администрации запрос о предоставлении информации по указанному земельному участку.
Согласно ответу администрации от 26.12.2016 N 1170Г-4122, полученному комитетом 09.02.2017, "торговый павильон размещен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0050202:1787 площадью 58 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения.
Павильон установлен на указанном земельном участке без получения соответствующего разрешения. В соответствии с положением о порядке демонтажа самовольно размещенных некапитальных объектов на территории городского округа Котельники Московской области, данный объект подлежит демонтажу...
... Дополнительно направляем Вам копии документов, в соответствии с которыми формировался земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050202:1787".
Перечень приложенных документов:
- постановление Главы городского округа Котельники Московской области от 27.02.2010 N 176 ПГ;
- акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка;
- постановление Главы городского округа Котельники Московской области от 01.03.2010 N 178 ПГ;
- Схема расположения земельного участка на кадастровом плане".
Считая, что указанный земельный участок незаконно сформирован из земель лесного фонда на основании данных актов, комитет 27.04.2017 оспорил их в судебном порядке.
Отказывая комитету в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит отмене в части с оставлением решения без изменения в остальной части ввиду следующего.
Из положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре, в редакции на дату постановки земельного участка на кадастровый учет).
В силу статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно статье 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка.
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о кадастре при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Закона о кадастре установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Согласно статьям 26, 27 Закона о кадастре документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, сведения о местоположении (границах) земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 02.10.2010.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 данного Закона в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В подтверждение отнесения указанного земельного участка к землям лесного фонда комитет ссылается справку о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда, подготовленную с использованием региональной географической информационной системой Московской области, представленную в материалы дела.
Судом апелляционной инстанции не принимается данный довод комитета по следующим основаниям.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - РГИС Московской области) создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом данным постановлением дано указание Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка спорного земельного участка на государственный кадастровый учет была осуществлена 02.04.2010, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы. Тем более, сведения в данную программу вносились на основании данных, предоставляемых комитетом.
Материалы лесоустройства комитет в материалы дела не представил. В отсутствие таких доказательств нельзя установить, как соотносятся границы квартала 5 выдела 3 Томилинского участкового лесничества и спорного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
При указанных обстоятельствах комитет не доказал то обстоятельство, на которое ссылается в своем заявлении в качестве основания требований, а именно: что земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050202:1787, действительно, располагается на землях лесного фонда.
Кроме того, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии спора о праве на землю, который не подлежит разрешению в рамках главы 24 АПК РФ, в рамках которой заявлены настоящие требования.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса.
По доводам комитета, земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050202:1787 образован из земель лесного фонда в отсутствие согласия со стороны представителей лесного хозяйства (по состоянию на 02.04.2010: дата постановки на кадастровый учет спорного участка) - Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве).
Администрация рассматривает спорный земельный участок как участок отнесенный к не разграниченной государственной собственности, которым имеет право распоряжаться в силу закона в отсутствие государственной регистрации права.
Исходя из этого не принимается довод комитета о том, что в данном случае отсутствует спор о праве ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Комитет исходит из того, что данный земельный участок отнесен к землям федеральной собственности (как расположенный на землях лесного фонда).
Согласно пункту 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Таким образом, в том случае, если комитет полагает, что земельный участок с кадастровым номером 50:22:0050202:1787 полностью входит в границы земель лесного фонда, то может инициировать разрешение спор в исковом порядке, избрав надлежащий способ с учетом законодательства и указаний, содержащихся в названном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзацем 3 пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.10 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требования о признании недействительным постановления Главы городского округа Котельники Московской области от 27.02.2010 N 176 ПГ и постановления Главы городского округа Котельники Московской области от 01.03.2010 N 178 ПГ не подлежали удовлетворению.
Довод комитета о том, что администрацией признала факт расположения спорного земельного участка в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96728, категория земель - земли лесного фонда, является ошибочным, не основанным на материалах дела.
Из письма администрации следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96728 расположен не спорный земельный участок, а палатки, навесы и пункт быстрого питания "Бистро". В письме администрация также указывает на то, что на спорном земельном участке находится один торговый павильон.
Кроме того, в обоснование своего довода комитет не представил в материалы дела какие-либо документы, касающиеся земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96728 (кадастровый паспорт, выписка и т.д.).
Обжалуя акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка, комитет не учел следующее.
К компетенции арбитражного суда относится рассмотрение только тех требований, в которых оспаривается недействительность акта, обладающего признаками ненормативности.
При этом под ненормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, носящий индивидуальный характер и адресованный конкретному лицу, содержащий властное распорядительное указание и направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъекта предпринимательской деятельности.
Акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка каких-либо властно-распорядительных предписаний и распоряжений не содержит.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении указанным актом чьих-либо гражданских прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности, а также о возможности их восстановления путем удовлетворения заявленных требований, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, оспариваемый акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка не является ненормативным правовым актом, вопрос о законности которого может быть разрешен арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Указанное не лишает комитет выразить свое несогласие с приведенными в этом акте обстоятельствами при избрании надлежащего способа защиты права, однако не позволяет настаивать на рассмотрении арбитражным судом по существу самостоятельного требования о признании незаконным такого акта.
Довод комитета о том, что акт комиссии по выбору (обследованию) земельного участка является документом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, основан на неправильном толковании норм права.
Если судом будет установлено, что акт не может быть оспорен в арбитражном суде, данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу в указанной части на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Отказывая в признании незаконным названного акта комиссии, суд первой инстанции, по сути, рассмотрел требование комитета о признании его незаконным, не приняв во внимание указанный подход, неоднократно подтвержденный в судебно-арбитражной практике. В связи с этим решение суда в части отказа в удовлетворении требования комитета о признании незаконным акта комиссии по выбору (обследованию) земельного участка подлежит отмене с принятием нового судебного акта в этой части о прекращении производства по делу.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в части, касающейся оспаривания комитетом постановлений администрации, из доводов комитета, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2017 по делу N А41-34462/17 отменить в части отказа в удовлетворении требования комитета Лесного хозяйства Московской области о признании недействительным акта комиссии по выбору (обследованию) земельного участка.
Производство по делу в части данного требования прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 08.08.2017 по делу N А41-34462/17 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Э.Г.ХОМЯКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)