Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2017 N 10АП-8872/2017 ПО ДЕЛУ N А41-12641/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N А41-12641/17


Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
- от ООО "Внуково-4": Шац Д.В., по доверенности от 19.01.2017;
- от Комитета лесного хозяйства Московской области: Иотова Е.В., по доверенности от 26.04.2017;
- от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
- от Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ТУ Росимущества в Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 года по делу N А41-12641/17, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по исковому заявлению ООО "Внуково-4" к Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, об установлении границ лесного участка,

установил:

ООО "ВНУКОВО-4" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ РОСИМУЩЕСТВА в МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ об исключении части земельного участка из земель лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества с пространственным размещением земельного участка, расположенного по адресу: Московской области, Ленинский район, Сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 163ю в определенных координатах; обязании Комитета лесного хозяйства Московской области привести планово-картографические материалы лесоустройства земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, квартал N 31 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ Московской области "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области в соответствие с данными государственного кадастра недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 г. требования ООО "ВНУКОВО-4" удовлетворены в части исключения части земельного участка из земель лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества в определенных координатах. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчики обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционных жалоб ответчики сослались на то, что Комитетом были представлены лесоустроительные документы, подтверждающие отнесение указанного участка к землям лесного фонда, а также доказательства зарегистрированного на него права собственности Российской Федерации. Также ответчики указали, что судом первой инстанции не была проведена судебная землеустроительная экспертиза, выводы суда основаны лишь на заключениях 2008 года.
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы апелляционных жалоб, просил отменить решение суда первой инстанции, полагая, что оно вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
Представитель ООО "Внуково-4" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Повторно изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" и ООО "Внуково-4" 26.12.2011 заключен договор купли-продажи земельного участка КН 50:21:060403:0129, местоположение Московской области, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 163ю (л.л. 23 - 27).
Согласно акту приема-передачи земельных участков от 26.12.2011 (л.д. 28), земельный участок КН 50:21:060403:0129 передан покупателю, участок осмотрен: площадь и границы участка проверены и соответствуют данным ГКН и условиям договора, участок передан в состоянии, соответствующем условиям договора и пригодным для целей, для которых недвижимое имущество такого рода обычно используется. Покупатель к продавцу претензий не имеет.
Как следует из Выписки из ЕГРП от 28.04.2016 право собственности на земельный участок КН 50:21:060403:0129 зарегистрировано за ООО "Внуково-4" 24.01.2012, запись регистрации 50-50-21/134/2011-237 (л.д. 22).
Согласно заключению Московского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 25.01.2016 (л.д. 44), 155721 га земельного участка КН 50:21:060403:0129 расположено на землях лесного фонда, квартал N 31 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ Московской области "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области.
Полагая, что часть земельного участка КН 50:21:060403:0129 входит также в границы земель лесного фонда без наличия на то правовых оснований, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов ООО "Внуково-4" в сфере предпринимательской деятельности и создает препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Внуково-4" обратилось в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области привести планово-картографические материалы лесоустройства земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, квартал N 31 Подольского сельского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ Московской области "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области в соответствие с данными государственного кадастра недвижимости, суд первой инстанции, исходя из искового заявления и позиции истца указал, что данное требование заявлено в качестве способа восстановления права истца при удовлетворении требования об исключении части земельного участка с КН 50:21:060403:0129 из земель лесного фонда. Однако, указанный способ защиты нарушенного права не отвечает требованиям необходимости, поскольку права истца нарушены именно включением части спорного земельного участка в состав земель лесного фонда и удовлетворение судом этих требований устраняет правовую неопределенность между сторонами и является достаточным для восстановления прав истца.
Апелляционные жалобы ответчиков не содержат доводов относительно несогласия с решением суда в части отказа в удовлетворении требований.
Истец решение в указанной части также не обжаловал.
Удовлетворяя исковые требования об исключении части земельного участка из земель лесного фонда Подольского сельского участкового лесничества с пространственным размещением земельного участка, суд первой инстанции исходил из факта наложения границ Подольского лесничества, Подольского сельского участкового лесничества без каких-либо законных оснований на границы земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:0129, регистрации права собственности истца и Российской Федерации на одно и то же имущество, недоказанности доводов ответчиков об отнесении указанного земельного участка к землям лесного фонда, а также наличия доказательств о правомерности сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении указанного земельного участка.
Апелляционный суд поддерживает указанный вывод суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В силу ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации). Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 92 настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
Согласно статье 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
При этом тот факт, что в силу положений статей 4.2, 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным и может быть использован для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта, само по себе не свидетельствует об отсутствии у истца прав на спорный участок.
Согласно п. 3 ст. 4.1 Закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно п. 5 указанной статьи, порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 г. N 139, для осуществления государственного учета лесного участка в органы государственной власти, осуществляющие ведение государственного лесного реестра, предоставляется проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, подготовленная в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 12 указанного выше Порядка предусмотрено, что по результатам государственного учета лицам, указанным в пункте 5 настоящего Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
Заключением Московского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 25.01.2016 (л.д. 44) подтверждается, что, земельный участок с кадастровым номером 50:21:060403:0129 площадью 17,5650 га частично на площади 15,5721 га накладывается на земли лесного фонда квартал N 31 Подольского сельского участкового лесничества.
При этом, в заключении указано, что оно подготовлено с использованием координат, предоставленных заявителем на основании материалов лесоустройства, не являющихся обязательными нормативно-техническими документами. Сведения из настоящего документа не могут быть использованы в основе какого-либо юридически связывающего обязательства или соглашения.
Сведения, предоставленные в настоящем заключении, во исполнение положений лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов РФ, подлежат утверждению органами, осуществляющими соответствующие полномочия в области регулирования лесных отношений (л.д. 45).
Согласно кадастровой Выписки от 06.05.2014 на земельный участок КН 50:21:0000000:182, представленной Комитетом лесного хозяйства в подтверждение постановки на кадастровый учет лесного участка, на котором расположена спорная часть земельного участка КН 50:21:060403:0129, участок внесен в ГКН 10.04.2009, относится к землям лесного фонда, разрешенное использование - лесной участок, площадь 22440000 кв. м, граница участка не установлена.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, площадь.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся категория земель, к которой отнесен земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного реестра прав на недвижимость.
Как следует из положений статей 83 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Согласно положениям пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) государственном кадастре недвижимости; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Заявитель, как собственник земельного участка, вправе рассчитывать на соответствие установленной категории своего земельного участка сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно кадастровой Выписки о земельном участке от 26.04.2016, земельный участок КН 50:21:060403:0129 относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - под жилищное строительство, границы участка установлены, участок поставлен на кадастровый учет 28.06.2006, площадь участка 175650 кв. м. Как следует из кадастрового плана земельного участка КН 50:21:060403:0129 от 03.04.2007, площадь участка КН 50:21:060403:0129 составляет 175650 кв. м, площадь соответствует материалам межевания. Сведений об отсутствии границ земельного участка кадастровый план не содержит.
Таким образом, с момента постановки земельного участка КН 50:21:060403:0129 площадь участка не изменялась. Доказательств изменения границ земельного участка КН 50:21:060403:0129 с момента его постановки на кадастровый учет, в дело не представлено.
Согласно заключению Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 08.11.2006 N 1/552 отдел сельского хозяйства и продовольствия Ленинского муниципального района не возражает против изменения категории земельного участка КН 50:21:060403:0129 с "земель сельскохозяйственного назначения" на "земли поселений" для размещения жилищного строительства (л.д. 48).
Согласно письму Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 22.11.2006 N 1/577 (л.д. 66), на публикацию в средствах массовой информации (газете Ленинского муниципального района Московской области "Видновские вести" за N 84 (10901) от 27.10.2006 о намерении ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького" запроектировать и построить жилые комплексы на земельных участках, расположенных по адресу: Московской области, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, южнее деревни Мисайлово, обращений населения в Администрацию Ленинского муниципального района не поступало.
Согласно техническому заключению Федерального Агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) ФГУП "Центрлеспроект" 2006 (л.д. 48) весь участок площадью 17,565 га (в том числе древесно-кустарниковой растительности 17,565 га), находится на землях сельскохозяйственного назначения. Обследуемых участок не входит в состав земель лесного фонда ФГУ "Спецлесхоз горки". На обследуемом участке произрастает древесно- кустарниковая растительность, состоящая из древесных пород, которая согласно ст. 11 главы 2 ЛК РФ не является лесным фондом.
Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования размещения жилищного строительства, утвержденному Ростехнадзором 27.11.2006 N 02-ЭЭ-94067-06, на земельном участке площадью 17,565 га ООО "Племзавод им. Горького" по адресу: Московской области, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, южнее деревни Остров, участок N 163ю участок граничит: с севера - территория ЗАО "Еврогранд", ООО "Колхоз-племзавод им. Горького", с востока - земли ООО "Колхозплемзавод им. Горького", с юга - ЗАО "Еврогранд", с запада - автомобильная дорога "Чулково-Володарка-Каширское шоссе - Остров" (л.д. 54 - 59).
Таким образом, указанные документы опровергают нахождение части земельного участка КН 50:21:060403:0129 на землях лесного фонда, а также то, что смежными и земельным участком КН 50:21:060403:0129 являются земли лесного фонда.
Согласно кадастровой Выписке о земельном участке от 26.04.2016 на земельный участок КН 50:21:060403:0129 границы участка установлены, участок поставлен на кадастровый учет 28.06.2006.
Согласно кадастровой Выписке от 06.05.2014 на участок лесного фонда КН 50:21:0000000:182, участок внесен в ГКН 10.04.2009, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Таким образом, сведения о земельном участке КН 50:21:060403:0129, его площади, границах, категории земли, виде разрешенного использования и планируемом использовании внесены в публичные реестры и опубликованы в средствах массовой информации более 10 лет назад.
При этом, действия по кадастровому учету, а также сведения, содержащиеся ранее в ГКН, а также в ЕГРН в отношении категории земли, вида разрешенного использования, площади в отношении земельного участка с КН 50:21:060403:0129, не оспорены.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Вместе с тем, государственная регистрация права федеральной собственности в ЕГРН сама по себе не может исключать уточнение границ и площади этого земельного участка при выявлении нарушений прав смежных землепользователей.
Право собственности на земельный участок КН 50:21:060403:0129 зарегистрировано за ООО "Внуково-4" 24.01.2012, свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 50 АГ N 363631 (л.д. 43), с 2006 года правообладателем участка КН 50:21:060403:0129 являлся ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького", вид права - собственность (л.д. 60), что не оспорено лицами, участвующими в деле и подтверждается материалами дела.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.04.2009, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 2273 га, адрес объекта: Московской области, Ленинский район, Подольское лесничество, Подольское сельское участковое лесничество, в том числе квартал 31.
Таким образом, право частной собственности на земельный участок КН 50:21:060403:0129 зарегистрировано ранее права федеральной собственности на земли лесного фонда Подольского лесничества, Подольского сельского участкового лесничества.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действующей на момент регистрации права на земельный участок с КН 50:21:060403:0129, имеющиеся противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами являются основанием для отказа в государственной регистрации прав.
Вместе с тем, право собственности истца, а также предыдущих титульных собственников земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:0129 в установленном законом порядке регистрировалось и не было оспорено.
Как определено пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Порядок перевода земель устанавливается федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии со статьями 11 - 13 указанного Закона. Также аналогичная норма содержится в главе 12 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае установления и изменения черты поселений.
Согласно статье 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно кадастровому плану земельного участка КН 50:21:060403:0129 от 03.04.2007, участок относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства (л.д. 60).
Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2007 N 1017/47 земельный участок КН 50:21:060403:0129 площадью 175650 кв. м переведен из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию земель "земли населенных пунктов" и включен в границы с. Молоково сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района; изменен вид разрешенного использования земельного участка на использование под жилищное строительство (л.д. 47).
Названный правовой акт в установленном порядке не оспорен, до настоящего времени не отменен.
Согласно Закону Московской области "О статусе и границах Ленинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" от 16 февраля 2005 г. утверждена граница Ленинского муниципального района Московской области.
Изменение ранее установленной категория земельного участка (как категории "земли сельскохозяйственного назначения", так и категории "земли населенных пунктов") на категорию "земли лесного фонда" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельный участков из одной категории в другую" не осуществлялось.
Сведения об отнесении участка или какой-либо его части к землям лесного фонда отсутствуют.
Довод Комитета лесного хозяйства МО о том, что часть спорного земельного участка является колхозными лесами был предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен со ссылкой на п. 1 Положения о колхозных лесах и отсутствие в материалах дела земельно-учетных документов, иных юридически значимые документов, свидетельствующих о регистрации колхозных лесов на территории земельного участка КН 50:21:060403:0129.
Статей 91 Лесного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках. В государственном реестре содержится документированная информация, в том числе, как о составе земель лесного фонда, так и составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственный учет лесных участок в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ответчиками не представлено доказательств включения спорного земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, в частности не представлены материалы лесоустроительного дела, сформированного в соответствии с Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28 ноября 2007 г. N 310, действовавший до 07 июня 2012 г., и предусмотренным действующим с 08 июня 2012 г. по настоящее время Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13 апреля 2012 г. N 139.
Выписка из государственного лесного реестра не представлена.
Ответчиками не представлены доказательства выделения (формирования) в установленном законом порядке границ земельного участка лесного фонда, расположенного в Подольском сельском участковом лесничестве, в связи с чем сведения о земельном участке КН 50:21:0000000:182, не обладают индивидуализирующими свойствами, а представленные Комитетом лесного хозяйства выкопировка из таксационного описания не имеет необходимой информации и не позволяет установить границы земельного участка лесного фонда. Документов, в которых бы находилась информация о дате проведения лесоустройства в отношении спорного участка и дате его постановке на государственный учет, не имеется.
Из представленного истцом свидетельства о государственной регистрации права собственности на участок лесного фонда от 10.04.2009 усматривается, что участку присвоен условный номер 50-50-98/012/2009-63, границы лесного участка КН 50:21:0000000:182 не установлены. При этом, лесоустроительная документация, послужившая основанием для государственной регистрации права собственности РФ на лесные квартал 31 Подольского сельского участкового лесничества, не представлена.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участка лесного фонда на территории данного кадастрового района не представлено; в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о местоположении границ участков лесного фонда Подольского лесничества КН 50:21:0000000:182, а представленный Комитетом чертеж наложения земельного участка с КН 50:21:060403:0129 на земли лесного фонда не предусмотрен Лесным кодексом РФ в качестве документа лесоустроительного дела.
Имеющиеся в деле выкопировки с планшета, из таксационного описания не являются сведениями о площади и границах участков лесного фонда, соответствующими требованиям действующего земельного и лесного законодательства.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности ответчиками того обстоятельства, что земельный участок с КН 50:21:060403:0129 или его часть входила или входит в состав земель лесного фонда.
Между тем, материалами дела подтверждено, что земельный участок с КН 50:21:060403:0129 сформирован как участок земель сельскохозяйственного назначения, переведен в установленном порядке в земли населенных пунктов.
В материалы дела истцом представлена землеустроительная экспертиза ООО "АтДиАй Гео" (т. 1 л.д. 30 - 38), согласно которой определены фактическая площадь и границы земельного участка КН 50:21:060403:0129, определено соответствие конфигурации и местоположения границ земельного участка КН 50:21:060403:0129 правоустанавливающим документам и сведениям ГКН, установлено расхождение площади земельного участка в пределах погрешности (2 кв. м).
Поскольку координаты участка лесного фонда, налагающиеся на земельный участок КН 50:21:060403:0129, установлены в заключении ФГБУ "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 25.01.2016, не оспорены, а на неоднократные предложения суда 1 инстанции о возможности заявления ходатайства о назначении по делу землеустроительной экспертизы стороны пояснили, что не будут заявлять такое ходатайство, апелляционный суд считает, что данные координаты обоснованно приняты судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства характеристики точек координат участка, нарушающего права истца.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В связи с тем, что при предъявлении иска истец исходил из необоснованности отнесения части земельного участка 50:21:060403:0129 к землям лесного фонда и необходимости разрешения между сторонами спора о праве на часть земельного участка с кадастровым номером 50:21:060403:0129, а вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу А41-11917/16 отказано в удовлетворении требований о признании права собственности РФ на часть вышеуказанного земельного участка отсутствующим в связи с избранием ненадлежащего способа защиты нарушенного права, при этом, спор по существу разрешен не был, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об избрании истцом надлежащего способа защиты нарушенного права.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителей апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 20 апреля 2017 года по делу N А41-12641/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СЕМУШКИНА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)