Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2017 года.
председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2017 по делу N А47-10455/2016 (судья Пархома С.Т.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа": Камозин Г.О. (доверенность от 17.01.2017, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - ООО "Оренбург Водоканал", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ЦВО", ответчик, податель жалобы) о взыскании основного долга в размере 15 164 290 руб. 38 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2017 (резолютивная часть объявлена 21.04.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ФКУ "ОСК ЦВО" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ФКУ "ОСК ЦВО" с указанным решением не согласно, считает его незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению ФКУ "ОСК ЦВО", акты отбора проб сточной воды и протоколы лабораторных исследований сточной воды не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку подписаны неуполномоченными лицами.
Ответчик также полагает, что отбор проб из первого доступного колодца является неправомерным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (исполнитель) и федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (заказчик) заключен государственный контракт N 55/к/652 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд ФКУ "ОСК ЦВО" в 2015 году от 11.09.2015 в редакции протокола разногласий от 25.03.2015 и протокола согласования разногласий от 11.09.2015 (далее - контракт, т. 1, л.д. 18-45), в соответствии с пунктом 2.1 которого исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение, обязуется подавать 849 отделу территориальному эксплуатации и контроля за оказанием услуг (далее - получатель услуг) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном контрактом.
Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод получателя услуг от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а получатель услуг обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Заказчик обязан оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом (пункт 2.2 контракта).
В соответствии с пунктом 2.3 контракта граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 7.
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 1.
Местами исполнения обязательств по контракту являются точки, расположенные на границе эксплуатационной ответственности.
На основании пункта 3.1 контракта датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2015.
Исполнитель обязан осуществлять контроль за соблюдением получателем услуг режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пункт 7.1.16 контракта).
Заказчик обязался производить оплату по контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту после согласования между сторонами (пункт 7.3.6 контракта).
По условиям пункта 7.3.18 заказчик обязался соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории получателей услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
На основании пункта 9.1 контракта получатель услуг обязан обеспечить доступ исполнителю или по его указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в порядке, предусмотренном разделом 9 контракта.
В силу пунктов 19.1, 19.2 контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2015, действует по 31.12.2015.
Соглашением от 07.12.2015 стороны расторгли контракт с момента подписания соглашения, указали на распространение договорных обязательств на услуги в период с 01.01.2015 по 30.11.2015, исполнение обязательств по контракту по факту оказанных услуг за период с 01.01.2015 по 30.11.2015 в размере 16 066 520 руб. 91 коп., в том числе налог на добавленную стоимость по ставке 18% - 2 891 973 руб. 76 коп. (т. 1 л.д. 46-47).
Как указывает истец, в рамках государственного контракта N 55/к/652 от 11.09.2015 ответчиком приложение N 3 со схемами месторасположения контрольно-канализационных колодцев не были оформлены и возвращены. 29.04.2016 между сторонами заключен государственный контракт N 55/к/199 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2015-2016 годах (т. 1 л.д. 49-65).
Приложением N 3 к контракту сторонами согласованы Схемы месторасположения контрольно-канализационных колодцев (т. 1 л.д. 81-99).
По условиям пунктов 19.1, 19.2 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свой действие на отношения сторон, возникшие с 01.12.2015; услуги по контракту должны быть оказаны в срок с 01.12.2015 по 30.11.2016.
Как указывает истец, в период действия государственного контракта N 55/к/652 от 11.09.2015 отборы проб сточных вод производились из канализационных колодцев ответчика, которые в последующем, при подписании государственного контракта N 55/к/199 от 29.04.2016 ответчик согласовал в качестве контрольно-канализационных колодцев, предназначенных для отбора проб согласно Схеме месторасположения контрольно-канализационных колодцев от 29.04.2016, о чем свидетельствуют Приложение N 3 к государственному контракту N 55/к/199 от 29.04.2016 "Схемы месторасположения контрольно-канализационных колодцев" (т. 1 л.д. 81-99) и оборотные стороны актов отбора проб.
Так, истцом 27 и 28 апреля 2015 года, 27-29 июля 2015 года, 27-29 октября 2015 года в присутствии представителя ответчика проведены отборы проб сточных вод из канализационных колодцев по следующим объектам: войсковая часть 45097 (2-й Авиагородок); ФГКУ "426 Военный госпиталь" (г. Оренбург, пр. Парковый, д. 3); ПКУ (г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 63); войсковая часть 40263 (г. Оренбург, Нежинское шоссе, 1); войсковая часть 39994 (г. Оренбург, ул. Мира, д. 3); войсковая часть 63180 (г. Оренбург, ул. Мира, д. 3); военный госпиталь - филиал N 3 ФКУ "426 ВГ" МО РФ (г. Оренбург, пр. Госпитальный, 3); войсковая часть 33860 (г. Оренбург, ул. Харьковская, д. 2); войсковая часть 44296 (г. Оренбург, ул. Гражданская, д. 32), составлены акты отбора проб сточных вод N 76-04-82/04 от 27.04.2015, 83/04-84/04 от 28.04.2015, N 70/07-76/07, 88/07 от 27.07.2015, N 79/07-80/07 от 28.07.2015, N 93/07, 89/07-91/07 от 29.07.2015, 75/10-81/10 от 27.10.2015, N 82/10-86/10, 87/10, 89/10 от 29.10.2015 и по результатам исследования отобранных проб составлены протоколы NN 418-429 от 29.04.2015, N 430-431 от 05.05.2015, NN 742-758, 765 от 30.07.2015, 766-770 от 04.08.2015, NN 1079-1089 от 29.10.2015, 1093-1095, 1097-1098 от 03.11.2015, 1100-1104 от 05.11.2015 результатов количественного химического анализа сточных вод (т. 2 л.д. 128-148, т. 3 л.д. 1-2, 41-116).
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод). Акты отбора проб подписаны сторонами без замечаний и возражений, либо содержат отметку о неявке абонента, не допуске к месту отбора проб сточных вод.
На основании анализа проб сточных вод истцом установлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
В соответствии с п. 23, п. 24 Распоряжения от 19.06.1996 N 498-р, условиями государственного контракта N 55/к/652 от 11.09.2015, актами отбора проб сточных вод, протоколами анализа проб сточных вод, истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставил ответчику на оплату счета-фактуры на общую сумму 13 648 408 руб. 51 коп.
Также, по объекту войсковая часть 45097 (2-й Авиагородок) (акты отбора проб сточных вод N 83/04-84/04 от 28.04.2015, N 77/07-78/07 от 28.07.2015, N 85/10 от 28.10.2015 и протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод NN 430-431 от 05.05.2015, N 742-753 от 30.07.2015, N 1097-1098 (т. 2 л.д. 128-131, т. 3 л.д. 58, 59, 61, 63, 64, 67, 67, 71, 107-108)) на основании анализа проб сточных вод истцом установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным п. п. 113 и 114 Правил N 644, в связи с чем, истец произвел расчет платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123 Правил N 644 в размере 1 515 881 руб. 87 коп. и выставлены счета-фактуры на оплату, которые ответчиком в добровольном порядке не оплачены.
Общая сумма задолженности составляет 15 164 290 руб. 38 коп.
В целях урегулирования спора истец направил ответчику претензию N 02/4430 от 25.08.2016 с требованием произвести оплату задолженности в размере 15 164 290 руб. 38 коп. (т. 1 л.д. 12) в срок до 05.09.2016, которая осталась без ответа и удовлетворения.
Поскольку ответчиком обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, указав, что требования истца о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения обоснованны и документально подтверждены, в связи с чем они подлежат удовлетворению в сумме 1 515 881 руб. 87 коп. и 13 648 408 руб. 51 коп.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено стоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Требованиями действующего законодательства и условиями спорного договора предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 Постановления). Механизм взимания владельцами систем канализации населенных пунктов платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов регулируется Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденным Распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р (подлежащий применению к отношениям сторон, утратил силу с 25.02.2016).
В силу п. 23 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в системы канализации с превышением установленных ДК и (или) ВДК загрязняющих веществ, установленных владельцами систем канализации населенных пунктов в составе допустимых сбросов (ДС) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) ВУП загрязняющих веществ, рассчитывается следующим образом:
23.1. При сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, расчет платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, применяемых к разности между фактической (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрациями (ДК) или (ВДК) загрязняющих веществ, эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки, базовых нормативов платы в пределах установленных лимитов за размещение осадков, примененных к разности между удельными величинами фактического и нормативного (при нарушении ДК) или лимита (при нарушении ВДК) размещения осадков на один куб. м сточных вод, коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов и почвы региона, пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадков, а также коэффициентов индексации базовых нормативов платы для населенных пунктов. Кроме того, учитывается доля сточных вод абонента на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение, компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты владельцев систем канализации по вынужденному приему сверхнормативного сброса сточных вод в системы канализации, а также объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
23.2. При сбросе абонентами загрязняющих веществ, превышающих не только установленные ДК и (или) ВДК, но и концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, а также в случае сброса веществ, по которым не установлены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, расчет платы производится исходя из отношения разности между фактической концентрацией (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрацией (ДК) или (ВДК) по каждому загрязняющему веществу к ДК и (или) ВДК того же вещества, с учетом доли сточных вод абонента на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение. Полученный результат (сумма по всем загрязняющим веществам) делится на число загрязняющих веществ, по которым определена сумма, умножается на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, на действующий тариф за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Согласно п. 24 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов с превышением ДК и (или) ВДК загрязняющих веществ в каждом расчетном периоде ограничивается трехкратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде. Кроме того, истцом произведено начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 25 Правил N 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и названными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований. Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Абонент, в свою очередь, имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, осуществлять параллельный отбор проб (подпункт "б" пункта 37 Правил N 644).
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Согласно пунктам 113 и 114 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами. Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644.
Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, а также наличие в сточных водах ответчика загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, подтверждается вышеуказанными актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации, а также протоколами результатов количественного химического анализа сточных вод.
Проанализировав указанные акты и протоколы результатов анализа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отбор произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод".
Доводы ответчика, о том, что указанные акты отбора проб не могут быть признанными допустимыми доказательствами, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Приведенные в Приложении N 3 к Правилам N 644 нормативные показатели применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании приведенных выше норм, действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения введена дополнительная плата за компенсацию расходов организаций ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Данная плата не отменяет взимание платежей за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Как сказано ранее, пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644.
Абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом, объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод (пункт 119 Правил N 644).
В силу пункта 85 Правил N 644 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.
Согласно Правилам N 525, контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:
а) отбор проб сточных вод;
б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента и проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 3, 19, 22 Правил N 525).
При этом в силу пункта 2 Правил N 644 "контрольная проба" - проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод.
В силу пунктов 27, 28 Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Акты отбора проб сточных вод при их составлении не оспорены ответчиком по форме, содержанию и полномочиям лиц их подписавших, что свидетельствует о соблюдении истцом порядка отбора указанных проб сточных вод.
Объемы сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, ФКУ "ОСК ЦВО" не оспорены (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Доводы ответчика о признании актов ненадлежащими доказательствами ввиду подписания их с замечаниями, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные акты до рассмотрения иска также не оспорены, подписаны представителями ФКУ "ОСК ЦВО" без указаний на нахождение контрольных колодцев под подпором.
Как следует из подписанных представителями сторон актов отбора проб сточных вод, на основании которых предъявлена повышенная плата, в момент отбора проб подпоры в контрольных колодцах отсутствовали, пробы из контрольных колодцев N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 отбирались из лотка, в колодце N 1 с падающей струи согласно условиям договора.
Таким образом, отбор проб из контрольных колодцев абонента произведен истцом в соответствии с нормативными требованиями.
Следует также принимать во внимание последующее согласование спорных колодцев в качестве контрольных в государственном контракте от 29.04.2016 N 55/к/199.
Доводы ответчика об отсутствии полномочий у лиц, подписавших спорные акты, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 402 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия представителя могут подтверждаться не только выданной доверенностью, но и явствовать из обстановки, в которой действует представитель. В случае, если представительство явствует из обстановки, в
которой действует представитель, необходимость в проверке полномочий последнего отпадает и риск отсутствия (превышения) представительских полномочий несет лицо, создавшее соответствующую обстановку.
Таким образом, учитывая, что получатели услуг по контракту (воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации) закрытые объекты с особым режимом функционирования, наличие у представителей ответчика
доступа к водопроводным, канализационным сетям абонента и сооружениям на них, их участие при отборе проб, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полномочия указанных лиц при составлении актов отбора проб явствовали из обстановки, в которой они действовали (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой связи доводы ответчика оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2017 по делу N А47-10455/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.07.2017 N 18АП-6722/2017 ПО ДЕЛУ N А47-10455/2016
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 г. N 18АП-6722/2017
Дело N А47-10455/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2017 года.
председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Деевой Г.А., Фотиной О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2017 по делу N А47-10455/2016 (судья Пархома С.Т.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа": Камозин Г.О. (доверенность от 17.01.2017, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - ООО "Оренбург Водоканал", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ЦВО", ответчик, податель жалобы) о взыскании основного долга в размере 15 164 290 руб. 38 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2017 (резолютивная часть объявлена 21.04.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ФКУ "ОСК ЦВО" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ФКУ "ОСК ЦВО" с указанным решением не согласно, считает его незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению ФКУ "ОСК ЦВО", акты отбора проб сточной воды и протоколы лабораторных исследований сточной воды не могут быть признаны допустимыми доказательствами, поскольку подписаны неуполномоченными лицами.
Ответчик также полагает, что отбор проб из первого доступного колодца является неправомерным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (исполнитель) и федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (заказчик) заключен государственный контракт N 55/к/652 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд ФКУ "ОСК ЦВО" в 2015 году от 11.09.2015 в редакции протокола разногласий от 25.03.2015 и протокола согласования разногласий от 11.09.2015 (далее - контракт, т. 1, л.д. 18-45), в соответствии с пунктом 2.1 которого исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение, обязуется подавать 849 отделу территориальному эксплуатации и контроля за оказанием услуг (далее - получатель услуг) через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.
Заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном контрактом.
Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод получателя услуг от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а получатель услуг обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Заказчик обязан оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом (пункт 2.2 контракта).
В соответствии с пунктом 2.3 контракта граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 7.
Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 1.
Местами исполнения обязательств по контракту являются точки, расположенные на границе эксплуатационной ответственности.
На основании пункта 3.1 контракта датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2015.
Исполнитель обязан осуществлять контроль за соблюдением получателем услуг режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пункт 7.1.16 контракта).
Заказчик обязался производить оплату по контракту в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим контрактом, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту после согласования между сторонами (пункт 7.3.6 контракта).
По условиям пункта 7.3.18 заказчик обязался соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории получателей услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
На основании пункта 9.1 контракта получатель услуг обязан обеспечить доступ исполнителю или по его указанию представителям иной организации к местам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в порядке, предусмотренном разделом 9 контракта.
В силу пунктов 19.1, 19.2 контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2015, действует по 31.12.2015.
Соглашением от 07.12.2015 стороны расторгли контракт с момента подписания соглашения, указали на распространение договорных обязательств на услуги в период с 01.01.2015 по 30.11.2015, исполнение обязательств по контракту по факту оказанных услуг за период с 01.01.2015 по 30.11.2015 в размере 16 066 520 руб. 91 коп., в том числе налог на добавленную стоимость по ставке 18% - 2 891 973 руб. 76 коп. (т. 1 л.д. 46-47).
Как указывает истец, в рамках государственного контракта N 55/к/652 от 11.09.2015 ответчиком приложение N 3 со схемами месторасположения контрольно-канализационных колодцев не были оформлены и возвращены. 29.04.2016 между сторонами заключен государственный контракт N 55/к/199 на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения для нужд федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в 2015-2016 годах (т. 1 л.д. 49-65).
Приложением N 3 к контракту сторонами согласованы Схемы месторасположения контрольно-канализационных колодцев (т. 1 л.д. 81-99).
По условиям пунктов 19.1, 19.2 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и распространяет свой действие на отношения сторон, возникшие с 01.12.2015; услуги по контракту должны быть оказаны в срок с 01.12.2015 по 30.11.2016.
Как указывает истец, в период действия государственного контракта N 55/к/652 от 11.09.2015 отборы проб сточных вод производились из канализационных колодцев ответчика, которые в последующем, при подписании государственного контракта N 55/к/199 от 29.04.2016 ответчик согласовал в качестве контрольно-канализационных колодцев, предназначенных для отбора проб согласно Схеме месторасположения контрольно-канализационных колодцев от 29.04.2016, о чем свидетельствуют Приложение N 3 к государственному контракту N 55/к/199 от 29.04.2016 "Схемы месторасположения контрольно-канализационных колодцев" (т. 1 л.д. 81-99) и оборотные стороны актов отбора проб.
Так, истцом 27 и 28 апреля 2015 года, 27-29 июля 2015 года, 27-29 октября 2015 года в присутствии представителя ответчика проведены отборы проб сточных вод из канализационных колодцев по следующим объектам: войсковая часть 45097 (2-й Авиагородок); ФГКУ "426 Военный госпиталь" (г. Оренбург, пр. Парковый, д. 3); ПКУ (г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 63); войсковая часть 40263 (г. Оренбург, Нежинское шоссе, 1); войсковая часть 39994 (г. Оренбург, ул. Мира, д. 3); войсковая часть 63180 (г. Оренбург, ул. Мира, д. 3); военный госпиталь - филиал N 3 ФКУ "426 ВГ" МО РФ (г. Оренбург, пр. Госпитальный, 3); войсковая часть 33860 (г. Оренбург, ул. Харьковская, д. 2); войсковая часть 44296 (г. Оренбург, ул. Гражданская, д. 32), составлены акты отбора проб сточных вод N 76-04-82/04 от 27.04.2015, 83/04-84/04 от 28.04.2015, N 70/07-76/07, 88/07 от 27.07.2015, N 79/07-80/07 от 28.07.2015, N 93/07, 89/07-91/07 от 29.07.2015, 75/10-81/10 от 27.10.2015, N 82/10-86/10, 87/10, 89/10 от 29.10.2015 и по результатам исследования отобранных проб составлены протоколы NN 418-429 от 29.04.2015, N 430-431 от 05.05.2015, NN 742-758, 765 от 30.07.2015, 766-770 от 04.08.2015, NN 1079-1089 от 29.10.2015, 1093-1095, 1097-1098 от 03.11.2015, 1100-1104 от 05.11.2015 результатов количественного химического анализа сточных вод (т. 2 л.д. 128-148, т. 3 л.д. 1-2, 41-116).
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод). Акты отбора проб подписаны сторонами без замечаний и возражений, либо содержат отметку о неявке абонента, не допуске к месту отбора проб сточных вод.
На основании анализа проб сточных вод истцом установлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
В соответствии с п. 23, п. 24 Распоряжения от 19.06.1996 N 498-р, условиями государственного контракта N 55/к/652 от 11.09.2015, актами отбора проб сточных вод, протоколами анализа проб сточных вод, истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставил ответчику на оплату счета-фактуры на общую сумму 13 648 408 руб. 51 коп.
Также, по объекту войсковая часть 45097 (2-й Авиагородок) (акты отбора проб сточных вод N 83/04-84/04 от 28.04.2015, N 77/07-78/07 от 28.07.2015, N 85/10 от 28.10.2015 и протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод NN 430-431 от 05.05.2015, N 742-753 от 30.07.2015, N 1097-1098 (т. 2 л.д. 128-131, т. 3 л.д. 58, 59, 61, 63, 64, 67, 67, 71, 107-108)) на основании анализа проб сточных вод истцом установлено, что сточные воды ответчика содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным п. п. 113 и 114 Правил N 644, в связи с чем, истец произвел расчет платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123 Правил N 644 в размере 1 515 881 руб. 87 коп. и выставлены счета-фактуры на оплату, которые ответчиком в добровольном порядке не оплачены.
Общая сумма задолженности составляет 15 164 290 руб. 38 коп.
В целях урегулирования спора истец направил ответчику претензию N 02/4430 от 25.08.2016 с требованием произвести оплату задолженности в размере 15 164 290 руб. 38 коп. (т. 1 л.д. 12) в срок до 05.09.2016, которая осталась без ответа и удовлетворения.
Поскольку ответчиком обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, указав, что требования истца о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения обоснованны и документально подтверждены, в связи с чем они подлежат удовлетворению в сумме 1 515 881 руб. 87 коп. и 13 648 408 руб. 51 коп.
Выводы суда первой инстанции являются правильными.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено стоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Требованиями действующего законодательства и условиями спорного договора предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 Постановления). Механизм взимания владельцами систем канализации населенных пунктов платы за фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов регулируется Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденным Распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р (подлежащий применению к отношениям сторон, утратил силу с 25.02.2016).
В силу п. 23 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" плата за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов в системы канализации с превышением установленных ДК и (или) ВДК загрязняющих веществ, установленных владельцами систем канализации населенных пунктов в составе допустимых сбросов (ДС) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов и (или) ВУП загрязняющих веществ, рассчитывается следующим образом:
23.1. При сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, расчет платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, применяемых к разности между фактической (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрациями (ДК) или (ВДК) загрязняющих веществ, эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки, базовых нормативов платы в пределах установленных лимитов за размещение осадков, примененных к разности между удельными величинами фактического и нормативного (при нарушении ДК) или лимита (при нарушении ВДК) размещения осадков на один куб. м сточных вод, коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов и почвы региона, пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадков, а также коэффициентов индексации базовых нормативов платы для населенных пунктов. Кроме того, учитывается доля сточных вод абонента на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение, компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты владельцев систем канализации по вынужденному приему сверхнормативного сброса сточных вод в системы канализации, а также объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
23.2. При сбросе абонентами загрязняющих веществ, превышающих не только установленные ДК и (или) ВДК, но и концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, а также в случае сброса веществ, по которым не установлены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, расчет платы производится исходя из отношения разности между фактической концентрацией (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрацией (ДК) или (ВДК) по каждому загрязняющему веществу к ДК и (или) ВДК того же вещества, с учетом доли сточных вод абонента на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение. Полученный результат (сумма по всем загрязняющим веществам) делится на число загрязняющих веществ, по которым определена сумма, умножается на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, на действующий тариф за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более трех месяцев. При этом, объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Согласно п. 24 Распоряжения Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах абонентов с превышением ДК и (или) ВДК загрязняющих веществ в каждом расчетном периоде ограничивается трехкратной ценой (тарифом) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженной на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод в расчетном периоде. Кроме того, истцом произведено начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 25 Правил N 644 абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и названными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований. Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Абонент, в свою очередь, имеет право принимать участие в отборе проб холодной воды и проб сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе, осуществлять параллельный отбор проб (подпункт "б" пункта 37 Правил N 644).
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Согласно пунктам 113 и 114 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами. Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644.
Факт превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации, а также наличие в сточных водах ответчика загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения, подтверждается вышеуказанными актами отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации, а также протоколами результатов количественного химического анализа сточных вод.
Проанализировав указанные акты и протоколы результатов анализа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отбор произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод".
Доводы ответчика, о том, что указанные акты отбора проб не могут быть признанными допустимыми доказательствами, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Приведенные в Приложении N 3 к Правилам N 644 нормативные показатели применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
На основании приведенных выше норм, действующим законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения введена дополнительная плата за компенсацию расходов организаций ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Данная плата не отменяет взимание платежей за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Как сказано ранее, пунктом 118 Правил N 644 установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен пунктом 123 Правил N 644.
Абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом, объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод (пункт 119 Правил N 644).
В силу пункта 85 Правил N 644 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.
Согласно Правилам N 525, контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:
а) отбор проб сточных вод;
б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента и проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения (пункты 3, 19, 22 Правил N 525).
При этом в силу пункта 2 Правил N 644 "контрольная проба" - проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод.
В силу пунктов 27, 28 Правил N 525 по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом. При несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Акты отбора проб сточных вод при их составлении не оспорены ответчиком по форме, содержанию и полномочиям лиц их подписавших, что свидетельствует о соблюдении истцом порядка отбора указанных проб сточных вод.
Объемы сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, ФКУ "ОСК ЦВО" не оспорены (часть 3.1 статьи 70 АПК РФ).
Доводы ответчика о признании актов ненадлежащими доказательствами ввиду подписания их с замечаниями, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанные акты до рассмотрения иска также не оспорены, подписаны представителями ФКУ "ОСК ЦВО" без указаний на нахождение контрольных колодцев под подпором.
Как следует из подписанных представителями сторон актов отбора проб сточных вод, на основании которых предъявлена повышенная плата, в момент отбора проб подпоры в контрольных колодцах отсутствовали, пробы из контрольных колодцев N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 отбирались из лотка, в колодце N 1 с падающей струи согласно условиям договора.
Таким образом, отбор проб из контрольных колодцев абонента произведен истцом в соответствии с нормативными требованиями.
Следует также принимать во внимание последующее согласование спорных колодцев в качестве контрольных в государственном контракте от 29.04.2016 N 55/к/199.
Доводы ответчика об отсутствии полномочий у лиц, подписавших спорные акты, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 402 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия представителя могут подтверждаться не только выданной доверенностью, но и явствовать из обстановки, в которой действует представитель. В случае, если представительство явствует из обстановки, в
которой действует представитель, необходимость в проверке полномочий последнего отпадает и риск отсутствия (превышения) представительских полномочий несет лицо, создавшее соответствующую обстановку.
Таким образом, учитывая, что получатели услуг по контракту (воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации) закрытые объекты с особым режимом функционирования, наличие у представителей ответчика
доступа к водопроводным, канализационным сетям абонента и сооружениям на них, их участие при отборе проб, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что полномочия указанных лиц при составлении актов отбора проб явствовали из обстановки, в которой они действовали (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В этой связи доводы ответчика оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.04.2017 по делу N А47-10455/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.В.ЛУКЬЯНОВА
М.В.ЛУКЬЯНОВА
Судьи
Г.А.ДЕЕВА
О.Б.ФОТИНА
Г.А.ДЕЕВА
О.Б.ФОТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)