Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-6964/2017

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истица поставлена на учет граждан, нуждающихся в переселении из аварийного жилья. Распоряжением многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежит сносу. В ответ на заявление истицы орган местного самоуправления фактически отказал в выкупе квартиры истицы. До настоящего времени никаких действий по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и выкупу квартиры, принадлежащей истице, органом местного самоуправления не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N 33а-6964


Судья Миначева Т.В.

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г., Украинцевой С.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. об оспаривании бездействия администрации городского округа Спасск-Дальний по апелляционной жалобе Г. на решение Спасского районного суда Приморского края от 24 апреля 2017 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Г. отказано.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации городского округа Спасск-Дальний - Л., судебная коллегия

установила:

Г. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что согласно уведомлению от 10 июля 2014 года N она поставлена на учет граждан, нуждающихся в переселении из аварийного жилья. Распоряжением администрации городского округа Спасск-Дальний многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежит сносу. Г. было предложено произвести снос жилого помещения в течение девяти месяцев со дня получения требования. В случае, если Г. не осуществит снос жилого помещения, земельный участок, на котором он расположен, а также жилое помещение подлежат изъятию путем выкупа или по соглашению с собственником может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение. На заявление Г. администрация городского округа Спасск-Дальний фактически отказала в выкупе квартиры <адрес>. До настоящего времени никаких действий по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и выкупу квартиры, принадлежащей Г. на праве собственности, администрацией городского округа Спасск-Дальний не принято. Полагает, что бездействие администрации городского округа Спасск-Дальний является незаконным. Просит признать незаконным и необоснованным бездействие администрации городского округа Спасск-Дальний и заместителя главы администрации городского округа С. Врадий по неизъятию земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом <адрес> и невыкупу у Г. принадлежащей ей на праве собственности трехкомнатной квартиры общей площадью 78,8 кв. м, расположенной: <адрес>
Представитель Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации городского округа Спасск-Дальний не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом, в котором расположена спорная квартира, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Жилищные права собственника жилого помещения аварийного дома обеспечиваются посредством выкупа изымаемого жилого помещения. Всем жильцам-собственникам жилых помещений были направлены требования о сносе. До настоящего времени снос не произведен. Постановлением администрации городского округа Спасск-Дальний N от 11 июня 2014 года принято решение о расселении жильцов аварийного дома до 31 ноября 2018 года. На настоящий момент дом не расселен, в нем проживают собственники жилых помещений и наниматели. Пока не будут расселены все проживающие в доме граждане, речь об изъятии земельного участка не может идти. Спорный земельный участок как объект права не существует, и изъятие земельного участка может осуществляться только после того, как земельный участок будет иметь характеристики, позволяющие его определить в качестве индивидуально-определенной вещи. Изъятие земельного участка для муниципальных нужд невозможно, т.к. он не принадлежит собственникам жилых помещений на праве общей долевой собственности. Истец обращалась в администрацию с требованием и соглашением о выкупе и выкупной цене ее квартиры, однако оценка квартиры ею не произведена, документы не представлены. С требованием об изъятии земельного участка истец в администрацию не обращалась.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе Г. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По делу установлено, что Г. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N.
Распоряжением администрации городского округа Спасск-Дальний от 11 июня 2014 года N "О признании актов обследования и заключений межведомственной комиссии по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, принято решение о расселении жильцов аварийного дома до 31 ноября 2018 года.
При этом многоквартирный дом <адрес> не включен в адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем жилищные права собственника жилого помещения аварийного дома обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения.
10 ноября 2014 года Г. направлено требование о сносе жилого помещения - квартиры <адрес> в течение девяти месяцев с момента получения требования. В требовании Г. было разъяснено, что в случае невыполнения в указанный срок сноса жилого помещения земельный участок, на котором оно расположено, подлежит изъятию и, соответственно, подлежит изъятию путем выкупа жилое помещение - квартира N или в соответствии с п. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником может быть предоставлено взамен изымаемого другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Поскольку административный истец не осуществила снос жилого помещения, она обратилась в администрацию городского округа Спасск-Дальний с заявлением о выкупе квартиры.
Письмом от 28 сентября 2016 года N до сведения Г. доведено, что срок расселения граждан, проживающих в МКД по <адрес> установлен до ноября 2018 года. Для реализации требований ст. 32 ЖК РФ для собственников, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, в части изъятия жилых помещений путем выкупа, необходимо предусмотреть в бюджете городского округа Спасск-Дальний затраты на проведение оценки при определении размера возмещения за жилое помещение, затраты на выплату возмещения за изъятое жилое помещение. Бюджет является законодательным актом, принимается решением Думы городского округа, при формировании бюджета на 2016 год ввиду острого дефицита бюджета данные средства не предусмотрены.
Отказывая в удовлетворении требований Г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен авариный жилой дом не принималось, между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения, требование о понуждении к изъятию земельного участка истцов в адрес администрации городского округа Спасск-Дальний не направлялось, что является обязательным условием для возможности взыскания выкупной цены жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в связи с чем оснований для признания бездействия административного ответчика незаконным и необоснованным не имеется.
Однако данные выводы постановлены при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В соответствии с разделом II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Поскольку признанный в установленном законом порядке аварийным жилой дом <адрес> не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома, судебная коллегия приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления должен был принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Однако, из материалов дела усматривается, что с 2014 года никаких действий по изъятию путем выкупа жилого помещения, принадлежащего Г., администрация городского округа Спасск-Дальний не предприняла, т.е. имеет место бездействие органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований с возложением на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о начале процедуры изъятия путем выкупа у Г. принадлежащего ей жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Спасского районного суда Приморского края от 24 апреля 2017 года отменить, вынести новое решение.
Признать бездействие администрации городского округа Спасск-Дальний незаконным.
Обязать администрацию городского округа Спасск-Дальний рассмотреть вопрос о начале процедуры изъятия путем выкупа жилого помещения квартиры <адрес> у Г.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)