Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2017 N 10АП-11617/2017 ПО ДЕЛУ N А41-29170/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2017 г. по делу N А41-29170/17


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Терминал Север" (ИНН: 5044089990, ОГРН: 1145044000584) -Дружинина Н.В., представитель по доверенности от 23 января 2017 года,
от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273; ОГРН: 1097746296977) - Гуляева К.О. - представитель по доверенности N 435-Д от 21 августа 2017 года,
от ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН: 5024129468; ОГРН: 1125024004918) - Чепуркова Е.С. - представитель по доверенности N 27ДОВ-389 от 22 декабря 2016 года,
представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2017 года по делу N А41-29170/17, принятое судьей Федуловой Л.В., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Терминал-Север" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть лесного участка, с участием третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Терминал-Север" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть лесного участка, относящегося к землям лесного фонда, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, квартал 30, общей площадью 12 947,34 кв. метра, со следующими координатами:































































































































К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2017 года по делу N А41-29170/17 исковые требования ООО "Терминал-Север" удовлетворены (л.д. 92 - 94 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ ФАУГИ в Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУФАУГИ в Московской области поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили их удовлетворить.
Представитель ООО "Терминал-Север" возражал против доводов апелляционных жалоб заявителей, просил в их удовлетворении отказать. При этом, заявил отказ от иска к Комитету лесного хозяйства Московской области, просил решение суда первой инстанции в указанной части отменить, производство по делу прекратить. В соответствии со статьей 49 АПК РФ. Последствия отказа от заявленных требований понятны.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу статьи 62 АПК РФ право представителя на полный или частичный отказ от исковых требований должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе.
В соответствии с частью 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 185 ГК РФ).
Доверенность является односторонней сделкой и документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав. Доверенность адресуется третьим лицам, с которыми предполагается заключение сделок, а потому должна быть им предъявлена либо представителем, либо непосредственно самим представляемым.
Указанное заявление подписано представителем ООО "Терминал Север" уполномоченным по доверенности от 23 января 2017 года, в которой среди прочего, перечислены полномочия на полный или частичный отказ от требований.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
В силу пункта 3 статьи 269 АПК РФ, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
В соответствии с частью 3 статьи 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции признал возможным принять отказ от заявленных требований к Комитету лесного хозяйства Московской области и прекратить производство по делу в данной части, оснований, предусмотренных частью 5 статьи 49 АПК РФ (арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц), апелляционным судом не установлено.
Статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск к Комитету лесного хозяйства Московской области, взыскал с Комитета в пользу ООО "Терминал Север" расходы по уплате госпошлины за подачу иска.
Поскольку судом апелляционной инстанции принят отказ от иска к Комитету лесного хозяйства Московской области, в соответствии с указанной нормой закона ООО "Терминал Север" подлежит возврату из Федерального бюджета госпошлина за подачу иска в размере 3 000 рублей.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Терминал Север" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:238, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, общей площадью 104 748 +/- 101 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, д. Елино (далее - спорный земельный участок).
Согласно письму Комитета лесного хозяйства Московской области от 30 сентября 2016 года N ТГ-11626/27-08 при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах спорного земельного участка и границ земель лесного фонда посредством использования РГИС установлено, что границы участка 50:09:0060607:238 имеют наложение на земли лесного фонда Клинского лесничества, Клинского сельского участкового лесничества, квартал 30 (т. 1 л.д. 113 - 115).
Дополнительно сообщалось, что право собственности Российской Федерации на лесной участок Клинского лесничества, Клинского сельского участкового лесничества, квартал 30, зарегистрировано на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации 30 апреля 2009 года (письмо от 23.01.2017 N ТГ-702/27-08, т. 1 л.д. 66 - 67).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации). Как следует из статей 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 года) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:238 образован в результате раздела участка 50:09:0060607:28. Земельный участок 50:09:0060607:28 поставлен на кадастровый учет 01 июня 2004 г., ориентировочной площадью 18.8 га, подлежащей уточнению при межевании, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство.
Постановлением Правительства Московской области от 19 ноября 2009 года N 998/50 участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28 переведен из состава земель сельскохозяйственных угодий в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Право собственности за ООО "Кантри" на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого впоследствии образован спорный земельный участок, было зарегистрировано на основании протокола общего собрания учредителей ООО "Агро-Центр" от 30 июля 2004 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 сентября 2008 года.
Право собственности ООО "Терминал Север" зарегистрировано на основании протокола общего собрания участников ООО "Кантри" от 25 декабря 2012 года N 4, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28 марта 2013 года.
Постановлением Администрации муниципального образования с.п. Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 января 2010 года N 21 изменен вид разрешенного использования участка 50:09:0060607:28 на "размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов".
Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении спора по делу N А41-15349/11 от 06 октября 2014 года судами установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение по настоящему делу: право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью зарегистрировано 30 апреля 2009 года, а право собственности на конкретный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28 (из которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:238) зарегистрировано в установленном порядке в 2008 году, границы лесничества были сформированы после образования земельных участков (т. 2 л.д. 63).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", арбитражные суды должны учитывать, что преюдициальное значение имеют факты, установленные решениями судов первой инстанции, а также постановлениями апелляционной и надзорной инстанций, которыми приняты решения по существу споров.
Факты, установленные по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации связывает преюдициальное значение не с наличием вступивших в законную силу судебных актов, разрешающих дело по существу, а с обстоятельствами (фактами), установленными данными актами, имеющими значение для другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.
Преюдиция предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно счел доказанным факт регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:238, в установленном порядке еще в 2008 году.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционных жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

принять отказ Общества с ограниченной ответственностью "Терминал Север" от иска к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2017 года по делу N А41-29170/17 в указанной части отменить. Производство по делу - прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 12 июля 2017 года по делу N А41-29170/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Терминал Север" из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, перечисленную за подачу иска.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)