Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Ю.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6169/2017) администрации города Нефтеюганска, (регистрационный номер 08АП-6328/2017) Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2017 по делу N А75-16152/2016 (судья О.В. Зубакина), принятое по иску Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в защиту неопределенного круга лиц субъектов предпринимательства, в интересах муниципального образования города Нефтеюганск в лице администрации города Нефтеюганска к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и обществу с ограниченной ответственностью "СК Югра-Строй" о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности,
установил:
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в защиту неопределенного круга лиц субъектов предпринимательства, в интересах муниципального образования города Нефтеюганск в лице Администрации города Нефтеюганска к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и к обществу с ограниченной ответственностью "СК Югра-Строй" (далее - ООО "СК Югра-Строй", общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162, заключенного Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и ООО "СК Югра-Строй" под разработку песчаного карьера и о применении последствий его недействительности.
Определениями от 20.12.2016 и от 16.02.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация города Нефтеюганска, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2017 по делу N А75-16152/2016 исковые требования удовлетворены. Признан недействительным договор аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162, заключенный между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и ООО "СК Югра-Строй". Применены последствия недействительности сделки в виде обязания общества передать земельный участок площадью 25 808 кв. м с кадастровым номером 86:20:0000060:15, расположенный по адресу: г. Нефтеюганск, Юго-Западная зона, муниципальному образованию город Нефтеюганск в состоянии, пригодном для дальнейшего использования. С ООО "СК Югра-Строй" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и администрация города Нефтеюганска в апелляционных жалобах просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податели указывают, что предметом оспариваемого договора аренды является земельный участок, а не участок недр. Оформление земельного участка Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска было осуществлено с учетом норм действовавшего земельного законодательства на момент его предоставления, возможность которого существовала и существует в настоящее время без проведения аукциона и выдачи лицензии. Нарушение арендатором законодательства о недрах (при наличии такового) не может свидетельствовать о нарушении порядка предоставления земельного участка Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска. Подробно доводы приведены в жалобах.
От Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу администрации города Нефтеюганска.
От Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступил письменный отзыв на апелляционные жалобы администрации города Нефтеюганска и Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска.
Прокуратура, ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и администрация города Нефтеюганска уведомили о возможности проведения судебного заседания без участия их представителей. На основании частей 2, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участников процесса.
В связи с возложением исполнительной и распорядительной деятельности в сфере земельных отношений на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска последний в своей жалобе заявил о проведении процессуального правопреемства.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
По смыслу указанной нормы права процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска, утвержденного решением Думы города от 29.03.2017 N 130-VI, Департамент является органом администрации города Нефтеюганска, осуществляющим исполнительную и распорядительную деятельность администрации города Нефтеюганска в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности и земельных отношений. В пункте 1.3 названного выше Положения указано, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска является правопреемником Департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска в части земельных отношений.
В связи с перераспределением полномочий в сфере земельных отношений между органами местного самоуправления города Нефтеюганска ходатайство подлежит удовлетворению, следует произвести замену Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска на его процессуального правопреемника - Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (далее - Департамент).
В силу части 3 статьи 48 АПК РФ для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что с 06.04.2017 Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска именуется Департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании поданного ООО "СК Югра-Строй" 02.09.2014 заявления и постановления администрации города Нефтеюганска от 17.10.2014 N 1171 между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162, согласно которому обществу в аренду на три года предоставлен земельный участок площадью 25 808 кв. м, (кадастровый номер: 86:20:0000060:15), расположенный по адресу г. Нефтеюганск, Юго-Западная зона, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: под разработку песчаного карьера.
По акту приема-передачи от 28.10.2014 арендодатель передал арендатору указанный земельный участок.
Ссылаясь на то, что договор аренды от 28.10.2014 N 162 между ответчиками заключен в нарушение требований законодательства, а именно: по договору предоставлены участки недр под добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка) в отсутствие лицензии на данный вид деятельности, а также в связи с заключением договора без проведения процедуры торгов, Прокурор обратился в суд с настоящим иском в суд.
Удовлетворение требований Прокурора в полном объеме послужило поводом подачи апелляционных жалоб, при оценке доводов которых суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В силу статьи 168 ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
По правилам статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В данном случае земельный участок с кадастровым N 86:20:0000060:15 предоставлен ответчику под разработку песчаного карьера (пункт 1.3 договора аренды, кадастровый паспорт, т. 1 л. 44, 49) на основании его заявления (т. 1 л. 47).
Земельный участок с кадастровым номером 86:20:000060:15 поставлен на кадастровый учет (т. 1 л. 44), разрешенное целевое использование установлено - под разработку песчаного карьера.
Согласно представленным администрацией города Нефтеюганска сведениям на спорном земельном участке в период 1982 года проводились инженерные изыскания, объектом которых являлся "карьер песчаного грунта для намыва территории города Нефтеюганска".
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, разработка песчаных карьеров является добычей общераспространенных полезных ископаемых.
На основании Распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2005 N 66-р/496-рп "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" песок отнесен к общераспространенным полезным ископаемым Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно пункту 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
В силу статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ООО "СК Югра-Строй" согласно имеющимся документам (заявление, договор аренды, акт приема-передачи, постановление администрации) предоставлен земельный участок с целью использования в виде разработки песчаного карьера, то есть фактически для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
По правилам пунктов 2, 3 статьи 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Порядок приобретения прав на земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду был предусмотрен пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 72-ФЗ, действующей до 01.03.2015).
В соответствии с указанными положениями Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Аналогичные по содержанию положения закреплены в действующей редакции Земельного Кодекса Российской Федерации (пункт 20 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Таким образом, администрация города Нефтеюганска имела право предоставить ООО "СК Югра-Строй" земельный участок без проведения торгов в случае подтверждения юридическим лицом статуса пользователя недр и соблюдения им требований законодательства о недрах.
В статье 1.2 Закон N 2395-1 предусмотрено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закон N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закон N 2395-1).
По правилам статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.06.2014 N 1314-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный" и гражданина Халенкова Артура Васильевича на нарушение их конституционных прав и свобод частью 4 статьи 7 Закона о недрах" разъяснено, что из положений части 4 статьи 7, статьи 11 Закона о недрах следует, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. При этом названный Закон устанавливает разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть первая статьи 11); в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (часть первая статьи 7).
В силу пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.07.2010 N 135 таким уполномоченным органом в 2014 году являлся Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
На основании части 1 статьи 11, статьи 16 Закона о недрах Департамент осуществлял оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения путем проведения аукциона.
Согласно части 1, части 2 статьи 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода геометризованного блока недр.
Процедура получения данного документа регламентирована Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной Федеральным горным и промышленным надзором России 31.12.1997 N 58, Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.1998 N 56 (далее - Инструкция).
На основании пункта 3 Инструкции горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами. Горный отвод не обязательно должен занимать весь арендованный земельный участок, он может занимать его часть.
В пункте 4 Инструкции установлено, что при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
В пункте 5 Инструкции закреплено, что добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу.
Таким образом, перед началом разработки песчаного карьера в Юго-Западной зоне г. Нефтеюганска ООО "СК Югра-Строй" обязано было получить по итогам проведенного аукциона в Департаменте по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры лицензию на право пользования недрами в границах предполагаемого карьера, а также горноотводный акт.
Невыполнение данных требований законодательства не позволяет отнести ООО "СК Югра-Строй" к числу законных пользователей недр. Учитывая, что аукцион не проводился, были нарушены права неопределенного круга лиц, субъектов предпринимательства, потенциальных претендентов на участие в аукционе в целях получения лицензии на право разработки участка недр.
Исходя из положений пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.03.2015, регламентирующей порядок предоставления в аренду земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только пользователь недр, то есть субъект предпринимательства имеющий лицензию и получивший горный отвод на земельном участке, имеет право в границах горного отвода осуществлять пользование недрами, при этом права на земельный участок, находящийся над слоем залегания полезных ископаемых подлежит оформлению пользователем недр в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ внесены изменения в часть 2 статьи 25.1 Закона о недрах была изложена в новой редакции и дополнена положениями, согласно которым использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вышеперечисленные требования закона нашли свое отражение в постановлении администрации г. Нефтеюганска от 03.03.2016 N 158-п "Об утверждении технологической схемы предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без торгов".
В разделе 4 "Документы, предоставляемые заявителем для получения муниципальной услуги" вышеуказанной технологической схемы указано, что в состав документов, которые представляет заявитель для получения муниципальной услуги, включаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 46 Перечня в случае передачи в аренду земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами без проведения торгов (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, действующий с 01.03.2015) заявителем (недропользователем) в числе документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка, предоставляется выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода.
В разделе 2 "Общие сведения о муниципальной услуге" Технологической схемы предоставления муниципальной услуги закреплено, что Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска принимается решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, вопреки доводам жалоб, только в случае получения ООО "СК Югра-Строй" лицензии на право пользования недрами в уполномоченных государственных органах, а также горного отвода данное общество как недропользователь вправе было обратиться с заявлением в администрацию Нефтеюганского района для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000060:15 в порядке земельного законодательства, в том числе по упрощенной схеме в порядке пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что ООО "СК Югра-Строй", как субъект предпринимательства, имея цель добычи песка на указанном земельном участке, не имело и до настоящего времени не обладает лицензией на право пользования недрами, соответственно не обладает статусом недропользователя, предоставление обществу в 2014 году земельного участка на основании пункта 2.2 статьи 30 ЗК РФ и статьи 25.1 Закона о недрах является незаконным.
То обстоятельство, что в соответствии с пунктами 2, 6 Порядка использования для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков..., утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2010 N 102-п "О регулировании отношений при предоставлении и пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции от 02.07.2012 N 231-п), пользователи в границах данных земельных участков имеют право в соответствии с настоящим Порядком осуществлять использование без применения взрывных работ для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах данных земельных участков и не числящихся на государственном балансе запасов полезных ископаемых на глубину до пяти метров, вовсе не свидетельствует о соответствии оспариваемого договора закону, поскольку под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (абзац 2 статьи 19 Закона о недрах).
В рассматриваемой ситуации ООО "СК Югра-Строй" осуществляло добычу песка в целях ведения предпринимательской деятельности (осуществления строительства).
Пользование недрами обществом как субъектом предпринимательской деятельности на предоставленном земельном участке помимо перечисленных документов (заявление, договор аренды, акт приема-передачи, постановление администрации) подтверждается направленной Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска информацией в адрес Службы по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (т. 1 л. 18), актом натурного осмотра принадлежащей ООО "СК Югра-Строй" территории, проведенного 03.08.2016 Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (т. 1 л. 129).
Поэтому и отсутствие в заявлении от 02.09.2014 о предоставлении земельного участка, поданном обществом, указания о его намерении осуществлять применение взрывных работ, добычу полезных ископаемых на глубину более 5 метров или их продажу и использования для производственных нужд, при том, что в договоре прямо предусмотрена цель предоставления земельного участка - под разработку песчаного карьера, не освобождает арендодателя от последствий нарушения законодательства, представляющих собой признание сделки недействительной.
Таким образом, заключение Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска договора аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162 с ООО "СК Югра-Строй", не имеющим лицензии на право пользование недрами, с целью разработки песчаного карьера в юго-западной зоне г. Нефтеюганска являлось неправомерным, противоречащим требованиям земельного законодательства, законодательства о недрах, что влечет его недействительность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Цель двусторонней реституции - приведение сторон сделки в первоначальное положение.
По договору аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162 ООО "СК Югра-Строй" получило от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска по акту приема-передачи земельный участок.
Поскольку договор аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162 признан недействительным, стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по сделке, а именно: общество обязано возвратить Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (правопреемнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска) по акту приема-передачи земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" арендная плата признается формой оплаты за право пользования переданным в аренду имуществом.
Так как в результате исполнения недействительной сделки общество фактически пользовалось предоставленным ему земельным участком и в силу статьи 167 ГК РФ обязано возместить другой стороне в денежной форме стоимость этого пользования, то плата за пользование спорным участком взысканию с Департамента в пользу общества не подлежит.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы жалоб отклоняются по мотивам, приведенным выше.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как администрация города Нефтеюганска и Департамент в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
произвести замену Департамента муниципального имущества администрации г. Нефтеюганска на его процессуального правопреемника - Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2017 по делу N А75-16152/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.07.2017 N 08АП-6169/2017, 08АП-6328/2017 ПО ДЕЛУ N А75-16152/2016
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. N 08АП-6169/2017, 08АП-6328/2017
Дело N А75-16152/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Ю.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-6169/2017) администрации города Нефтеюганска, (регистрационный номер 08АП-6328/2017) Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2017 по делу N А75-16152/2016 (судья О.В. Зубакина), принятое по иску Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в защиту неопределенного круга лиц субъектов предпринимательства, в интересах муниципального образования города Нефтеюганск в лице администрации города Нефтеюганска к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и обществу с ограниченной ответственностью "СК Югра-Строй" о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности,
установил:
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в защиту неопределенного круга лиц субъектов предпринимательства, в интересах муниципального образования города Нефтеюганск в лице Администрации города Нефтеюганска к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и к обществу с ограниченной ответственностью "СК Югра-Строй" (далее - ООО "СК Югра-Строй", общество) о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162, заключенного Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и ООО "СК Югра-Строй" под разработку песчаного карьера и о применении последствий его недействительности.
Определениями от 20.12.2016 и от 16.02.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация города Нефтеюганска, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2017 по делу N А75-16152/2016 исковые требования удовлетворены. Признан недействительным договор аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162, заключенный между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и ООО "СК Югра-Строй". Применены последствия недействительности сделки в виде обязания общества передать земельный участок площадью 25 808 кв. м с кадастровым номером 86:20:0000060:15, расположенный по адресу: г. Нефтеюганск, Юго-Западная зона, муниципальному образованию город Нефтеюганск в состоянии, пригодном для дальнейшего использования. С ООО "СК Югра-Строй" в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска и администрация города Нефтеюганска в апелляционных жалобах просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податели указывают, что предметом оспариваемого договора аренды является земельный участок, а не участок недр. Оформление земельного участка Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска было осуществлено с учетом норм действовавшего земельного законодательства на момент его предоставления, возможность которого существовала и существует в настоящее время без проведения аукциона и выдачи лицензии. Нарушение арендатором законодательства о недрах (при наличии такового) не может свидетельствовать о нарушении порядка предоставления земельного участка Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска. Подробно доводы приведены в жалобах.
От Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу администрации города Нефтеюганска.
От Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступил письменный отзыв на апелляционные жалобы администрации города Нефтеюганска и Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска.
Прокуратура, ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и администрация города Нефтеюганска уведомили о возможности проведения судебного заседания без участия их представителей. На основании частей 2, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участников процесса.
В связи с возложением исполнительной и распорядительной деятельности в сфере земельных отношений на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска последний в своей жалобе заявил о проведении процессуального правопреемства.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
По смыслу указанной нормы права процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска, утвержденного решением Думы города от 29.03.2017 N 130-VI, Департамент является органом администрации города Нефтеюганска, осуществляющим исполнительную и распорядительную деятельность администрации города Нефтеюганска в сфере строительства, архитектуры, градостроительной деятельности и земельных отношений. В пункте 1.3 названного выше Положения указано, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска является правопреемником Департамента градостроительства администрации города Нефтеюганска и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска в части земельных отношений.
В связи с перераспределением полномочий в сфере земельных отношений между органами местного самоуправления города Нефтеюганска ходатайство подлежит удовлетворению, следует произвести замену Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска на его процессуального правопреемника - Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (далее - Департамент).
В силу части 3 статьи 48 АПК РФ для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что с 06.04.2017 Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска именуется Департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании поданного ООО "СК Югра-Строй" 02.09.2014 заявления и постановления администрации города Нефтеюганска от 17.10.2014 N 1171 между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162, согласно которому обществу в аренду на три года предоставлен земельный участок площадью 25 808 кв. м, (кадастровый номер: 86:20:0000060:15), расположенный по адресу г. Нефтеюганск, Юго-Западная зона, категория земель: земли населенных пунктов, целевое назначение: под разработку песчаного карьера.
По акту приема-передачи от 28.10.2014 арендодатель передал арендатору указанный земельный участок.
Ссылаясь на то, что договор аренды от 28.10.2014 N 162 между ответчиками заключен в нарушение требований законодательства, а именно: по договору предоставлены участки недр под добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка) в отсутствие лицензии на данный вид деятельности, а также в связи с заключением договора без проведения процедуры торгов, Прокурор обратился в суд с настоящим иском в суд.
Удовлетворение требований Прокурора в полном объеме послужило поводом подачи апелляционных жалоб, при оценке доводов которых суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В силу статьи 168 ГК РФ в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
По правилам статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В данном случае земельный участок с кадастровым N 86:20:0000060:15 предоставлен ответчику под разработку песчаного карьера (пункт 1.3 договора аренды, кадастровый паспорт, т. 1 л. 44, 49) на основании его заявления (т. 1 л. 47).
Земельный участок с кадастровым номером 86:20:000060:15 поставлен на кадастровый учет (т. 1 л. 44), разрешенное целевое использование установлено - под разработку песчаного карьера.
Согласно представленным администрацией города Нефтеюганска сведениям на спорном земельном участке в период 1982 года проводились инженерные изыскания, объектом которых являлся "карьер песчаного грунта для намыва территории города Нефтеюганска".
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, разработка песчаных карьеров является добычей общераспространенных полезных ископаемых.
На основании Распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2005 N 66-р/496-рп "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" песок отнесен к общераспространенным полезным ископаемым Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Согласно пункту 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
В силу статьи 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, ООО "СК Югра-Строй" согласно имеющимся документам (заявление, договор аренды, акт приема-передачи, постановление администрации) предоставлен земельный участок с целью использования в виде разработки песчаного карьера, то есть фактически для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
По правилам пунктов 2, 3 статьи 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Порядок приобретения прав на земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду был предусмотрен пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 72-ФЗ, действующей до 01.03.2015).
В соответствии с указанными положениями Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Аналогичные по содержанию положения закреплены в действующей редакции Земельного Кодекса Российской Федерации (пункт 20 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Таким образом, администрация города Нефтеюганска имела право предоставить ООО "СК Югра-Строй" земельный участок без проведения торгов в случае подтверждения юридическим лицом статуса пользователя недр и соблюдения им требований законодательства о недрах.
В статье 1.2 Закон N 2395-1 предусмотрено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закон N 2395-1 недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 9 Закон N 2395-1).
По правилам статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24.06.2014 N 1314-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки общества с ограниченной ответственностью "Кирпичный" и гражданина Халенкова Артура Васильевича на нарушение их конституционных прав и свобод частью 4 статьи 7 Закона о недрах" разъяснено, что из положений части 4 статьи 7, статьи 11 Закона о недрах следует, что недра как часть земной коры не являются частью земельного участка (земной поверхности), находятся в государственной собственности и выступают в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. При этом названный Закон устанавливает разрешительный режим пользования недрами: предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть первая статьи 11); в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (часть первая статьи 7).
В силу пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.07.2010 N 135 таким уполномоченным органом в 2014 году являлся Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
На основании части 1 статьи 11, статьи 16 Закона о недрах Департамент осуществлял оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр местного значения путем проведения аукциона.
Согласно части 1, части 2 статьи 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода геометризованного блока недр.
Процедура получения данного документа регламентирована Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной Федеральным горным и промышленным надзором России 31.12.1997 N 58, Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.1998 N 56 (далее - Инструкция).
На основании пункта 3 Инструкции горным отводом называется геометризованный блок недр. В соответствии с настоящей Инструкцией горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод, определяют его пространственное положение в плане, по глубине и являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами. Горный отвод не обязательно должен занимать весь арендованный земельный участок, он может занимать его часть.
В пункте 4 Инструкции установлено, что при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
В пункте 5 Инструкции закреплено, что добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу.
Таким образом, перед началом разработки песчаного карьера в Юго-Западной зоне г. Нефтеюганска ООО "СК Югра-Строй" обязано было получить по итогам проведенного аукциона в Департаменте по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры лицензию на право пользования недрами в границах предполагаемого карьера, а также горноотводный акт.
Невыполнение данных требований законодательства не позволяет отнести ООО "СК Югра-Строй" к числу законных пользователей недр. Учитывая, что аукцион не проводился, были нарушены права неопределенного круга лиц, субъектов предпринимательства, потенциальных претендентов на участие в аукционе в целях получения лицензии на право разработки участка недр.
Исходя из положений пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.03.2015, регламентирующей порядок предоставления в аренду земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только пользователь недр, то есть субъект предпринимательства имеющий лицензию и получивший горный отвод на земельном участке, имеет право в границах горного отвода осуществлять пользование недрами, при этом права на земельный участок, находящийся над слоем залегания полезных ископаемых подлежит оформлению пользователем недр в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 25.1 Закона о недрах земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ внесены изменения в часть 2 статьи 25.1 Закона о недрах была изложена в новой редакции и дополнена положениями, согласно которым использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вышеперечисленные требования закона нашли свое отражение в постановлении администрации г. Нефтеюганска от 03.03.2016 N 158-п "Об утверждении технологической схемы предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без торгов".
В разделе 4 "Документы, предоставляемые заявителем для получения муниципальной услуги" вышеуказанной технологической схемы указано, что в состав документов, которые представляет заявитель для получения муниципальной услуги, включаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 46 Перечня в случае передачи в аренду земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами без проведения торгов (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, действующий с 01.03.2015) заявителем (недропользователем) в числе документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка, предоставляется выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода.
В разделе 2 "Общие сведения о муниципальной услуге" Технологической схемы предоставления муниципальной услуги закреплено, что Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска принимается решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, вопреки доводам жалоб, только в случае получения ООО "СК Югра-Строй" лицензии на право пользования недрами в уполномоченных государственных органах, а также горного отвода данное общество как недропользователь вправе было обратиться с заявлением в администрацию Нефтеюганского района для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000060:15 в порядке земельного законодательства, в том числе по упрощенной схеме в порядке пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что ООО "СК Югра-Строй", как субъект предпринимательства, имея цель добычи песка на указанном земельном участке, не имело и до настоящего времени не обладает лицензией на право пользования недрами, соответственно не обладает статусом недропользователя, предоставление обществу в 2014 году земельного участка на основании пункта 2.2 статьи 30 ЗК РФ и статьи 25.1 Закона о недрах является незаконным.
То обстоятельство, что в соответствии с пунктами 2, 6 Порядка использования для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков..., утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.04.2010 N 102-п "О регулировании отношений при предоставлении и пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (в редакции от 02.07.2012 N 231-п), пользователи в границах данных земельных участков имеют право в соответствии с настоящим Порядком осуществлять использование без применения взрывных работ для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах данных земельных участков и не числящихся на государственном балансе запасов полезных ископаемых на глубину до пяти метров, вовсе не свидетельствует о соответствии оспариваемого договора закону, поскольку под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (абзац 2 статьи 19 Закона о недрах).
В рассматриваемой ситуации ООО "СК Югра-Строй" осуществляло добычу песка в целях ведения предпринимательской деятельности (осуществления строительства).
Пользование недрами обществом как субъектом предпринимательской деятельности на предоставленном земельном участке помимо перечисленных документов (заявление, договор аренды, акт приема-передачи, постановление администрации) подтверждается направленной Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска информацией в адрес Службы по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (т. 1 л. 18), актом натурного осмотра принадлежащей ООО "СК Югра-Строй" территории, проведенного 03.08.2016 Управлением Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (т. 1 л. 129).
Поэтому и отсутствие в заявлении от 02.09.2014 о предоставлении земельного участка, поданном обществом, указания о его намерении осуществлять применение взрывных работ, добычу полезных ископаемых на глубину более 5 метров или их продажу и использования для производственных нужд, при том, что в договоре прямо предусмотрена цель предоставления земельного участка - под разработку песчаного карьера, не освобождает арендодателя от последствий нарушения законодательства, представляющих собой признание сделки недействительной.
Таким образом, заключение Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска договора аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162 с ООО "СК Югра-Строй", не имеющим лицензии на право пользование недрами, с целью разработки песчаного карьера в юго-западной зоне г. Нефтеюганска являлось неправомерным, противоречащим требованиям земельного законодательства, законодательства о недрах, что влечет его недействительность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Цель двусторонней реституции - приведение сторон сделки в первоначальное положение.
По договору аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162 ООО "СК Югра-Строй" получило от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска по акту приема-передачи земельный участок.
Поскольку договор аренды земельного участка от 28.10.2014 N 162 признан недействительным, стороны обязаны возвратить друг другу все полученное по сделке, а именно: общество обязано возвратить Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (правопреемнику Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска) по акту приема-передачи земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" арендная плата признается формой оплаты за право пользования переданным в аренду имуществом.
Так как в результате исполнения недействительной сделки общество фактически пользовалось предоставленным ему земельным участком и в силу статьи 167 ГК РФ обязано возместить другой стороне в денежной форме стоимость этого пользования, то плата за пользование спорным участком взысканию с Департамента в пользу общества не подлежит.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Доводы жалоб отклоняются по мотивам, приведенным выше.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как администрация города Нефтеюганска и Департамент в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
произвести замену Департамента муниципального имущества администрации г. Нефтеюганска на его процессуального правопреемника - Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2017 по делу N А75-16152/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Н.В.ТЕТЕРИНА
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ
Судьи
Д.Г.РОЖКОВ
Н.В.ТЕТЕРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)