Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2017 N 04АП-4960/2017 ПО ДЕЛУ N А19-3615/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2017 г. по делу N А19-3615/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2017 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Е.О. Никифорюк, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по делу N А19-3615/2017 по заявлению Акционерного общества "Группа "Илим" (ОГРН 5067847380189, ИНН) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087) о признании незаконным бездействия
суд первой инстанции, судья Мусихина Т.Ю.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;
- от третьего лица, Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994 ИНН 7710723134): не было;
- установил:

Заявитель, Акционерное общество "Группа "Илим", обратился с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае:
- о признании незаконным бездействия МТУ Росимущества выраженного в не предоставлении заявителю земельного участка в аренду и не направлении в адрес заявителя подготовленных проектов договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 38:35:016001:550 на основании заявления Акционерного общества "Группа "Илим" (вх. N 19709 от 22.12.2016), как не соответствующего положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- о признании незаконными действий МТУ Росимущества, выразившихся в требовании письмом исх. N ШЕА-38/105 от 20.01.2017 предоставления дополнительных документов для подготовки договора аренды на испрашиваемый земельный участок кадастровым номером 38:35:016001:550, как не соответствующего положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- об обязании МТУ Росимущества предоставить в аренду земельный участок, подготовить и направить в адрес общества подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:35:016001:550, с предложением о его заключении.
Решением суда первой инстанции 10.07.2017 требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Требование ответчика о предоставления дополнительных документов для подготовки проекта договора аренды на испрашиваемый АО "Группа "Илим" земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550 суд считает необоснованным.
В рассматриваемом случае предусмотренные данной нормой основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, отсутствуют.
Действия ответчика о предоставления дополнительных документов для подготовки проекта договора аренды на испрашиваемый АО "Группа "Илим" земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550 суд считает необоснованными.
Письмо Росимущества от 12.05.2015 N ПП-10/18642 об отказе в принятии решения об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:550, 38:34:016001:551, 38:34:016001:547 из федерального земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:138 не может повлечь правовых последствий для образования испрашиваемого обществом земельного участка, поскольку он уже образован.
МТУ Росимущества, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель МТУ Росимущества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным ходатайством МТУ Росимущества просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы следует, что решение суда является незаконным и необоснованным. По мнению заявителя апелляционной жалобы суд сделал ошибочные выводы, что общество исполнило приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, предоставив территориальному органу все необходимые документы. В частности не были представлены схемы расположения земельных участков в порядке ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Кроме того решение об образовании земельных участков из находящихся в собственности Российской Федерации площадью 10 га принимает Росимущество.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным ходатайством общество просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 20.09.2017.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, общество владеет на праве собственности объектом недвижимости - нежилое здание управление СМТ "Братскстрой", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 38 АГ 838311 от 20.04.2009 расположенном на земельном участке с кадастровым номером 38:34:016001:550.
Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и в силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ считается установленными фактом.
22.12.2016 Акционерное общество "Группа "Илим" обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением вх. N 19709 о предоставлении в аренду на 49 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550. (т. 1, л. 12).
К указанному заявлению обществом приложены копии:
- копия документа удостоверяющего личность представителя юридического лица (1 л.);
- сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров (1 л.);
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя юридического лица - доверенность выданная ОАО" Группа Илим" б/н от 27.11.2015;
- кадастровый паспорт земельного участка 38:34:016001:550 (распечатан с MXL - документа 2 л.);
- копия постановления Администрации МО г. Братска от 24.12.2014 N 871 (копия 2 л.);
- согласие ООО "БратскБытСервис" на образование земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550 (оригинал - 1 л.);
- согласие Ерохиной И.Н. на образование земельного участка 38:34:016001:550 (оригинал - 1 л.).
Письмом N ШЕА-38/1015 от 20.01.2017 г. Управление сообщило Обществу о невозможности рассмотрения названного заявления, в связи с не предоставлением заявителем документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Так в письме указано, что перечень документов должен соответствовать п. 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, а также п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
Не представлены полномочия генерального директора общества.
Кроме того, в письме указано, что ни Территориальное управление, ни Росимущество не принимало решения и не согласовывало раздел земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:138 из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550.
Образованный земельный участок не соответствует требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (т. 1, л. 13).
Общество посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как было указано выше, на испрашиваемом обществом в аренду земельном участке располагается объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, что не оспаривается сторонами по делу.
Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч. 1).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (п. 9, ч. 2).
Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (ч. 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2).
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия (ч. 3).
В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (ч. 6).
Статьей 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с п. 32 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, установлен перечень документов, которые лицо обязано представить в уполномоченный орган:
- - Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение, если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в ЕГРН;
- - Документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок);
- - Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю;
- - *Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке);
- - *Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке);
- - *Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем;
- - *Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения).
(Документы, обозначенные символом"*", запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия).
Статья 39.17 Земельного кодекса РФ устанавливает содержание заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (ч. 1).
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ч. 2).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (ч. 3).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает действия установленные данной нормой.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы ТУ Росимущетсва изложенные в отказе и в апелляционной жалобе, исходит из следующего.
Поскольку общество является собственником объекта недвижимости расположенном на испрашиваемом земельном участке, у него, в силу закона, имеется право на получение указанного земельного участка в аренду в порядке ст. 39.6, ст. 39.14 - ст. 39.17, 39.20 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с распоряжением Территориального управления от 04.03.2001 N П-з, поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 21.07.2010 N ПП-10/20975, с учетом заявления АО "Группа "Илим" от 12.07.2010 N ФБ/1109 осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:0001, а также заключено дополнительное соглашение от 21.07.2011 к договору от 08.04.2002 N 1673, в соответствии с которым, пункт 1.1. раздела 1 "Предмет договора" изложен в следующей редакции: "1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во владение и пользование следующие земельные участки с кадастровыми номерами: 38:34:016001:130, 38:34:016001:131, 38:34:016001:132, 38:34:016001:133, 38:34:016001:134, 38:34:016001:135, 38:34:016001:136, 38:34:016001:138, 38:34:016001:139, 38:34:016001:140, 38:34:016001:141, 38:34:016001:142, 38:34:016001:143, 38:34:016001:144, 38:34:016001:145, 38:34:016001:146, 38:34:016001:147, 38:34:016001:148, 38:34:016001:149, 38:34:016001:150.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:138, площадью 130 884 кв. м, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 27 33 00 00, что не оспаривается ответчиком и подтверждается представленной заявителем в материалы дела копией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.07.2015 N 38/003/001/2015-3679.
Земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:138 находится у открытого акционерного общества "Группа Илим" на праве аренды на основании договора аренды земельного участка от 08.04.2002 N 1673 (в редакции соглашения от 24.03.2006 N 284, соглашения от 29.07.2007, дополнительного соглашения от 21.07.2011).
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, заявитель выделил из земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:138 земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550, площадью 4891 кв. м, поставлен на кадастровый учет 23.01.2015 г. в порядке, установленном частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и образован из состава земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 38:34:016001:138.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.
Статьей 36 Земельного кодекса РФ было установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (ч. 7).
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков.
В случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11.10 ЗК РФ, подготовка схемы может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 11.10 ЗК РФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 5 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. N 762, подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Как установлено частью 12 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Постановлением Администрации МО г. Братска от 24.12.2014 г. N 871, по инициативе АО "Группа "Илим".
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Постановлением Администрации МО г. Братска от 24.12.2014 г. N 871, по инициативе АО "Группа "Илим". Указанная схема с 19.02.2015 г. имеется в распоряжении Управления, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.03.2016 г. по делу N А19-2179/2016.
В силу указанного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал обоснованные выводы о том, что общество, обращаясь в Управление с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550 в аренду, выполнило требования Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 г. N 1, представив все необходимые документы и сведения.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что, как правильно указано судом первой инстанции, доводы ТУ Росимущетсва о необходимости принятия решения об образовании земельного участка в данном случае исключительно Росимуществом, о чем указано и в апелляционной жалобе, являются необоснованными.
Как правильно указал суд первой инстанции, утверждение Росимуществом или его территориальными Управлениями схем расположения земельных участков, образуемых из земельных участков федеральной собственности, предусматривается частью 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации только с 01.03.2015 с одновременным упразднением принятия ими решений об образовании земельных участков, предусмотренных предыдущей редакцией Кодекса.
До 01.03.2015 независимо от уровня публичной собственности на исходный земельный участок, для целей, предусмотренных статьями 31, 34 и 36 Земельного кодекса РФ, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории, (проекты границ земельных участков) утверждались исключительно органами местного самоуправления, осуществляющими публичные полномочия на такой территории (часть 2 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 г. N 66-ФЗ).
При этом суд первой инстанции правильно указал, что утверждение и выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка не является действием по распоряжению земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
По смыслу части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.05.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" земельный участок, прошедший кадастровый учет и сведения о котором из ЕГРН не исключены, считается образованным, поскольку образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается.
На основании указанного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что письмо Росимущества от 12.05.2015 N ПП-10/18642 об отказе в принятии решения об образовании земельных участков, в том числе с кадастровым номером 38:34:016001:550 из федерального земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:138 не может повлечь правовых последствий для образования испрашиваемого обществом земельного участка, поскольку он уже образован.
В соответствии с частью 6 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 части 5 статьи 39.17 Кодекса, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, в течение тридцати дней со дня получения заявления общества, ответчику надлежало осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю.
При этом, указание ТУ Росимущества в оспариваемом письме на непредставление Обществом копий документов, подтверждающих полномочия генерального директора Открытого акционерного общества "Группа "Илим", обоснованно отклонено судом первой инстанции, поскольку данные сведения в силу Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем запрашивается органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что требование ответчика о предоставления дополнительных документов для подготовки проекта договора аренды на испрашиваемый АО "Группа "Илим" земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550 в данном случае является неправомерным.
Учитывая, что доводы ТУ Росимущетсва о предоставлении неполного пакета документов для заключения договора аренды являются необоснованными, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ТУ Росимущетсва должно было подготовить проект договора аренды испрашиваемого участка земельного участка в срок не позднее 19.01.2017.
Между тем, ТУ Росимущетсва в нарушение установленного порядка подписанные проекты договора аренды земельного участка не направило обществу, что указывает на то, что им допущено незаконное бездействие.
При этом доводы апелляционной жалобы о распределении между ТУ Росимущетсва и Росимуществом полномочий по принятию решений об образовании земельных участков, в зависимости от площади исходных земельных участков (более 10 га), не свидетельствуют о наличии препятствий для рассмотрения ТУ Росимущетсва в данном случае заявления общества о предоставлении уже образованного земельного участка с кадастровыми номерами 38:34:016001:550.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции также обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку обществом представлен полный пакет документов, необходимый для предоставления земельного участка, то имеется законная возможность в качестве устранения права заявителя, обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае предоставить обществу в аренду земельный участок, подготовить и направить в адрес Акционерного общества "Группа "Илим" подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550 с предложением о его заключении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые действия и бездействия нарушают права и законные интересы заявителя, имеющего законное право на аренду земельного участка под принадлежащим ему на праве собственности объекте недвижимости и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от "10" июля 2017 года по делу N А19-3615/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший судебный акт.
Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)