Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Черняк Татьяны Степановны
на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.05.2017 о принятии обеспечительных мер по делу N А01-1055/2017,
принятое судьей Афашаговым М.А.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея; Майкопскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея
взыскатель: индивидуальный предприниматель Черняк Татьяна Степановна
о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - ТУ ФАУГИ в РА, территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела УФССП России по Республике Адыгея, выразившиеся в вынесении требований, не соответствующих содержанию исполнительного листа N АС 002711355 от 22.03.2012.
Одновременно с подачей заявления ТУ ФАУГИ в РА со ссылкой на статью 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве просило приостановить исполнительное производство N 33258/16/01012-ИП от 27.05.2016 возбужденное Майкопским городским отделом судебных приставов УФССП по РА на основании исполнительного листа АС N 002711355 от 22.03.2012, до вступления в силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления.
Позиция территориального управления по заявленным требованиям заключается в том, что требование судебного пристава-исполнителя о заключении договора аренды земельного участка с индивидуальным предпринимателем Черняк Татьяной Степановной не соответствует содержанию резолютивной части решения суда Арбитражного суда Республики Адыгея от 22 марта 2012 года и исполнительного документа, поскольку указанные документы не содержат требования о заключении договора аренды в отношении земельного участка именно с Черняк Т.С.
Заявитель считает, что заключение договора аренды с предпринимателем Черняк Т.С. по требованию судебного пристава-исполнителя, не соответствующем резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-2277/2011, существенно нарушит права территориального управления.
Определением от 12.05.2017 суд приостановил исполнительное производство N 33258/16/01012-ИП от 27.05.2016 возбужденное Майкопским городским отделом судебных приставов УФССП по РА на основании исполнительного листа АС N 002711355 от 22.03.2012, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела УФССП России по Республике Адыгея.
индивидуальный предприниматель Черняк Татьяна Степановна обжаловала определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила определение отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Согласно доводам заявления территориальное управление не обращалось с ходатайством о принятии обеспечительных мер. В рамках дела оспаривается требование судебного пристава-исполнителя, по такому заявлении при соответствующем обосновании суд мог приостановить действие оспариваемого требования, но не исполнительного производства.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ уведомило суд о состоявшейся замене заявителя на Администрацию муниципального образования город Майкоп.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Предприниматель Черняк Т.С., УФССП по Республике Адыгея и отдел судебных приставов письменно заявили ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Заявление ТУ ФАУГИ о приостановлении исполнительного производства мотивировано ссылкой на статью 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (часть 2 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случае принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.
Приостановление арбитражным судом исполнительного производства является самостоятельным, отличным от процедуры обеспечения иска, процессуальным действием, закрепленным в статье 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Апелляционная коллегия учитывает, что, допуская возможность подобного рода заявлений, правоприменительная практика содержит прямой запрет на приостановление исполнения судебного акта в качестве мер по обеспечению иска.
Суд первой инстанции, ссылаясь в определении от 12.05.2017 на положения статей 90 - 92, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не учел разъяснения, изложенные в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 "О применении Арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснения, согласно которым в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обеспечительным мерам относится приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке. С учетом того, что к таким документам не относится исполнительный лист, выданный судом, не допускается приостановление взыскания по исполнительному листу в качестве обеспечительной меры.
В случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", арбитражный суд одновременно с применением обеспечительных мер вправе также приостановить исполнительное производство.
Как следует из содержания статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя.
Применительно к содержанию указанных норм, приостановление исполнительного производства на основании положений статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является самостоятельным процессуальным действием.
Порядок рассмотрения заявления о приостановлении исполнительного производства регламентирован положениями статей 324, 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя ходатайство заявителя, не учел, что данное ходатайство не содержало просьбы о применении обеспечительных мер, а по смыслу статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнительного производства не является мерой по обеспечению иска. Такое приостановление исполнительного производства могло быть осуществлено только в порядке и по основаниям, названных выше норм права.
На разделение понятий принятий "обеспечительные меры" и "приостановление исполнительного производства" по основаниям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указывает и абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер".
Принимая обеспечительные меры в порядке статей 90 - 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем приостановления исполнительного производства N 33258/16/01012-ИП от 27.05.2016 возбужденного Майкопским городским отделом судебных приставов УФССП по РА на основании исполнительного листа АС N 002711355 от 22.03.2012, суд первой инстанции нарушил положения статей 324, 327 АПК РФ, что расценивается как неправильное применение судом норм процессуального права, и в соответствии с пунктом 3 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены определения, поскольку это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта и нарушает права лиц, участвующих в деле на рассмотрение заявления о приостановлении исполнительного производства с их участием.
Суд не оценивает принятое определение на соответствие нормам материального права, поскольку в силу части 2 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Поскольку судом первой инстанции данный вопрос не разрешался, он направляется в суд первой инстанции для разрешения по существу.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда о принятии обеспечительных мер не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.05.2017 о принятии обеспечительных мер по делу N А01-1055/2017 отменить. Направить вопрос о приостановлении исполнительного производства N 33258/16/01012-ИП от 27.05.2016, возбужденного Майкопским городским отделом судебных приставов УФССП по РА на основании исполнительного листа АС N 002711355 от 22.03.2012, на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Адыгея.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2017 N 15АП-8820/2017 ПО ДЕЛУ N А01-1055/2017
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. N 15АП-8820/2017
Дело N А01-1055/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Черняк Татьяны Степановны
на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.05.2017 о принятии обеспечительных мер по делу N А01-1055/2017,
принятое судьей Афашаговым М.А.,
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея; Майкопскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея
взыскатель: индивидуальный предприниматель Черняк Татьяна Степановна
о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - ТУ ФАУГИ в РА, территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела УФССП России по Республике Адыгея, выразившиеся в вынесении требований, не соответствующих содержанию исполнительного листа N АС 002711355 от 22.03.2012.
Одновременно с подачей заявления ТУ ФАУГИ в РА со ссылкой на статью 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 4 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве просило приостановить исполнительное производство N 33258/16/01012-ИП от 27.05.2016 возбужденное Майкопским городским отделом судебных приставов УФССП по РА на основании исполнительного листа АС N 002711355 от 22.03.2012, до вступления в силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления.
Позиция территориального управления по заявленным требованиям заключается в том, что требование судебного пристава-исполнителя о заключении договора аренды земельного участка с индивидуальным предпринимателем Черняк Татьяной Степановной не соответствует содержанию резолютивной части решения суда Арбитражного суда Республики Адыгея от 22 марта 2012 года и исполнительного документа, поскольку указанные документы не содержат требования о заключении договора аренды в отношении земельного участка именно с Черняк Т.С.
Заявитель считает, что заключение договора аренды с предпринимателем Черняк Т.С. по требованию судебного пристава-исполнителя, не соответствующем резолютивной части решения Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-2277/2011, существенно нарушит права территориального управления.
Определением от 12.05.2017 суд приостановил исполнительное производство N 33258/16/01012-ИП от 27.05.2016 возбужденное Майкопским городским отделом судебных приставов УФССП по РА на основании исполнительного листа АС N 002711355 от 22.03.2012, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, вынесенного по результатам рассмотрения заявления о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела УФССП России по Республике Адыгея.
индивидуальный предприниматель Черняк Татьяна Степановна обжаловала определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила определение отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее. Согласно доводам заявления территориальное управление не обращалось с ходатайством о принятии обеспечительных мер. В рамках дела оспаривается требование судебного пристава-исполнителя, по такому заявлении при соответствующем обосновании суд мог приостановить действие оспариваемого требования, но не исполнительного производства.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ уведомило суд о состоявшейся замене заявителя на Администрацию муниципального образования город Майкоп.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Предприниматель Черняк Т.С., УФССП по Республике Адыгея и отдел судебных приставов письменно заявили ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Заявление ТУ ФАУГИ о приостановлении исполнительного производства мотивировано ссылкой на статью 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя (часть 2 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случае принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий.
Приостановление арбитражным судом исполнительного производства является самостоятельным, отличным от процедуры обеспечения иска, процессуальным действием, закрепленным в статье 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Апелляционная коллегия учитывает, что, допуская возможность подобного рода заявлений, правоприменительная практика содержит прямой запрет на приостановление исполнения судебного акта в качестве мер по обеспечению иска.
Суд первой инстанции, ссылаясь в определении от 12.05.2017 на положения статей 90 - 92, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не учел разъяснения, изложенные в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 55 "О применении Арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснения, согласно которым в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обеспечительным мерам относится приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке. С учетом того, что к таким документам не относится исполнительный лист, выданный судом, не допускается приостановление взыскания по исполнительному листу в качестве обеспечительной меры.
В случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", арбитражный суд одновременно с применением обеспечительных мер вправе также приостановить исполнительное производство.
Как следует из содержания статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя.
Применительно к содержанию указанных норм, приостановление исполнительного производства на основании положений статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является самостоятельным процессуальным действием.
Порядок рассмотрения заявления о приостановлении исполнительного производства регламентирован положениями статей 324, 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя ходатайство заявителя, не учел, что данное ходатайство не содержало просьбы о применении обеспечительных мер, а по смыслу статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнительного производства не является мерой по обеспечению иска. Такое приостановление исполнительного производства могло быть осуществлено только в порядке и по основаниям, названных выше норм права.
На разделение понятий принятий "обеспечительные меры" и "приостановление исполнительного производства" по основаниям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указывает и абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер".
Принимая обеспечительные меры в порядке статей 90 - 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем приостановления исполнительного производства N 33258/16/01012-ИП от 27.05.2016 возбужденного Майкопским городским отделом судебных приставов УФССП по РА на основании исполнительного листа АС N 002711355 от 22.03.2012, суд первой инстанции нарушил положения статей 324, 327 АПК РФ, что расценивается как неправильное применение судом норм процессуального права, и в соответствии с пунктом 3 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены определения, поскольку это привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта и нарушает права лиц, участвующих в деле на рассмотрение заявления о приостановлении исполнительного производства с их участием.
Суд не оценивает принятое определение на соответствие нормам материального права, поскольку в силу части 2 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Поскольку судом первой инстанции данный вопрос не разрешался, он направляется в суд первой инстанции для разрешения по существу.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда о принятии обеспечительных мер не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.05.2017 о принятии обеспечительных мер по делу N А01-1055/2017 отменить. Направить вопрос о приостановлении исполнительного производства N 33258/16/01012-ИП от 27.05.2016, возбужденного Майкопским городским отделом судебных приставов УФССП по РА на основании исполнительного листа АС N 002711355 от 22.03.2012, на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Адыгея.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)