Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2017 N 16АП-4271/2017 ПО ДЕЛУ N А15-6117/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2017 г. по делу N А15-6117/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу
администрации муниципального образования городского округа "город Хасавюрт" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2017 по делу N А15-6117/2016 (судья Магомедова Ф.И.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсудиновой Л.А. (ОГРНИП 316057100121880, ИНН 054402747000)
к администрации муниципального образования городского округа "город Хасавюрт" (ОГРН 1070544000361, ИНН 0544002162)
о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:05:000132:92, площадью 6 000 кв. м, выраженного в письме N 465 от 08.12.2016, об обязании утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 05:05:000132:92, площадью 6 000 кв. м, в указанных границах и координатах, об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:05:000132:92, площадью 6 000 кв. м из земель "для организации КФХ" на "индивидуальную жилую застройку" земельный участок, площадью 1 600 кв. м, "под коммерческую застройку" земельный участок площадью 4 400 кв. м,
с участием третьих лиц: отдела земельных отношений администрации городского округа "город Хасавюрт" (ОГРН 1120544001423, ИНН 0544008044), Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Дагестан, администрации муниципального образования "Хасавюртовский район",
при участии в судебном заседании:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсудиновой Л.А.: представитель Рамазанов М.Я. (по доверенности от 09.07.2015),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсудинова Л.А. (далее по тексту - глава КФХ) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации муниципального образования городского округа "город Хасавюрт" (далее по тексту - администрация) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:05:000132:92, площадью 6000 кв. м, выраженного в письме N 465 от 08.12.2016, об обязании утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером 05:05:000132:92, площадью 6000 кв. м, в указанных границах и координатах, обязать изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 05:05:000132:92, площадью 6000 кв. м из земель "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства" на "индивидуальную жилую застройку" земельный участок площадью 1600 кв. м, "под коммерческую застройку" земельный участок площадью 4400 кв. м (с учетом уточненных требований).
Решением суда от 08.08.2017 требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ администрации муниципального образования городского округа "город Хасавюрт", выраженный в письме от 08.12.2016 N 465, в части выдачи в установленный законом срок схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 05:05:000132:92, площадью 6000 кв. м, как противоречащий требованиям Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал администрацию муниципального образования городского округа "город Хасавюрт" в течение месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда утвердить и выдать главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шамсудиновой Л.А. схему расположения земельного участка с кадастровым номером 05:05:000132:92, площадью 6000 кв. м из земель совхоза "Хасавюртовский" на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории города Хасавюрта. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Распределены судебные расходы.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить вынесенный судебный акт в части удовлетворенных требований и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, вследствие нарушения норм материального права. Выводы суда сделана без выяснения всех значимых для дела обстоятельств.
Глава КФХ в отзыве на жалобу возразила относительно доводов администрации, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель главы ГФХ поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2017 по делу N А15-6117/2016 проверена судом в обжалуемой части в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2017 по делу N А15-6117/2016 в обжалуемой части отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что глава КФХ Шамсудинова Л.А. является владельцем и пользователем земельного участка, площадью 6000 кв. м, с кадастровым номером 05:05:000132:92, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, из земель совхоза "Хасавюртовский", что подтверждается свидетельством N 2009 на право пожизненного наследуемого владения от 05.05.1996.
Согласно кадастровому паспорту указанный земельный участок 27.03.1996 поставлен на государственный кадастровый учет, с присвоением номера 05:05:000132:92, с видом разрешенного использования "под организацию крестьянского (фермерского) хозяйства", адрес: Республика Дагестан, Хасавюртовский район, из земель совхоза "Хасавюртовский", сведения об объекте имеют статус "ранее учтенный", граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 29.04.1998 "Об изменении границ города Хасавюрта и Хасавюртовского района" земли совхоза "Хасавюртовский" 298 га, в числе прочих, включены в состав городской черты города Хасавюрта.
01.11.2016 глава КФХ с целью установления границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, а также внесения изменений в государственный кадастровый учет в связи с включением земельного участка в состав городской черты города Хасавюрта, обратилась в администрацию города Хасавюрта с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, а также об изменении вида разрешенного использования земельного участка "под организацию крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид разрешенного использования "под индивидуальную жилую застройку".
Письмом от 08.12.2016 N 465 администрация г. Хасавюрта в лице отдела земельных отношений отказала в предоставлении государственной услуги по выдаче схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, ссылаясь на то, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как участок, находящийся в Хасавюртовском районе, имеет кадастровый номер 05:05:000132:92, в то время как данный земельный участок расположен на территории ГО "город Хасавюрт". Кроме того, данная схема не предусматривает отчуждение земли под проезжую и пешеходную части дороги, необходимые при планировании использования участка под индивидуальное жилищное строительство. Заявителю также отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка, так как данный земельный участок превышает максимально допустимую норму земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, то есть превышает 1600 кв. м.
Полагая, что оспариваемый отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, Глава КФХ обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Земельное законодательство предусматривает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка дан в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Кодекса).
Исследовав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии у администрации оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы, оспариваемого главой КФХ. Доводы администрации о нахождении участка в пределах красных линий, в границах территории общего пользования документально не подтверждены.
Утверждение схемы расположения земельного участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органы местного самоуправления обязаны утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, планов благоустройства территории города, нахождения участка в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать заявителю утвержденную схему.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2017 по делу N А15-6117/2016 в обжалуемой части не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.08.2017 по делу N А15-6117/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)