Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 11.10.2017 N Ф03-3437/2017 ПО ДЕЛУ N А73-5441/2016

Требование: О признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, об обязании его заключить.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченный орган отказал лицам, имевшим в долевой собственности участок и здание, в образовании нового в соответствии с проектом межевания территории по причине невозможности образования одного участка путем перераспределения участков, находившихся в муниципальной собственности, неразграниченных землях в частной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. N Ф03-3437/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Луговой И.М., Ширяева И.В.
при участии
- от ООО "Универсам" - Корниенко Е.С., представитель по доверенности от 29.08.2017;
- от ДМС администрации г. Хабаровска - Ефимкова Е.К., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 02-12/1;
- от Донброва К.И. - представитель не явился;
- от Ленда А.И. - представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
решение от 05.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017
по делу N А73-5441/2016 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Маскаева А.Ю., в апелляционном суде судьи: Вертопрахова Е.В., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Универсам"
к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
третьи лица: Донбров Константин Игнатьевич, Ленда Анатолий Иванович
о признании незаконным решения, об обязании заключить соглашение
Общество с ограниченной ответственностью "Универсам" (ОГРН 1022701192271, место нахождения: 680003, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 44; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (ОГРН 1032700332587, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, изложенного в письме от 18.03.2016 N 13-05/2477; в качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать уполномоченный орган заключить с обществом, Донбровым К.И., Лендой А.И. соглашение о перераспределении земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле на стороне истца привлечены: Донбров Константин Игнатьевич (место жительства: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск) и Ленда Анатолий Иванович (место жительства: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.08.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.12.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права просит решение от 05.05.2017 и постановление от 25.07.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Фактически доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что возможность перераспределения нескольких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, неразграниченных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, с образованием в результате одного земельного участка не предусмотрена нормами статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Более того, орган местного самоуправления считает, что обжалуемыми судебными актами прямо нарушаются права и законные интересы муниципального образования, поскольку общество получает возможность приобрести земельные участки и земли, государственная собственность на которые не разграничена и на которых отсутствуют объекты недвижимости, без проведения торгов и по заниженной стоимости, установленной для приобретения участков, образуемых путем перераспределения.
Общество в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонило, считая оспариваемые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв, информация о котором размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав соответствующие пояснения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу, Донброву К.И. и Ленде А.И. на праве общей долевой собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 27:23:0051001:83 площадью 6 651,7 кв. м и находящееся на нем нежилое здание с пристройкой общей площадью 9 140,9 кв. м, расположенные по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 44.
По результатам публичных слушаний администрация г. Хабаровска постановлением от 28.10.2011 N 3572 утвердила документацию по планировке территории в пределах указанных ул. Краснореченской - Суворова - Прогрессивной в Индустриальном районе г. Хабаровска. Земельный участок кадастровым номером 27:23:0051001:83 расположен в пределах указанной территории.
В целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории сособственники обратились в орган местного самоуправления с заявлением о перераспределении земель и земельных участков в порядке статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска 02.11.2015 принял решение N 08-45/16018 о согласовании заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков.
На основании данного решения общество осуществило кадастровые работы в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, в результате чего был сформирован земельный участок с кадастровым номером 27:23:0051001:1075, который поставлен на кадастровый учет 15.02.2016. В данный участок фактически вошли земельный участок с кадастровым номером 27:23:0051001:83, находящийся в частной собственности, а также земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0051001:15, 27:23:0051001:35 и земли, государственная собственность на которые не разграничена.
В ответ на обращение общества департамент письмом от 18.03.2016 N 13-05/2477 отказал в заключении соглашения о перераспределении вышеуказанных земельных участков по мотиву того, что положениями статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность образования одного участка из свободных земель и нескольких участков.
Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса.
Так, перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 названной статьи).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса).
В силу пункта 3 статьи 39.28 Кодекса перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса). Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной собственности Хабаровского края, землями и (или) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Хабаровского края, утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 30.06.2015 N 159-пр.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса.
Таким образом, из анализа приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что законодатель установил возможность перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Как установлено судами, общество и третьи лица обратились в уполномоченный орган с заявлением об образовании земельного участка путем перераспределения принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051001:83, а также земель и земельных участков с кадастровыми номерами 27:23:0051001:15, 27:23:0051001:35, государственная собственность на которые не разграничена, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что полностью согласуется с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса.
Принимая во внимание сведения, содержащиеся в заключении кадастрового инженера Сарбаевой Е.А. от 20.04.2017 N 32-17, из которого следует, что образование земельного участка с кадастровым номером 27:23:0051001:1075 произведено на основании утвержденной документации по планировке территории, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, что соответствует положениям земельного законодательства и образование иного земельного участка будет нарушать утвержденную документацию по планировке территории, а также то, что площадь земельного участка увеличивается не более предельных допустимых размеров, при том, что разрешенное использование всех земельных участков (в том числе и вновь образованного), соответствует территориальному зонированию, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ департамента в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно признали его незаконным.
Поскольку третьи лица, являясь сособственниками объекта недвижимости и земельного участка, неоднократно высказывали намерение на заключение соглашения о перераспределении земельных участков и обращались с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, что подтверждается в рамках настоящего дела, судебные инстанции правомерно в качестве меры по восстановлению нарушенного права заявителей обязали департамент заключить такое соглашение со всеми собственниками земельного участка, в том числе обществом и третьими лицами.
Доводы департамента в кассационной жалобе о том, что отсутствие смежных границ у сформированных земельных участков исключает их перераспределение, а также о невозможности перераспределения нескольких земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, неразграниченных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, с образованием в результате одного земельного участка, отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании департаментом положений действующего земельного законодательства.
Ссылка подателя жалобы о нарушении прав и законных интересов муниципального образования ввиду возможности приобретения обществом земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена и на которых отсутствуют объекты недвижимости по заниженной стоимости, также не нашла своего подтверждения при пересмотре дела в кассационном порядке.
Так формирование земельного участка с нарушением межевого плана не допустимо, а размер платы за земельные участки при перераспределении определяется на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утвержденного в установленном законом порядке.
Иных доводов, имеющих существенное значение для дела и влияющих на правильность принятых по делу судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражными судами также не допущено.
Таким образом, арбитражный суд округа не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 по делу N А73-5441/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых по делу судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.08.2017 N 0000662, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО

Судьи
И.М.ЛУГОВАЯ
И.В.ШИРЯЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)