Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Улакова Е.В., по доверенности от 30.12.2015 N 83; от ОАО "ДЭП N 23": не явились, извещены; от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены; от Дорофеева В.И.: Сальников А.И., по доверенности от 06.02.2015; от Копыловой Н.Б.: Сальников А.И., по доверенности от 06.02.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Пушкинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2015 года по делу N А41-69091/15, принятое судьей Уваровым А.О., по исковому заявлению Администрация Пушкинского муниципального района Московской области к ОАО "ДЭП N 23", 3-и лица: ТУ Росимущества в Московской области, Дорофеев В.И., Копылова Н.Б.,
установил:
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ОАО "ДЭП N 23" о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "ДЭП N 23" земельным участком с кадастровым номером 50:13:0020314:194 и признания права муниципальной собственности Пушкинского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020314:194.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2015 года по делу N А41-69091/15 в удовлетворении исковых требований Администрации Пушкинского муниципального района Московской области отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2015 по делу N А41-69091/15 отменить, исковые требования удовлетворить.
Истец и третьи лица направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей истца и третьих лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 27.10.1993 N 2048, ДРСУ N 3 выдан Государственный акт МО-13-00-299 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5 901 га по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.06.2003 N 2741-р здания строения и сооружения, расположенные на данном участке, переданы на праве хозяйственного ведения ФГУП "ДРСУ N 3". Казанное предприятие было переименовано в ФГУП "ДЭП N 23".
Постановлением главы Пушкинского муниципального района Московской области N 3267 от 08.12.2005 утверждены границы земельного участка под объектами недвижимости, находящимися в хозяйственном ведении ФГУП "ДЭП N 23" площадью 9 309 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км.
Распоряжением ТУ ФАУГИ в Московской области от 31.12.2009 N 733, ФГУП "ДЭП N 23" приватизировано путем преобразования в ОАО "ДЭП N 23".
Согласно Приложению N 2 к указанному распоряжению, земельный участок площадью 0, 9309 га по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км не вошел в состав приватизируемого имущества.
Учитывая изложенное, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ для прекращения права постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Как указывалось выше, распоряжением ТУ ФАУГИ в Московской области от 31.12.2009 N 733, ФГУП "ДЭП N 23" приватизировано в ОАО "ДЭП N 23".
Согласно приложению N 2 к указанному распоряжению, земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020314:194 площадью 0, 9309 га по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км не вошел в состав приватизируемого имущества.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что к ОАО "ДЭП N 23" не перешло право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком.
Соответственно, требование о прекращении указанного права подлежит удовлетворению.
Относительно требования о признания права муниципальной собственности Пушкинского муниципального района на земельный участок апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Законом N 137-ФЗ.
Статьями 17, 19 ЗК РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом N 101-ФЗ.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В статьях 3, 4, 5 названного Закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в том числе: земель сельскохозяйственного назначения; если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Из указанных норм Закона N 101-ФЗ и Постановления N 576 в их совокупности следует, что законодатель определил основания разграничения права собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.
Поскольку спорный земельный участок был предоставлен федеральным предприятиям, государственная собственность на землю подлежала разграничению исключительно в пользу Российской Федерации.
17.04.2006 принят Федеральный закон N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5). Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу.
Согласно пункту 2 статьи 16 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
Закон N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В пункте 1 данной статьи указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из пункта 10 статьи 3 названного Федерального закона, действовавшего до 01.03.2015, следует, что осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1.
Таким образом, с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Поскольку статья 3.1 Закона N 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на спорный земельный участок является разграниченным и принадлежит Российской Федерации.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11, а также в Определении Верховного Суда РФ от 01.07.2015 по делу N 302-ЭС14-8088.
Таким образом, требование о признании права муниципальной собственности удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а иск подлежит удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2015 года по делу N А41-69091/15 отменить.
Прекратить право бессрочного (постоянного) пользования ОАО "Дорожное эксплуатационной предприятие N 23" на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020314:194, площадью 9 309 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Талицы, ДРП 47 км.
В остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2016 N 10АП-15400/2015 ПО ДЕЛУ N А41-69091/15
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2016 г. по делу N А41-69091/15
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от Администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Улакова Е.В., по доверенности от 30.12.2015 N 83; от ОАО "ДЭП N 23": не явились, извещены; от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены; от Дорофеева В.И.: Сальников А.И., по доверенности от 06.02.2015; от Копыловой Н.Б.: Сальников А.И., по доверенности от 06.02.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Пушкинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2015 года по делу N А41-69091/15, принятое судьей Уваровым А.О., по исковому заявлению Администрация Пушкинского муниципального района Московской области к ОАО "ДЭП N 23", 3-и лица: ТУ Росимущества в Московской области, Дорофеев В.И., Копылова Н.Б.,
установил:
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ОАО "ДЭП N 23" о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "ДЭП N 23" земельным участком с кадастровым номером 50:13:0020314:194 и признания права муниципальной собственности Пушкинского муниципального района на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020314:194.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2015 года по делу N А41-69091/15 в удовлетворении исковых требований Администрации Пушкинского муниципального района Московской области отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2015 по делу N А41-69091/15 отменить, исковые требования удовлетворить.
Истец и третьи лица направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей истца и третьих лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 27.10.1993 N 2048, ДРСУ N 3 выдан Государственный акт МО-13-00-299 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5 901 га по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.06.2003 N 2741-р здания строения и сооружения, расположенные на данном участке, переданы на праве хозяйственного ведения ФГУП "ДРСУ N 3". Казанное предприятие было переименовано в ФГУП "ДЭП N 23".
Постановлением главы Пушкинского муниципального района Московской области N 3267 от 08.12.2005 утверждены границы земельного участка под объектами недвижимости, находящимися в хозяйственном ведении ФГУП "ДЭП N 23" площадью 9 309 кв. м по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км.
Распоряжением ТУ ФАУГИ в Московской области от 31.12.2009 N 733, ФГУП "ДЭП N 23" приватизировано путем преобразования в ОАО "ДЭП N 23".
Согласно Приложению N 2 к указанному распоряжению, земельный участок площадью 0, 9309 га по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км не вошел в состав приватизируемого имущества.
Учитывая изложенное, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ для прекращения права постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Как указывалось выше, распоряжением ТУ ФАУГИ в Московской области от 31.12.2009 N 733, ФГУП "ДЭП N 23" приватизировано в ОАО "ДЭП N 23".
Согласно приложению N 2 к указанному распоряжению, земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020314:194 площадью 0, 9309 га по адресу: Московская область, Пушкинский район, в районе д. Талицы, ДРП 47 км не вошел в состав приватизируемого имущества.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что к ОАО "ДЭП N 23" не перешло право постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком.
Соответственно, требование о прекращении указанного права подлежит удовлетворению.
Относительно требования о признания права муниципальной собственности Пушкинского муниципального района на земельный участок апелляционный суд полагает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Законом N 137-ФЗ.
Статьями 17, 19 ЗК РФ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом N 101-ФЗ.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
В статьях 3, 4, 5 названного Закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона N 101-ФЗ основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в том числе: земель сельскохозяйственного назначения; если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Из указанных норм Закона N 101-ФЗ и Постановления N 576 в их совокупности следует, что законодатель определил основания разграничения права собственности на землю: по принадлежности объектов, которые находятся на земельном участке, а также по субъектам, которым первоначально предоставлялся земельный участок.
Поскольку спорный земельный участок был предоставлен федеральным предприятиям, государственная собственность на землю подлежала разграничению исключительно в пользу Российской Федерации.
17.04.2006 принят Федеральный закон N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5). Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу.
Согласно пункту 2 статьи 16 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
Закон N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В пункте 1 данной статьи указаны критерии отнесения земельных участков к федеральной собственности.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подробные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Из пункта 10 статьи 3 названного Федерального закона, действовавшего до 01.03.2015, следует, что осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1.
Таким образом, с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Поскольку статья 3.1 Закона N 137-ФЗ введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на спорный земельный участок является разграниченным и принадлежит Российской Федерации.
По смыслу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11, а также в Определении Верховного Суда РФ от 01.07.2015 по делу N 302-ЭС14-8088.
Таким образом, требование о признании права муниципальной собственности удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а иск подлежит удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 ноября 2015 года по делу N А41-69091/15 отменить.
Прекратить право бессрочного (постоянного) пользования ОАО "Дорожное эксплуатационной предприятие N 23" на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0020314:194, площадью 9 309 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Талицы, ДРП 47 км.
В остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)