Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7951/2015

Требование: О признании недействительными и незаконными действий, устранении нарушений.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы полагают, что им незаконно отказано в предоставлении земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-7951/2015


Судья: Кетова Л.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Филиповой И.В.,
судей Киреевой И.В., Рыбачук Е.Ю.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года апелляционную жалобу М., У. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 16 декабря 2014 года по делу по иску М., У. к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в лице начальника Управления земельных ресурсов Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации с.п. Жаворонковское Одинцовского муниципального района Московской области о признании недействительными и незаконными действий Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, устранении нарушений,
заслушав доклад судьи Филиповой И.В.,
объяснения М.,

установила:

М. и У. обратились в суд с иском к А. О. муниципального района <данные изъяты>, А. с. <данные изъяты> О. муниципального района <данные изъяты>, в котором просили признать недействительными и незаконными с применением последствий недействительности действия А. по оформлению ООО "Славяне" по заявлению юридического лица от <данные изъяты> не соответствующему п. 3.10 Порядка Устава А. О. муниципального района <данные изъяты>, прекратившему с <данные изъяты> свою деятельность ООО "Славяне" в аренду на 25 лет земельного участка <данные изъяты> с К N 50:20:0070103:1152, расположенного напротив <данные изъяты>, имеющего согласно постановлению <данные изъяты> от <данные изъяты> Главы с. <данные изъяты> адрес: <данные изъяты>, уч. 45; устранить нарушения А. О. муниципального района <данные изъяты> и А. с. <данные изъяты> О. муниципального района <данные изъяты> Закона о регулировании земельных отношений в <данные изъяты> и Уставов А. по проведению публичных слушаний и п. 3.10 Порядка предоставления земельных участков юридическим лицам по рассмотрению по Протоколу от <данные изъяты> заявления от <данные изъяты> юридического лица ООО "Славяне", которое <данные изъяты> прекратило свою экономическую деятельность на предоставление ему земельного участка <данные изъяты> в аренду на 25 лет для размещения спортивно-оздоровительного объекта при отсутствии публикации в СМИ санитарно-защитной зоны, проекта планировки, генплана и с <данные изъяты> полномочий на распоряжение земельным участком N 45.
М. также просила обязать А. О. муниципального района <данные изъяты> устранить нарушения по удержанию земельного участка <данные изъяты> в свободном от прав состоянии при имеющихся претендентах на земельный участок М. и У. с <данные изъяты> подающих заявления о предоставлении им земельного участка <данные изъяты> более двух лет, в удовлетворении которых А. О. муниципального района <данные изъяты> отказывает, ссылаясь на то, что земельный участок <данные изъяты> оформляется ООО "Славяне", в то время как с <данные изъяты> ООО "Славяне" свою деятельность прекратили и не существуют.
Исковые требования мотивировали тем, что истцами были поданы в А. О. муниципального района заявления о предоставлении спорного земельного участка, однако в его предоставлении им было отказано, несмотря на то, что они ухаживают за участком, возвели на нем строения. Отказ мотивирован тем, что данный участок передан в аренду ООО "Славяне". Однако деятельность ООО "Славяне" как юридического лица на момент предоставления земельного участка была прекращена.
Истцы считают, что в отсутствие актов, необходимой документации для вынесения постановлений о предоставлении земельного участка в аренду и разрешений на строительство оформление земельного участка <данные изъяты> в аренду ООО "Славяне" является незаконным.
Истец М. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Истец У. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчики - представители А. О. муниципального района <данные изъяты> и А. с. <данные изъяты> О. муниципального района <данные изъяты> в судебное заседание явились, против удовлетворения исковых требований возражали.
Третье лицо: представитель ООО "Славяне" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Решением О. городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования М., У. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе М., У. оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ими требований в полном объеме.
Представители А. О. муниципального района <данные изъяты> и А. с. <данные изъяты> О. муниципального района <данные изъяты>, представитель ООО "Славяне" извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения М., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок N 45, располагается по адресу: <данные изъяты> и имеет кадастровый номер <данные изъяты> (л.д. 4 - 5).
Сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 7, 8).
<данные изъяты> ООО "Славяне" обратилось в А. О. муниципального района <данные изъяты> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с К N <данные изъяты>, с местоположением: <данные изъяты>, ГП-1, земли населенных пунктов для размещения спортивно-оздоровительного объекта.
<данные изъяты> в официальном издании органов местного самоуправления О. муниципального района <данные изъяты> "Вестник О. муниципального района <данные изъяты>" опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка испрашиваемого для размещения спортивно-оздоровительного объекта ООО "Славяне".
Протоколом <данные изъяты> от <данные изъяты> Комиссии, действующей на основании Распоряжения А. О. муниципального района <данные изъяты>, принято решение о предоставлении ООО "Славяне" спорного земельного участка в аренду сроком на 25 лет. Данным протоколом установлено, что заявления от третьих лиц о предоставлении указанного земельного участка в аренду отсутствуют. В процессе постановки земельного участка на государственный кадастровый учет был уточнен адрес спорного земельного участка: <данные изъяты>, с/п Жаворонковское, <данные изъяты>.
Постановлением А. с. <данные изъяты> О. муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> утвержден проект межевания территории в части установления границ земельного участка площадью 2 764 кв. м, расположенного в северо-западной части кадастрового квартала <данные изъяты> <данные изъяты> О. <данные изъяты> для размещения объектов капитального строительства местного значения (л.д. 14).
Из ответа А. О. муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> усматривается, что А. (ген. директор ООО "Славяне") как инвалид, внесена в списки граждан, имеющих право на льготное получение земельных участков на основании заявления, поданного ею в А. О. муниципального района <данные изъяты>. В соответствии со списком граждан, утвержденным Комиссией по постановке на очередь граждан с целью получения земельных участков на территории О. муниципального района А. числится в льготной очереди из числа инвалидов под номером 323.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от <данные изъяты> ООО "Славяне" является действующим юридическим лицом.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. ст. 30, 38 ЗК РФ, ст. 56 ГПК РФ пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом, суд, исходил из того, что при проведении процедуры предоставления ООО "Славяне" земельного участка в аренду каких-либо нарушений норм действующего законодательства судом не установлено, до настоящего времени с ООО "Славяне" договор аренды не заключен, доказательств подтверждающих, что на спорном земельном участке имеются принадлежащие истцам строения и объекты недвижимости и что действиями А. нарушены их права и законные интересы, истцами не представлено.
С указанными выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 2 ст. 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от <данные изъяты> N 137-ФЗ, органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов принадлежит право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) представление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Передача земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации, сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ после определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем представлении земельных участков для строительства.
При этом ЗК РФ не ограничивает существования указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества.
При разрешении спора, судом не были приняты во внимание вышеуказанные нормы права, поскольку материалами дела подтверждено, что при предоставлении спорного земельного участка ООО "Славяне" не соблюдена установленная действующим законодательством процедура. Земельный участок предоставлен без проведения конкурсных процедур с предварительным согласованием места размещения спортивно-оздоровительного объекта и утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, в связи с чем, предоставление ООО "Славяне" спорного земельного участка является незаконным.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельные участки для строительства могут быть предоставлены в аренду.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЗК РФ, предоставление участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию участка;
3) государственный кадастровый учет участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ;
4) принятие решения о предоставлении участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 31 ЗК РФ, каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
На стадии выбора земельного участка орган местного самоуправления на основании указанного заявления, отвечающего требованиям ч. 1 ст. 31 ЗК РФ, обеспечивает выбор участка, учитывая при этом данные документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЗК РФ, после определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества (ст. 1 ЗК РФ). Таким образом, публичное информирование направлено на защиту интересов населения в целом, а также конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Именно на этой стадии населением и юридическими лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов (в случае их наличия), это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренном ст. 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры представления земельных участков для строительства. В такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам ч. 4 ст. 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость процедуры предоставления земельного участка конкурентному лицу.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ, проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Законодатель императивно обязал органы местного самоуправления городских поселений публично информировать население о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков.
Как усматривается из представленного в материалах дела протокола <данные изъяты> от <данные изъяты> (л.д. 33), комиссией, действующей на основании Распоряжения А. О. муниципального района <данные изъяты> установлено, что <данные изъяты> в официальном издании органов местного самоуправления О. муниципального района "Вестник О. муниципального района <данные изъяты>" было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка испрашиваемого ООО "Славяне" для размещения спортивно-оздоровительного объекта. В период с <данные изъяты> по <данные изъяты> заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, испрашиваемого заявителем - ООО "Славяне", в А. О. муниципального района не поступало. С учетом не поступления в А. заявлений третьих лиц о предоставлении в аренду земельного участка испрашиваемого ООО "Славяне" по истечении месяца с момента публикации сообщения о приеме заявлений, необходимость в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 2764 +\\- 13 <данные изъяты>, расположенного в границах О. муниципального района, сельское поселение Жаворонковское, с местоположением в <данные изъяты>, уч. 45 отсутствует, в связи с чем, участок подлежит предоставлению в аренду сроком на 25 лет ООО "Славяне".
Между тем, по сведениям, представленным Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Одинцовский городской библиотечно-информационный центр", официального издания "Вестник О. муниципального района <данные изъяты>" в библиотеку <данные изъяты> МБУК "ОГБИЦ" в 2012 году ни одного номера не поступало (т. 1, л.д. 13).
При таких обстоятельствах, отсутствие публикации в официальном издании органа местного самоуправления сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка испрашиваемого ООО "Славяне" лишило население (неопределенный круг лиц) возможности обеспечить реализацию принципа участия в решении вопросов местного значения, касающихся прав на землю (ст. 1 ЗК РФ, гл. 5 Федерального закона Российской Федерации от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, в силу пп. 21 п. 4 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> "О регулировании земельных отношений в <данные изъяты>", информационное сообщение, предусмотренное ч. 3 ст. 31 ЗК, включено в перечень документов, наличие которых является обязательным для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка. При этом, следует учитывать, что положения ч. 3 ст. 31 ЗК РФ необходимо применять в системном толковании с положением п. 10 ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому вышеуказанной специальной нормой предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, поскольку указанное положение ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 137-ФЗ действовало на момент принятия решений о предоставлении спорного земельного участка ООО "Славяне", распоряжение земельным участком и информирование населения о возможном или предстоящем его предоставлении являлось обязанностью А. О. муниципального района <данные изъяты>.
В связи с этим истцы, а также иные лица, круг которых точно установить не представляется возможным, не могли высказать мнение о невозможности (возможности) выделения указанного земельного участка, что свидетельствует о том, что предоставление спорного участка ООО "Славяне" было произведено с нарушениями требований действующего законодательства. Достаточных и бесспорных доказательств обратного, в силу требований ст. 56 ГПК РФ, ответчиками суду не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение О. городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Постановить по делу новое решение, которым признать недействительными и незаконными действия А. О. муниципального района <данные изъяты> и А. с. <данные изъяты> О. муниципального района <данные изъяты> по предоставлению ООО "Славяне" в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, N 45.
Обязать А. О. муниципального района <данные изъяты> провести торги на право предоставления аренды земельного участка <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)