Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кудриной Е.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12187/2017) Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2017 года по делу N А81-2798/2017 (судья О.В. Курекова), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675) к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" (ИНН 8901007020, ОГРН 1028900511430) о взыскании неосновательного обогащения в размере 239 919 рублей 43 копеек, третье лицо - Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа,
Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, истец) обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" (далее - АО "Аэропорт Салехард", ответчик) о взыскании 239 919 руб. 43 коп. неосновательного обогащения за неправомерное использование государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа - земельного участка с кадастровым номером: 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м, для использования сооружения: расширение аэропорта в том числе: "Вертолетная площадка", местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, район Аэропорта, категория земель: земли населенных пунктов.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 29 июля 2017 года по делу N А81-2798/2017 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что решение суда первой инстанции основано на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права. Оспаривает вывод суда первой инстанции об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде арендной платы за период с 04.03.2013 по 28.01.2016, которая подлежала бы оплате за фактическое использование земельного участка. Указывает, что решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014 не содержит выводов в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 89:08:050101:120, являющегося собственностью автономного округа.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
АО "Аэропорт Салехард" отзыве на апелляционную жалобу департамента указало на несостоятельность доводов последнего.
Апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи (часть 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункт 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Департаментом имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (арендодатель) и АО "Аэропорт Салехард" (арендатор) был заключен договор аренды от 18.10.2013 N 04/10-13, по которому ответчику в пользование на условиях аренды по акту приема-передачи было передано имущество (объекты недвижимости и сооружения), в том числе: "Вертолетная площадка", нежилое, площадью 8239,9 кв. м, находящиеся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, территория Аэропорта (позиция N 18), в соответствии с приложением N 1 к договору аренды.
Договор аренды вступил в силу с момента государственной регистрации и действовал по 28.01.2016 (пункт 1.2 договора аренды).
Условия договора аренды распространялись на правоотношения сторон по использованию объектов с 29.01.2013.
По истечении срока действия договора аренды договор был расторгнут по соглашению сторон от 28.01.2016.
В целях размещения объекта в адрес Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (правопредшественника истца) поступило заявление ответчика от 27.03.2014 N 01/835 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м - под размещение сооружения: расширение аэропорта, в том числе: "Вертолетная площадка", назначение нежилое.
В соответствии с приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 18.04.2014 N 48-зс АО "Аэропорт Салехард" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов: местоположение Ямало-Ненецкий автономный округ г. Салехард, район Аэропорта, для размещения сооружения: расширение аэропорта, в том числе: "Вертолетная площадка".
Письмом от 21.04.2014 N 2701-17/8340 в адрес ответчика был направлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м, для использования: сооружения: расширение аэропорта в том числе: "Вертолетная площадка", местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, район Аэропорта, право государственной собственности автономного округа на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним под записью о регистрации N 89-89-01/007/2013-122, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 04.03.2013 N N 89 АА 236263.
Из материалов дела следует, что проект договора аренды был возвращен ответчиком без подписания письмом от 05.02.2015 N 21/285.
Между тем, ответчик фактически пользовался земельным участком с кадастровым номером 89:08:050101:120 до момента расторжения договора аренды от 18.10.2013 N 04/10-13, а именно: по 28.01.2016, что ответчик не оспаривает (статья 70 АПК РФ).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец заявил, что за пользование земельным участком с кадастровым номером 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м, местоположение Ямало-Ненецкий автономный округ г. Салехард, район Аэропорта, для размещения сооружения: расширение аэропорта, в том числе: "Вертолетная площадка", в период с 04.03.2013 по 28.01.2016 подлежала внесению плата в размере 239 919 руб. 43 коп.
Расчет истца за спорный период произведен в соответствии с решением Городской Думы МО город Салехард от 27.11.2009 N 59 (ред. от 28.04.2015) "Об установлении ставок и коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки на территории МО город Салехард, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена", постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 N 568-А "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена".
При этом истец учитывал категорию земельного участка - "земли населенных пунктов" согласно кадастровому паспорту от 02.04.2014, ссылаясь на внесение в кадастр сведений об изменении границы населенного пункта муниципального образования город Салехард по решению Городской Думы города Салехарда от 14.10.2011 N 69 и изменение категории земельного участка с земель транспорта на земли населенных пунктов.
Возражая против требования истца, ответчик в отзыве на иск указал, что причитающуюся плату за указанный период внес по платежному поручению от 30.05.2017 N 960 на сумму 53 873 руб. 84 коп. в соответствии с произведенным расчетом. В связи чем ответчик полагает, что на его стороне неосновательное обогащение отсутствует.
Расчет ответчика произведен из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка применительно к категории земель - земли транспорта, а также с учетом нормативных правовых актов, регулирующих порядок расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, действовавших в период такого пользования.
Вопреки доводам истца, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
Согласно статье 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пользование имуществом без внесения платы свидетельствует о возникновении на стороне пользователя неосновательного обогащения (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), размер которого в соответствии с пунктом 3 статьи 424, пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ определяется применительно к размеру арендной платы, подлежащей внесению за объект пользования в период пользования.
Следуя материалам дела, в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 89:08:050101:120 от 05.05.2016 указан предыдущий кадастровый номер участка 89:08:050101:63, который в настоящее время имеет номер 89:08:050101:122.
Земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:122 образован из земельного участка с последовательно меняющимися кадастровыми номерами: 89:08:050101:63, 89:08:050101:55, 89:08:050101:17, при этом вышеуказанные земельные участки согласно кадастрового паспорта на каждый участок изначально относились к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности. Разрешенное использование (назначение): под размещение аэропортового комплекса. При этом местоположение земельного участка, его признаки и назначение оставались неизменными.
Земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:122 является преобразуемым объектом недвижимости, то есть из данного земельного участка и в его границах образованы иные земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером: 89:08:050101:120, под размещение объекта аэропортового комплекса "Вертолетная площадка" (кадастровый номер 89:08:000000:567).
Судом первой инстанции установлено, что перевод спорного земельного участка в состав земель населенного пункта был осуществлен в соответствии с решениями Городской Думы муниципального образования город Салехард от 14.10.2011 N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" и от 25.12.2013 N 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард".
Вместе с тем, решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014, оставленным без изменения апелляционным определением от 25.12.2014 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 14.10.2011 N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" и от 25.12.2013 N 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард" признаны недействующими с момента их издания в части включения земель, предназначенных для размещения аэропортового комплекса, в черту населенного пункта.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок является составной частью участков, на которых расположен аэропортовый комплекс города Салехарда и в отношении которых были приняты обозначенные выше судебные акты.
Поскольку расположенные на земельном участке объекты предназначены для обеспечения деятельности АО "Аэропорт Салехард" как предприятия воздушного транспорта, то исходя из пунктов 1, 5 статьи 90 ЗК РФ, земельный участок фактически предназначен для обеспечения деятельности организации воздушного транспорта, то есть, относится по своему назначению к землям транспорта.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Таким образом, является обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:120 с назначением для размещения сооружения: расширение аэропорта, в том числе: "Вертолетная площадка", фактически предназначен для обеспечения деятельности организации воздушного транспорта, то есть, относится по своему назначению и разрешенному использованию к землям транспорта.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории, в том числе на земли транспорта и земли населенных пунктов, исходя из их целевого назначения.
Материалы дела подтверждают цель использования спорного земельного участка - обеспечение деятельности организации воздушного транспорта. Соответственно, данный земельный участок имеет иное целевое назначение, нежели земли населенных пунктов.
Учитывая, что входящие в состав аэропортового комплекса объекты относятся к объектам единой системы организации воздушного движения, суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к землям населенных пунктов.
Как установлено судом, спорный земельный участок находится в составе квартала 89:08:050101 в районе аэропорта и образован из ранее учтенных в кадастре земельных участков, отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств спора, пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае у истца отсутствуют основания для расчета платы за пользование спорным земельным участком с применением удельного показателя кадастровой стоимости как для категории земель населенных пунктов.
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 N 568-А "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена", на основании которого истцом производится расчет платы, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 N 953-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов".
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Данная позиция сформулирована применительно к договорным отношениям в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11487/09, от 02.02.2010 N 12404/09 и получила дальнейшее развитие в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (пункты 16, 19).
Изложенные правила подлежат применению в рассматриваемом случае фактического использования земельного участка как правила определения цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за такое пользование.
Следовательно, с 12.10.2015 (даты опубликования постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 N 953-П) ответчик обоснованно руководствуется при расчете платы как регулируемой цены вступившим в силу нормативным актом, определяющим порядок расчета арендной платы.
Применительно к обстоятельствам данного дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что расчет ответчика соответствует законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что ответчик произвел внесение платы за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером 89:08:050101:120 за спорный период в размере 53 873 руб. 84 коп. согласно приведенному расчету, неосновательное обогащение на стороне ответчика отсутствует.
Оснований для удовлетворения иска не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы заявлены без учета выводов суда первой инстанции по делу и направлены на их переоценку, оснований для которой, суд апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 АПК РФ не имеет.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2017 года по делу N А81-2798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2017 N 08АП-12187/2017 ПО ДЕЛУ N А81-2798/2017
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2017 г. N 08АП-12187/2017
Дело N А81-2798/2017
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кудриной Е.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12187/2017) Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2017 года по делу N А81-2798/2017 (судья О.В. Курекова), рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675) к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" (ИНН 8901007020, ОГРН 1028900511430) о взыскании неосновательного обогащения в размере 239 919 рублей 43 копеек, третье лицо - Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа,
установил:
Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, истец) обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" (далее - АО "Аэропорт Салехард", ответчик) о взыскании 239 919 руб. 43 коп. неосновательного обогащения за неправомерное использование государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа - земельного участка с кадастровым номером: 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м, для использования сооружения: расширение аэропорта в том числе: "Вертолетная площадка", местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, район Аэропорта, категория земель: земли населенных пунктов.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 29 июля 2017 года по делу N А81-2798/2017 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что решение суда первой инстанции основано на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права. Оспаривает вывод суда первой инстанции об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде арендной платы за период с 04.03.2013 по 28.01.2016, которая подлежала бы оплате за фактическое использование земельного участка. Указывает, что решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014 не содержит выводов в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 89:08:050101:120, являющегося собственностью автономного округа.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
АО "Аэропорт Салехард" отзыве на апелляционную жалобу департамента указало на несостоятельность доводов последнего.
Апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи (часть 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункт 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Департаментом имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (арендодатель) и АО "Аэропорт Салехард" (арендатор) был заключен договор аренды от 18.10.2013 N 04/10-13, по которому ответчику в пользование на условиях аренды по акту приема-передачи было передано имущество (объекты недвижимости и сооружения), в том числе: "Вертолетная площадка", нежилое, площадью 8239,9 кв. м, находящиеся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, территория Аэропорта (позиция N 18), в соответствии с приложением N 1 к договору аренды.
Договор аренды вступил в силу с момента государственной регистрации и действовал по 28.01.2016 (пункт 1.2 договора аренды).
Условия договора аренды распространялись на правоотношения сторон по использованию объектов с 29.01.2013.
По истечении срока действия договора аренды договор был расторгнут по соглашению сторон от 28.01.2016.
В целях размещения объекта в адрес Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО (правопредшественника истца) поступило заявление ответчика от 27.03.2014 N 01/835 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м - под размещение сооружения: расширение аэропорта, в том числе: "Вертолетная площадка", назначение нежилое.
В соответствии с приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО от 18.04.2014 N 48-зс АО "Аэропорт Салехард" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов: местоположение Ямало-Ненецкий автономный округ г. Салехард, район Аэропорта, для размещения сооружения: расширение аэропорта, в том числе: "Вертолетная площадка".
Письмом от 21.04.2014 N 2701-17/8340 в адрес ответчика был направлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м, для использования: сооружения: расширение аэропорта в том числе: "Вертолетная площадка", местоположение: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, район Аэропорта, право государственной собственности автономного округа на который зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним под записью о регистрации N 89-89-01/007/2013-122, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 04.03.2013 N N 89 АА 236263.
Из материалов дела следует, что проект договора аренды был возвращен ответчиком без подписания письмом от 05.02.2015 N 21/285.
Между тем, ответчик фактически пользовался земельным участком с кадастровым номером 89:08:050101:120 до момента расторжения договора аренды от 18.10.2013 N 04/10-13, а именно: по 28.01.2016, что ответчик не оспаривает (статья 70 АПК РФ).
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец заявил, что за пользование земельным участком с кадастровым номером 89:08:050101:120, общей площадью 8242 кв. м, местоположение Ямало-Ненецкий автономный округ г. Салехард, район Аэропорта, для размещения сооружения: расширение аэропорта, в том числе: "Вертолетная площадка", в период с 04.03.2013 по 28.01.2016 подлежала внесению плата в размере 239 919 руб. 43 коп.
Расчет истца за спорный период произведен в соответствии с решением Городской Думы МО город Салехард от 27.11.2009 N 59 (ред. от 28.04.2015) "Об установлении ставок и коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки на территории МО город Салехард, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена", постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 N 568-А "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена".
При этом истец учитывал категорию земельного участка - "земли населенных пунктов" согласно кадастровому паспорту от 02.04.2014, ссылаясь на внесение в кадастр сведений об изменении границы населенного пункта муниципального образования город Салехард по решению Городской Думы города Салехарда от 14.10.2011 N 69 и изменение категории земельного участка с земель транспорта на земли населенных пунктов.
Возражая против требования истца, ответчик в отзыве на иск указал, что причитающуюся плату за указанный период внес по платежному поручению от 30.05.2017 N 960 на сумму 53 873 руб. 84 коп. в соответствии с произведенным расчетом. В связи чем ответчик полагает, что на его стороне неосновательное обогащение отсутствует.
Расчет ответчика произведен из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка применительно к категории земель - земли транспорта, а также с учетом нормативных правовых актов, регулирующих порядок расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, действовавших в период такого пользования.
Вопреки доводам истца, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ).
Согласно статье 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пользование имуществом без внесения платы свидетельствует о возникновении на стороне пользователя неосновательного обогащения (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), размер которого в соответствии с пунктом 3 статьи 424, пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ определяется применительно к размеру арендной платы, подлежащей внесению за объект пользования в период пользования.
Следуя материалам дела, в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 89:08:050101:120 от 05.05.2016 указан предыдущий кадастровый номер участка 89:08:050101:63, который в настоящее время имеет номер 89:08:050101:122.
Земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:122 образован из земельного участка с последовательно меняющимися кадастровыми номерами: 89:08:050101:63, 89:08:050101:55, 89:08:050101:17, при этом вышеуказанные земельные участки согласно кадастрового паспорта на каждый участок изначально относились к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности. Разрешенное использование (назначение): под размещение аэропортового комплекса. При этом местоположение земельного участка, его признаки и назначение оставались неизменными.
Земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:122 является преобразуемым объектом недвижимости, то есть из данного земельного участка и в его границах образованы иные земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером: 89:08:050101:120, под размещение объекта аэропортового комплекса "Вертолетная площадка" (кадастровый номер 89:08:000000:567).
Судом первой инстанции установлено, что перевод спорного земельного участка в состав земель населенного пункта был осуществлен в соответствии с решениями Городской Думы муниципального образования город Салехард от 14.10.2011 N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" и от 25.12.2013 N 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард".
Вместе с тем, решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.10.2014, оставленным без изменения апелляционным определением от 25.12.2014 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 14.10.2011 N 69 "Об утверждении генерального плана города Салехард" и от 25.12.2013 N 91 "Об утверждении генерального плана города Салехард" признаны недействующими с момента их издания в части включения земель, предназначенных для размещения аэропортового комплекса, в черту населенного пункта.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок является составной частью участков, на которых расположен аэропортовый комплекс города Салехарда и в отношении которых были приняты обозначенные выше судебные акты.
Поскольку расположенные на земельном участке объекты предназначены для обеспечения деятельности АО "Аэропорт Салехард" как предприятия воздушного транспорта, то исходя из пунктов 1, 5 статьи 90 ЗК РФ, земельный участок фактически предназначен для обеспечения деятельности организации воздушного транспорта, то есть, относится по своему назначению к землям транспорта.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Таким образом, является обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 89:08:050101:120 с назначением для размещения сооружения: расширение аэропорта, в том числе: "Вертолетная площадка", фактически предназначен для обеспечения деятельности организации воздушного транспорта, то есть, относится по своему назначению и разрешенному использованию к землям транспорта.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории, в том числе на земли транспорта и земли населенных пунктов, исходя из их целевого назначения.
Материалы дела подтверждают цель использования спорного земельного участка - обеспечение деятельности организации воздушного транспорта. Соответственно, данный земельный участок имеет иное целевое назначение, нежели земли населенных пунктов.
Учитывая, что входящие в состав аэропортового комплекса объекты относятся к объектам единой системы организации воздушного движения, суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорный земельный участок не может быть отнесен к землям населенных пунктов.
Как установлено судом, спорный земельный участок находится в составе квартала 89:08:050101 в районе аэропорта и образован из ранее учтенных в кадастре земельных участков, отнесенных к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств спора, пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае у истца отсутствуют основания для расчета платы за пользование спорным земельным участком с применением удельного показателя кадастровой стоимости как для категории земель населенных пунктов.
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.12.2007 N 568-А "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена", на основании которого истцом производится расчет платы, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 N 953-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов".
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Данная позиция сформулирована применительно к договорным отношениям в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11487/09, от 02.02.2010 N 12404/09 и получила дальнейшее развитие в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 и Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (пункты 16, 19).
Изложенные правила подлежат применению в рассматриваемом случае фактического использования земельного участка как правила определения цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за такое пользование.
Следовательно, с 12.10.2015 (даты опубликования постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 N 953-П) ответчик обоснованно руководствуется при расчете платы как регулируемой цены вступившим в силу нормативным актом, определяющим порядок расчета арендной платы.
Применительно к обстоятельствам данного дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что расчет ответчика соответствует законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая, что ответчик произвел внесение платы за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером 89:08:050101:120 за спорный период в размере 53 873 руб. 84 коп. согласно приведенному расчету, неосновательное обогащение на стороне ответчика отсутствует.
Оснований для удовлетворения иска не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы заявлены без учета выводов суда первой инстанции по делу и направлены на их переоценку, оснований для которой, суд апелляционной инстанции в силу статей 268, 270 АПК РФ не имеет.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 июля 2017 года по делу N А81-2798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Н.КУДРИНА
Е.Н.КУДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)