Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2016 N 17АП-11200/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-13733/2016

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2016 г. N 17АП-11200/2016-АК

Дело N А60-13733/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коневой С.А.,
при участии:
- от заявителя - индивидуального предпринимателя Лиокумович Марины Борисовны (ИНН 667412323720, ОГРН 304667417500041): не явились;
- от заинтересованного лица - заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Лобова Якова Анатольевича: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Лобова Якова Анатольевича
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2016 года
по делу N А60-13733/2016,
принятое судьей Гаврюшиным О.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Лиокумович Марины Борисовны
к заместителю главного государственного инспектора Свердловской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Лобову Якову Анатольевичу
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:

индивидуальный предприниматель Лиокумович Марина Борисовна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Лобова Якова Анатольевича (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 16.03.2016 N 200 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
В апелляционной жалобе приводит доводы о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного административного правонарушения. Указывает, что отсутствие требований о расторжении договора аренды со стороны арендодателя не может свидетельствовать об отсутствии в действиях заявителя объективной стороны вменяемого правонарушения. Доказательств наличия воли арендодателя, направленной на предоставление земельного участка предпринимателю, материалы дела не содержат.
Заявитель в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, специалистом Земельного комитета Администрации г. Екатеринбурга проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бисертская, 23, кадастровый номер 66:41:0506030:33. В результате обследования установлено, что указанный земельный участок используется ООО "СМАК" по договору аренды N 5-2148 от 20.05.2010 с Администрацией г. Екатеринбурга для строительства кафе. Также установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером 66:41:0506030:33, площадью 120 кв. м, используется ИП Лиокумович М.Б., под размещение кафетерия. ООО "СМАК" не против размещения указанного кафетерия, если это не мешает строительным работам. Однако собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0506030:33 является Администрация г. Екатеринбурга.
Указанный кафетерий в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2015-2016 годы не включен, то есть ИП Лиокумович М.Б. использует вышеуказанный земельный участок самовольно.
Результаты проверки оформлены актом от 14.01.2016 N 10/5-2016.
Заинтересованным лицом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 17.02.2016 N 41.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Заместителем главного государственного инспектора Свердловской области по использованию и охране земель Я.А.Лобовым вынесено постановление от 16.03.2016 по делу N 200 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя события административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 1 примечания к ст. 7.1 Кодекса за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном занятии земельного участка (его части), в том числе использование земельного участка без наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок.
В силу п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. При этом владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Главой IV ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду, ограниченное пользования чужим земельным участком (сервитут) и безвозмездное пользование.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, использование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно ч. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ч. 3 ст. 1.5 Кодекса указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в использовании части спорного вышеуказанного земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта без выраженной в установленном порядке воли собственника данного земельного участка.
Вместе с тем из материалов дела следует, что спорный земельный участок предоставлен Администрацией города Екатеринбурга ИП Лиокумович М.Б. в аренду на неопределенный срок (договор аренды от 01.04.2010 N 3407-2010/Ч).
Срок действия соглашения между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и Муниципальным образованием "город Екатеринбург" от 17.05.2007 о взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками в г. Екатеринбурге, право государственной собственности на которые не разграничено, согласно которому полномочиями по управлению земельными участками из неразграниченной государственной собственности обладают органы местного самоуправления г. Екатеринбурга, истек 17.05.2013.
Следовательно, с 18.05.2013 функции арендодателя в ранее заключенных Администрацией договорах аренды земельных участков исполняет в настоящее время Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, которое не направляло предпринимателю уведомлений о прекращении договора аренды, не требовало освободить земельный участок.
Административный орган указывает, что на момент производства по делу об административном правонарушении место размещения принадлежащего предпринимателю кафетерия в схеме размещения нестационарных объектов отсутствовало.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данное обстоятельство не свидетельствует о доказанности административным органом факта самовольного занятия спорного земельного участка под размещение объекта предпринимателем, поскольку вопросы соблюдения положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не относятся к предмету спора.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства расторжения договора аренды от 01.04.2010 N 3407-2010/Ч, заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что административным органом не доказано самовольное занятие спорного земельного участка.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают правомерных выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах, принимая их в совокупности, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июня 2016 года по делу N А60-13733/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Н.В.ВАРАКСА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)