Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2017 N 15АП-9014/2017 ПО ДЕЛУ N А32-1080/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2017 г. N 15АП-9014/2017

Дело N А32-1080/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: Уваренко Ю.С. - представитель по доверенности от 30.06.2017,
- от заинтересованного лица Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик: Федорова А.В. - представитель по доверенности N 110-15-18540/16-39-01 от 27.12.2016;
- от заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства: Федорова А.В. - представитель по доверенности N 110-52-8456/1601-4 от 23.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.04.2017 по делу N А32-1080/2017,
принятое судьей Н.А. Ермоловой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгСпецСтрой"
к заинтересованным лицам - Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЮгСпецСтрой" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация, управление архитектуры и градостроительства) с заявлением о признании незаконным решения N 110-52-8418/16-01-11 от 22.12.2016 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства; об обязании Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик выдать разрешение на строительство объекта: "Жилой дом блокированной застройки. Корпус 1, 2, 3, 4, 5" на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0000000:3289 площадью 10000 кв. м, по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что общество представило полный пакет документов, предусмотренный ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п. 2.6 Административного регламента для получения разрешения на строительство.
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что поскольку земельный участок имеет значительную площадь и предназначен для строительства и эксплуатации комплекса жилой застройки, для получения разрешения на строительство необходимо разработать и утвердить проект комплексной застройки территории, учитывая возможность поэтапного строительства и ввод объектов в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель администрации и управления поддержал доводы жалобы, просил обжалуемое решение отменить.
Представитель общества поддержал доводы отзыва, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Югспецстрой" является собственником земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для жилищного строительства, с кадастровым номером 23:40:0000000:3289, площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N АА 422256 от 20.10.2015 г.
Общество неоднократно обращалось в Управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар с заявлениями о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: "Жилой дом блокированной застройки. Корпус 1, 2, 3, 4, 5" на принадлежащем ему земельном участке.
Однако, в каждом случае управлением принималось решение об отказе в выдаче обществу соответствующего разрешения на строительство.
Как указывает заявитель, по выявленным в каждом случае замечаниям управления были внесены соответствующие исправления в проектную документацию, которая в итоге была приведена в соответствие с действующим градостроительным законодательством.
14.12.2016 общество в очередной раз обратилось в управление архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Жилые дома блокированной застройки. Корпус 1, 2, 3, 4, 5", приложив все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.6 Административного регламента по предоставлению администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, утв. Постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 04.08.2014 г. N 2196.
Письмом от 22.12.2016 г. N 110-52-8418/16-01-11 управление отказало обществу в выдаче разрешения на строительство, указав на необходимость разработать проект планировки с характеристикой планируемого развития территории, в том числе, плотности и параметрах застройки, характеристикой развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для устойчивого развития территории.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого отказа) (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1), проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям (пункт 2), выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В апелляционной жалобе заявитель указал, что представленные обществом документы не соответствовали требованиям части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку обществом не разработан проект планировки территории с учетом возможности поэтапного строительства.
Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом жалобы.
Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям.
При этом часть 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства.
Подготовка проектной документации должна осуществляться в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованием к их содержанию", которым утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованием к их содержанию.
В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства (пункт 8).
Согласно пункту 8 указанного Положения необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, действующей в спорный период, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Таким образом, действующим законодательством установлены требования об обеспечении жилой застройки социальной инфраструктурой, что имеет значение для целей оформления градостроительной и разрешительной документации на строительство, в том числе нормативы радиуса обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, включая радиус обслуживания общеобразовательных учреждений в городских поселениях.
При этом, законом не урегулирован вопрос относительно распределения обязанностей по созданию инфраструктуры между застройщиком и публичным правовым образованием и по источнику финансирования таких объектов.
Пунктом 2 статьи 17.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) до 1 июля 2016 года при осуществлении градостроительной деятельности на территории Московской области и в других случаях в границах муниципальных образований, в которых по состоянию на 1 января 2015 года не утверждены документы территориального планирования и (или) правила землепользования и застройки, допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.
Верховный Суд РФ в определении от 2 ноября 2016 г. N 18-КГ16-141 разъяснил, что реализация заявителем своих прав не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки города-курорта Геленджика, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок заявителя.
При таких обстоятельствах, состав и содержание представленной проектной документации являются достаточными для строительства запроектированных жилых домов блокированной застройки (корпус 1-5) в функциональной зоне "Ж-5", в границах земельного участка площадью 10000 м{\super 2 (1 га.), с кадастровым номером 23:40:0000000:3289, расположенного по адресу: Краснодарский край, г-к Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская".
Заявителем в материалы дела представлен градостроительный план земельного участка N Ru23303000, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 22 апреля 2015 года N 1356 (в редакции постановления Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 20.10.2016 г. N 3456).
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13, следует, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в котором указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Учитывая, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:3289 по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ЗАО АФ "Дивноморская", градостроительный план земельного участка подготовлен в виде отдельного документа, отказ управления в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия проекта планировки территории не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не допускается требовать для получения разрешения на строительство иные, за исключением указанных в частях 7 и 9 данной статьи, документы (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса).
С учетом изложенного, оспариваемый отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик N 110-52-8418/16-01-11 от 22.12.2016 в выдаче разрешения на строительство является незаконным с учетом требований ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отказ не соответствует ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и нарушает права заявителя по делу.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2017 по делу N А32-1080/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)