Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2017 N 16АП-1094/2017 ПО ДЕЛУ N А20-899/2016

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N А20-899/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Филипповой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2017 по делу N А20-899/2016
по иску заявлению общества с ограниченной ответственностью "Слалом Спорт" (ИНН 0701011427, ОГРН 1040700252383)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266)
об оспаривании ненормативного акта,
с участием третьих лиц: Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН 7710256289, ОГРН 1027700221450), Федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк "Приэльбрусье" (ИНН 0710002732, ОГРН 1030700500687),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Слалом Спорт": представитель Кочесоков З.Л. (по доверенности от 22.02.2016),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Слалом Спорт" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту - Теруправление) о признании отказа в заключении договора аренды земельного участка, расположенного в границах национального парка "Приэльбрусье", из земель особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером 07:11:1500000:35/64, площадью 850 кв. м, в связи с отсутствием согласования проекта договора аренды земельного участка Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, выраженного в письме от 03.02.2016 г. N 01-04/172, противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим права заявителя и обязании в десятидневный срок с момента вынесения судебного акта подготовить и направить проект договора аренды земельного участка, расположенного в границах национального парка "Приэльбрусье", из земель особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым номером 07:11:1500000:35/64, площадью 850 кв. м (с учетом уточнения).
Решением суда от 07.02.2017 требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах национального парка "Приэльбрусье", из земель особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровым (учетным) номером 07:11:1500000:35/64, площадью 850 кв. м, изложенный в письме от 03.02.2016 N 01-04/172. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым (учетным) номером 07:11:1500000:35/64, площадью 850 кв. м, подготовки и направления в адрес общества проекта договора аренды земельного участка с кадастровым (учетным) номером 07:11:1500000:35/64, площадью 850 кв. м с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка. Распределены судебные расходы.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не согласились с решением суда первой инстанции и подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить.
В отзывах на жалобы общество опровергло изложенные в них доводы, просит оставить принятый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя обосновал свои возражения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзыв на жалобы, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2017 по делу N А20-899/2016 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании решения Эльбрусского районного суда от 13.08.2014 общество зарегистрировало право собственность (переход права) на объект недвижимости канатная дорога - Бугельная, назначение: объект незавершенного строительства, протяженность 450 м, степень готовности 60%, инвентарный номер 18, литера Г1, адрес объекта: Кабардино-Балкарская Республика, Эльрусский район, с. Терскол рядом с административным зданием ОАО "Эльбрус турист" на склоне "Эекибау" о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 07-07-08/003/2014-139.
Заявитель неоднократно обращался к Теруправлению о предоставлении в аренду земельного участка.
Теруправление в письме от 03.02.2016 сообщило о невозможности предоставления спорного земельного участка в аренду, ссылаясь на то, что проект договора не согласован Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 указанного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и тем же Кодексом.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Названная статья также определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. К таким объектам отнесены, в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.1995 (далее по тексту - Закон N 33-ФЗ), национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 33-ФЗ земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 33-ФЗ предусмотрено, что в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона N 33-ФЗ особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 статьи 17 Закона N 33-ФЗ земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков.
В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставление в аренду земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, в целях организации рекреационной деятельности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и настоящим Порядком.
Пунктом 2 Порядка установлено, что объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка: рекреационная зона, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров; зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности.
Суд первой инстанции установил, что нахождение спорного земельного участка в составе земель национального парка подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.
Кроме того, указанный Порядок предусматривает, что подготовленный территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
Как следует из положений, установленных Порядком, указанная процедура согласования предшествует принятию управлением решения о предоставлении в аренду земельного участка.
В данном случае материалами дела подтверждается, что проект договора аренды испрашиваемого земельного участка министерством не согласован. Основанием явилось отсутствие согласования с ФГБУ Национальный парк "Приэльбрусье" схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 07:11:1500000:35/64 на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 271 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено: покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Из материалов дела следует, что по результатам заседания конкурсной комиссии по предоставлению земельных участков в аренду (протокол N 28 от 12.05.2004), на основании лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории Национального парка, серия NP номер 004203, Национальным парком "Приэльбрусье" Автономной некоммерческой организации детская юношеская спортивная школа "Эльбрус-спорт" в соответствии с договором от 06.08.2004 предоставлен в аренду земельный участок площадью 6 га., расположенный в Эльбрусском лесничестве квартал 57, выдел 12, Национального парка "Приэльбрусье".
Земельный участок предоставлен в аренду для строительства буксировочной канатной дороги, в целях обеспечения деятельности регулируемого туризма и отдыха сроком на 49 лет.
18.08.2004 договор аренды зарегистрирован регистрирующим органом.
13.08.2008 между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору от 06.08.2004, согласно которому с 24.11.2006 площадь арендуемого участка, расположенного в Эльбрусском лесничестве, квартал 57, выдел 12, Национального парка "Приэльбрусье" составляет 0,4 га, с кадастровым номером 07:11:1500000:35.
Данное дополнительное соглашение зарегистрировано 16.08.2008.
С 07.03.2013 на основании решения суда АНО "Эльбрус-спорт" прекратила деятельность.
На основании решения Эльбрусского районного суда от 13.08.2014 общество зарегистрировало право собственность (переход права) на объект недвижимости канатная дорога - Бугельная, назначение: объект незавершенного строительства, протяженность 450 м, степень готовности 60%, инвентарный номер 18, литера Г1, адрес объекта: Кабардино-Балкарская Республика, Эльрусский район, с. Терскол рядом с административным зданием ОАО "Эльбрус турист" на склоне "Эекибау" о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 07-07-08/003/2014-139.
Как следует из представленной в материалы дела копии решения Эльбрусского районного суда от 13.08.2014 между обществом (инвестор) и АНО "Эльбрус-Спорт" был заключен инвестиционный договор по организации и строительству канатная дорога - Бугельная. По окончании строительства, АНО "Эльбрус-Спорт" должно было передать в собственность обществу завершенный строительством объект. Строительство объекта до полной готовности не было завершено. На основании решения собрания учредителей АНО "Эльбрус-Спорт", незавершенный строительством объект, в целях исполнения обязательств, был передан обществу.
С момента государственной регистрации права собственности общества на незавершенный объект недвижимости (15.10.2014), к обществу перешли права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 06.08.2014 независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между собственником земельного участка, АНО "Эльбрус-Спорт", ФГУ "Национальный парк "Приэльбрусье" и обществом.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (пункт 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд апелляционной инстанции, в соответствии с приведенными выше нормами приходит к выводу о том, что общество, по сути, приобрело земельный участок под принадлежащими ему объектами недвижимости на праве аренды с момента регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, поскольку в силу закона произошла замена арендатора с АНО "Эльбрус-спорт" на общество, следовательно, общество в соответствии с положениями статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации в настоящее время является арендатором земельного участка.
Вместе с тем, исходя из сложившихся между сторонами правоотношений, имеет место быть правовая неопределенность относительно конкретного лица - арендатора земельного участка, которая подлежит устранению путем перезаключения договора на срок, не превышающий указанного в договоре аренды от 06.08.2004, в которой в качестве стороны - арендатора, должно быть указано общество.
Устранение правовой неопределенности между сторонами спора исключит в будущем возникновение споров относительно правоотношений сторон связанных с правом пользования земельным участок, в том числе касающихся сроков и размера арендной платы.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание то обстоятельство, что заявителем проведены кадастровые работы в отношении заявленного земельного участка, а также, что площадь земельного участка с кадастровым номером 07:11:1500000:35/64 заявлена в размере, не превышающем площадь земельного участка предоставленного АНО "Эльбрус-спорт" на основании договора от 06.08.2004.
С учетом указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа Министерством в согласовании проекта договора аренды и заключению нового договора аренды в целях устранения правовой неопределенности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших тому основанием.
С учетом вышеперечисленных норм, принимая во внимание представленные в материалы дела правоустанавливающие документы на объект недвижимости, который принадлежит заявителю на праве собственности, установив, что Теруправление является стороной, которая вправе распоряжаться земельным участком от имени собственника, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доказательств невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка по основаниям, предусмотренным в законе, Территориальное управление не представило.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалованного судебного акта по приведенным в апелляционных жалобах доводам не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2017 по делу N А20-899/2016 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2017 по делу N А20-899/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО
Судьи
Г.В.КАЗАКОВА
Ю.Б.ЛУГОВАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)