Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леро" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2016 по делу N А07-13447/2015 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Леро" Иванов Д.Н. (доверенность от 11.02.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Леро" (далее - общество "Леро", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в непредставлении обществу "Леро" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1025, находящегося по адресу: ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для проектирования и строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) в аренду; обязании Администрации в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду обществу "Леро", осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка и направить его в адрес общества (с учетом уточнения заявленных требований, л.д. 186).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2016 (резолютивная часть от 23.05.2016) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Леро" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт считает необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обжалование бездействия органа местного самоуправления, поскольку бездействие является длящимся правонарушением, и количество обращений заявителя в орган местного самоуправления не влияет на существо правонарушения, в связи с чем подача обществом последнего из заявлений от 26.02.2015 произведена в срок, установленный для обжалования действий государственных органов, и не требовала дополнительного заявления о восстановлении срока.
Апеллянт считает необоснованной критическую оценку судом первой инстанции информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка, поскольку в сообщении содержалась вся информация, необходимая потенциальным претендентам на земельный участок для заявления соответствующих правопритязаний.
Полагает также, что судом нормативно не мотивирован вывод о невозможности предоставления земельного участка без изменения его вида разрешенного использования для целей строительства объекта недвижимости, и судом не учтено, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любой вид разрешенного использования выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных процедур и согласований, а в силу п. 12 и 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по приведению в соответствие видов разрешенного использования земельного участка с видами, предусмотренными действующим классификатором, возлагается на органы местного самоуправления.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.02.2007 общество "Леро" обратилось в Администрацию с заявлением о подготовке акта выбора земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.08.2007 N А-285/ю (л.д. 55-62).
В газете "Вечерняя Уфа" от 05.04.2008 N 66 размещено сообщение общества "Леро", в котором общество доводит до сведения, что на участке по ул. Степана Злобина напротив дома N 40 в Советском районе будет осуществляться проектирование и строительство станции обслуживания автомобилей (л.д. 136).
Согласно письму Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2008 N 01/476 (л.д. 135) в ответ на публикацию общества "Леро" в газете "Вечерняя Уфа" откликов и обращений граждан не поступало.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2008 N 4233 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены акт о выборе земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и предварительное согласование места размещения указанного объекта недвижимости (л.д. 52).
Испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 14.11.2011 с присвоением кадастрового номера 02:55:010709:1025 и площадью 959 кв. м (л.д. 51).
21.02.2011 общество "Леро" обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 21 о предоставлении земельного участка на основании утвержденного акта выбора (л.д. 49, 134).
Письмом от 23.10.2012 Администрация в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала в предоставлении земельного участка со ссылкой на истечение срока действия постановления, утверждающего акт о выборе земельного участка (л.д. 27).
26.02.2015 общество "Леро" вновь обратилось в Администрацию с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и разрешить вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 117).
Заинтересованным лицом последнее письмо оставлено без ответа.
Полагая, что незаконное бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении обществу "Леро" в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1025 площадью 959 кв. м на основании утвержденного Администрацией акта выбора земельного участка, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества "Леро", суд первой инстанции, оценив в совокупности действия заявителя по обращению 28.02.2011 в орган местного самоуправления с целью предоставления земельного участка на основании утвержденного акта выбора и полученный ответ Администрации от 23.10.2012, пришел к выводу о том, что заявителем пропущен срок обжалования действий органа местного самоуправления. Суд также пришел к выводу об отсутствии по существу оснований для предоставления земельного участка, поскольку суд посчитал нарушенным порядок публичного информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка, предусмотренный ранее п. 3 ст. 31 ЗК РФ, а также порядок формирования земельного участка, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован с разрешенным использованием "для эксплуатации металлического гаража", и доказательств изменения вида разрешенного использования для целей строительства в дело не представлено. В силу изложенного суд пришел к выводу о том, что обжалуемыми действиями права и законные интересы общества не нарушены.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы общества "Леро", арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, под бездействием понимается противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое заинтересованное лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него публично-правовых обязанностей в соответствии с требованиями закона. Следствием признания незаконным бездействия может быть возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить определенные действия.
Порядок предоставления земельных участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на момент первичного обращения заявителя в орган местного самоуправления был установлен п. 5 ст. 30, ст. ст. 31, 32 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По заявлению общества "Леро" от 05.02.2007 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.08.2007 N А-285/ю (л.д. 55-62), который впоследствии был утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2008 N 4233 (л.д. 52).
Названным постановлением заинтересованное лицо также предварительно согласовало заявителю место размещения планируемого к строительству объекта.
21.02.2011 общество "Леро" обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 21 о предоставлении земельного участка на основании утвержденного акта выбора (л.д. 49, 134).
Письмом от 23.10.2012 N 24624 Администрация в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала в предоставлении земельного участка со ссылкой на истечение срока действия постановления, утверждающего акт о выборе земельного участка (л.д. 27).
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив вышеизложенные обстоятельства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявление общества исх. N 21 от 21.02.2011 о предоставлении земельного участка на основании утвержденного акта выбора от 15.08.2007 N А-285/ю было рассмотрено Администрацией по существу, и обществу был дан ответ на обращение заявителя, выраженный в письме от 23.10.2012 N 24624, в силу чего бездействие со стороны заинтересованного лица отсутствует.
Доводы заявителя о том, что бездействие имеется, поскольку письмо от 23.10.2012 N 24624 было представлено только при рассмотрении настоящего дела, а фактически органом местного самоуправления была продолжена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласование места размещения объекта соответствующими доказательствами не подтверждены.
Кроме того, заявитель не доказал, что в период с момента первичного обращения с заявлением от 21.02.2011 до момента подачи второго заявления от 26.02.2015 им предпринимались меры по защите своих прав, в том числе связанные с бездействием Администрации по непредоставлению земельного участка.
Сам по себе факт несогласия общества с содержанием названного письма и позицией заинтересованного лица относительно невозможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка не может свидетельствовать о бездействии органов местного самоуправления, а является основанием для судебной защиты прав и интересов общества способами, предусмотренными процессуальным законодательством.
Как уже было отмечено, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение или действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, в частности поданного обществом "Леро" заявления об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления (л.д. 17-22), письма общества "Леро" от 26.02.2015 N 02/2 (л.д. 137), о наличии отказа Администрации, выраженного в письме от 23.10.2012 N 24624, заявителю было известно.
Последнее обстоятельство апеллянтом в поданной апелляционной жалобе не оспорено, и доказательства, его опровергающие, апеллянтом в дело не представлены.
При таких обстоятельствах, поскольку обращение общества "Леро" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением имело место 18.06.2015, о чем свидетельствует штамп арбитражного суда первой инстанции на заявлении (л.д. 17), суд пришел к обоснованному выводу о пропуске установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока для оспаривания решений Администрации.
В силу ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. Заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы.
С учетом изложенных правовых норм, а также принимая во внимание отсутствие ходатайства общества "Леро" о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления в порядке ст. 198 АПК РФ, апелляционный суд находит правильным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что бездействие является длящимся правонарушением, в связи с чем подача обществом последнего из заявлений от 26.02.2015 произведена в срок, установленный для обжалования действий государственных органов, и не требовала дополнительного заявления о восстановлении срока, с учетом вышеизложенных выводов суда отклоняются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, поскольку бездействие Администрацией не допущено, в силу чего установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок обжалования отказа Администрации начал течь с момента, когда заявителю стало известно о письме от 23.10.2012 N 24624.
Согласно системному толкованию норм ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 604/12 от 24.05.2012, процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства в порядке предварительного согласования места размещения объекта применяется только для незастроенных земельных участков, то есть земельных участков, свободных от объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам, а также прав третьих лиц на застройку таких земельных участков.
В данном случае, из акта выбора земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.08.2007 N А-285/ю (л.д. 55-62) усматривается, что на испрашиваемом земельном участке размещены металлические гаражи.
Факт размещения в границах испрашиваемого земельного участка металлических гаражей также подтверждается представленной в дело выкопировкой из карты города (л.д. 45), а также кадастровым паспортом спорного земельного участка от 14.11.2011 N 02/11/1-295996 (л.д. 51), согласно которому разрешенным использованием земельного участка является "эксплуатация металлического гаража".
Доказательств того, что названные гаражи не обладают признаками объектов недвижимости, а их правообладатели не имеют притязаний на спорный земельный участок, материалы дела не содержат, что в силу ст. ст. 30, 31 ЗК РФ также исключает возможность предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1025.
Указанное позволяет признать обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований по существу для предоставления земельного участка заявителю, в силу чего обжалуемые действия Администрации прав заявителя не нарушают.
По тем же мотивам апелляционный суд отклоняет доводы апеллянта о том, что несоответствие вида разрешенного использования данного земельного участка заявленному обществом "Леро" не препятствует предоставлению земельного участка с последующим изменением разрешенного использования, поскольку вид разрешенного использования земельного участка в силу ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и исходя из функционального назначения расположенных на нем объектов недвижимости. В силу указанных обстоятельств и правовых норм, решение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка при рассмотрении вопроса о его предоставлении обществу для целей строительства является преждевременным.
Арбитражный апелляционный суд также отмечает, что Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе с 01.03.2015 изменен порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости.
Так, п. 1 ст. 39.6 ныне действующей редакции ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, по общему правилу, если по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства зданий, сооружений уполномоченным органом до 01.03.2015 предусмотренное в ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ решение не было принято или с момента принятия такого решения прошло более трех лет, предоставление земельных участков осуществляется по правилам ЗК РФ в редакции, указанной в Федеральном законе N 171-ФЗ.
В рассматриваемом случае решение о предварительном согласовании места размещения станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан было принято постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2008 N 4233 (л.д. 52).
В силу изложенного, с учетом изменений в Земельном кодексе Российской Федерации, внесенных Федеральным законом N 171-ФЗ, и истечения к 01.03.2015 срока действия предварительного согласования места размещения объекта, общество "Леро" утратило право на получение испрашиваемого земельного участка в порядке процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
Признаков злоупотребления правом в действиях Администрации по нерассмотрению заявления общества, апелляционным судом, исходя из вышеизложенных фактических обстоятельств, не установлено, поскольку по обращению заявителя от 21.02.2011 органом местного самоуправления был дан ответ (л.д. 27), в период с 2011 по 2015 г.г. заявитель не совершал действий, свидетельствующих о сохранении у него интереса в получении земельного участка в аренду, обратного в дело не представлено.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления общества "Леро" является законным и обоснованным.
Доводы апеллянта о необоснованной критической оценке судом первой инстанции информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка отклоняются, поскольку данные выводы суда первой инстанции не повлияли на правильность судебного акта в целом.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2016 по делу N А07-13447/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леро" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.07.2016 N 18АП-8680/2016 ПО ДЕЛУ N А07-13447/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. N 18АП-8680/2016
Дело N А07-13447/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леро" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2016 по делу N А07-13447/2015 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Леро" Иванов Д.Н. (доверенность от 11.02.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Леро" (далее - общество "Леро", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо), выразившегося в непредставлении обществу "Леро" земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1025, находящегося по адресу: ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для проектирования и строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) в аренду; обязании Администрации в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду обществу "Леро", осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка и направить его в адрес общества (с учетом уточнения заявленных требований, л.д. 186).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2016 (резолютивная часть от 23.05.2016) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласилось общество "Леро" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт считает необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обжалование бездействия органа местного самоуправления, поскольку бездействие является длящимся правонарушением, и количество обращений заявителя в орган местного самоуправления не влияет на существо правонарушения, в связи с чем подача обществом последнего из заявлений от 26.02.2015 произведена в срок, установленный для обжалования действий государственных органов, и не требовала дополнительного заявления о восстановлении срока.
Апеллянт считает необоснованной критическую оценку судом первой инстанции информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка, поскольку в сообщении содержалась вся информация, необходимая потенциальным претендентам на земельный участок для заявления соответствующих правопритязаний.
Полагает также, что судом нормативно не мотивирован вывод о невозможности предоставления земельного участка без изменения его вида разрешенного использования для целей строительства объекта недвижимости, и судом не учтено, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любой вид разрешенного использования выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных процедур и согласований, а в силу п. 12 и 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по приведению в соответствие видов разрешенного использования земельного участка с видами, предусмотренными действующим классификатором, возлагается на органы местного самоуправления.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
С учетом мнения представителя заявителя, и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.02.2007 общество "Леро" обратилось в Администрацию с заявлением о подготовке акта выбора земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.08.2007 N А-285/ю (л.д. 55-62).
В газете "Вечерняя Уфа" от 05.04.2008 N 66 размещено сообщение общества "Леро", в котором общество доводит до сведения, что на участке по ул. Степана Злобина напротив дома N 40 в Советском районе будет осуществляться проектирование и строительство станции обслуживания автомобилей (л.д. 136).
Согласно письму Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2008 N 01/476 (л.д. 135) в ответ на публикацию общества "Леро" в газете "Вечерняя Уфа" откликов и обращений граждан не поступало.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2008 N 4233 "О предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, расположенном по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены акт о выборе земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и предварительное согласование места размещения указанного объекта недвижимости (л.д. 52).
Испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 14.11.2011 с присвоением кадастрового номера 02:55:010709:1025 и площадью 959 кв. м (л.д. 51).
21.02.2011 общество "Леро" обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 21 о предоставлении земельного участка на основании утвержденного акта выбора (л.д. 49, 134).
Письмом от 23.10.2012 Администрация в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала в предоставлении земельного участка со ссылкой на истечение срока действия постановления, утверждающего акт о выборе земельного участка (л.д. 27).
26.02.2015 общество "Леро" вновь обратилось в Администрацию с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и разрешить вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 117).
Заинтересованным лицом последнее письмо оставлено без ответа.
Полагая, что незаконное бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении обществу "Леро" в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1025 площадью 959 кв. м на основании утвержденного Администрацией акта выбора земельного участка, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества "Леро", суд первой инстанции, оценив в совокупности действия заявителя по обращению 28.02.2011 в орган местного самоуправления с целью предоставления земельного участка на основании утвержденного акта выбора и полученный ответ Администрации от 23.10.2012, пришел к выводу о том, что заявителем пропущен срок обжалования действий органа местного самоуправления. Суд также пришел к выводу об отсутствии по существу оснований для предоставления земельного участка, поскольку суд посчитал нарушенным порядок публичного информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка, предусмотренный ранее п. 3 ст. 31 ЗК РФ, а также порядок формирования земельного участка, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок сформирован с разрешенным использованием "для эксплуатации металлического гаража", и доказательств изменения вида разрешенного использования для целей строительства в дело не представлено. В силу изложенного суд пришел к выводу о том, что обжалуемыми действиями права и законные интересы общества не нарушены.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы общества "Леро", арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, под бездействием понимается противоправное пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое заинтересованное лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него публично-правовых обязанностей в соответствии с требованиями закона. Следствием признания незаконным бездействия может быть возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить определенные действия.
Порядок предоставления земельных участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на момент первичного обращения заявителя в орган местного самоуправления был установлен п. 5 ст. 30, ст. ст. 31, 32 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По заявлению общества "Леро" от 05.02.2007 Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был подготовлен акт выбора земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.08.2007 N А-285/ю (л.д. 55-62), который впоследствии был утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2008 N 4233 (л.д. 52).
Названным постановлением заинтересованное лицо также предварительно согласовало заявителю место размещения планируемого к строительству объекта.
21.02.2011 общество "Леро" обратилось в Администрацию с заявлением исх. N 21 о предоставлении земельного участка на основании утвержденного акта выбора (л.д. 49, 134).
Письмом от 23.10.2012 N 24624 Администрация в лице Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала в предоставлении земельного участка со ссылкой на истечение срока действия постановления, утверждающего акт о выборе земельного участка (л.д. 27).
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 4 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Оценив вышеизложенные обстоятельства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявление общества исх. N 21 от 21.02.2011 о предоставлении земельного участка на основании утвержденного акта выбора от 15.08.2007 N А-285/ю было рассмотрено Администрацией по существу, и обществу был дан ответ на обращение заявителя, выраженный в письме от 23.10.2012 N 24624, в силу чего бездействие со стороны заинтересованного лица отсутствует.
Доводы заявителя о том, что бездействие имеется, поскольку письмо от 23.10.2012 N 24624 было представлено только при рассмотрении настоящего дела, а фактически органом местного самоуправления была продолжена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласование места размещения объекта соответствующими доказательствами не подтверждены.
Кроме того, заявитель не доказал, что в период с момента первичного обращения с заявлением от 21.02.2011 до момента подачи второго заявления от 26.02.2015 им предпринимались меры по защите своих прав, в том числе связанные с бездействием Администрации по непредоставлению земельного участка.
Сам по себе факт несогласия общества с содержанием названного письма и позицией заинтересованного лица относительно невозможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка не может свидетельствовать о бездействии органов местного самоуправления, а является основанием для судебной защиты прав и интересов общества способами, предусмотренными процессуальным законодательством.
Как уже было отмечено, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решение или действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, в частности поданного обществом "Леро" заявления об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления (л.д. 17-22), письма общества "Леро" от 26.02.2015 N 02/2 (л.д. 137), о наличии отказа Администрации, выраженного в письме от 23.10.2012 N 24624, заявителю было известно.
Последнее обстоятельство апеллянтом в поданной апелляционной жалобе не оспорено, и доказательства, его опровергающие, апеллянтом в дело не представлены.
При таких обстоятельствах, поскольку обращение общества "Леро" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением имело место 18.06.2015, о чем свидетельствует штамп арбитражного суда первой инстанции на заявлении (л.д. 17), суд пришел к обоснованному выводу о пропуске установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока для оспаривания решений Администрации.
В силу ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. Заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы.
С учетом изложенных правовых норм, а также принимая во внимание отсутствие ходатайства общества "Леро" о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления в порядке ст. 198 АПК РФ, апелляционный суд находит правильным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что бездействие является длящимся правонарушением, в связи с чем подача обществом последнего из заявлений от 26.02.2015 произведена в срок, установленный для обжалования действий государственных органов, и не требовала дополнительного заявления о восстановлении срока, с учетом вышеизложенных выводов суда отклоняются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, поскольку бездействие Администрацией не допущено, в силу чего установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок обжалования отказа Администрации начал течь с момента, когда заявителю стало известно о письме от 23.10.2012 N 24624.
Согласно системному толкованию норм ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 604/12 от 24.05.2012, процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства в порядке предварительного согласования места размещения объекта применяется только для незастроенных земельных участков, то есть земельных участков, свободных от объектов недвижимого имущества, принадлежащих третьим лицам, а также прав третьих лиц на застройку таких земельных участков.
В данном случае, из акта выбора земельного участка для строительства станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.08.2007 N А-285/ю (л.д. 55-62) усматривается, что на испрашиваемом земельном участке размещены металлические гаражи.
Факт размещения в границах испрашиваемого земельного участка металлических гаражей также подтверждается представленной в дело выкопировкой из карты города (л.д. 45), а также кадастровым паспортом спорного земельного участка от 14.11.2011 N 02/11/1-295996 (л.д. 51), согласно которому разрешенным использованием земельного участка является "эксплуатация металлического гаража".
Доказательств того, что названные гаражи не обладают признаками объектов недвижимости, а их правообладатели не имеют притязаний на спорный земельный участок, материалы дела не содержат, что в силу ст. ст. 30, 31 ЗК РФ также исключает возможность предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010709:1025.
Указанное позволяет признать обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований по существу для предоставления земельного участка заявителю, в силу чего обжалуемые действия Администрации прав заявителя не нарушают.
По тем же мотивам апелляционный суд отклоняет доводы апеллянта о том, что несоответствие вида разрешенного использования данного земельного участка заявленному обществом "Леро" не препятствует предоставлению земельного участка с последующим изменением разрешенного использования, поскольку вид разрешенного использования земельного участка в силу ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и исходя из функционального назначения расположенных на нем объектов недвижимости. В силу указанных обстоятельств и правовых норм, решение вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка при рассмотрении вопроса о его предоставлении обществу для целей строительства является преждевременным.
Арбитражный апелляционный суд также отмечает, что Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) были внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в том числе с 01.03.2015 изменен порядок предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости.
Так, п. 1 ст. 39.6 ныне действующей редакции ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, по общему правилу, если по заявлению о предоставлении земельного участка для строительства зданий, сооружений уполномоченным органом до 01.03.2015 предусмотренное в ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ решение не было принято или с момента принятия такого решения прошло более трех лет, предоставление земельных участков осуществляется по правилам ЗК РФ в редакции, указанной в Федеральном законе N 171-ФЗ.
В рассматриваемом случае решение о предварительном согласовании места размещения станции техобслуживания автомобилей (автосервис) по ул. Степана Злобина (напротив дома N 40) в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан было принято постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2008 N 4233 (л.д. 52).
В силу изложенного, с учетом изменений в Земельном кодексе Российской Федерации, внесенных Федеральным законом N 171-ФЗ, и истечения к 01.03.2015 срока действия предварительного согласования места размещения объекта, общество "Леро" утратило право на получение испрашиваемого земельного участка в порядке процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
Признаков злоупотребления правом в действиях Администрации по нерассмотрению заявления общества, апелляционным судом, исходя из вышеизложенных фактических обстоятельств, не установлено, поскольку по обращению заявителя от 21.02.2011 органом местного самоуправления был дан ответ (л.д. 27), в период с 2011 по 2015 г.г. заявитель не совершал действий, свидетельствующих о сохранении у него интереса в получении земельного участка в аренду, обратного в дело не представлено.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления общества "Леро" является законным и обоснованным.
Доводы апеллянта о необоснованной критической оценке судом первой инстанции информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка отклоняются, поскольку данные выводы суда первой инстанции не повлияли на правильность судебного акта в целом.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.05.2016 по делу N А07-13447/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леро" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)