Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка" - представителей Легостаева А.В. (доверенность от 11.01.2016), Больсунова М.А. (доверенность от 11.01.2016),
от общества с ограниченной ответственностью "СамЭЛ" - представителя Чинкова С.В. (доверенность N 3 от 18.01.2016),
от закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания" - представителя Полякова Д.Ю. (доверенность N 2 от 12.01.2016),
от Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества" (ГКУ СО "Самарские лесничества") - представитель не явился, извещено,
от Правительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу N А55-14921/2015 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка", Самарская область, г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц - закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания", г. Самара, Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества" (ГКУ СО "Самарские лесничества"), общества с ограниченной ответственностью "СамЭЛ", Правительства Самарской области,
о признании незаконным решения,
Общество с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, ответчик) от 25.03.2015 N 270502/5094 в предоставлении в аренду Обществу лесных участков земель лесного фонда для реконструкции линейного объекта: "линия электропередач от подстанции туристической базы "Иволга" до туристической базы "Чародейка" и об обязании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. Заявителем представлены уточнения, которые приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены ЗАО "Самарская сетевая компания", Государственное казенное учреждение Самарской области "Самарские лесничества" (ГКУ СО "Самарские лесничества"), ООО "СамЭЛ", Правительство Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25.03.2015 N 270502/5094 в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка" лесных участков земель лесного фонда для реконструкции линейного объекта: "линия электропередач от подстанции туристической базы "Иволга" до туристической базы "Чародейка". Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вступлению решения суда в законную силу вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка".
В апелляционной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу N А55-14921/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт - отказать в удовлетворении требований ООО "ТБ" Чародейка" в полном объеме.
В материалы дела поступили отзывы Общества с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка", а также третьих лиц - ООО "СамЭЛ" и ЗАО "Самарская сетевая компания", в которых заявитель и названные третьи лица просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу N А55-14921/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционного суда представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не явился, Министерство извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
Представители Общества в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Представители третьих лиц ООО "СамЭЛ" и ЗАО "Самарская сетевая компания" в судебном заседании апелляционного суда также возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства, просили суд апелляционной инстанции оставить без изменения решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Министерства и иных третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ТБ "Чародейка" на праве собственности принадлежит имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимого имущества в количестве 4 зданий и земельного участка с кадастровым номером 63:32:2310007:3 с назначением: земли особо охраняемых территорий и объектов, под турбазу "Чародейка" площадью 60 000,00 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, Самарский лесхоз, Новокуйбышевское лесничество, кв. N N 12,13,14,15.
ТБ "Чародейка" частично расположена в границах участков лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АД N 154850, выданным 15.10.2009.
По договору N 5/2009 от 23.09.2009 ТБ "Чародейка" принадлежат объекты движимого имущества - линии электропередачи ВЛ-10 кВ протяженностью 5 км от опоры N 401/354 до территории ООО "ТБ "Чародейка".
С целью расширения туристической деятельности ООО "ТБ "Чародейка" приняло в аренду у Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области два сопряженных земельных участка из земель лесного фонда с номерами учетных записей в государственном лесном реестре:
- - 1387-2011-05, местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество, квартал N 12, выдел 1,4 в границах, указанных в плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора аренды N 457/12 от 30.08.2011, общей площадью 3.6 га;
- - 1388-2011-05 местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество, квартал N 9 выдел 11 в границах, указанных плане, общей площадью 2.4 в границах, указанных в плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора аренды N 458/12 от 30.08.2011.
В настоящее время линия электропередачи выведена из строя и возникла необходимость в ее реконструкции, в связи с чем ООО "ТБ "Чародейка" обратилось в ООО "САМЭЛ" произвести обследование существующих электрических сетей.
В результате проведенного обследования ООО "САМЭЛ" пришло к выводу, что существующие электрические сети ООО "ТБ "Чародейка" непригодны к эксплуатации и требуют полной реконструкции.
Из материалов следует, что обследование существующей линии проводилось совместно с представителями Министерства, которыми позднее был одобрен проект изыскательских работ и работ по реконструкции трассы ВЛ-10 кВ. Прохождение предполагаемой трассы было запроектировано вдоль старых существующих лесных дорог от турбазы "Иволга" до турбазы "Чародейка". В обоснование наличия линии и опор представлены фотоматериалы.
Схема и проект по реконструкции трассы ВЛ-10кВ предварительно были одобрены директором ГКУ Самарской области "Самарские лесничество".
Письмом от 06.10.2014 исх. N 401 в адрес Министерства ООО "СамЭЛ" направило результаты обследования трассы ВЛ-10 кВ и подтвердило необходимость проведения реконструкции существующих непригодных сетей ООО "ТБ "Чародейка".
ООО "ТБ "Чародейка" письмом от 18.03.2015 N 5 обратилось в министерство за заключением договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество, квартал N 12, 13, 14,15, общей площадью 3,11 га для проведения работ по реконструкции имеющейся линии электропередач от туристической базы "Иволга" до ТБ "Чародейка", без проведения аукциона, сроком на 5 (пять) лет.
Однако 25.03.2015 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало в заключении договора аренды лесного участка для реконструкции линии электропередач с ООО "ТБ "Чародейка" по основаниям, изложенным в письме за исходящим номером 270502/5094. При этом, суд находит, что письмо от 25.03.2015 является отказом в предоставлении земельного участка в аренду.
Считая отказ Министерства незаконным, необоснованным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Органом государственной власти Самарской области, осуществляющим полномочия по распоряжению лесными участками в составе земель лесного фонда на территории Самарской области, является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В соответствии с положениями ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Положения настоящей главы применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания частей 1 и 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов на лесных участках допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно части 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Согласно пункту 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Частью 10 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с данным положением Приказом Федеральным агентством лесного хозяйства от 26.07.2011 года N 319 (далее - Приказ) был утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок).
Пунктом 18 названного Приказа установлено, что заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 Порядка.
Из изложенного следует, что использование лесов для проведения выборочных рубок в пределах охранной зоны линейных объектов, в том числе и в отношении строящихся и реконструируемых линейных объектов, осуществляется без представления лесных участков.
Такие же выводы можно сделать из анализа Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223.
Согласно пунктам 1, 2 Правил, они разработаны в соответствии со статьей 45 ЛК РФ. Для целей Правил под линейными объектами понимаются, в том числе линии электропередачи.
В пункте 7 Правил указано, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
В то же время, в силу пунктов 8, 9 Правил в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
При этом, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В пункте 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью - обеспечить функционирование ЛЭП.
В соответствии со статьей 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 3 статьи 45 ЛК РФ установлено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно статье 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом.
При этом с учетом заявленных требований, доводы Министерства о выборочной рубке и сплошной рубке деревьев, кустарников, лиан, суд первой инстанции правомерно посчитал не относящимися к рассматриваемым правоотношениям. В заявлении общества в адрес Министерства о предоставлении земельного участка в аренду не было указано, что заявитель обращается за предоставлением участка для реконструкции линейного объекта "линии электропередач от подстанции туристической базы "Иволга" до туристической базы "Чародейка" с проведением вырубки насаждений на испрашиваемых земельных участках.
Согласно части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 этой статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание вышеизложенные положения действующего законодательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у Министерства отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в аренду.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе Министерства, не содержится.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу N А55-14921/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2016 N 11АП-17701/2015 ПО ДЕЛУ N А55-14921/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. по делу N А55-14921/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка" - представителей Легостаева А.В. (доверенность от 11.01.2016), Больсунова М.А. (доверенность от 11.01.2016),
от общества с ограниченной ответственностью "СамЭЛ" - представителя Чинкова С.В. (доверенность N 3 от 18.01.2016),
от закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания" - представителя Полякова Д.Ю. (доверенность N 2 от 12.01.2016),
от Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества" (ГКУ СО "Самарские лесничества") - представитель не явился, извещено,
от Правительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу N А55-14921/2015 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка", Самарская область, г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц - закрытого акционерного общества "Самарская сетевая компания", г. Самара, Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества" (ГКУ СО "Самарские лесничества"), общества с ограниченной ответственностью "СамЭЛ", Правительства Самарской области,
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, ответчик) от 25.03.2015 N 270502/5094 в предоставлении в аренду Обществу лесных участков земель лесного фонда для реконструкции линейного объекта: "линия электропередач от подстанции туристической базы "Иволга" до туристической базы "Чародейка" и об обязании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. Заявителем представлены уточнения, которые приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены ЗАО "Самарская сетевая компания", Государственное казенное учреждение Самарской области "Самарские лесничества" (ГКУ СО "Самарские лесничества"), ООО "СамЭЛ", Правительство Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 25.03.2015 N 270502/5094 в предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка" лесных участков земель лесного фонда для реконструкции линейного объекта: "линия электропередач от подстанции туристической базы "Иволга" до туристической базы "Чародейка". Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по вступлению решения суда в законную силу вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка".
В апелляционной жалобе Министерство, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу N А55-14921/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт - отказать в удовлетворении требований ООО "ТБ" Чародейка" в полном объеме.
В материалы дела поступили отзывы Общества с ограниченной ответственностью "Туристическая база "Чародейка", а также третьих лиц - ООО "СамЭЛ" и ЗАО "Самарская сетевая компания", в которых заявитель и названные третьи лица просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу N А55-14921/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционного суда представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не явился, Министерство извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
Представители Общества в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили суд апелляционной инстанции оставить без изменения судебный акт арбитражного суда первой инстанции.
Представители третьих лиц ООО "СамЭЛ" и ЗАО "Самарская сетевая компания" в судебном заседании апелляционного суда также возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства, просили суд апелляционной инстанции оставить без изменения решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Министерства и иных третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ТБ "Чародейка" на праве собственности принадлежит имущественный комплекс, состоящий из объектов недвижимого имущества в количестве 4 зданий и земельного участка с кадастровым номером 63:32:2310007:3 с назначением: земли особо охраняемых территорий и объектов, под турбазу "Чародейка" площадью 60 000,00 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, Самарский лесхоз, Новокуйбышевское лесничество, кв. N N 12,13,14,15.
ТБ "Чародейка" частично расположена в границах участков лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АД N 154850, выданным 15.10.2009.
По договору N 5/2009 от 23.09.2009 ТБ "Чародейка" принадлежат объекты движимого имущества - линии электропередачи ВЛ-10 кВ протяженностью 5 км от опоры N 401/354 до территории ООО "ТБ "Чародейка".
С целью расширения туристической деятельности ООО "ТБ "Чародейка" приняло в аренду у Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области два сопряженных земельных участка из земель лесного фонда с номерами учетных записей в государственном лесном реестре:
- - 1387-2011-05, местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество, квартал N 12, выдел 1,4 в границах, указанных в плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора аренды N 457/12 от 30.08.2011, общей площадью 3.6 га;
- - 1388-2011-05 местоположение: Самарская область, Ставропольский район, Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество, квартал N 9 выдел 11 в границах, указанных плане, общей площадью 2.4 в границах, указанных в плане лесного участка, являющегося неотъемлемой частью договора аренды N 458/12 от 30.08.2011.
В настоящее время линия электропередачи выведена из строя и возникла необходимость в ее реконструкции, в связи с чем ООО "ТБ "Чародейка" обратилось в ООО "САМЭЛ" произвести обследование существующих электрических сетей.
В результате проведенного обследования ООО "САМЭЛ" пришло к выводу, что существующие электрические сети ООО "ТБ "Чародейка" непригодны к эксплуатации и требуют полной реконструкции.
Из материалов следует, что обследование существующей линии проводилось совместно с представителями Министерства, которыми позднее был одобрен проект изыскательских работ и работ по реконструкции трассы ВЛ-10 кВ. Прохождение предполагаемой трассы было запроектировано вдоль старых существующих лесных дорог от турбазы "Иволга" до турбазы "Чародейка". В обоснование наличия линии и опор представлены фотоматериалы.
Схема и проект по реконструкции трассы ВЛ-10кВ предварительно были одобрены директором ГКУ Самарской области "Самарские лесничество".
Письмом от 06.10.2014 исх. N 401 в адрес Министерства ООО "СамЭЛ" направило результаты обследования трассы ВЛ-10 кВ и подтвердило необходимость проведения реконструкции существующих непригодных сетей ООО "ТБ "Чародейка".
ООО "ТБ "Чародейка" письмом от 18.03.2015 N 5 обратилось в министерство за заключением договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество, квартал N 12, 13, 14,15, общей площадью 3,11 га для проведения работ по реконструкции имеющейся линии электропередач от туристической базы "Иволга" до ТБ "Чародейка", без проведения аукциона, сроком на 5 (пять) лет.
Однако 25.03.2015 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало в заключении договора аренды лесного участка для реконструкции линии электропередач с ООО "ТБ "Чародейка" по основаниям, изложенным в письме за исходящим номером 270502/5094. При этом, суд находит, что письмо от 25.03.2015 является отказом в предоставлении земельного участка в аренду.
Считая отказ Министерства незаконным, необоснованным и нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Органом государственной власти Самарской области, осуществляющим полномочия по распоряжению лесными участками в составе земель лесного фонда на территории Самарской области, является Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В соответствии с положениями ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Положения настоящей главы применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания частей 1 и 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов на лесных участках допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно части 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Согласно пункту 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Частью 10 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Порядок подготовки договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и его заключения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с данным положением Приказом Федеральным агентством лесного хозяйства от 26.07.2011 года N 319 (далее - Приказ) был утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - Порядок).
Пунктом 18 названного Приказа установлено, что заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 Порядка.
Из изложенного следует, что использование лесов для проведения выборочных рубок в пределах охранной зоны линейных объектов, в том числе и в отношении строящихся и реконструируемых линейных объектов, осуществляется без представления лесных участков.
Такие же выводы можно сделать из анализа Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223.
Согласно пунктам 1, 2 Правил, они разработаны в соответствии со статьей 45 ЛК РФ. Для целей Правил под линейными объектами понимаются, в том числе линии электропередачи.
В пункте 7 Правил указано, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
В то же время, в силу пунктов 8, 9 Правил в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов;
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
При этом, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В пункте 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью - обеспечить функционирование ЛЭП.
В соответствии со статьей 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 3 статьи 45 ЛК РФ установлено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Согласно статье 9 Лесного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом.
При этом с учетом заявленных требований, доводы Министерства о выборочной рубке и сплошной рубке деревьев, кустарников, лиан, суд первой инстанции правомерно посчитал не относящимися к рассматриваемым правоотношениям. В заявлении общества в адрес Министерства о предоставлении земельного участка в аренду не было указано, что заявитель обращается за предоставлением участка для реконструкции линейного объекта "линии электропередач от подстанции туристической базы "Иволга" до туристической базы "Чародейка" с проведением вырубки насаждений на испрашиваемых земельных участках.
Согласно части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 этой статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание вышеизложенные положения действующего законодательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у Министерства отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в аренду.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе Министерства, не содержится.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2015 года по делу N А55-14921/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)