Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2017 N 12АП-6180/2017 ПО ДЕЛУ N А57-31566/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. по делу N А57-31566/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Энгельсского муниципального района и Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 апреля 2017 года по делу N А57-31566/2016 (судья Степура С.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Паршиной Нины Алексеевны (413100, г. Энгельс)
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района (ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567, 413100, Саратовская обл., г. Энгельс, пл. Ленина, 30), Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района (ОГРН 1026401980868, ИНН 6449002580, 413100, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Коммунистическая, 55), Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района (ОГРН 1026401995729, ИНН 6449031750, 413100, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Театральная, 1А)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
представителя Администрации Энгельсского муниципального района - Бартеневой Т.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2017 N 02-02-04/21,
представителя Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района - Бартеневой Т.Н., действующей на основании доверенности от 30.12.2016 N 01-10/13095,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Паршина Нина Алексеевна (далее - ИП Паршина Н.А., заявитель) с заявлением, уточненным в порядке 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет по земельным ресурсам) по возврату поданного заявления от 09.09.2016 и приложенных к нему документов о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 13 694 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, с кадастровым номером 64:50:02 13 06:30, государственная собственность на который не разграничена "под производственную базу", обязав Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области вновь принять поданное мной заявление от 09.09.2016 и приложенные к нему документы о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 13 694 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, с кадастровым номером 64:50: 02 13 06:30, государственная собственность на который не разграничена "под производственную базу"; обязании Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) предоставить ИП Паршиной Н.А. в собственность без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 64:50 02 13 06:30, государственная собственность на который не разграничена "под производственную базу", площадью 13 694 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона.
К участию в деле, в качестве заинтересованных лиц, привлечены: Администрация Энгельсского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет по управлению имуществом), Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района.
Решением от 24 апреля 2017 года Арбитражный суд Саратовской области признал незаконным действия Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по возврату поданного ИП Паршиной Н.А. заявления от 09.09.2016 и приложенных к нему документов о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 13 694 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, с кадастровым номером 64:50:021306:30, государственная собственность на который не разграничена "под производственную базу".
Суд также обязал Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Индивидуального предпринимателя Паршиной Нины Алексеевны от 09.09.2016 и приложенные к нему документы о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 13694 кв. м "под производственную базу", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, с кадастровым номером 64:50: 02 13 06:30, государственная собственность на который не разграничена и принять соответствующее решение.
Кроме того, суд взыскал с Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в пользу Паршиной Нины Алексеевны расходы на государственную пошлину в сумме 300 руб.
Суд также возвратил Паршиной Нине Алексеевне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 6000 рублей, оплаченную платежным поручением N 56 от 12.12.2016, выдав справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины.
Комитет по земельным ресурсам и Администрация не согласились с принятым решением и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Письменные отзывы на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.05.2017 и 03.06.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Бабкиной Е.Г. (Продавец) и Паршиной Н.А. (Покупатель) был заключен договор купли-продажи от 28.09.2005, предметом которого являлся комплекс нежилых зданий локомотивного депо, расположенный по адресу: г. Энгельс, Промзона, в состав которого вошли здания и служебные строения, сооружения, всего 19 объектов.
В последующем, Паршина Н.А. обратилась в Энгельсский городской суд Саратовской области с заявлением к Бабкиной Е.Г. о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, решением которого от 01.02.2006 по делу N 2-2233/2006 исковые требования Паршиной Н.А. были удовлетворены.
Однако Паршиной Н.А. было зарегистрировано право собственности не на комплекс нежилых зданий локомотивного депо, а на часть отдельных объектов:
- - нежилое здание 267,7 кв. м (Свидетельство о праве собственности серии 64АБ N 281397);
- - сооружение - скважина глубиной 40 м (Свидетельство о праве собственности серии 64АБ N 281389);
- - сооружение - разгрузочная площадка пл. 1500 кв. м (Свидетельство о праве собственности серии 64АБ N 281384);
- - нежилое здание пл. 64,8 кв. м (Свидетельство о праве собственности серии 64АБ N 281390);
- - нежилое здание пл. 825,9 кв. м (Свидетельство о праве собственности серии 64АБ N 281380);
- - нежилое здание пл. 345 кв. м (Свидетельство о праве собственности серии 64АБ N 281398);
- - нежилое здание 278,3 кв. м (Свидетельство о праве собственности серии 64АБ N 281391);
- - нежилое здание пл. 199,6 кв. м (Свидетельство о праве собственности серии 64АБ N 281382), итого 8 объектов.
Впоследствии, 06.09.2016 ИП Паршиной Н.А. произведена государственная регистрация права собственности на Единый недвижимый комплекс, в который вошли указанные выше семь объектов недвижимости (помимо сооружения - разгрузочной площадки) - номер государственной регистрации 64-64/017-64/017/095/2016-212-1 от 06.09.2017.
В отношении объекта недвижимого имущества - сооружение - разгрузочная площадка пл. 1500 кв. м, право собственности признано отсутствующим решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.11.2016 по делу N А57-11323/2016.
12 сентября 2016 года ИП Паршина Н.А. обратилась заявлением в Администрацию Энгельсского муниципального района о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 64:50:021306:30, площадью 13 694 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, с целью использования - под производственную базу.
К заявлению ИП Паршиной Н.А. были приложены следующие документы:
- - сообщение о перечне всех зданий, расположенных на испрашиваемом земельном участке;
- - выписка, подтверждающая государственную регистрацию права - 2 экз.;
- - копия доверенности - 2 экз.;
- - копия паспорта - 2 экз.;
- - копия кадастрового паспорта;
- - копия решения Энгельсского городского суда Саратовской области от 01.02.2006 по делу N 2-233/2006;
- - копия соглашения от 20.05.2014 к договору аренды земельного участка от 14.10.2011 N 10304/1.
- - копия решения Арбитражного суда Саратовской области от 16.06.2014 по делу N А57-3933/2014;
- - копия плана земельного участка.
Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района уведомлением от 19.09.2016 N 01-10/9017, возвратило заявление о предоставлении земельного участка предпринимателю, при этом указав, что заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктами 2.6.3, 2.6.4 Административного регламента, а именно отсутствует сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
ИП Паршина Н.А. полагая, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка ею были указаны все объекты недвижимого имущества, фактически расположенные и существующие на данном земельном участке, а также учитывая, что объект недвижимого имущества - сооружение - разгрузочная площадка пл. 1500 кв. м, в натуре не существует, право собственности предпринимателя на данный объект недвижимости Администрацией оспаривалось в судебном порядке, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии оснований для возвращения заявления о предоставлении земельного участка. Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского района обладал возможностью получения информации, необходимой для рассмотрения заявления, в порядке межведомственного взаимодействия.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИП Паршиной Н.А. на праве собственности принадлежит Единый недвижимый комплекс, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, в который вошли семь объектов недвижимости.
Индивидуальный предприниматель Паршина Нина Алексеевна обратилась в Администрацию Энгельсского муниципального образования с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного под принадлежащим ей недвижимым имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Как установлено судом, в соответствии со статьей 23 Устава Энгельсского муниципального района, Администрация Энгельсского муниципального района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом Энгельсского муниципального района.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Администрацией Энгельсского муниципального района принято Постановление от 23.11.2015 N 5795, которым утвержден Административный регламент предоставления Комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельного участка без проведения торгов" (далее Административный регламент).
Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28 февраля 2013 г. N 409/44-04 утверждено Положение о Комитете по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет) является органом администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по управлению земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области отнесено к компетенции органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района.
2.1. Основными задачами Комитета являются, в том числе, управление земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области отнесено к компетенции органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района.
3.1. Комитет в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции: рассматривает в установленном порядке письменные и устные заявления физических и юридических лиц по вопросам земельных отношений.
Из положений п. 2.2. Административного регламента следует, что решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов от имени администрации Энгельсского муниципального района принимает председатель комитета по земельным ресурсам в форме муниципального правового акта - распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам; договор купли-продажи (аренды, безвозмездного пользования) земельного участка от имени муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области подписывает председатель комитета по управлению имуществом. Таким образом, администрация Энгельсского района является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования.
Таким образом, предоставление земельных участков в аренду, либо в собственность (при наличии к тому правовых оснований) осуществляется по решению уполномоченных государственных и муниципальных органов.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Пунктами 1 и 2 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 ЗК РФ. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с частью 3 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В пункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, значатся документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, или на испрашиваемый земельный участок, если право на них не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех объектов, расположенных на испрашиваемом участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, кадастровый паспорт земельного участка (кадастровая выписка), кадастровый паспорт объекта, расположенного на участке, выписка из Единого государственного реестра прав о правах на приобретаемый участок и расположенных на нем объектов (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений), а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о юридическом лице, являющемся заявителем.
Пунктом 3 Приказа N 1 предусмотрено, что заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок документы и информацию, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Как было указано выше, ИП Паршина Н.А., обратилась в Администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка под принадлежащим ей на праве собственности объектом недвижимости.
Данное заявление Комитетом по земельным ресурсам было возвращено предпринимателю уведомлением от 19.09.2016 N 01-10/9017, в связи тем, что предпринимателем в сообщение, содержащее перечень объектов, расположенных на испрашиваемом участке, не включен объект недвижимого имущества, принадлежащий предпринимателю на праве собственности, а именно - сооружение - разгрузочная площадка пл. 1500 кв. м.
Вместе с тем, требования к сообщению, содержащему перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, нормативно (в том числе приказом от 12.01.2015 N 1) не установлены. В письме Минэкономразвития России от 23.12.2011 N Д23-52-88 разъяснено (применительно к ранее действовавшему приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475), что такое сообщение может быть написано заинтересованным лицом в свободной форме, следуя правилам и обычаям делового оборота.
Как следует из материалов дела, предпринимателем перечислены объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке, а также приложен документ, подтверждающий право заявителя на объекты недвижимости. Также к заявлению была приложена копия решения Энгельсского городского суда Саратовской области от 01.02.2006, в котором также содержится перечень объектов, расположенных на данном земельном участке.
Относительно спорного сооружения - разгрузочной площадки пл. 1500 кв. м арбитражным судом установлено, что на момент обращения ИП Паршиной Н.А. с заявлением о предоставлении земельного участка на рассмотрении Арбитражного суда Саратовской области находилось заявление Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области к ИП Паршиной Н.А. о признании права собственности отсутствующим (дело N А57-11323/2016).
Таким образом, Администрация, являясь истцом по делу N А57-11323/2016, располагала информацией об объекте - разгрузочной площадке пл. 1500 кв. м, расположенной по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, считала данный объект не объектом недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16.11.2016 по делу N А57-11323/2016 признано отсутствующим право собственности на объект недвижимого имущества - сооружение - разгрузочная площадка пл. 1500 кв. м.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о выполнении заявителем требований закона о сообщении уполномоченному органу информации об объекте, находящемся на испрашиваемом земельном участке.
Кроме того, следует принять во внимание положения пункта 3 приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, в соответствии с которым указанные в пункте 6 Перечня документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, пункта 3 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1, статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" документы, содержащие перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, подлежали получению ответчиком у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в порядке межведомственного взаимодействия.
Следует также учесть, что в целях приведения нормативной правовой базы Минэкономразвития России в соответствие с законодательством Российской Федерации Министерством был издан приказ от 10.02.2016 N 55 о внесении изменений в приказ от 12.01.2015 N 1, согласно которому в абзаце третьем слова "их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров" заменены словами "кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю".
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что соответствующие сведения содержались в приложенных к заявлению Выписке из Единого государственного реестра регистрации прав и решении Энгельсского городского суда Саратовской области от 01.02.2006 по делу N 2-233/2006. Необходимость в представлении такого сообщения в виде отдельного документа у заявителя отсутствовала.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2017 по делу N А55-14680/2016.
Кроме того, возвращая ИП Паршиной Н.А. заявление о предоставлении земельного участка, Комитетом сделана ссылка на пункты 2.6.3, 2.6.4 Административного регламента.
Административный регламент предоставления Комитетом по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельного участка без проведения торгов" утвержден постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 23.11.2015 N 5795.
Данный Административный регламент содержит следующие положения:
2.6.1. Для предоставления муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2 статьи 39.14, пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ необходимы следующие документы:
а) заявление:
- - соответствующее форме, предусмотренной Приложением 2 к постановлению администрации Энгельсского муниципального района от 16.03.2015 N 1492 "Об утверждении форм заявлений, предусмотренных административными процедурами в сфере управления и распоряжения земельными участками, расположенными в границах муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" (для заявления, представленного в виде бумажного документа);
- - соответствующее требованиям к порядку, способам направления и формату заявлений, определенных приказом Минэкономразвития РФ от 14.01.2015 N 7 (для заявления, представленного в форме электронного документа);
б) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 N 1;
в) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя (в случае если с заявлением обращается представитель заявителя);
г) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства (в случае если заявителем является иностранное юридическое лицо);
д) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов (в случае если подано заявление о предоставлении земельного участка указанной организации для ведения огородничества или садоводства);
е) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (удостоверяющего личность представителя заявителя, если заявление представляется представителем заявителя) в виде электронного образа (к заявлению, представленному в форме электронного документа);
ж) документы, подтверждающие надлежащее использование испрашиваемого земельного участка, и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в случае если подано заявление о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
2.6.3. Документы, предусмотренные подпунктами "в" - "ж" пункта 2.6.1 настоящего административного регламента, представляются заявителем самостоятельно.
2.6.4. Документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2.6.1 настоящего административного регламента, представляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Таким образом, пунктами 2.6.3 и 2.6.4 Административного регламента, положенными в основание для возврата заявления, также предусмотрена необходимость предоставления заявителем документов, установленных приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 N 1, лишь в случае их отсутствия в государственных органах.
В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента заявление подлежит возврату заявителю по следующим основаниям: несоответствие заявление форме, предусмотренной Приложением N 2 (для заявления, представленного в виде бумажного документа); несоответствие заявления требованиям к порядку, способам и формату представления заявления, определенным Приказом Минэкономразвития РФ от 14.01.2015 N 7 (для заявления, представленного в форме электронного документа); не представление какого-либо из документов, предусмотренных пунктом 2.6.3 настоящего регламента; подача заявления в иной уполномоченный орган.
Как было указано выше, Комитет по земельным ресурсам обладал полной информацией об объектах недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке. Отнесение спорного объекта - разгрузочной площадки пл. 1500 кв. м к объектам недвижимости оспаривалось Администрацией ЭМР в рамках дела N А57-11323/2016.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для возвращения заявления о предоставлении земельного участка. Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского района обладал возможностью получения информации, необходимой для рассмотрения заявления, в порядке межведомственного взаимодействия.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Администрация в апелляционной жалобе указывает, что судом избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права, поскольку у Администрации Энгельсского муниципального района отсутствует обязанность по рассмотрению заявления ИП Паршиной Н.А.
Апелляционной коллегией отклоняется указанный довод жалобы Администрации, в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2.2. Административного регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельного участка без проведения торгов" муниципальная услуга предоставляется комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района.
В процессе предоставления муниципальной услуги Комитет по земельным ресурсам взаимодействует с управлением по работе с населением и делопроизводству Администрации Энгельсского муниципального района (далее - управление по работе с населением и делопроизводству), Комитет по земельным ресурсам, Комитет по управлению имуществом взаимодействуют с ГКУСО "МФЦ".
Заявление подается на имя главы Энгельсского муниципального района.
Прием заявлений, поданных заявителем одним из способов, предусмотренных пунктом 1.4 настоящего административного регламента, осуществляет управление по работе с населением и делопроизводству.
Решение о предоставлении земельного участка без проведения торгов в собственность бесплатно (постоянное (бессрочное) пользование) от имени Администрации Энгельсского муниципального района принимает глава Энгельсского муниципального района в форме муниципального правового акта - постановления Администрации Энгельсского муниципального района.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов от имени Администрации Энгельсского муниципального района принимает председатель комитета по земельным ресурсам в форме муниципального правового акта - распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам.
Уведомления о получении (возврате) заявления от имени Администрации Энгельсского муниципального района подписывает председатель Комитета по земельным ресурсам.
Договор купли-продажи (аренды, безвозмездного пользования) земельного участка подписывает председатель комитета по управлению имуществом.
Таким образом, Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района наделен полномочиями по принятию решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги, а также подписанию документов в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Энгельсского муниципального района, муниципального образования город Энгельс, а также земельными участками, собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения.
При этом решение о предоставлении земельного участка принимается непосредственно главой Администрации Энгельсского муниципального района в виде постановления, на основании которого впоследствии подлежал заключению договор Комитетом по управлению имуществом.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28.02.2013 N 409/44-04, Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района является органом Администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по управлению земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области отнесено к компетенции органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района.
Пунктами 2.1, 3.1 указанного Положения предусмотрено, что Комитет в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет в том числе, следующие функции: управляет земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области, рассматривает в установленном порядке письменные и устные заявления физических и юридических лиц по вопросам земельных отношений; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией земельного законодательства РФ и обеспечивает единообразие применения законодательства РФ на всей территории Энгельсского муниципального района.
Распоряжением Администрации Энгельсского муниципального района от 28.08.2015 N 89, председателю Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района делегированы полномочия главы Администрации Энгельсского муниципального района по принятию решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги в сфере управления и распоряжения земельными участками, а также подписанию документов в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Энгельсского муниципального района, муниципального образования город Энгельс, а также земельными участками, собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения.
Однако данные нормы не свидетельствуют о наличии у Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района полномочий по распоряжению земельными участками. Управление земельными участками не означает правомочность Комитета по земельным ресурсам по их распоряжению. Делегирование полномочий на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка не влечет возникновение права у Комитета на предоставление земельного участка.
В соответствии со статьей 14 Устава Энгельсского муниципального района Саратовской области, принятого на Референдуме 22.12.1996 (далее - Устав), Комитет по земельным ресурсам не является органом местного самоуправления.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Энгельсского муниципального района, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления - Энгельсской районной администрации (пункт 6 части 1 статьи 24 Устава). В свою очередь Глава Энгельсского муниципального района возглавляет Администрацию Энгельсского муниципального района (пункт 1 статьи 25 Устава).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно обязал Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Паршиной Нины Алексеевны от 09.09.2016 и приложенные к нему документы о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 13694 кв. м "под производственную базу", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, Промзона, с кадастровым номером 64:50: 02 13 06:30, государственная собственность на который не разграничена и принять соответствующее решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционные жалобы Администрации Энгельсского муниципального района и Комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 апреля 2017 года по делу N А57-31566/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)