Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2017 N 10АП-8521/2017 ПО ДЕЛУ N А41-4084/17

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. по делу N А41-4084/17


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2017 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.
судей Иевлева П.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Красная Звезда": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Мельник Р.А. по доверенности от 30.06.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2017 по делу N А41-4084/17, принятое судьей Кузьминой О.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Красная Звезда" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение управления N 50/038/008/2016-4071 об отказе в государственной регистрации объекта недвижимости - жилой дом, площадью 177,1 кв. м, кадастровый номер 50:38:0050223:9, в связи с отсутствием разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
- обязать управление осуществить государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимости - жилой дом, площадью 177,1 кв. м, кадастровый номер 50:38:0050223:9 расположенный по адресу: Московская область, Зарайский район, примерно в 20 метрах по направлению на восток от ориентира восточная граница д. Журавна на земельном участке с кадастровым номером кадастровый номер 50:38:050223:3.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.03.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050223:9 площадью 231 540 кв. м, по адресу: Московская область, Зарайский район, примерно в 20 метрах по направлению на восток от ориентира восточная граница д. Журавна, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 05.08.2014.
На указанном земельном участке обществом возведено здание.
Согласно техническому плану, подготовленному 12.10.2015, назначение здания - жилой дом, наименование здания - индивидуальный жилой дом, количество этажей - 2, площадь 177,1 кв. м, адрес: Московская область, Зарайский р-н, д. Журавна.
Жилой дом 15.03.2016 поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 50:38:0050223:9, что подтверждается кадастровым паспортом от 20.04.2016.
Из кадастрового паспорта также следует, что данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:38:0050223:3. Год ввода в эксплуатацию 2015.
Общество 27.09.2016 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом (кадастровый номер 50:38:0050223:9), расположенный по адресу Московская область, Зарайский р-н, д. Журавна.
К заявлению были приложены свидетельство о государственной регистрации на земельный участок с кадастровым номером 50:38:0050223:3 и кадастровый паспорт на жилой дом с кадастровым номером 50:38:0050223:9.
Уведомлением от 10.10.2016 N 50/038/008/2016-4071 управление приостановило государственную регистрацию. Обществу предложено представить либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо сведения о том, что жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства.
Обществом 18.10.2016 представило на государственную регистрацию дополнительные документы, а именно технический план здания.
Сообщением от 11.11.2016 N 50/038/008/2016-4071 управление отказало обществу в государственной регистрации права собственности на дом, сославшись на не получение информации о том, что данный дом является объектом индивидуального жилищного строительства, и что сведения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют, управление в сообщении ответило отказом в государственной регистрации права собственности на жилой дом.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
Пункт 1 статьи 17 Закона о регистрации к основаниям для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним относит акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как указано в пункте 1 статьи 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
Общий порядок государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимости предусмотрен статьей 25 Закона о регистрации, которая предусматривает, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 01.03.2018 не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
В данном случае, после приостановления государственной регистрации общество представило на государственную регистрацию технический план здания, согласно которому объект недвижимости общества является - индивидуальным жилым домом.
Таким образом, на основании части 4 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ представление на государственную регистрацию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не требовалось.
Между тем, данные положения Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ не освобождали общество от получения разрешения на строительства для возведения объекта ИЖС.
Согласно пункту 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса установлен перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
В указанном перечне отсутствует случай строительства жилого дома.
Напротив, частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 этой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно пункту 19 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
Таким образом, Градостроительный кодекс предусматривает необходимость получения разрешения на строительство для осуществления строительства объекта ИЖС.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом апелляционный суд учитывает, что в отсутствие разрешения на строительство для осуществления строительства объекта ИЖС имеются основания для вывода о самовольном строительстве обществом объекта. Также в отсутствие такого документа, нельзя убедиться в безопасности возведенного обществом жилого дома для жизни и здоровья граждан - жильцов такого дома.
В данном случае доказательств получения разрешения на строительство жилого дома, заявленного к государственной регистрации, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2017 года по делу N А41-4084/17 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)