Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ижбирдиной А.С.,
рассмотрев по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в открытом судебном заседании дело N А65-3892/2017 по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1051641022400, ИНН 1660077844) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛЭНД", г. Казань, (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) о взыскании в доход бюджета ущерба, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб.; об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию нарушенного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства,
с участием:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" - представитель Козлова О.Ю., доверенность от 16.10.2017 (до и после перерыва),
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, г. Казань, обратилось с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ЛЭНД", г. Казань, о взыскании в доход бюджета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб.; об обязании в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации нарушенных земель; об обязании в двухмесячный срок со дня разработки проекта рекультивации провести рекультивацию нарушенного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 03.05.2017 г., по делу N А65-3892/2017 исковые требования удовлетворены.
Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) в доход бюджета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан ущерб, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 (Шесть миллионов девятьсот шестьдесят тысяч) руб.
Суд обязал Общество с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации нарушенных земель и в двухмесячный срок со дня разработки проекта рекультивации провести рекультивацию нарушенного земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:38 в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 63 800 (Шестьдесят три тысячи восемьсот) рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2017 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что отсутствует объект причинения вреда, а именно - земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:080712:38. Также заявитель ссылается на то, что в своем решение суд первой инстанции возложил на ответчика заведомо неисполнимое обязательство. Также заявитель ссылается на рассмотрение дела в отсутствие ответчика вследствие ненадлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции согласно определению от 26 сентября 2017 года перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с подтверждением материалами дела доводов заявителя жалобы о его ненадлежащем извещении о месте и времени судебного заседания.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал жалобу по доводам в ней изложенным, заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств.
Суд обязал заявителя жалобы представить доказательство получения всеми лицами, участвующими в деле дополнительно представленных документов и отложил судебное заседание.
После отложения, судебное заседание продолжено, заявитель жалобы поддержал доводы жалобы, не согласился с исковыми требованиями по доводам, изложенным в отзыве, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о необходимости отменить обжалуемое решение.
Материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу постановлением по делу N 5-237/2016 Приволжского районного суда г. Казани от 27.04.2016 г. ООО "Лэнд" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Согласно данному постановлению, в ходе административного расследования Управлением было установлено, что возле улицы Нагорная на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:080712:38, принадлежащем на праве собственности ООО "Компаньен-EV", ответчик активно проводит строительные работы по возведению объекта капитального строительства - склада для хранения сельскохозяйственной продукции. В результате строительства плодородный слой почвы с вышеуказанного земельного участка был уничтожен, что подтверждается заключением экспертной организации.
Истец 02.12.2016 г. направил ответчику претензию о возмещении вреда окружающей среде в добровольном порядке.
Неисполнение требований по возмещению вреда явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Доводы заявителя жалобы относительно неправомерного взыскания ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб. не могут быть приняты ввиду следующего.
В соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений.
Приказом Россельхознадзора N 181 от 15.04.2013 утверждено Положение Россельхознадзора по РТ, согласно п. 9.11 которого Управление наделено полномочиями на предъявление исков по возмещению ущерба, нанесенного в установленной сфере деятельности.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков. В частности, предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с подп. 6 п. 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" в обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков входит в том числе, осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; содействование проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнение других обязанностей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 6 этого же Федерального закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч. 1).
Частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч. 3 ст. 77).
Статья 78 указанного закона предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно расчету размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, составленному по методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. N 238, размер вреда, причиненного ООО "Лэнд" земельному участку с кадастровым номером 16:33:080712:38, составляет 6 960 000 рублей.
Расчет проверен, его ошибочность не установлена.
Согласно п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среды (штрафа) по нормативу 100 процентов.
При этом суд отмечает, что ответчик не представил надлежащих доказательств того, что на момент причинения вреда спорный земельный участок был переведен в иную категорию.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб. являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Однако, судом установлено, подтверждается материалами дела следующее.
На момент рассмотрения настоящего спора земельный участок с кадастровым номером 16:33:080712:38 был снят с кадастрового учета по причине размежевания земельного участка.
29.02.2016 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:41, который был образован из земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:38, что подтверждается кадастровой выпиской от 01.03.2016 г. N 1600/301/16-114556.
19.08.2016 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:49, который был образован в связи со снятием с кадастрового учета земельного участка с номером 16:33:080712:41, что подтверждается кадастровой выпиской от 19.08.2016 г. N 1600/301/16-435817.
Указанный земельный участок образован в связи с прекращением существования земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:49, что подтверждается кадастровой выпиской от 21.10.2016 г. N 1600/301/16-1544741.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 16:33:080712:49 был образован в связи со снятием с кадастрового учета земельного участка с номером 16:33:080712:41, который был образован из земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:38.
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан N 634 от 10.09.2016 г. земельный участок 16:33:080712:49 площадью 10,4704 га для размещения складов переведен в категорию земель промышленности.
Кроме того, в постановлении N 04-08 о назначении административного наказания от 8.04.2016 г. указано, что на земельном участке с кадастровым номером 16:33:080712:38 проводятся строительные работы по возведению объекта капитального строительства - клада для хранения сельскохозяйственной продукции. В результате строительства самовольно снят и перемещен плодородный слой почвы с площади 0,87 га.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.07.2016 г. склад принадлежит на праве собственности ООО "Компаньен-EV". Площадь склада при этом составляет 8 346 кв. м, что составляет 0,83 га.
Таким образом, учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, спорный земельный участок переведен в категорию земель промышленности и в результате строительства самовольно снят и перемещен плодородный слой почвы с площади 0,87 га, на которой в настоящее время размещено строение, в удовлетворении требований о возложении на общество с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" обязанности в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации нарушенных земель и в двухмесячный срок со дня разработки проекта рекультивации провести рекультивацию нарушенного земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:38 в соответствии с требованиями земельного законодательства следует отказать.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене, исковые требования - частичному удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 мая 2017 года по делу N А65-3892/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) в доход бюджета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан ущерб, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 57 800 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1051641022400, ИНН 1660077844) в пользу обществу с ограниченной ответственностью "ЛЭНД", г. Казань, (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) 1 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2017 N 11АП-12054/2017 ПО ДЕЛУ N А65-3892/2017
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2017 г. по делу N А65-3892/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ижбирдиной А.С.,
рассмотрев по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в открытом судебном заседании дело N А65-3892/2017 по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1051641022400, ИНН 1660077844) к обществу с ограниченной ответственностью "ЛЭНД", г. Казань, (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) о взыскании в доход бюджета ущерба, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб.; об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию нарушенного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства,
с участием:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" - представитель Козлова О.Ю., доверенность от 16.10.2017 (до и после перерыва),
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, г. Казань, обратилось с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ЛЭНД", г. Казань, о взыскании в доход бюджета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб.; об обязании в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации нарушенных земель; об обязании в двухмесячный срок со дня разработки проекта рекультивации провести рекультивацию нарушенного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением суда первой инстанции от 03.05.2017 г., по делу N А65-3892/2017 исковые требования удовлетворены.
Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) в доход бюджета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан ущерб, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 (Шесть миллионов девятьсот шестьдесят тысяч) руб.
Суд обязал Общество с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации нарушенных земель и в двухмесячный срок со дня разработки проекта рекультивации провести рекультивацию нарушенного земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:38 в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Взыскано с Общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 63 800 (Шестьдесят три тысячи восемьсот) рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.05.2017 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что отсутствует объект причинения вреда, а именно - земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:080712:38. Также заявитель ссылается на то, что в своем решение суд первой инстанции возложил на ответчика заведомо неисполнимое обязательство. Также заявитель ссылается на рассмотрение дела в отсутствие ответчика вследствие ненадлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции согласно определению от 26 сентября 2017 года перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с подтверждением материалами дела доводов заявителя жалобы о его ненадлежащем извещении о месте и времени судебного заседания.
Истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал жалобу по доводам в ней изложенным, заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств.
Суд обязал заявителя жалобы представить доказательство получения всеми лицами, участвующими в деле дополнительно представленных документов и отложил судебное заседание.
После отложения, судебное заседание продолжено, заявитель жалобы поддержал доводы жалобы, не согласился с исковыми требованиями по доводам, изложенным в отзыве, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о необходимости отменить обжалуемое решение.
Материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу постановлением по делу N 5-237/2016 Приволжского районного суда г. Казани от 27.04.2016 г. ООО "Лэнд" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Согласно данному постановлению, в ходе административного расследования Управлением было установлено, что возле улицы Нагорная на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:33:080712:38, принадлежащем на праве собственности ООО "Компаньен-EV", ответчик активно проводит строительные работы по возведению объекта капитального строительства - склада для хранения сельскохозяйственной продукции. В результате строительства плодородный слой почвы с вышеуказанного земельного участка был уничтожен, что подтверждается заключением экспертной организации.
Истец 02.12.2016 г. направил ответчику претензию о возмещении вреда окружающей среде в добровольном порядке.
Неисполнение требований по возмещению вреда явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Доводы заявителя жалобы относительно неправомерного взыскания ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб. не могут быть приняты ввиду следующего.
В соответствии с Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений.
Приказом Россельхознадзора N 181 от 15.04.2013 утверждено Положение Россельхознадзора по РТ, согласно п. 9.11 которого Управление наделено полномочиями на предъявление исков по возмещению ущерба, нанесенного в установленной сфере деятельности.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков. В частности, предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с подп. 6 п. 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" в обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков входит в том числе, осуществление производства сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; содействование проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнение других обязанностей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 6 этого же Федерального закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч. 1).
Частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч. 3 ст. 77).
Статья 78 указанного закона предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Согласно расчету размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, составленному по методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 г. N 238, размер вреда, причиненного ООО "Лэнд" земельному участку с кадастровым номером 16:33:080712:38, составляет 6 960 000 рублей.
Расчет проверен, его ошибочность не установлена.
Согласно п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среды (штрафа) по нормативу 100 процентов.
При этом суд отмечает, что ответчик не представил надлежащих доказательств того, что на момент причинения вреда спорный земельный участок был переведен в иную категорию.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб. являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Однако, судом установлено, подтверждается материалами дела следующее.
На момент рассмотрения настоящего спора земельный участок с кадастровым номером 16:33:080712:38 был снят с кадастрового учета по причине размежевания земельного участка.
29.02.2016 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:41, который был образован из земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:38, что подтверждается кадастровой выпиской от 01.03.2016 г. N 1600/301/16-114556.
19.08.2016 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:49, который был образован в связи со снятием с кадастрового учета земельного участка с номером 16:33:080712:41, что подтверждается кадастровой выпиской от 19.08.2016 г. N 1600/301/16-435817.
Указанный земельный участок образован в связи с прекращением существования земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:49, что подтверждается кадастровой выпиской от 21.10.2016 г. N 1600/301/16-1544741.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 16:33:080712:49 был образован в связи со снятием с кадастрового учета земельного участка с номером 16:33:080712:41, который был образован из земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:38.
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан N 634 от 10.09.2016 г. земельный участок 16:33:080712:49 площадью 10,4704 га для размещения складов переведен в категорию земель промышленности.
Кроме того, в постановлении N 04-08 о назначении административного наказания от 8.04.2016 г. указано, что на земельном участке с кадастровым номером 16:33:080712:38 проводятся строительные работы по возведению объекта капитального строительства - клада для хранения сельскохозяйственной продукции. В результате строительства самовольно снят и перемещен плодородный слой почвы с площади 0,87 га.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.07.2016 г. склад принадлежит на праве собственности ООО "Компаньен-EV". Площадь склада при этом составляет 8 346 кв. м, что составляет 0,83 га.
Таким образом, учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, спорный земельный участок переведен в категорию земель промышленности и в результате строительства самовольно снят и перемещен плодородный слой почвы с площади 0,87 га, на которой в настоящее время размещено строение, в удовлетворении требований о возложении на общество с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" обязанности в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации нарушенных земель и в двухмесячный срок со дня разработки проекта рекультивации провести рекультивацию нарушенного земельного участка с кадастровым номером 16:33:080712:38 в соответствии с требованиями земельного законодательства следует отказать.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене, исковые требования - частичному удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 мая 2017 года по делу N А65-3892/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) в доход бюджета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан ущерб, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды, в размере 6 960 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛЭНД" (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 57 800 руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1051641022400, ИНН 1660077844) в пользу обществу с ограниченной ответственностью "ЛЭНД", г. Казань, (ОГРН 1101690059283, ИНН 1657098964) 1 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
К.К.ТУРКИН
Судьи
Е.Г.ДЕМИНА
С.А.КУЗНЕЦОВ
К.К.ТУРКИН
Судьи
Е.Г.ДЕМИНА
С.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)