Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2017 N 10АП-16247/2017 ПО ДЕЛУ N А41-36719/17

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2017 г. по делу N А41-36719/17


Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от ФГБУ "Оздоровительный комплекс "Снегири" Управления делами Президента Российской Федерации: Букина А.В. по доверенности от 12.05.2016;
- от Управления делами Президента Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Цюрюмов Л.М. по доверенности от 30.06.2017;
- от администрации городского округа Истра Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 5 сентября 2017 года по делу N А41-36719/17, принятое судьей Семеновой А.Б., по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Оздоровительный комплекс "Снегири" Управления делами Президента Российской Федерации к Управлению делами Президента Российской Федерации, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 27.04.2017 по вх. N 50-50/011-50/011/005/2017-7755 о приостановлении государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:445, площадью 1244 кв. м, разрешенное использование: под строительство торгово-бытового комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Павло-Слободское, с. Рождествено, ул. Южная; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:445, площадью 1244 кв. м, разрешенное использование: под строительство торгово-бытового комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Павло-Слободское, с. Рождествено, ул. Южная,
третье лицо: Администрация городского округа Истра Московской области,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Оздоровительный комплекс "Снегири" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление росреестра, заинтересованное лицо 1) и Управлению делами Президента Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо 2) с заявленными требованиями: - признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 27.04.2017 по вх. N 50-50/011-50/011/005/2017-7755 о приостановлении государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:445, площадью 1244 кв. м, разрешенное использование: под строительство торгово-бытового комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Павло-Слободское, с. Рождествено, ул. Южная; - обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:445, площадью 1244 кв. м, разрешенное использование: под строительство торгово-бытового комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Павло-Слободское, с. Рождествено, ул. Южная.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 сентября 2017 года по делу N А41-36719/17 заявленные требования удовлетворены частично.
Признан незаконным Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 27.04.2017 по вх. N 50-50/011-50/011/005/2017-7755 о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:445, площадью 1244 кв. м, разрешенное использование: под строительство торгово-бытового комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Павло-Слободское, с. Рождествено, ул. Южная. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области рассмотреть заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:445, площадью 1244 кв. м, разрешенное использование: под строительство торгово-бытового комплекса, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Истринский район, с/пос. Павло-Слободское, с. Рождествено, ул. Южная.
В удовлетворении заявленных требований к Управлению делами Президента Российской Федерации отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ФГБУ "Оздоровительный комплекс "Снегири" Управления делами Президента возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления делами Президента Российской Федерации и 3-го лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Постановлением Главы Истринского района Московской области N 1498/9 от 18.09.2000 "О прекращении права постоянного пользования на земельные участки Управлению Делами Президента РФ, предоставленные под территорию Дома отдыха "Снегири" и строительство базы отдыха, расположенные в районе с. Рождествено Павло-Посадского с/о и предоставление их постоянное пользование Государственному оздоровительному учреждению Дом отдыха "Снегири" Управления Делами Президента РФ" в постоянное (бессрочное) пользование заявителю предоставлен земельный участок общей площадью 2241700 кв. м, КН 50-8-070613-0001, под территорию дома отдыха "Снегири". 03.11.2000 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на указанный земельный участок (л.д. 114 - свидетельство о госрегистрации права).
Впоследствии земельному участку с КН 50-8-070613-0001 присвоен кадастровый номер 50:08:0000000141. 20 ноября 2007 года на земельный участок с КН 50:08:0000000141 площадью 2241700 кв. м, адрес Московская область, Истринский район, с/пос. Павло-Слободское в районе с. Рождествено, категория "земли особо охраняемых территорий и объектов", разрешенное использование "под территорию Дома отдыха "Снегири", зарегистрировано право собственности Российской Федерации (л.д. 113 - свидетельство о госрегистрации права).
На основании распоряжения Управления делами Президента Российской федерации от 22.09.2011 земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000141 (предыдущий кадастровый номер 50:8:070613:0001) разделен на четыре самостоятельных участка с: - КН 50:08:0050206:459, общей площадью 57 700 кв. м; - КН 50:08:0050206:458, общей площадью 213 030 кв. м; - КН 50:08:0050211:45, общей площадью 15 800 кв. м; - КН 50:08:0000000:153, общей площадью 1 995 170 кв. м; - часть земельного участка с КН 50:08:0050203:2, общей площадью 703 000 кв. м; - часть земельного участка с КН 50:08:0050202:148, общей площадью 1252 170 кв. м.
15 декабря 2011 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 50:08:0050206:458 общей площадью 213 030 кв. м по адресу Московская область, Истринский район, с/пос. Павло-Слободское, категория "земли особо охраняемых территорий и объектов", разрешенное использование "под территорию Дома отдыха "Снегири" (л.д. 112 - свидетельство о госрегистрации).
18 апреля 2017 года учреждение обратилось в Управление росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 50:08:0050206:445 общей площадью 1244 кв. м по адресу: Истринский район, Павло-Слободское с.п., с. Рождествено, ул. Южная.
Согласно пояснениям заявителя, указанный участок образован в результате раздела земельного участка с КН 50:08:0050206:458.
Уведомлением от 27.04.2017 регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на него.
Не согласившись с действиями управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии п. п. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о которой внесены в ЕГРН. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 29 Закона.
Одним из этапов государственной регистрации является правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются:
- - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- - вступившие в законную силу судебные акты;
- - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- - наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 закона N 218-ФЗ).
Частью 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 закона N 218-ФЗ).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 12 ст. 29 закона N 218-ФЗ приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как усматривается из заявления учреждения, поданного 18.04.2017 в Управление росреестра, и расписки о получении документов на государственную регистрацию прав на земельный участок с КН 50:08:0050206:445, заявителем предоставлялись следующие документы: доверенность на представителя; распоряжение от 15.04.2005 N 421-р о разделе земельного участка с КН 50:08:0000000141, свидетельства о праве постоянного пользования заявителя, о праве собственности Российской Федерации на земельные участки, судебные акты: решение и постановление по делу N А41-33652/14, решение по делу N А40-34935/15-176-257, решение и постановление по делу N А41-71143/14. Решение о приостановлении государственной регистрации основано на том, что заявителем не представлено документов, свидетельствующих о правах на земельный участок, в отношении которого подано заявление на регистрацию.
Возражая против заявленных требований, управление указало, что нет доказательств того, что земельный участок с КН 50:08:0050206:445 образован из земельного участка с КН 50:08:0050206:458, образованного в свою очередь из участка с КН 50:08:0000000141 (предыдущий кадастровый номер 50:8:070613:0001), находящегося в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя.
Аналогичные возражения указаны и в обоснование доводов апелляционной жалобы.
Между тем, указанные доводы заинтересованного лица являются необоснованными и противоречат обстоятельствам дела.
Как верно установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок с КН 50:08:0050206:445 как самостоятельно, так и в составе более крупных земельных участков с КН 50:08:0050206:458 и КН 50:08:0000000141, уже являлся предметом судебных разбирательств по делам N А41-40521/11, А41-33652/14, А41-71143/14.
В рамках дела N А41-40521/11 суд установил, что учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлялся земельный участок с КН 50:08:070613:0001 площадью 2241700 кв. м, являющийся собственностью Российской Федерации. 20.11.2007 осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный участок (новый КН 50:08:0000000141).
Согласно кадастровому плану на указанный участок, он принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ГОУ "Дом отдыха "Снегири" Управления делами Президента Российской Федерации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в рамках данного дела установлено, что учреждению предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 2241700 кв. м с КН 50:08:0000000141 (предыдущий кадастровый номер 50:8:070613:0001).
Следовательно, на основании распоряжения Управления делами Президента РФ от 22.09.2011 о разделе земельного участка, образован земельный участок с КН 50:08:0050206:458 общей площадью 213030 кв. м, также относящийся к землям, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании у ФГБУ "Д/о "Снегири" и в собственности Российской Федерации.
Согласно кадастровой выписке на земельный участок с КН 50:08:0050206:458 общей площадью 213030 кв. м, категория "земли особо охраняемых территорий", вид разрешенного использования "под территорию дома отдыха "Снегири", а также кадастровой выписки на земельный участок с КН 50:08:0050206:445, указанный участок расположен внутри земельного участка с КН 50:08:0050206:458.
Судебными актами по делам N А41-71143/14 и А41-33652/14 установлено, что земельный участок с КН 50:08:0050206:445 относится к землям федеральной собственности, правом на распоряжение которым от имени Российской Федерации наделено Управление делами Президента Российской Федерации.
Также установлено, что указанный земельный участок из владения ФГБУ "Д/о Снегири" в установленном порядке не выбывал.
Вступившие в законную силу судебные акты по указанным делам N А41-40521/11, А41-33652/14, А41-71143/14 подлежат обязательному исполнению в соответствии со ст. 16 АПК РФ и имеют преюдициальную силу для настоящего дела в соответствии со ст. 69 АПК РФ.
Следовательно, доводы заявителя апелляционной жалобы на то, что указанные судебные акты в резолютивной части не содержат указание на признание право собственности спорного земельного участка за учреждением, в связи с чем, по мнению заявителя апелляционной жалобы у управления не было законных оснований для регистрации права собственности за Российской Федерации на земельный участок, так как заявитель не представил правоустанавливающий документ на регистрацию, подлежат отклонению с учетом изложенного выше.
Земельный участок с КН 50:08:0050206:445 относится к землям федеральной собственности, правом на распоряжение которым от имени Российской Федерации наделено Управление делами Президента Российской Федерации, все указанные документы были представлены заявителем в регистрирующий орган.
В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, вступивший в силу с 01.03.2015, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (ч. 2 ст. 2).














































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)