Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2017 N 10АП-5418/2017 ПО ДЕЛУ N А41-21074/16

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2017 г. по делу N А41-21074/16


Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Сахаровой С.С.,
при участии в заседании:
от истца Главного управления дорожного хозяйства Московской области (ОГРН 1095024003910, ИНН 5024105481) - Жабинская И.В. по доверенности от 10 января 2017 года N 726,
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью "СК-Нефть" (ОГРН 1035007205738, ИНН 5036033009) - Гратий В.Г. по доверенности от 24 апреля 2017 года,
от третьего лица Общества с ограниченной ответственностью "Инвест Капитал" (ОГРН 1157746643746, ИНН 7718261925) - Суворов Е.Г. по доверенности от 01 июня 2016 года,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055, ИНН 7725131814) - Шелмаков В.Д. по доверенности от 09 января 2017 года N 3,
от третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Московской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СК-Нефть" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2017 года по делу N А41-21074/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по иску Главного управления дорожного хозяйства Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "СК-Нефть" об изъятии для государственных нужд земельного участка, третьи лица - Министерство имущественных отношений Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Инвест Капитал",

установил:

Главное управление дорожного хозяйства Московской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "СК-Нефть" (далее - ответчик), в котором просило:
- - изъять для государственных нужд Московской области у ООО "СК-Нефть" земельный участок общей площадью 190 кв. м, с кадастровым номером 50:19:0020202:234, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Восточная, д. 1;
- - установить в соответствии с отчетом об оценке N 870/15 от 03 августа 2015 года об определении рыночной стоимости части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Восточная, д. 1 размер возмещения стоимости 1 559 000 руб. 00 коп., в том числе рыночная стоимость части земельного участка 802 000 руб.; величина убытков, причиненных ответчику 757 000 руб.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), Общество с ограниченной ответственностью "Инвест Капитал" (далее - ООО "Инвест Капитал").
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2017 года исковые требования удовлетворены (л.д. 77 - 81 т. 5).
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и кадастровой палаты, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Инвест Капитал" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца возражал по доводам апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель министерства возражал по доводам апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Московской области от 11 ноября 2014 года N 946/43 "Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - путепровода через железную дорогу на 4 км автомобильной дороги "Москва - Бородино - Тучково" в Рузском муниципальном районе Московской области ГУДХ МО принято распоряжение от 23 июня 2015 года N 171-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" в соответствии с которым, в целях строительства путепровода через железную дорогу на 4 км автодороги "Москва - Бородино" - Тучково, Рузский район подлежит изъятию объект недвижимого имущества путем выкупа согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 12 мая 2015 года N 120-Р.
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 12 мая 2015 года N 120-Р подлежит изъятию часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м, категории земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства АЗС, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Восточная, д. 1.
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020202:234 принадлежит на праве собственности ООО "СК-Нефть", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 26 мая 2016 года.
В целях исполнения данного распоряжения ГУП МО "МОБТИ" подготовлено заключение по отчету N 870/15 от 03 августа 2015 года для установления размера возмещения за изымаемый земельный участок с учетом убытков и упущенной выгоды объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственных нужд Московской области, в соответствии с которым рыночная стоимость части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м, расположенного по адресу: участок находится примерно в 500 метрах по направлению на северо-запад от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Восточная, д. 1 составляет - 802 000 руб. 00 коп., величина убытков, причиненных собственнику части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м составляет - 757 000 руб., итого 1 559 000 руб.
Истцом 23 сентября 2015 года в адрес ответчика направлено письмо в котором сообщило, что проведена оценка части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м, подлежащего изъятию для государственных нужд, а также определен размер убытков, в связи с чем, управление просило ООО "СК-Нефть" согласовать заключение об оценке и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд. К данному письму прилагался проект соглашения об изъятии, а также копия заключения об оценке.
В связи с тем, что со стороны ответчика соглашение об изъятии не было согласовано, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Частью 2 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 279 ГК РФ).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (часть 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей с 01 апреля 2015 года), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
В силу статьи 49 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практике по гражданским делам связанным с изъятием для государственных и муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2015 года N 442.
Кроме того, с ходатайством об изъятии в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 ЗК РФ вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2 статьи 56.6 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 56.6 ЗК РФ, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (пункт 5 статьи 56.6 ЗК РФ).
Исходя из смысла пункта 6 статьи 56.6 ЗК РФ, в том случае, если правообладатель земельного участка не согласен со схемой расположения земельного участка, подлежащего изъятию, то орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, принявшие решение об изъятии имеют право утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
Пунктом 7 статьи 56.6 ЗК РФ установлено, что решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
- - земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
- - земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
- - земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 ЗК РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Согласно пункту 13 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 ЗК РФ и статья 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу положений пункта 2 статьи 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 ГК РФ (в редакции, действующей с 01 апреля 2015 года) сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ при расчетах размеров возмещения убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.10 ЗК РФ одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:
1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в государственный кадастр недвижимости);
2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 7 "Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 декабря 2015 года), при рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.
Как следует из материалов дела, что спор между сторонами возник спор именно по определению выкупной цены в отношении изымаемых земельных участков.
В соответствии с Заключением ГУП МО "МОБТИ" по отчету об оценке N 870/15 от 03 августа 2015 года рыночная стоимость части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м, расположенного по адресу: участок находится примерно в 500 метрах по направлению на северо-запад от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Восточная, д. 1 составляет - 802 000 руб. 00 коп., величина убытков, причиненных собственнику части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м составляет - 757 000 руб. 00 коп., итого 1 559 000 руб. 00 коп.
ГУДХ МО в ходе рассмотрения настоящего дела было заявлено ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2016 года по делу N А41-21074/16 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Некоммерческого партнерства "Деловой союз судебных экспертов".
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
- Определить размер возмещения (рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду) в связи с изъятием принадлежащего на праве собственности ООО "СК-Нефть" земельного участка общей площадью 190 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234 на дату проведения экспертизы.
Согласно заключению эксперта Некоммерческого партнерства "Деловой союз судебных экспертов" N 001/01/2017-ЭЗ от 12 января 2017 года, эксперт сделал следующий вывод: рыночная стоимость вышеуказанного объекта составляет 1 478 000 руб., в том числе рыночная стоимость земельного участка, входящего в состав участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, общей площадью 190 кв. м - 775 770 руб.; улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке - 680 024 руб.; убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду - 22 000 руб.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции истец просил назначить повторную экспертизу, проведение которой поручить экспертам АНО "Центр независимых экспертиз".
В обоснование своих возражений относительно рыночной стоимости земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем, определенных экспертом, ООО "Инвест Капитал" указывает на то, что эксперт не принял во внимание упущенную выгоду в связи с изъятием земельного участка, в том числе не принял во внимание наличие договора аренды имущественного комплекса, заключенного между ООО "СК-Нефть" и ООО "Инвест-Капитал"; экспертом не верно указано, что изымаемый земельный участок является незастроенным; экспертом не осуществлен натурный осмотр; заключение содержит технические не точности, связанные с оформлением экспертного заключения и т.д.
В соответствии с частью 2 статьи 87 АПК РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Оснований для назначения повторной экспертизы судом не установлено.
При этом, доводы третьего лица обосновано не приняты судом первой инстанции во внимание по следующим основаниям.
Договор аренды имущественного комплекса от 18 ноября 2015 года, заключенный между ООО "СК-Нефть" и ООО "Инвест-Капитал", в соответствии с которым в аренду третьему лицу предоставлен не только земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020202:234, но и иное недвижимое имущество, продолжает действовать в полном объеме.
Доказательств того, что после изъятия части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234 площадью 190 кв. м в договор аренды будут вноситься изменения, касающиеся вопросов изменения размера арендной платы в суд не представлено, в связи с чем эксперты правомерно не принимали данный договор аренды во внимание при определении упущенной выгоды.
Все доводы представителя ООО "Инвест Капитал" о несоответствии экспертизы требованиям законодательства в оценочной деятельности, выражают только несогласие третьего лица с выводами и порядком определения экспертами рыночной стоимости спорного земельного участка, и не свидетельствуют о возникновении сомнений в обоснованности заключения экспертов и наличии противоречий в выводах экспертов.
Нарушения, на которые указывает третье лицо, связанные с оформлением судебной экспертизы (отсутствие заявление эксперта об отсутствии заинтересованности в результатах экспертизы; отсутствие указания на АПК РФ и т.д.), носят технический характер и не свидетельствуют о неправомерности выводов экспертов о размере возмещения, а тем более не могут служить основанием для назначения по делу повторной судебной экспертизы.
Более того, в рамках настоящего дела определяется сумма возмещения, которую обязан будет выплатить истец ответчику в связи с изъятием части земельного участка.
В данном случае права третьего лица могут быть затронуты непосредственно изъятием земельного участка, но не определением размера (стоимостью) возмещения, которая подлежит выплате ответчику в связи с изъятием земельного участка, тем более какого-либо недвижимого имущества, расположенного на изымаемой части земельного участка и принадлежащего третьему лицу не имеется.
Ответчиком заключение эксперта не оспорено.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает, что экспертное заключение соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, не подлежит удовлетворению и ходатайство третьего лица о проведении по делу повторной судебной экспертизы, в целях установления рыночной стоимости спорного земельного участка.
Принимая во внимание, что истец просит установить выкупную стоимость в размере, превышающем стоимость возмещения, определенную экспертным заключением, учитывая, что истец не уточнил исковые требования в соответствии с результатами проведенной экспертизы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования, изначально заявленные истцом, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2017 года по делу N А41-21074/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
В.Н.СЕМУШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)