Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что между сторонами ранее был заключен договор аренды для эксплуатации производственного комплекса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2016 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-32048/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным изложенный в письме от 23.06.2016 N 09/9330 отказ территориального управления в предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 3035 кв. м с кадастровым номером 23:15:0901002:209, расположенного в границах Крымского района Краснодарского края под защитными лесонасаждениями;
- - обязать территориальное управление принять решение о предоставлении обществу в аренду указанного земельного участка, а также направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка (требования уточнены; т. 1, л.д. 97, 98).
Заявление обосновано ссылками на положения статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормы Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) и мотивированы незаконностью отказа уполномоченного органа, нарушающего права (интересы) общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017, требования удовлетворены. Признан незаконным изложенный в письме от 23.06.2016 N 09/9330 отказ территориального управления в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Суд обязал территориальное управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить обществу проект договора аренды указанного участка с предложением о заключении соответствующего договора. С территориального управления в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что обществом в результате проведения работ по выявлению защитных лесонасаждений, не вошедших в полосу отвода железной дороги, установлено, что часть защитных лесонасаждений в границах Крымского района располагается за границами полос отвода. Указанные защитные лесополосы являются собственностью общества и входят в состав производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская. В 2012 году завершены межевые работы по определению границ земельных участков, расположенных под защитными лесонасаждениями, в том числе и спорного участка. Постановлением главы администрации муниципального образования Крымский район от 06.11.2012 N 2276 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок площадью 3035 кв. м с кадастровым номером 23:15:0901002:209, расположенный в границах Крымского района Краснодарского края, поставлен на государственный кадастровый учет 30.05.2013. Территориальным управлением зарегистрировано право собственности Российской Федерации на этот земельный участок, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 02.11.2016. Общество неоднократно обращалось (в том числе 20.05.2016) в территориальное управление с заявлением о предоставлении данного участка в аренду. Письмом от 23.06.2016 N 09/9330 территориальное управление отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Отказ мотивирован тем, что сторонами заключен договор от 11.10.2007 N 7700000779 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:54 для эксплуатации производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская, 1553-758 км. При проверке доводов заявителя о незаконности отказа уполномоченного органа судебные инстанции руководствовались положениями статьи 39.6 Земельного кодекса. Суды установили, что для эксплуатации производственного комплекса Тихорецкой дистанции защитных насаждений обществу предоставлены в аренду по договорам от 11.10.2007 N 7700000779, от 09.11.2007 N 7700000803 и от 09.11.2007 N 7700000802 земельные участки с кадастровыми номерами 23:15:0000000:54, 23:15:0000000:56, 23:15:0000000:57. В дело представлено заключение кадастрового инженера от 22.08.2016, согласно которому часть защитных лесонасаждений (входящих в состав производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевск-Крымская) располагается в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Указанный участок не входит в земельные участки с кадастровым номером 23:15:0000000:54, 23:15:0000000:56 и 23:15:0000000:57, ранее предоставленные обществу в аренду. Апелляционный суд отклонил довод территориального управления о том, что защитные лесонасаждения не являются объектами железнодорожной инфраструктуры. В соответствии с положениями статьи 2 Закона N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения. Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Следовательно, земли железнодорожного транспорта представляют собой совокупность участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также иных объектов для целей, непосредственно связанных с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава и иными объектами инфраструктуры железных дорог. К числу земель данной категории относятся земельные участки, расположенные на полосах отвода земельных дорог и в охранных зонах. Из буквального содержания норм статьи 2 Закона N 17-ФЗ следует, что лесные полосы также включаются в полосу отвода железной дороги. В соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 504, полосы лесозащитные и другие лесные полосы являются неотъемлемой частью железнодорожных путей общего пользования. Приказом Минтранса Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" установлены нормы отвода земельных участков, в том числе, и под защитными лесонасаждениями. В соответствии с пунктом 13 указанных норм ширина полосы отвода на снегозаносимых участках путей железнодорожного транспорта, пересекающих лесные массивы, устанавливается, как правило, не более ширины полосы отвода на снегозаносимых участках, защищенных искусственно создаваемыми снегозадерживающими лесными насаждениями. Вдоль трассы железнодорожных путей, пересекающих территории, покрытые песками, необходимо предусматривать полосы отвода для пескозащитных лесных насаждений или фитомелиоративной пескозащиты (закрепление песков древесной, кустарниковой и травянистой растительностью), а также для расположения почвоукрепительных лесных насаждений, обеспечивающих защиту пути и сооружений от оползней, обвалов, осыпей, селей, оврагообразования (пункт 14). Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:15:0901002:209 зарегистрировано по обращению общества на основании письма от 25.06.2013 N 379/НРИтер2 именно в связи с нахождением на земельном участке защитных лесонасаждений. В техническом паспорте производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская 1553-758 км от 09.02.2004 указано, что принадлежащая на праве собственности заявителю лесозащитная полоса, расположенная в границах спорного участка, входит в состав производственного комплекса общества и относится к объектам железнодорожной инфраструктуры. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что отказ территориального управления в оказании государственной услуги является незаконным. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суды удовлетворили требования общества, обязав уполномоченный орган направить заявителю проект договора аренды земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права. Жалоба повторяет доводы апелляционной жалобы и мотивирована следующим. Общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209, расположенного под защитными лесонасаждениями. Письмом от 23.06.2016 N 09/9330 территориальное управление отказало в предоставлении в аренду указанного участка. На земельный участок с кадастровым номером 23:15:0901002:209 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись в ЕГРП о государственной регистрации права от 08.04.2015 N 23-23/028-23/001/605/2015-459/1). К заявлению обществом приложено свидетельство о праве собственности на объект недвижимости (производственный комплекс N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Крымская-Кавказ, 1553-758 км, общей площадью 190 кв. м). Однако для эксплуатации указанного объекта недвижимости по договору аренды от 11.10.2007 N 7700000779 обществу уже предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:15:0000000:54. В соответствии с подпунктом 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Закон N 17-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. По смыслу абзаца третьего статьи 2 Закона N 17-ФЗ лесонасаждения не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, так как не являются сооружениями. Поэтому отказ территориального управления, выраженный в письме от 23.06.2016 N 09/9330, является законным, а довод общества о том, что лесонасаждения относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта - необоснован.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению общества, выводы судебных инстанций основаны на нормах Земельного кодекса, положениях Закона N 17-ФЗ и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, свидетельствующим о том, что спорный участок не является частью земельных участков, арендуемых обществом по договорам от 11.10.2007 N 7700000779, от 09.11.2007 N 7700000803 и от 09.11.2007 N 7700000802.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (возражениях).
Территориальное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2010 году обществом в результате проведения работ по выявлению защитных лесонасаждений, не вошедших в полосу отвода железной дороги, установлено, что часть защитных лесонасаждений в границах Крымского района располагается за границами полос отвода.
Указанные защитные лесополосы являются собственностью общества и входят в состав производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2004 серии 23-АБ N 468726 (т. 1, л.д. 14).
В 2012 году завершены межевые работы по установлению границ земельных участков, расположенных под защитными лесонасаждениями, в том числе и спорного участка.
Постановлением главы администрации муниципального образования Крымский район от 06.11.2012 N 2276 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л.д. 13).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт от 02.12.2013 N 2343/12/13-1054765) земельный участок площадью 3035 кв. м с кадастровым номером 23:15:0901002:209 расположен в границах Крымского района Краснодарского края. Участок поставлен на государственный кадастровый учет 30.05.2013 и имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации лесозащитных насаждений (т. 1, л.д. 11, 12).
На земельный участок площадью 3035 кв. м с кадастровым номером 23:15:0901002:209 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на этот земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 02.11.2016 (запись о государственной регистрации права от 08.04.2015 N 23-23-05/028-23/001/605/2015-459/1; т. 1, л.д. 91).
На земельном участке с кадастровым номером 23:15:0901002:209 кроме защитных лесонасаждений общества отсутствуют какие-либо объекты третьих лиц.
Территориальным управлением издано распоряжение от 07.10.2015 N 729-р о предоставлении в аренду обществу ряда земельных участков, расположенных в Крымском районе, в котором также указан участок с кадастровым номером 23:15:0901002:209 (т. 1, л.д. 75-78).
Распоряжением территориального управления от 04.07.2016 N 532-р распоряжение от 07.10.2015 N 729-р отменено (т. 1, л.д. 66, 67).
Общество неоднократно обращалось в территориальное управление с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка в аренду (письма от 21.07.2015 N 546, 09.11.2015 N 855/НРИтер.2; т. 1, л.д. 18-21).
20 мая 2016 года общество через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) вновь обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209 в аренду (т. 1, л.д. 22, 23).
Письмом от 23.06.2016 N 09/9330 территориальное управление отказало обществу в предоставлении в аренду данного участка. Отказ мотивирован тем, что между сторонами ранее был заключен договор от 11.10.2007 N 7700000779 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:54 для эксплуатации производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская, 1553-758 км (т. 1, л.д. 24, 25).
Полагая, что отказ территориального управления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209 в аренду противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права (интересы), общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении обществу государственной услуги (предоставление федерального земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209 в аренду) мотивирован уполномоченным органом тем, что обществу ранее был предоставлен земельный участок, необходимый для эксплуатации спорного объекта.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что общество является собственником производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевск-Крымская, 1553-758 км (т. 1. л.д. 14). В состав этого комплекса входят 2 гаража, ветрозащитные и снегозадерживающие объекты, в том числе расположенные на перегоне Ростов-Баку (1551-1628 км) площадью 220,26 га (т. 1, л.д. 69-74). Для эксплуатации указанного объекта недвижимости обществу предоставлены по договорам аренды от 11.10.2007 N 7700000779, от 09.11.2007 N 7700000803 и от 09.11.2007 N 7700000802 участки с кадастровыми номерами 23:15:0000000:54, 23:15:0000000:56 и 23:15:0000000:57 (т. 1, л.д. 83-90, 99-110). Согласно заключению кадастрового инженера от 22.08.2016 часть защитных лесонасаждений (входящих в состав производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевск-Крымская, 1553-758 км) располагаются в границах земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Указанный (испрашиваемый в аренду) участок не входит в состав земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:0000000:54, 23:15:0000000:56, 23:15:0000000:57, ранее предоставленных обществу по договорам аренды (т. 1, л.д. 15-17). Материалы дела также подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0000000:54 не является смежным по отношению к участку с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Последний граничит с земельным участком с кадастровым номером 23:15:0000000:57, предоставленным заявителю ранее по договору аренды от 09.11.2007 N 7700000802 (т. 1, л.д. 45).
Довод территориального управления об отсутствии оснований для предоставления обществу в аренду спорного земельного участка в связи с тем, что защитные лесонасаждения не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, рассмотрен и отклонен апелляционным судом. По смыслу норм Закона N 17-ФЗ, а также иных нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, защитные лесонасаждения (лесные полосы), входящие в состав производственных комплексов общества относятся к объектам железнодорожной инфраструктуры. Такие объекты должны располагаться на земельных участках, принадлежащих Российской Федерации. Пользование федеральным земельным участком, на котором располагается объект железнодорожной инфраструктуры, осуществляется на основании договора аренды, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) обществом в соответствии с Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264. Следовательно, заявитель имеет право на предоставление ему в аренду испрашиваемого земельного участка без торгов на основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о том, что отказ территориального управления в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209, выраженный в письме от 23.06.2016 N 09/9330, является незаконным.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой суд первой инстанции возложил на территориальное управление обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой обществом.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе территориальное управление указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. По мнению уполномоченного органа, для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости сторонами ранее был заключен договор аренды от 11.10.2007 N 7700000779 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:54. Податель жалобы также полагает, что защитные лесонасаждения, размещенные в границах испрашиваемого обществом в аренду земельного участка, не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта. Однако данные доводы приводились территориальным управлением при разрешении спора в судах первой и апелляционной инстанций, они были рассмотрены и правомерно отклонены судами как не основанные на нормах Земельного кодекса, положениях Закона N 17-ФЗ и противоречащие материалам дела, свидетельствующим о том, что спорный участок не является объектом аренды по действующим договорам.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (федеральный орган исполнительной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу N А32-32048/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.05.2017 N Ф08-2397/2017 ПО ДЕЛУ N А32-32048/2016
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду обществу земельного участка под защитными лесонасаждениями, обязании принять решение о предоставлении в аренду участка.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что между сторонами ранее был заключен договор аренды для эксплуатации производственного комплекса.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2017 г. по делу N А32-32048/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2016), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2016 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-32048/2016, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) со следующими требованиями:
- - признать незаконным изложенный в письме от 23.06.2016 N 09/9330 отказ территориального управления в предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 3035 кв. м с кадастровым номером 23:15:0901002:209, расположенного в границах Крымского района Краснодарского края под защитными лесонасаждениями;
- - обязать территориальное управление принять решение о предоставлении обществу в аренду указанного земельного участка, а также направить в адрес общества проект договора аренды земельного участка (требования уточнены; т. 1, л.д. 97, 98).
Заявление обосновано ссылками на положения статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормы Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) и мотивированы незаконностью отказа уполномоченного органа, нарушающего права (интересы) общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017, требования удовлетворены. Признан незаконным изложенный в письме от 23.06.2016 N 09/9330 отказ территориального управления в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Суд обязал территориальное управление в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить обществу проект договора аренды указанного участка с предложением о заключении соответствующего договора. С территориального управления в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что обществом в результате проведения работ по выявлению защитных лесонасаждений, не вошедших в полосу отвода железной дороги, установлено, что часть защитных лесонасаждений в границах Крымского района располагается за границами полос отвода. Указанные защитные лесополосы являются собственностью общества и входят в состав производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская. В 2012 году завершены межевые работы по определению границ земельных участков, расположенных под защитными лесонасаждениями, в том числе и спорного участка. Постановлением главы администрации муниципального образования Крымский район от 06.11.2012 N 2276 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок площадью 3035 кв. м с кадастровым номером 23:15:0901002:209, расположенный в границах Крымского района Краснодарского края, поставлен на государственный кадастровый учет 30.05.2013. Территориальным управлением зарегистрировано право собственности Российской Федерации на этот земельный участок, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 02.11.2016. Общество неоднократно обращалось (в том числе 20.05.2016) в территориальное управление с заявлением о предоставлении данного участка в аренду. Письмом от 23.06.2016 N 09/9330 территориальное управление отказало обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Отказ мотивирован тем, что сторонами заключен договор от 11.10.2007 N 7700000779 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:54 для эксплуатации производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская, 1553-758 км. При проверке доводов заявителя о незаконности отказа уполномоченного органа судебные инстанции руководствовались положениями статьи 39.6 Земельного кодекса. Суды установили, что для эксплуатации производственного комплекса Тихорецкой дистанции защитных насаждений обществу предоставлены в аренду по договорам от 11.10.2007 N 7700000779, от 09.11.2007 N 7700000803 и от 09.11.2007 N 7700000802 земельные участки с кадастровыми номерами 23:15:0000000:54, 23:15:0000000:56, 23:15:0000000:57. В дело представлено заключение кадастрового инженера от 22.08.2016, согласно которому часть защитных лесонасаждений (входящих в состав производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевск-Крымская) располагается в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Указанный участок не входит в земельные участки с кадастровым номером 23:15:0000000:54, 23:15:0000000:56 и 23:15:0000000:57, ранее предоставленные обществу в аренду. Апелляционный суд отклонил довод территориального управления о том, что защитные лесонасаждения не являются объектами железнодорожной инфраструктуры. В соответствии с положениями статьи 2 Закона N 17-ФЗ инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения. Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Следовательно, земли железнодорожного транспорта представляют собой совокупность участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также иных объектов для целей, непосредственно связанных с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава и иными объектами инфраструктуры железных дорог. К числу земель данной категории относятся земельные участки, расположенные на полосах отвода земельных дорог и в охранных зонах. Из буквального содержания норм статьи 2 Закона N 17-ФЗ следует, что лесные полосы также включаются в полосу отвода железной дороги. В соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 504, полосы лесозащитные и другие лесные полосы являются неотъемлемой частью железнодорожных путей общего пользования. Приказом Минтранса Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 "Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" установлены нормы отвода земельных участков, в том числе, и под защитными лесонасаждениями. В соответствии с пунктом 13 указанных норм ширина полосы отвода на снегозаносимых участках путей железнодорожного транспорта, пересекающих лесные массивы, устанавливается, как правило, не более ширины полосы отвода на снегозаносимых участках, защищенных искусственно создаваемыми снегозадерживающими лесными насаждениями. Вдоль трассы железнодорожных путей, пересекающих территории, покрытые песками, необходимо предусматривать полосы отвода для пескозащитных лесных насаждений или фитомелиоративной пескозащиты (закрепление песков древесной, кустарниковой и травянистой растительностью), а также для расположения почвоукрепительных лесных насаждений, обеспечивающих защиту пути и сооружений от оползней, обвалов, осыпей, селей, оврагообразования (пункт 14). Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:15:0901002:209 зарегистрировано по обращению общества на основании письма от 25.06.2013 N 379/НРИтер2 именно в связи с нахождением на земельном участке защитных лесонасаждений. В техническом паспорте производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская 1553-758 км от 09.02.2004 указано, что принадлежащая на праве собственности заявителю лесозащитная полоса, расположенная в границах спорного участка, входит в состав производственного комплекса общества и относится к объектам железнодорожной инфраструктуры. С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что отказ территориального управления в оказании государственной услуги является незаконным. Руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суды удовлетворили требования общества, обязав уполномоченный орган направить заявителю проект договора аренды земельного участка с предложением о заключении соответствующего договора. Государственная пошлина распределена между сторонами по правилам статьи 110 Кодекса.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права. Жалоба повторяет доводы апелляционной жалобы и мотивирована следующим. Общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209, расположенного под защитными лесонасаждениями. Письмом от 23.06.2016 N 09/9330 территориальное управление отказало в предоставлении в аренду указанного участка. На земельный участок с кадастровым номером 23:15:0901002:209 зарегистрировано право собственности Российской Федерации (запись в ЕГРП о государственной регистрации права от 08.04.2015 N 23-23/028-23/001/605/2015-459/1). К заявлению обществом приложено свидетельство о праве собственности на объект недвижимости (производственный комплекс N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Крымская-Кавказ, 1553-758 км, общей площадью 190 кв. м). Однако для эксплуатации указанного объекта недвижимости по договору аренды от 11.10.2007 N 7700000779 обществу уже предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:15:0000000:54. В соответствии с подпунктом 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Закон N 17-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. По смыслу абзаца третьего статьи 2 Закона N 17-ФЗ лесонасаждения не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, так как не являются сооружениями. Поэтому отказ территориального управления, выраженный в письме от 23.06.2016 N 09/9330, является законным, а довод общества о том, что лесонасаждения относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта - необоснован.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению общества, выводы судебных инстанций основаны на нормах Земельного кодекса, положениях Закона N 17-ФЗ и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, свидетельствующим о том, что спорный участок не является частью земельных участков, арендуемых обществом по договорам от 11.10.2007 N 7700000779, от 09.11.2007 N 7700000803 и от 09.11.2007 N 7700000802.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (возражениях).
Территориальное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя в окружной суд не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2010 году обществом в результате проведения работ по выявлению защитных лесонасаждений, не вошедших в полосу отвода железной дороги, установлено, что часть защитных лесонасаждений в границах Крымского района располагается за границами полос отвода.
Указанные защитные лесополосы являются собственностью общества и входят в состав производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2004 серии 23-АБ N 468726 (т. 1, л.д. 14).
В 2012 году завершены межевые работы по установлению границ земельных участков, расположенных под защитными лесонасаждениями, в том числе и спорного участка.
Постановлением главы администрации муниципального образования Крымский район от 06.11.2012 N 2276 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1, л.д. 13).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт от 02.12.2013 N 2343/12/13-1054765) земельный участок площадью 3035 кв. м с кадастровым номером 23:15:0901002:209 расположен в границах Крымского района Краснодарского края. Участок поставлен на государственный кадастровый учет 30.05.2013 и имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации лесозащитных насаждений (т. 1, л.д. 11, 12).
На земельный участок площадью 3035 кв. м с кадастровым номером 23:15:0901002:209 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на этот земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 02.11.2016 (запись о государственной регистрации права от 08.04.2015 N 23-23-05/028-23/001/605/2015-459/1; т. 1, л.д. 91).
На земельном участке с кадастровым номером 23:15:0901002:209 кроме защитных лесонасаждений общества отсутствуют какие-либо объекты третьих лиц.
Территориальным управлением издано распоряжение от 07.10.2015 N 729-р о предоставлении в аренду обществу ряда земельных участков, расположенных в Крымском районе, в котором также указан участок с кадастровым номером 23:15:0901002:209 (т. 1, л.д. 75-78).
Распоряжением территориального управления от 04.07.2016 N 532-р распоряжение от 07.10.2015 N 729-р отменено (т. 1, л.д. 66, 67).
Общество неоднократно обращалось в территориальное управление с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка в аренду (письма от 21.07.2015 N 546, 09.11.2015 N 855/НРИтер.2; т. 1, л.д. 18-21).
20 мая 2016 года общество через Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) вновь обратилось в территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209 в аренду (т. 1, л.д. 22, 23).
Письмом от 23.06.2016 N 09/9330 территориальное управление отказало обществу в предоставлении в аренду данного участка. Отказ мотивирован тем, что между сторонами ранее был заключен договор от 11.10.2007 N 7700000779 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:54 для эксплуатации производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевская - Крымская, 1553-758 км (т. 1, л.д. 24, 25).
Полагая, что отказ территориального управления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209 в аренду противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права (интересы), общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении обществу государственной услуги (предоставление федерального земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209 в аренду) мотивирован уполномоченным органом тем, что обществу ранее был предоставлен земельный участок, необходимый для эксплуатации спорного объекта.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что общество является собственником производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевск-Крымская, 1553-758 км (т. 1. л.д. 14). В состав этого комплекса входят 2 гаража, ветрозащитные и снегозадерживающие объекты, в том числе расположенные на перегоне Ростов-Баку (1551-1628 км) площадью 220,26 га (т. 1, л.д. 69-74). Для эксплуатации указанного объекта недвижимости обществу предоставлены по договорам аренды от 11.10.2007 N 7700000779, от 09.11.2007 N 7700000803 и от 09.11.2007 N 7700000802 участки с кадастровыми номерами 23:15:0000000:54, 23:15:0000000:56 и 23:15:0000000:57 (т. 1, л.д. 83-90, 99-110). Согласно заключению кадастрового инженера от 22.08.2016 часть защитных лесонасаждений (входящих в состав производственного комплекса N 5 Тихорецкой дистанции защитных лесонасаждений по направлению Тимашевск-Крымская, 1553-758 км) располагаются в границах земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Указанный (испрашиваемый в аренду) участок не входит в состав земельных участков с кадастровыми номерами 23:15:0000000:54, 23:15:0000000:56, 23:15:0000000:57, ранее предоставленных обществу по договорам аренды (т. 1, л.д. 15-17). Материалы дела также подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:15:0000000:54 не является смежным по отношению к участку с кадастровым номером 23:15:0901002:209. Последний граничит с земельным участком с кадастровым номером 23:15:0000000:57, предоставленным заявителю ранее по договору аренды от 09.11.2007 N 7700000802 (т. 1, л.д. 45).
Довод территориального управления об отсутствии оснований для предоставления обществу в аренду спорного земельного участка в связи с тем, что защитные лесонасаждения не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта, рассмотрен и отклонен апелляционным судом. По смыслу норм Закона N 17-ФЗ, а также иных нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере железнодорожного транспорта, защитные лесонасаждения (лесные полосы), входящие в состав производственных комплексов общества относятся к объектам железнодорожной инфраструктуры. Такие объекты должны располагаться на земельных участках, принадлежащих Российской Федерации. Пользование федеральным земельным участком, на котором располагается объект железнодорожной инфраструктуры, осуществляется на основании договора аренды, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) обществом в соответствии с Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264. Следовательно, заявитель имеет право на предоставление ему в аренду испрашиваемого земельного участка без торгов на основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о том, что отказ территориального управления в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:15:0901002:209, выраженный в письме от 23.06.2016 N 09/9330, является незаконным.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой суд первой инстанции возложил на территориальное управление обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой обществом.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе территориальное управление указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. По мнению уполномоченного органа, для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости сторонами ранее был заключен договор аренды от 11.10.2007 N 7700000779 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:15:0000000:54. Податель жалобы также полагает, что защитные лесонасаждения, размещенные в границах испрашиваемого обществом в аренду земельного участка, не относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта. Однако данные доводы приводились территориальным управлением при разрешении спора в судах первой и апелляционной инстанций, они были рассмотрены и правомерно отклонены судами как не основанные на нормах Земельного кодекса, положениях Закона N 17-ФЗ и противоречащие материалам дела, свидетельствующим о том, что спорный участок не является объектом аренды по действующим договорам.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства. Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (федеральный орган исполнительной власти) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу N А32-32048/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Н.С.МАЗУРОВА
В.А.АНЦИФЕРОВ
Н.С.МАЗУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)