Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.03.2016 N 4Г-2312/2016

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. N 4г/7-2312/16


Судья Московского городского суда Н.С. Кирпикова, изучив в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ, кассационную жалобу К.И.И., поступившую в суд кассационной инстанции 24 февраля 2016 г., на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 15 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 августа 2015 г. по иску К.И.И. к ТУ Росимущества в г. Москве об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка по льготной цене,
установил:

К.И.И. обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в г. Москве, с учетом уточненных требований, об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:26:0191413:39, общей площадью 2 294 кв. м, находящегося по адресу: г. Москва, поселение П., вблизи дер. П., участок 40 на условиях покупной цены земельного участка в размере... руб. 05 коп. В обоснование заявленных требований указал, что является арендатором указанного земельного участка, на котором им был возведен жилой дом. Как собственник дома, желая приватизировать земельный участок, в декабре 2011 г. он обратился к ответчику с требованием о заключении договора купли-продажи. Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 06.09.2012 г. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом было обязано заключить с ним договор купли-продажи участка. В рамках исполнения решения суда ТУ Росимущества в г. Москве направило ему проект договора, согласно которому земельный участок продается ему по кадастровой стоимости в размере... руб. 40 коп. Между тем, заявление о приобретении земельного участка он подал до 01.07.2012 г., в связи с чем согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" имеет право приобрести земельный участок по льготной цене, исходя из 10-кратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Решением Троицкого районного суда г. Москвы от 15 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований К.И.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 августа 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе К.И.И. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, считая их незаконными и необоснованными.
Судья суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом апелляционной инстанции при принятии судебного постановления, состоявшегося по данному делу, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, действовавшей на дату обращения истца в суд, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ, цена земельных участков, указанных в п. 1.1 данной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
По смыслу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правом выкупа по льготной цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладали граждане и некоммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность в период до 01 июля 2012 года.
На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01 июля 2012 года лица, не указанные в части 1 названной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 года N 48 "О землепользовании в г. Москве" с 01 июля 2012 года собственники объектов капитального строительства приобретают в собственность земельные участки, занятые такими объектами и находящиеся в собственности г. Москвы или государственной собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральным законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст. 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 указанного Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как видно из представленных документов, на основании договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N... от 15 июля 2010 г., заключенного между ТУ Росимущества в Московской области и ОАО "К.", договора N... от 22 июля 2010 г. о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, К.И.И. является арендатором земельного участка с кадастровым номером..., площадью 2294 кв. м, расположенного в настоящее время в связи с изменением границ между Москвой и Московской областью по адресу: г. Москва, поселение П., вблизи дер. П., участок 40, о чем в ЕГРП 03.09.2011 г. была внесена запись о регистрации.
К.И.И. на арендуемом земельном участке возвел жилой дом, площадью 46,6 кв. м, право собственности на который было зарегистрировано в ЕГРП 12.12.2011 г., и жилой дом площадью 376,3 кв. м, право собственности на который было зарегистрировано за истцом в ЕГРП 21.05.2012 г.
26.12.2011 г. К.И.И. обратился в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о продаже арендуемого земельного участка.
Письмом от 10.02.2012 г. ТУ Росимущества в Московской области уведомило истца о том, что представленный К.И.И. пакет документов направлен в Росимущество для рассмотрения вопроса о выдаче поручения на осуществление действий, связанных с предоставлением земельного участка в собственность.
В соответствии с Законом Москвы от 05.07.1995 г. N 13-47 "О территориальном делении города Москвы" (с последующими изменениями), Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года, Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации федерального значения Москвой и Московской областью", спорный земельный участок с 01.07.2012 г. включен в границы города Москвы.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 06.09.2012 г. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу было обязано заключить с К.И.И. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N..., общей площадью 2294 кв. м под малоэтажное строительство из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Москва, вблизи д. П., уч. 40.
В рамках исполнения решения суда ТУ Росимущества в г. Москве письмом от 13.08.2014 г. направило в адрес истца проект договоров купли-продажи К.И.И. спорного земельного участка по цене 7 518 814 руб. 40 коп., определенной согласно представленному ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве кадастровому паспорту земельного участка от 14 июля 2014 г.
Письмом от 11.09.2014 г. истец направил ответчику протокол разногласий относительно цены выкупа земельного участка.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 06 сентября 2012 года, которым суд обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заключить с К.И.И. договор купли-продажи спорного земельного участка, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований К.И.И., поскольку исходил из того, что указанное решение суда вынесено после окончания срока льготного выкупа земельных участков, то есть после 01 июля 2012 года, выкуп земельного участка по льготной цене не может быть произведен после истечения установленного законом предельного срока, в связи с чем в рамках исполнения решения суда от 06 сентября 2012 года цена договора купли-продажи спорного земельного участка должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действующей в момент заключения договора купли-продажи.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Доводы кассационной жалобы К.И.И. о том, что заявление на выкуп земельного участка было подано им в ТУ Росимущества в г. Москве 26 декабря 2011 года, то есть до 01 июля 2012 года, в связи с чем истец имеет право его выкупа по льготной цене, не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда о том, что выкуп земельного участка по льготной цене не может быть произведен после истечения установленного законом предельного срока, в связи с чем в рамках исполнения решения суда от 06 сентября 2012 года цена договора купли-продажи спорного земельного участка должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действующей в момент заключения договора купли-продажи.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
В силу изложенного выше, руководствуясь положениями части 2 статьи 381, статьи 383 ГПК РФ,
определил:

отказать К.И.И. в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы на решение Троицкого районного суда г. Москвы от 15 мая 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 августа 2015 г.
Судья
Московского городского суда
Н.С.КИРПИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)