Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2017 N 11АП-13624/2017 ПО ДЕЛУ N А49-187/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. по делу N А49-187/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 24 октября 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 30 октября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 октября 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 08 августа 2017 года, принятое по делу N А49-187/2016 (судья Алексина Г.В.)
по иску 1. Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области (Суворова ул., д. 219, Пенза гор., Пензенская область, 440018; ОГРН 1055802043406, ИНН 5834032520),
2. Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области (Злобина ул., д. 52, Пенза гор., Пензенская область, 440009; ОГРН 1025801104450, ИНН 5834011778)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (Урицкого ул., д. 127, Пенза гор., Пензенская область, 440000; ОГРН 1105834001844, ИНН 5834049732),
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная наркологическая больница",
- Главного управления МЧС России по Пензенской области,
- Департамента государственного имущества Пензенской области,
- Министерства здравоохранения Пензенской области,
- Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области,
- Государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Пензенский пожарно-спасательный центр", Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации,
- Правительства Пензенской области,
- Министерства строительства и дорожного хозяйства Пензенской области,
о понуждении к передаче земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование,
при участии в судебном заседании:
- от истцов - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Истец - Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области обратился в Арбитражный суд Пензенской области с исковым заявлением к ответчику - Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области о разделе земельного участка с кадастровым номером N 58:07:011204:1, площадью 197 598 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения; расположенного по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, на 2 земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:84, площадью 195 481 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:85, площадью 2 117 кв. м, для размещения специального учреждения временного содержания иностранных граждан Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области, а также об обязании Территориального управления Росимущества в Пензенской области передать вновь образуемый земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:85, площадью 2 117 кв. м в постоянное (бессрочное) пользование Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 18 октября 2016 года удовлетворено ходатайство УМВД России по Пензенской области о вступлении в дело в качестве соистца.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная наркологическая больница", Главное управление МЧС России по Пензенской области, Департамент государственного имущества Пензенской области, Министерство здравоохранения Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области, Государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Пензенский пожарно-спасательный центр", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Правительство Пензенской области, Министерство строительства и дорожного хозяйства Пензенской области.
Исковые требования в ходе судебного разбирательства истцами неоднократно уточнялись. Окончательные исковые требования приняты определением арбитражного суда от 08 ноября 2016 года - об обязании ответчика передать земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:85, площадью 2 117 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения; расположенный по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, в постоянное (бессрочное) пользование УМВД России по Пензенской области.
От Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в материалы дела поступило заявление о процессуальном правопреемстве, заявитель просит суд заменить ответчика по делу - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области на его процессуального правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области. Заявление о процессуальном правопреемстве основано на том, что в соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года N 460 "О реорганизации территориальный управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ответчик по делу - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в соответствии с приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года N 460 "О реорганизации территориальный управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ответчик по делу - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области. Данное обстоятельство подтверждается внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц от 30 июня 2017 года, а также уведомлением ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска о снятии с учета ТУ Росимущества в Пензенской области в налоговом органе от 30 июня 2017 года N 384479225.
Исходя из того, что правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, арбитражный суд признает возможным заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области удовлетворить и произвести замену ответчика по делу - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области на его процессуального правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.
Арбитражным судом также установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 31 июля 2017 года Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области ликвидировано и снято с учета в налоговом органе 04 мая 2017 года.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Поскольку первый истец по делу - Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области на момент рассмотрения спора по существу ликвидирован, производство по делу в части требований Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 08 августа 2017 года суд заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о процессуальном правопреемстве удовлетворил. Произвел замену ответчика по делу - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области на его процессуального правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области. Производство по делу в части требований Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области прекратил. Исковые требования Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области оставил без удовлетворения.
Заявитель - Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.
Определением суда от 18 сентября 2017 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 13 октября 2017 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2017 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 24 октября 2017 года на 09 час. 40 мин.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
От Департамента государственного имущества Пензенской области поступил мотивированный отзыв, которым оставил решение по жалобе на усмотрение суда.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области на праве оперативного управления принадлежало нежилое помещение в литере В, назначение: нежилое, общая площадь 441,3 кв. м, этаж 1-3, номера на поэтажном плане: 1 этаж - помещения с 30 по 43, 48, 49, 54, 55; 2 этаж - помещения с 30 по 43, 46, 51, 52; 3 этаж - помещения с 30 по 43, 46, 51, 52, адрес (местонахождение) объекта: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления от 14 ноября 2014 года 58 АБ N 761177.
Данное здание представляет собой специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению по решению суда за пределы Российской Федерации.
Указанное здание расположено на земельном участке площадью 197 598 кв. м, с кадастровым номером 58:07:011204:1, расположенном по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее села Русский Ишим, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения.
Собственником указанного земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10 декабря 2010 года 58 АА N 876412.
Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области в исковом заявлении и ранее в судебном заседании пояснило, что на указанном земельном участке имеются также объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная наркологическая больница" и Главного управления МЧС России по Пензенской области.
Согласно выписке из ЕГРП от 21 апреля 2016 года N 58/001/008/2016-4543, в ЕГРП зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:1 за Управлением по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении Управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области, данное юридическое лицо прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, его правопреемником является Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, данное юридическое лицо прекратило деятельность в результате реорганизации в форме слияния, его правопреемником является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области (в настоящее время - Министерство строительства и дорожного хозяйства Пензенской области).
22 мая 2014 года кадастровым инженерном Маньковым С.М. на основании договора с Управлением Федеральной миграционной службы по Пензенской области был составлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:1. На основании указанного межевого плана на временный кадастровый учет были поставлены:
- земельный участок с кадастровым номером 58:07:0011204:84, расположенный по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, площадь земельного участка является уточненной и составляет 195 481 кв. м,
- земельный участок с кадастровым номером 58:07:0011204:85, расположенный по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, площадь земельного участка является уточненной и составляет 2 117 кв. м.
Истец ссылается на то, что здание временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства расположено на земельном участке с кадастровым номером 58:07:0011204:85 площадью 2 117 кв. м.
Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области на протяжении 2014 - 2015 годов неоднократно обращалось к ответчику с заявлениями о необходимости раздела земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:1 и предоставления Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 58:07:0011204:85 площадью 2 117 кв. м для эксплуатации и обслуживания здания временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Поскольку решение о разделе земельного участка и предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:07:0011204:85 площадью 2 117 кв. м для эксплуатации и обслуживания здания временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области ответчиком принято не было, Управление Федеральной миграционной службы по Пензенской области обратилось в суд с настоящим иском.
В письме N 01/2099 от 11 декабря 2015 года ответчик указал, что в представленном Управлением Федеральной миграционной службы по Пензенской области пакете документов отсутствует выполненная с учетом требований действующего законодательства схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Между тем, в силу пункта 2 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Вместе с тем, согласно части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если представленная схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
В связи с этим, ответчик отказал Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области в разделе земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:1 и в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 58:07:0011204:85 площадью 2 117 кв. м.
В целях организации работы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в сфере миграции" и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1025-р была создана ликвидационная комиссия для ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области.
В соответствии с пунктом 7 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1025-р Росимуществу надлежало в срок до 29 декабря 2016 года в установленном порядке закрепить на праве оперативного управления за МВД России имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное на праве оперативного управления за упраздняемым Управлением Федеральной миграционной службы.
Во исполнение указанного распоряжения здание временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, расположенное по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, было закреплено на праве оперативного управления за Управлением МВД России по Пензенской области, государственная регистрация права оперативного управления осуществлена 27 июля 2016 года, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27 июля 2016 года.
По настоящему делу истец - УМВД России по Пензенской области просит суд обязать ответчика передать ему земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:85, площадью 2 117 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения; расположенный по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации и обслуживания находящегося в оперативном управлении истца здание временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что из выводов судебной экспертизы, согласно которых земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:85, поставленный на временный кадастровый учет, не представляет собой земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания здания специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан, площадь данного земельного участка явно недостаточна для эксплуатации и обслуживания здания, основания для образования земельного участка для целей эксплуатации и обслуживания указанного здания в границах ранее поставленного на временный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:85 и передачи данного земельного участка истцу с целью обеспечения эксплуатации и обслуживания указанного здания.
Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции не учел, что при обращении УФМС в ТУ Росимущество к заявлению были приложены кадастровые паспорта земельных участков, межевой план от 22 мая 2014 года, содержащий схему расположения земельных участков и экспертное заключение от 02 февраля 2015 года. Кроме того, суд не отметил, что специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 58:07:0011204:85.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Земельный участок с кадастровым номером 58:07:0011204:1, расположенный по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 20 сентября 2002 года. Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения. Площадь земельного участка является уточненной и составляет 197 598 кв. м. По сведениям государственного кадастра недвижимости, полученным в порядке обмена от Управления Росреестра по Пензенской области, данный объект недвижимости находится в собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования у Управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Пензенской области.
Земельный участок с кадастровым номером 58:07:0011204:84, расположенный по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, учтен в государственном кадастре недвижимости 15 октября 2014 года. Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения. Площадь земельного участка является уточненной и составляет 195 481 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 58:07:0011204:85, расположенный по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, учтен в государственном кадастре недвижимости 15 октября 2014 года. Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения. Площадь земельного участка является уточненной и составляет 2 117 кв. м.
Источником формирования земельных участков с кадастровыми номерами 58:07:0011204:84 и 58:07:0011204:85 послужил земельный участок с кадастровым номером 58:07:0011204:1.
В настоящее время сведения в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 58:07:0011204:84 и 58:07:0011204:85 имеют статус "временные".
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно пунктом 4 статьи 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в пункте 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно:
1) органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
3) казенным предприятиям;
4) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Исходя из положений части 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть предоставлен истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу пункта 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Фактически истцом в рамках настоящего дела заявлено требование об образовании земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, находящегося в оперативном управлении истца.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (статья 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Раздел земельного участка является одной из форм распоряжения принадлежащим Российской Федерации земельным участком.
При этом, по общему правилу, собственник имущества распоряжается им своей волей.
Понуждение собственника к распоряжению его имуществом помимо воли возможно только в силу императивного указания на это в законе либо в случае принятия на себя такой обязанности добровольно.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случае образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке.
Из указанного следует, что раздел земельного участка возможен на основании решения суда без учета воли собственника и иных правообладателей.
В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
При этом, решение об образовании земельного участка принимается не произвольно, а при наличии для этого правовых и фактических оснований.
В данном случае истец просит суд образовать земельный участок в границах ранее поставленного на кадастровый учет земельного участка с временным кадастровым номером 58:07:011204:85, площадью 2 117 кв. м для эксплуатации и обслуживания находящегося у истца на праве оперативного управления здания временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В силу пунктов 4 - 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:85 был поставлен на временный кадастровый учет в соответствии с межевым планом кадастрового инженера Манькова С.М. от 22 мая 2014 года, в котором указано, что межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 58:07:0011204:1, расположенного по адресу: примерно в 1,5 км по направлению на север от ориентира с. Русский Ишим, район Городищенский, область Пензенская.
Цель проведения кадастровых работ в межевом плане не указана.
Указания на то, что межевой план подготовлен с целью установления границ земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания здания временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, межевой план не содержит.
Право оперативного управления Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области на спорный объект недвижимости было зарегистрировано 14 ноября 2014 года, документом-основанием для государственной регистрации права оперативного управления в свидетельстве о государственной регистрации права оперативного управления указано распоряжение от 31 октября 2014 года N 245-р "О закреплении объекта недвижимого имущества за Управлением Федеральной миграционной службы по Пензенской области на праве оперативного управления".
Межевой план составлен кадастровым инженером 22 мая 2014 года, то есть до передачи Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области объекта недвижимости на праве оперативного управления и до государственной регистрации данного права, что также не позволяет установить связь между составлением данного межевого плана и необходимостью установления границ земельного участка для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости истца.
Земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:85 поставлен на временный кадастровый учет 15 октября 2014 года, то есть также до передачи Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области объекта недвижимости.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:85, поставленного на временный кадастровый учет, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 15 октября 2014 года N 5800/300/14-235530 составляет 2 117 +/- 16 кв. м.
Между тем, в соответствии с заключением судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего дела, площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания здания специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан, служебные помещения которого составляют общую площадь 441,3 кв. м, и расположенного по адресу: Пензенская область, Городищенский район, 1,5 км севернее с. Русский Ишим, должна составлять 9 000 кв. м, то есть в 4,3 раза больше земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:85.
В экспертном заключении N 212 от 05 сентября 2016 года эксперты указали, что определить границы земельного участка площадью 9 000 кв. м, необходимого для эксплуатации и обслуживания здания специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан, не представляется возможным, так как для их определения необходимо выполнить проектные работы по размещению инфраструктуры на территории земельного участка площадью 9 000 кв. м, необходимой для эксплуатации и обслуживания здания, производство которых не входит в компетенцию экспертов.
После проведения судебной экспертизы, истцом ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы с целью установления границ земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания здания специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан, заявлено не было, исковые требования не уточнялись, истец настаивал на предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:85 для эксплуатации и обслуживания указанного здания.
Кроме того, в материалы дела Управлением Федеральной миграционной службы по Пензенской области с исковым заявлением было представлено экспертное заключение N 1 от 02 февраля 2015 года, выполненное ООО "Импульс-М", согласно которому для использования по целевому назначению и обслуживания нежилых помещений литер В, общей площадью 441,3 кв. м необходим размер земельного участка площадью не менее 2 250 кв. м, что превышает площади и границы образуемого земельного участка площадью 2 117 кв. м, предоставляемого для размещения специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан.
Таким образом, ни первым, ни вторым истцом факт недостаточности площади земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:85 для целей эксплуатации и обслуживания нежилого здания в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Поскольку, исходя из выводов судебной экспертизы, земельный участок с кадастровым номером 58:07:011204:85, поставленный на временный кадастровый учет, не представляет собой земельный участок, необходимый для эксплуатации и обслуживания здания специализированного учреждения временного содержания иностранных граждан, площадь данного земельного участка явно недостаточна для эксплуатации и обслуживания здания, основания для образования земельного участка для целей эксплуатации и обслуживания указанного здания в границах ранее поставленного на временный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 58:07:011204:85 и передачи данного земельного участка истцу с целью обеспечения эксплуатации и обслуживания указанного здания, у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы о нахождении спорного здания в границах земельного участка с кадастровым номером 58:07:0011204:85 являются несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела, в том числе экспертного заключения, площадь данного земельного участка явно недостаточна для эксплуатации и обслуживания здания.
Также несостоятельны доводы жалобы относительно того, что суд не учел, что УФМС представлялся межевой план со схемой расположения земельных участком, поскольку, как обоснованно указано судом первой инстанции, межевой план составлен кадастровым инженером 22 мая 2014 года, то есть до передачи Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области объекта недвижимости на праве оперативного управления и до государственной регистрации данного права, что также не позволяет установить связь между составлением данного межевого плана и необходимостью установления границ земельного участка для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости истца.
Ссылка заявителя жалобы на увеличение расходов для проведения экспертизы либо составления межевого плана судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на истце лежит обязанность по представлению доказательств в обоснование своей позиции.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Пензенской области от 08 августа 2017 года, принятого по делу N А49-187/2016 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 08 августа 2017 года, принятое по делу N А49-187/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА

Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)