Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 10.08.2017 N Ф05-10948/2017 ПО ДЕЛУ N А41-19346/2016

Требование: Об установлении рыночной стоимости изымаемых земельных участков.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: После проведения оценки части земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, определения размера убытков уполномоченный орган обратился к предпринимателю с просьбой согласовать заключение об оценке и проект соглашения об изъятии имущества для государственных нужд, однако соглашение подписано не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2017 г. по делу N А41-19346/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дзюбы Д.И., Анциферовой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Главного управления дорожного хозяйства МО - Строгов В.А. доверенность от 17 мая 2017 года,
от заинтересованного лица: ИП Садиков М.И. - Исаев И.А. доверенность от 16 мая 2016 года,
от третьих лиц: Минимущество МО - Шелмаков В.Д. доверенность от 09 января 2017 года,
Управление Росреестра по МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 03 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ИП Садикова М.И.
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 11 апреля 2017 года,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
по заявлению Главного управления дорожного хозяйства Московской области
об изъятии земельного участка ИП Садикова М.И. для государственных нужд
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Управления Росреестра по Московской области

установил:

Главное управление дорожного хозяйства Московской области (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об изъятии для государственных нужд Московской области у ИП Садикова М.З. (далее - ответчик) земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040605:8, площадью 3 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, муниципальное образование г.п. Томилино, пос. Чкалово, ул. Пионерская, стр. 26, здание нежилого назначения, 2-этажное, общая площадь 331,9 кв. м, лит. Ж, Ж1, Ж2, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, муниципальное образование г.п. Томилино, пос. Чкалово, ул. Пионерская, стр. 26, здание нежилого назначения, 1-этажное, общая площадь 461,4 кв. м, лит. И, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, муниципальное образование г.п. Томилино, пос. Чкалово, ул. Пионерская, стр. 26; об установлении размера возмещения стоимости в соответствии с Отчетом ГУП Московской области "Московское областное БТИ" от 17 августа 2015 года N 970/2015 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040605:8 и объектов недвижимого имущества расположенных на нем, размер возмещения стоимости земельного участка с учетом убытков составляет 23 621 250 руб., в том числе: - рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040605:8-23 311 900 руб., - величина убытков, причиненных собственнику изъятием земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040605:8-309 350 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 декабря 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд установил размер возмещения стоимости с учетом убытков в размере 31 606 431 руб., в том числе: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040605:8 составляет 25 803 600 рублей; рыночная стоимость здания нежилого назначения, 2-этажное, общая площадь 331,9 кв. м, лит. Ж, Ж1, Ж2 составляет 2 787 820 руб.; рыночная стоимость здания нежилого назначения, 1-этажное, общая площадь 461,4 кв. м, лит. И составляет 2 535 470 руб.; размер убытков составляет 479 541 рублей Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2017 года решение изменено в части установления размера возмещения стоимости изымаемого имущества с учетом убытков. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040605:8 составила 25 803 600 руб., - рыночная стоимость здания нежилого назначения, 2-этажное, общая площадь 331,9 кв. м, лит. Ж, Ж1, Ж2, составила 7 965 200 руб.; - рыночная стоимость здания нежилого назначения, 1-этажное, общая площадь 461,4 кв. м, лит. И, составила 7 244 200 руб. В остальной обжалуемой части - в части определения размера убытков в сумме 479 541 руб. - решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым судебным актом в части размера возмещения стоимости убытков, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит об его отмене. В обоснование приводит доводы о том, что в части определения размера возмещения стоимости в составе убытков упущенная выгода составляет 11 941 700 руб.
В судебном заседании представитель ответчика доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представители управления, Минимущества МО возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Управление Росреестра по МО, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, после проведения оценки части земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040605:8, площадью 3 000 кв. м, подлежащего изъятию для государственных нужд, а также определения размера убытков, Главное управление дорожного хозяйства Московской области обратилось к ИП Садикову М.З. с просьбой согласовать заключение об оценке и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, приложив проект соглашения об изъятии, а также копию заключения об оценке.
В связи с тем, что соглашение об изъятии согласовано не было, управление обратилось в суд.
Изменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований в части размера убытков, апелляционный суд, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о недоказанности размера убытков.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (часть 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей с 01 апреля 2015 года), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; органы местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об изъятии указывается это лицо.
После принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (статья 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (статья 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляется ряд документов. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, отмечено, что по смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.






















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)