Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылается на непринятие решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для ведения сельского хозяйства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Ракчеевой М.А., Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.11.2016 (судья Карсакова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-11248/2016,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев Сергей Алексеевич, ОГРНИП 315695200027350, ИНН 695009160900, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление Росимущества), выразившегося в непринятии в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок решения о предварительном согласовании предоставления заявителю в собственность земельного участка общей площадью примерно 10 га, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Щербинское сельское поселение, в районе дер. Чуприяновка, для ведения сельского хозяйства в порядке, предусмотренном статьей 39.15 названного Кодекса; обязании Управления Росимущества в соответствии с данной статьей принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность заявителю указанного выше земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Росимущество).
Решением от 16.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Управление Росимущества, не наделенное полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка вне зависимости от площади такого участка, в соответствии с нормами действующего законодательства направило все необходимые документы в Росимущество для принятия соответствующего решения; действиями Управления Росимущества права заявителя не нарушены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, Алексеев С.А. лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.12.2015 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев С.А. в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратился к Управлению Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью примерно 10 га в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Щербинское сельское поселение, в районе дер. Чуприяновка, для ведения сельского хозяйства и о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке статьи 39.18 Кодекса с целью осуществления в дальнейшем государственного кадастрового учета земельного участка согласно статье 39.14 Кодекса.
Письмом от 01.02.2016 Управление Росимущества сообщило заявителю об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основанию, предусмотренному пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса, поскольку к схеме, представленной на бумажном носителе, не приложена схема в форме документа на электронном носителе.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2016 по делу N А66-1243/2016 данный отказ Управления Росимущества признан незаконным; на Управление Росимущества возложена обязанность в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение названного судебного акта Управление Росимущества 06.05.2016 опубликовало извещение о возможности предоставления в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Датой окончания приема заявок определено 06.06.2016.
Протоколом от 06.06.2016 заседания комиссии, состоящей из представителей Управления Росимущества, подтверждено, что по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили.
Алексеев С.А., ссылаясь на то, что несмотря на отсутствие заявок от заинтересованных лиц уполномоченный орган в установленный законом срок не принял соответствующего решения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.
Названной статьей установлены особенности процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 5 данной статьи, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Кодекса и направляет это решение заявителю.
Как установлено судами, в заявлении предприниматель просил согласовать предоставление ему части земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, находящегося в собственности Российской Федерации, которая не сформирована в действовавшем на тот период порядке; по истечении тридцатидневного срока с даты опубликования извещения заявления от иных заинтересованных лиц не поступили, однако решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка предпринимателю не направлено. При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно посчитали, что Управлением Росимущества допущено незаконное бездействие, и удовлетворили требования Алексеева С.А.
Доводу Управления Росимущества о том, что бездействия с его стороны не имелось, поскольку ввиду отсутствия у него полномочий на принятие такого решения пакет документов был направлен в Росимущество, суды дали надлежащую оценку. Исходя из положений статей 39.14, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка направляет заявителю уполномоченный орган, в который было подано заявление, в установленные законом сроки, продление которых в связи с необходимостью получения внутриведомственных согласований во исполнение существующего внутри ведомства порядка рассмотрения соответствующего вопроса нормами закона не предусмотрено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.11.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А66-11248/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2017 N Ф07-3776/2017 ПО ДЕЛУ N А66-11248/2016
Требование: О признании незаконным бездействия управления Росимущества.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель ссылается на непринятие решения о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для ведения сельского хозяйства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N А66-11248/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Ракчеевой М.А., Сапоткиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.11.2016 (судья Карсакова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А66-11248/2016,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев Сергей Алексеевич, ОГРНИП 315695200027350, ИНН 695009160900, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150 (далее - Управление Росимущества), выразившегося в непринятии в установленный Земельным кодексом Российской Федерации срок решения о предварительном согласовании предоставления заявителю в собственность земельного участка общей площадью примерно 10 га, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Щербинское сельское поселение, в районе дер. Чуприяновка, для ведения сельского хозяйства в порядке, предусмотренном статьей 39.15 названного Кодекса; обязании Управления Росимущества в соответствии с данной статьей принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность заявителю указанного выше земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Росимущество).
Решением от 16.11.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Управление Росимущества, не наделенное полномочиями по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка вне зависимости от площади такого участка, в соответствии с нормами действующего законодательства направило все необходимые документы в Росимущество для принятия соответствующего решения; действиями Управления Росимущества права заявителя не нарушены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, Алексеев С.А. лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.12.2015 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев С.А. в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратился к Управлению Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью примерно 10 га в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Щербинское сельское поселение, в районе дер. Чуприяновка, для ведения сельского хозяйства и о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке статьи 39.18 Кодекса с целью осуществления в дальнейшем государственного кадастрового учета земельного участка согласно статье 39.14 Кодекса.
Письмом от 01.02.2016 Управление Росимущества сообщило заявителю об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основанию, предусмотренному пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса, поскольку к схеме, представленной на бумажном носителе, не приложена схема в форме документа на электронном носителе.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 07.04.2016 по делу N А66-1243/2016 данный отказ Управления Росимущества признан незаконным; на Управление Росимущества возложена обязанность в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение названного судебного акта Управление Росимущества 06.05.2016 опубликовало извещение о возможности предоставления в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3, статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Датой окончания приема заявок определено 06.06.2016.
Протоколом от 06.06.2016 заседания комиссии, состоящей из представителей Управления Росимущества, подтверждено, что по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили.
Алексеев С.А., ссылаясь на то, что несмотря на отсутствие заявок от заинтересованных лиц уполномоченный орган в установленный законом срок не принял соответствующего решения, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Кодекса.
Названной статьей установлены особенности процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 5 данной статьи, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления от иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 Кодекса и направляет это решение заявителю.
Как установлено судами, в заявлении предприниматель просил согласовать предоставление ему части земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:64, находящегося в собственности Российской Федерации, которая не сформирована в действовавшем на тот период порядке; по истечении тридцатидневного срока с даты опубликования извещения заявления от иных заинтересованных лиц не поступили, однако решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка предпринимателю не направлено. При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно посчитали, что Управлением Росимущества допущено незаконное бездействие, и удовлетворили требования Алексеева С.А.
Доводу Управления Росимущества о том, что бездействия с его стороны не имелось, поскольку ввиду отсутствия у него полномочий на принятие такого решения пакет документов был направлен в Росимущество, суды дали надлежащую оценку. Исходя из положений статей 39.14, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка направляет заявителю уполномоченный орган, в который было подано заявление, в установленные законом сроки, продление которых в связи с необходимостью получения внутриведомственных согласований во исполнение существующего внутри ведомства порядка рассмотрения соответствующего вопроса нормами закона не предусмотрено.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.11.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по делу N А66-11248/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
М.А.РАКЧЕЕВА
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
М.А.РАКЧЕЕВА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)