Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2016 N 16АП-3985/2015 ПО ДЕЛУ N А15-1094/2015

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. по делу N А15-1094/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей: Бейтуганова З.А., Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский" Хунзахского района Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.08.2015 по делу N А15-1094/2015 (судья Цахаев С.А.) по заявлению администрации муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский" Хунзахского района Республики Дагестан к Правительству Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан третьи лица: Агентство по энергетике Республики Дагестан, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации; о взыскании 220 537 660 руб.; при участии в судебном заседании: от администрации муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский" -
Додуха В.Ф. (доверенность от 17.01.2016), от Правительства Республики Дагестан - Гибирова М.Н. (доверенность от 18.01.2016), от Министерства финансов Республики Дагестан - Магомедова М.Х. (доверенность от 05.10.2015), от Агентства по энергетике Республики Дагестан - Казбековой Н.В. (доверенность от 18.01.2016),

установил:

администрация муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский" Хунзахского района Республики Дагестан (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан (далее - Правительство РФ) о взыскании за счет казны Республики Дагестан 220 537 660 рублей, составляющих стоимость земель, изъятых для строительства объектов Гоцатлинской гидроэлектростанции в Республике Дагестан (далее - Гоцатлинская ГЭС).
Определением от 23.04.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по энергетике Республики Дагестан (далее - Агентство по энергетике РД), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой РФ).
Определением от 28.05.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Минфин РД).
Решением суда от 12.08.2015 в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что изъятие земель для строительства объектов Гоцатлинской ГЭС осуществлялось для размещения водного объекта, отнесенного законодательством к федеральной собственности, в связи с чем надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Российская Федерация, требования к которой администрацией не заявлены. По заявлению Минфина РД суд применил срок исковой давности.
В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на доказанность факта изъятия у муниципального образования земель для строительства объектов Гоцатлинской ГЭС и невыполнения Республикой Дагестан принятых на себя обязательств по возмещению их стоимости. В ходе рассмотрения дела не обсуждался вопрос о замене ненадлежащего ответчика либо о привлечении Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика. Срок исковой давности администрацией не пропущен, поскольку Правительство РД приняло на себя обязательства возместить стоимость изъятых земель до 31.12.2012.
Определением от 10.11.2015 апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго РФ). Суд предложил участвующим в деле лицам представить письменные пояснения, в частности: Минэнерго РФ о реализации федеральной целевой программы "Юг России" (2008-2013 годы) в части мероприятий по строительству Гоцатлинской ГЭС и выполнении Российской Федерацией обязательств по финансированию указанных мероприятий и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан; Минстрою РФ о реализации федеральной целевой программы "Юг России" (2014-2020 годы) в части мероприятий по строительству Гоцатлинской ГЭС и выполнении Российской Федерацией обязательств по финансированию указанных мероприятий и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан; Правительству РД о получении в рамках федеральной целевой программы "Юг России" (2008-2013 годы) и (2014-2020 годы) из федерального бюджета субсидий на реализацию мероприятий по строительству Гоцатлинской ГЭС и их последующем распределении. У Минфина РД истребованы сведения о поступлении на счет Управления федерального казначейства по Республике Дагестан субсидий из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Юг России" (2008-2013 годы) и (2014-2020 годы) на реализацию мероприятий по строительству Гоцатлинской ГЭС и их последующем распределении. Администрации предложено представить доказательства изъятия у муниципального образования в целях строительства Гоцатлинской ГЭС земельного участка для прибрежной защитной полосы водохранилища, включая береговую зону, площадью 41,02 га.
Во исполнение указанного определения Минфином РД в материалы дела представлены платежные поручения о перечислении на счет Управления федерального казначейства по Республике Дагестан субсидий из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Юг России" (2008-2013 годы) и (2014-2020 годы) на реализацию мероприятий по строительству Гоцатлинской ГЭС.
Правительство РД представило пояснения со ссылкой на письмо Агентства по энергетике РД, адресованное Министерству юстиции Республики Дагестан, согласно которому стоимость изъятых у муниципального образования сельского поселения "сельсовет Гоцатлинский" в целях строительства Гоцатлинской ГЭС в результате актуализации отчетов об оценке их стоимости уменьшилась на 220 000 000 руб., а также ведомость по мероприятиям по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС.
Минэнерго РФ представило письменные пояснения, в которых указало на отсутствие оснований для возложения ответственности по спорным обязательствам на Российскую Федерацию.
От администрации поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи со сменой представителя и необходимостью ознакомления его с материалами дела, представлением новых доказательств.
Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку в силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации смена представителя не является основанием для отложения слушания дела. Администрация не обосновала невозможность предварительного ознакомления нового представителя с материалами дела и наличие объективных препятствий для реализации процессуальных прав в суде апелляционной инстанции. Представление новых доказательств в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде апелляционной инстанции не допускается, за исключением случаев невозможности их представления в суд первой инстанции по уважительным причинам, однако такие обстоятельства из ходатайства не усматриваются.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Представители Правительства РД и Агентства по энергетике РД просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на законность принятого по делу решения.
Представитель Минфина РД заявил ходатайство о привлечении к участию в деле Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в качестве представителя Республики Дагестан.
Рассмотрев данное ходатайство, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его удовлетворения, поскольку не доказано, что данный орган является главным распорядителем средств казны Республики Дагестан по спорным обязательствам.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.08.2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что муниципальное образование сельское поселение "Сельсовет "Гоцатлинский" Хунзахского района Республики Дагестан является собственником земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения: площадью 597 989 кв. м с кадастровым номером 05:36:00 00 67:0009 и площадью 373 987 кв. м с кадастровым номером 05:36:00 00 67:0022, расположенных в селе Гоцатль Республики Дагестан, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 06.02.2008.
В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, повышения благосостояния и качества жизни населения Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Юг России (2008-2013 годы)".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 948 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Юг России (2008-2013 годы)" в федеральную целевую программу внесены изменения, согласно которым предусмотрены мероприятия по строительству Гоцатлинской ГЭС (пункт 6).
08.02.2011 между Правительством РД и главами муниципальных образований, на территории которых проходит строительство Гоцатлинской ГЭС, в том числе и муниципального образования "Хунзахский район" Республики Дагестан, заключено соглашение, предметом которого являлись взаимоотношения сторон при строительстве в зоне водохранилища Гоцатлинской ГЭС. Правительство РД приняло на себя обязательства обеспечить учет земель, строений и иных объектов на территориях муниципальных образований, подпадающих в зону водохранилища Гоцатлинской ГЭС, а также предоставить материалы для компенсационных выплат в соответствующие федеральные государственные органы и обеспечить поддержку обоснованности и включения в федеральный бюджет на 2011-2013 годы суммы 1 млрд. 700 млн. руб., в том числе по муниципальному образованию сельскому поселению "Сельсовет "Гоцатлинский" сумму 950 000 000 руб. Осуществить выплату компенсационных средств в полном объеме по мере их поступления из федерального бюджета Правительство РД обязалось не позднее 31.12.2012 (пункт 2.3). Пунктом 5.1 соглашения предусмотрено, что если к 31.12.2012 компенсационные выплаты по зоне водохранилища ГЭС не будут полностью произведены, то акт о готовности зоны водохранилища не подписывается не заполняется вне зависимости от готовности ГЭС до полного завершения выплат.
10.08.2011 между Министерством промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан (далее - Мипромэнергосвязи РД) и администрацией подписано соглашение N 1-11 "О выкупной цене земельного участка, изымаемого для государственных нужд", согласно пункту 1.1 которого выкуп земельного участка осуществляется для государственных нужд, в связи с подготовкой ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС. Землевладелец владеет земельным участком на праве собственности площадью 59,80 га, подпадающем по водохранилище Гоцатлинской ГЭС (пункт 2.2). Общий размер выкупной цены земельного участка установлен на основании расчета убытков, произведенного проектной организацией ОАО "Ленинградпроект" с учетом согласованного между сторонами отчета по оценке рыночной стоимости и составляет в ценах 2000 года 134 484 370 руб.
Распоряжением Правительства РД от 28.12.2011 N 365-р принято предложение Министерства промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан (далее - Минпромэнергосвязь РД), согласованное с администрациями муниципальных образований "Гергебильский район", "Гунибский район" и "Хунзахский район" об изъятии земельных участков общей площадью 109,71 га путем выкупа в целях строительства водохранилища Гоцатлинской ГЭС по перечню согласно приложению (площадь земельного участка, изымаемого у муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский", составила 597 989 кв. м). Минпромэнергосвязь РД предложено обеспечить подготовку необходимой документации для изъятия земельных участков и заключить соглашения с собственниками изымаемых земельных участков, предусмотрев, что компенсация убытков, причиненных изъятием земель, учтена в составе выкупной цены; подготовить мероприятия, необходимые для осуществления процедуры перевода изымаемых земельных участков из категории земель сельхозназначения в земли водного фонда.
06.03.2012 между собственником изымаемого земельного участка - муниципальным образованием сельским поселением "Сельсовет "Гоцатлинский" и Минпромэнергосвязи РД заключено соглашение N 1-12 "О восстановлении сельскохозяйственного производства МО СП "сельсовет Гоцатлинский", предметом которого является восстановление сельхозпроизодства, нарушаемого в зоне затопления, включающее в себя компенсацию убытков, причиненных изъятием земельного участка для государственных нужд, в связи с подготовкой ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС с объектом "Гоцатлинская ГЭС на реке Аварское Койсу. Водохранилище. Нижний бьеф". Минпромэнергосвязи РД обязалось возместить собственнику изымаемых земель по мере поступления денежных средств из федерального бюджета стоимость восстановления сельскохозяйственного производства, включающего в себя компенсацию убытков, причиненных изъятием земель для государственных нужд, находящегося на нем недвижимого имущества, многолетних насаждений. Пунктом 2.1 соглашения предусмотрено, что возмещение производится в соответствии с порядком определенным соглашением N 2-12 от 06.03.2012.
Пунктом 1.1 соглашения N 2-12 от 06.03.2012 предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий бюджету муниципального образования "Хунзахский район" для последующего перечисления в бюджет муниципального образования "Сельсовет Гоцатлинский" по объекту "Зона затопления Гоцатлинской ГЭС" в размере 400 000 000 руб. на восстановление сельскохозяйственного производства, убытков, в том числе упущенной выгоды.
Институтом ОАО "Ленгидропроект" в 2011 году разработана проектная документация по строительству Гоцатлинской ГЭС. В приложениях "С" и "Т" к проектной документации площадь земель, изымаемых путем выкупа под водохранилище Гоцатлинской ГЭС у муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский", и их сметная стоимость составили: земли непосредственно под водохранилище площадью 59,88 га в ценах 2008-2009 годов - 712 230,70 тыс. руб., в ценах 2000 года - 115 434,31 тыс. руб.; земли для прибрежной защитной полосы водохранилища Гоцатлинской ГЭС, включая береговую зону, площадью 41,02 га, в ценах 2008-2009 годов - 108 306,96 тыс. руб., в ценах 2000 года - 17 553,80 тыс. руб. Данные указаны в соответствии с отчетом ЗАО "Межрегиональный центр оценки", г. Махачкала, 2008 г. N 070/2008 по Хунзахскому району сельсовету "Гоцатлинский".
На проектную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы ГАУ РД "Государственная экспертиза проектов" от 20.04.2012 N 1-8-1-0087-12. Согласно указанному заключению, сумма затрат на мероприятия по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС в базовых ценах 2001 года составила 394 724,16 тыс. руб. против первоначально заявленной - 429 451,90 тыс. руб.
На основании указанного заключения 27.11.2012 между администрацией и Минпромэнергосвязи РД подписано дополнительное соглашение N 8-12 об изменении и дополнении соглашения с муниципальным образованием "Сельсовет Гоцатлинский" от 06.03.2012 "О восстановлении сельскохозяйственного производства МО СП "сельсовет Гоцатлинский" в связи с подготовкой ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС с объектом "Гоцатлинская ГЭС на реке Аварское Койсу. Водохранилище. Нижний бьеф". Дополнительным соглашением внесены изменения в наименование соглашения, в предмет соглашения и в иные пункты. Произведена замена наименования "О восстановлении сельскохозяйственного производства МО СП "сельсовет Гоцатлинский" в связи с подготовкой ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС с объектом "Гоцатлинская ГЭС на реке Аварское Койсу. Водохранилище. Нижний бьеф" на наименование: "О возмещении стоимости изымаемых для государственных нужд земель путем их выкупа у МО СП "сельсовет Гоцатлинский", в связи с подготовкой водохранилища и нижнего бьефа". В разделе 1 "Предмет соглашения" пункт 1 заменен словами "Возмещение стоимости изымаемых земель для государственных нужд путем выкупа, подпадающих под водохранилище Гоцатлинской ГЭС"; пункт 1.2 заменен на пункт 1.3, а пункт 1.2 изложен в следующей редакции "Стоимость изымаемых земель включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, в связи с подготовкой водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС".
Согласно выпискам из лицевого счета от 23.04.2012, 24.04.2012, 25.04.2012, 24.01.2013, 17.05.2013, 06.06.2013 в бюджет муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский" в виде субвенций перечислены денежные средства в размере 600 055 603 руб.
В соответствии с распоряжением Правительства РД от 18.08.2014 N 258-р комиссией по приемке ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС подписан акт, утвержденный 11.02.2015, из которого следует, что работы по подготовке ложа выполнены в объеме 665,0 м (начало работ 2011 год), принято решение: предъявленные к приемке работы на территории ложа водохранилища до НПУ 665,9 метров считать выполненными в объеме достаточном для наполнения. Акт подписан также главой администрации муниципального образования "Хунзахский район" Республики Дагестан.
Администрация, ссылаясь на неисполнение Правительством РД обязательств по оплате суммы в размере 220 537 660 руб. за изъятие земель для строительства Гоцатлинской ГЭС, обратилась в арбитражный суд с иском.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования федерального законодательства (земельного и гражданского). Полномочия по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд урегулировано нормами Гражданского (ст. ст. 279 - 283) и Земельного (ст. ст. 49, 55, 57, 63) кодексов Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе связанных с размещением объектов федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.
Статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
В силу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из положений данной правовой нормы следует, что рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные собственнику земельного участка в связи с изъятием земель, являются составными частями выкупной цены изымаемого земельного участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
Как видно из материалов дела, у муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский" в целях строительства Гоцатлинской ГЭС органами государственной власти Республики Дагестан (Правительством РД и Минпромэнергосвязь РД) изъят земельный участок площадью 597 989 кв. м.
Соглашениями от 10.08.2011, от 06.03.2012 N N 1-12 и 2-12, от 27.11.2012 N 8-12 администрация и Минпромэнергосвязь РД согласовали изъятие у муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский" указанного земельного участка и его выкупную стоимость в размере 400 млн. руб. По условиям соглашений выкупная стоимость земельного участка включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, в связи с подготовкой водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС.
В материалы дела администрацией представлены платежные документы, согласно которым в бюджет муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский" в виде субвенций перечислено 600 055 603 руб.
Следовательно, обязательства субъекта Российской Федерации - Республики Дагестан в части возмещения муниципальному образованию выкупной стоимости земельного участка площадью 597 989 кв. м являются исполненными.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы администрации о несогласии с выкупной стоимостью изъятого земельного участка.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В этом случае согласно пункту 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом в силу пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Поэтому в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 89-КГ15-4).
Администрация как собственник изъятого земельного участка площадью 597 989 кв. м, подписав соглашения от 06.03.2012 N N 1-12 и 2-12, от 27.11.2012 N 8-12, согласилась с размером выкупной стоимости земельного участка, которая составила 400 млн. руб. Доказательств изменения сторонами в сторону увеличения выкупной стоимости земель материалы дела не содержат.
Ссылка администрации на проектную документацию ОАО "Ленгидропроект", разработанную в 2011 году, в которой площадь земель, изымаемых путем выкупа под водохранилище Гоцатлинской ГЭС, и их сметная стоимость составили: земли непосредственно под водохранилище площадью 59,88 га в ценах 2008-2009 годов - 712 230,70 тыс. руб.; земли для прибрежной защитной полосы водохранилища Гоцатлинской ГЭС, включая береговую зону, площадью 41,02 га, в ценах 2008-2009 годов - 108 306, 96 тыс. руб., итого 820 537,66 тыс. руб., отклоняется апелляционным судом.
Сметная стоимость, указанная в проектной документации относительно земель муниципального образования сельского поселения "Сельсовет "Гоцатлинский", по смыслу статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть принята в качестве выкупной стоимости изъятого земельного участка.
Как следует из проектной документации, сметная стоимость включает затраты на мероприятия по подготовке водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС.
Между тем, в силу вышеуказанной статьи, при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соглашениях от 10.08.2011, от 06.03.2012 N N 1-12 и 2-12, от 27.11.2012 N 8-12 администрация и Минпромэнергосвязь РД согласовали, что выкупная стоимость земельного участка (400 млн. руб.) включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, в связи с подготовкой водохранилища и нижнего бьефа Гоцатлинской ГЭС.
Проектная документация не является соглашением об изъятии земель для государственных нужд путем выкупа.
Кроме того, изъятие у муниципального образования в установленном законом порядке земельного участка площадью 41,02 га материалами дела не подтверждено. В деле отсутствует решение уполномоченного органа государственной власти об изъятии у указанного земельного участка.
Следовательно, требования администрации о возмещении выкупной стоимости земельного участка площадью 41,02 га по существу являются требованиями о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями органов государственной власти Республики Дагестан, поскольку установленный порядок изъятия земель для государственных нужд в отношении указанного земельного участка не соблюден.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать как факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), так и наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Именно совокупность приведенных обстоятельств, которые подтверждаются надлежащими доказательствами, является условием наступления деликтной ответственности.
Администрация, заявляя требования о взыскании выкупной стоимости земельного участка площадью 41,02 га, в обоснование размера убытков, составляющих выкупную стоимость изъятых земель, ссылается на проектную документацию ОАО "ленгидропроект", разработанную в 2011 году, согласно которой сметная стоимость указанного земельного участка в ценах 2008-2009 годов составила 108 306, 96 тыс. руб.
Однако, как указано выше, сметная стоимость не является выкупной ценой земельного участка, изъятого для государственных нужд. Проектная документация не подтверждает фактический размер убытков, причиненных в результате незаконного изъятия земельного участка площадью 41,02 га. Иными доказательствами требования истца в этой части не обоснованы.
Более того, исходя из общего объема перечисленных в бюджет муниципального образования субвенций (600 055 603 руб.), согласования с администрацией выкупной цены земельного участка площадью 59,88 га в размере 400 млн. руб., требования администрации о взыскании за счет средств казны Республика Дагестан стоимости изъятого для строительство Гоцатлинской ГЭС земельного участка площадью 41,02 га в размере 108 306, 96 тыс. руб. считаются исполненными.
Более того, исходя из согласования с администрацией выкупной цены земельного участка площадью 59,88 га в размере 400 млн. руб., в то время как общий объем перечисленных в бюджет муниципального образования субвенций составил 600 055 603 руб., требования администрации о взыскании за счет средств казны Республики Дагестан стоимости изъятого земельного участка площадью 41,02 га в размере 108 306, 96 тыс. руб. не могут быть признаны обоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований администрации.
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику и пропуске срока исковой давности.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что изъятие земель у муниципального образования в целях строительства Гоцатлинской ГЭС имело место для федеральных нужд. При этом суд исходил из того, что изъятие земель осуществлялось для размещения водного объекта (водохранилища), отнесенного в силу статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации к собственности Российской Федерации.
Действительно, в силу пункта 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водохранилище представляет собой самостоятельный водный объект (поверхностный водоем).
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенный в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в собственности Российской Федерации.
Между тем, в соответствии со статьей 1 Закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
К компонентам природной среды отнесены земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Под природным объектом действующее законодательство понимает естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Природно-антропогенным объектом является природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
Таким образом, из анализа названных выше норм законодательства следует, что для признания объекта природно-антропогенным, он должен отвечать следующим условиям: природный объект, изменен в результате хозяйственной и иной деятельности, либо объект, создан человеком, обладает свойствами природного объекта и имеет рекреационное и защитное значение.
Между тем, к природным ресурсам может быть отнесен не любой природно-антропогенный объект, а лишь тот, который используется или может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Гоцатлинская ГЭС относится к гидротехническим сооружениям.
Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (статья 5 Водного кодекса Российской Федерации). К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки - реки, ручьи, каналы, водоемы - озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища (подпункты 2 и 3 пункта 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (пункт 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, гидротехнические сооружения не относятся к водным объектам, а относятся к сооружениям, расположенным на водных объектах.
Действующее законодательство разделяет понятие водохранилища как поверхностного водного объекта, который может находиться исключительно в федеральной собственности, и расположенного в акватории водохранилища гидротехнического сооружения, которое может находиться как в государственной или муниципальной собственности, так и в частной собственности.
Материалами дела подтверждено, что изъятие у муниципального образования для строительства Гоцатлинской ГЭС земельного участка площадью 597 989 кв. м осуществлялось органами государственной власти Республики Дагестан - Правительством РД и Минпромэнергосвязи РД и имело место для республиканских нужд.
Иск предъявлен администрацией к публично-правовому образованию - Республике Дагестан в лице Правительства РД. Впоследствии к участию в деле в качестве соответчика судом привлечен Минфин РД.
В соответствии со статьей 10 Земельного кодекса Российской к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на иной орган, юридическое лицо или гражданина.
С учетом положений пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежащим ответчиком по заявленным администрацией требованиям является публично-правовое образование Республика Дагестан в лице главного распорядителя средств казны Республики Дагестан - Минфина РД.
Данное обстоятельство также подтверждается представленными в суд апелляционной инстанции платежными поручениями, в соответствии с которыми субсидии из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Юг России" (2008-2013 годы) и (2014-2020 годы) на реализацию мероприятий по строительству Гоцатлинской ГЭС перечислялись на счет Управления федерального казначейства по Республике Дагестан.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Течение срока исковой давности в силу положений статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из указанного правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Как следует из материалов дела, по условиям соглашения от 08.02.2011 исполнительный орган государственной власти Республики Дагестан (Правительство РД) обязался произвести выплату компенсационных средств собственникам изымаемых для строительства Гоцатлинской ГЭС земель не позднее 31.12.2012 и до полного исполнения указанных обязательств не подписывать акт о готовности зоны водохранилища вне зависимости от готовности Гоцатлинской ГЭС до завершения выплат.
Следовательно, до 31.12.2012 и, соответственно, до подписания акта о приемке ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС, утвержденного 11.02.2015, администрация не могла знать о нарушении своих прав на получение выкупной стоимости изъятых у муниципального образования земель.
Иск подан администрацией 22.04.2015, то есть в пределах срока исковой давности.
Вместе с тем, поскольку ошибочные выводы суда не привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции с учетом отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований считает возможным оставить решение суда первой инстанции в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.08.2015 по делу N А15-1094/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.Г.СОМОВ

Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)