Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Предприниматель указал на незаконное бездействие органа местного самоуправления, нарушающее его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена - 24 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2017 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Кузмичев С.А.)
по делу N А57-19105/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Слугина Андрея Константиновича, г. Саратов, заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о признании незаконным бездействия,
установил:
индивидуальный предприниматель Слугин Андрей Константинович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), выразившегося в непринятии в срок решения о предоставлении земельного участка в аренду предпринимателю общей площадью 1763 кв. м, с кадастровым номером 64:48:020425:7, расположенного по адресу: г. Саратов, станция Кокурино, государственная собственность на который не разграничена, разрешенным использованием "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" занимаемого производственной базой состоящей из трех объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 64:48:020425:283, 64:48:020425:253, 64:48:020425:364, обязании администрации в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление предпринимателя о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:020425:7, общей площадью 1763 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, станция Кокурино, для эксплуатации производственной базы и принять соответствующее решение, на основании которого заключить договор аренды сроком на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020425:7, общей площадью 1763 кв. м, расположенным по адресу: г. Саратов, станция Кокурино.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, требования удовлетворены.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Отзыва на жалобу не представлено.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра города Саратова от 01.06.2001 N 420-3 Абросимовой Елене Викторовне в аренду сроком на десять лет предоставлен земельный участок площадью 0,1763 га, занимаемый производственной базой, расположенной за станцией "Кокурино" в Заводском районе.
Между администрацией и Абросимовой Е.В. заключен договор аренды земельного участка от 15.11.2001 N 3394.
Между Абросимовой Е.В. и предпринимателем заключен договор замены стороны в обязательстве от 23.01.2007, согласно которому права и обязанности по договору аренды земельного участка от 15.11.2001 N 3394 перешли к предпринимателю.
04.04.20016 предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов, с приложением копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копии постановления мэра г. Саратова от 01.06.2001 N 420-3, копии договора аренды земельного участка от 15.11.2001 N 3394, копии договора замены стороны в обязательстве от 23.01.2007, копии свидетельства о государственной регистрации права от 29.07.2011 N 64-АГ309717, копия свидетельства о регистрации прав от 29.07.2012 N 64-АГ475707 повторное, взамен свидетельства от 04.12.2009 серия 64-АВ N 624086, свидетельства о государственной регистрации прав от 29.07.2011 N 64-АГ309718, сообщения предпринимателя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров от 04.04.2016.
В письме комитета по управлению имуществом города Саратова от 29.04.2016 N 1406/11389 предпринимателю сообщено, что в представленном пакете документов отсутствует точная информация о назначении объектов недвижимости, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка. Указанный в заявлении о приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020425:7 вид разрешенного использования - производственные и административные здания материально-технического снабжения (производственная база), действующим градостроительным регламентом не предусмотрен. В связи с чем определить вид разрешенного использования, а также установить возможность ограничения по использованию указанного земельного участка не возможно. Для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, при этом в данном заявлении должна быть определена цель использования земельного участка и вид его использования, соответствующий действующим градостроительным регламентам.
Обращаясь в арбитражный суд, предпринимателем указано на незаконное бездействие администрации, выразившееся в непринятии в срок решения о предоставлении земельного участка в аренду, нарушающее права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу, что письмо Комитета по управлению имуществом города Саратова от 29.04.2016, в котором заявителю предложено обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, при этом в данном заявлении должна быть определена цель использования земельного участка и вид его использования, соответствующий действующим градостроительным регламентам, свидетельствует об уклонении органа местного самоуправления от рассмотрения заявления предпринимателя по существу и принятия решения в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Предоставление земельных участков после 01.03.2015 осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В пункте 5 названной статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно части 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержатся в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Довод администрации о том, что Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов" предусмотрен возврат заявления заявителю судами отклонен.
В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов", утвержденным постановлением администрации от 27.05.2015 N 1367, данная муниципальная услуга предоставляется администрацией и осуществляется через функциональное структурное подразделение - Комитет по управлению имуществом города Саратова.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В решении должны быть указаны основания отказа. Администрацией действия, предусмотренные пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлению предпринимателя, не совершены.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанций пришли к выводу об уклонении администрации от рассмотрения заявления предпринимателя по существу и принятия решения в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили требования предпринимателя и обязали администрацию рассмотреть заявление предпринимателя о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка для эксплуатации производственной базы (как это указано в кадастровом паспорте земельного участка), принять соответствующее решение.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию комитета в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А57-19105/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.08.2017 N Ф06-23183/2017 ПО ДЕЛУ N А57-19105/2016
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии в срок решения о предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, обязании устранить допущенные нарушения.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Предприниматель указал на незаконное бездействие органа местного самоуправления, нарушающее его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. N Ф06-23183/2017
Дело N А57-19105/2016
Резолютивная часть постановления объявлена - 24 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 28 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2017 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Кузмичев С.А.)
по делу N А57-19105/2016
по заявлению индивидуального предпринимателя Слугина Андрея Константиновича, г. Саратов, заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, о признании незаконным бездействия,
установил:
индивидуальный предприниматель Слугин Андрей Константинович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), выразившегося в непринятии в срок решения о предоставлении земельного участка в аренду предпринимателю общей площадью 1763 кв. м, с кадастровым номером 64:48:020425:7, расположенного по адресу: г. Саратов, станция Кокурино, государственная собственность на который не разграничена, разрешенным использованием "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" занимаемого производственной базой состоящей из трех объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 64:48:020425:283, 64:48:020425:253, 64:48:020425:364, обязании администрации в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление предпринимателя о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:020425:7, общей площадью 1763 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, станция Кокурино, для эксплуатации производственной базы и принять соответствующее решение, на основании которого заключить договор аренды сроком на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020425:7, общей площадью 1763 кв. м, расположенным по адресу: г. Саратов, станция Кокурино.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017, требования удовлетворены.
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Отзыва на жалобу не представлено.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра города Саратова от 01.06.2001 N 420-3 Абросимовой Елене Викторовне в аренду сроком на десять лет предоставлен земельный участок площадью 0,1763 га, занимаемый производственной базой, расположенной за станцией "Кокурино" в Заводском районе.
Между администрацией и Абросимовой Е.В. заключен договор аренды земельного участка от 15.11.2001 N 3394.
Между Абросимовой Е.В. и предпринимателем заключен договор замены стороны в обязательстве от 23.01.2007, согласно которому права и обязанности по договору аренды земельного участка от 15.11.2001 N 3394 перешли к предпринимателю.
04.04.20016 предприниматель обратился в Комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов, с приложением копии документа, удостоверяющего личность заявителя, копии постановления мэра г. Саратова от 01.06.2001 N 420-3, копии договора аренды земельного участка от 15.11.2001 N 3394, копии договора замены стороны в обязательстве от 23.01.2007, копии свидетельства о государственной регистрации права от 29.07.2011 N 64-АГ309717, копия свидетельства о регистрации прав от 29.07.2012 N 64-АГ475707 повторное, взамен свидетельства от 04.12.2009 серия 64-АВ N 624086, свидетельства о государственной регистрации прав от 29.07.2011 N 64-АГ309718, сообщения предпринимателя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров от 04.04.2016.
В письме комитета по управлению имуществом города Саратова от 29.04.2016 N 1406/11389 предпринимателю сообщено, что в представленном пакете документов отсутствует точная информация о назначении объектов недвижимости, расположенных в границах испрашиваемого земельного участка. Указанный в заявлении о приобретении прав на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020425:7 вид разрешенного использования - производственные и административные здания материально-технического снабжения (производственная база), действующим градостроительным регламентом не предусмотрен. В связи с чем определить вид разрешенного использования, а также установить возможность ограничения по использованию указанного земельного участка не возможно. Для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, при этом в данном заявлении должна быть определена цель использования земельного участка и вид его использования, соответствующий действующим градостроительным регламентам.
Обращаясь в арбитражный суд, предпринимателем указано на незаконное бездействие администрации, выразившееся в непринятии в срок решения о предоставлении земельного участка в аренду, нарушающее права и законные интересы заявителя, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу, что письмо Комитета по управлению имуществом города Саратова от 29.04.2016, в котором заявителю предложено обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, занимаемого объектом недвижимости, при этом в данном заявлении должна быть определена цель использования земельного участка и вид его использования, соответствующий действующим градостроительным регламентам, свидетельствует об уклонении органа местного самоуправления от рассмотрения заявления предпринимателя по существу и принятия решения в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Предоставление земельных участков после 01.03.2015 осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Этот порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В пункте 5 названной статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно части 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов содержатся в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Довод администрации о том, что Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов" предусмотрен возврат заявления заявителю судами отклонен.
В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов", утвержденным постановлением администрации от 27.05.2015 N 1367, данная муниципальная услуга предоставляется администрацией и осуществляется через функциональное структурное подразделение - Комитет по управлению имуществом города Саратова.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В решении должны быть указаны основания отказа. Администрацией действия, предусмотренные пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, по заявлению предпринимателя, не совершены.
Давая оценку имеющимся в деле доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды двух инстанций пришли к выводу об уклонении администрации от рассмотрения заявления предпринимателя по существу и принятия решения в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили требования предпринимателя и обязали администрацию рассмотреть заявление предпринимателя о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка для эксплуатации производственной базы (как это указано в кадастровом паспорте земельного участка), принять соответствующее решение.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию комитета в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.04.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017 по делу N А57-19105/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)