Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "31" мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "Александрия") - Дудко Е.В., представителя по доверенности от 29.05.2017,
от ответчика (Департамента градостроительства администрации города Красноярска) - Наболь Е.А., представителя по доверенности от 12.10.2016 N 04/4190-дг,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" марта 2017 года по делу N А33-1206/2017, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Александрия" ИНН 2460232389, ОГРН 1112468052730 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476 (далее - ответчик, департамент) о признании незаконным отказа от 20.01.2017 N 01/260-дг в выдаче разрешения на строительство и об обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Автотехцентр и инженерное обеспечение" на земельном участке, кадастровый номер 24:50:0400052:2512, по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская, в течение 10 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2017 года заявленное требование удовлетворено, признан недействительным оформленный письмом от 20.01.2017 N 01/260 отказ департамента в выдаче разрешения на строительство. На департамент возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта, подготовить и выдать обществу разрешение на строительство "Автотехцентра и инженерного обеспечения" на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская, сроком на 1 год (заявление ООО "Александрия" от 17.01.2017 вх. N 435-ек).
Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований отказать.
Из апелляционной жалобы следует, что обществу отказано в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как представленные документы не соответствуют градостроительному плану земельного участка, строительство объекта является недопустимым в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Департамент считает, что при разрешении спора подлежит применению градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 (далее - Правила N В-122), так как градостроительный план земельного участка утвержден распоряжением Администрации города Красноярска от 15.10.2015 N 692-арх после вступления в силу этих Правил.
В соответствии с Правилами N В-122 вид разрешенного использования - обслуживание автотранспорта для земельных участков, расположенных в зоне ИТ является условно-разрешенным видом использования земельного участка. У общества разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка, полученное в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует. Данному обстоятельству судом первой инстанции оценка не дана.
Также ответчик полагает, что неправильным применение судом пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку до введения в действие Правил N В-122 использование обществом земельного участка не осуществлялось и не начато.
По мнению департамента, при возложении на него обязанности выдать заявителю разрешение на строительство судом первой инстанции не исследованы документы, приложенные обществом к заявлению о выдаче разрешения на строительство на соответствие требованиям действующего законодательства.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрацией города Красноярска издано распоряжение от 08.06.2011 N 573-ж "О предварительном согласовании ООО "Енисей-Лес" места размещения объекта" - автотехцентра на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2571 кв. м, в том числе 1536 кв. м охранная зона инженерных сетей, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская.
Администрацией города Красноярска издано распоряжение от 08.11.2012 N 1902-арх "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 08.06.2011 N 573 ж" путем дополнения пунктами 4, 5 следующего содержания: "Передать в аренду на срок до одного года ООО "Енисей-Лес" земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2571 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская, для проведения изыскательных работ", "Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города заключить договор аренды земельного участка на срок до одного года".
Также администрацией города Красноярска принято распоряжение от 30.06.2014 N 1372-арх о предоставлении ООО "Енисей-Лес" земельного участка для строительства автотехцентра и инженерного обеспечения из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400052:5212, площадью 2571 кв. м, в том числе 1536 кв. м охранная зона инженерных сетей, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская.
На основании указанного распоряжения между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска и ООО "Енисей-Лес" заключен договор аренды земельного участка от 05.09.2014 N 1452.
Согласно пункту 1.1 договора земельный участок предоставлен с целевым использованием - под размещение автотехцентра и инженерного обеспечения. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 30.06.2014 по 29.06.2017.
Между ООО "Енисей-Лес" и ООО "Александрия" 20.05.2015 заключен договор уступки прав аренды земельного участка, который согласован с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска (письмо от 20.04.2015 N 14806).
К договору аренды от 05.09.2014 N 1452 заключено дополнительное соглашение от 29.06.2015 N 2761 о замене стороны арендатора на ООО "Александрия".
Распоряжением Администрации города Красноярска от 15.10.2015 N 692-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400052:5212.
В соответствии с утвержденным градостроительным планом земельного участка обществом разработана проектная документация объекта капитального строительства.
Заявитель 17.01.2017 обратился в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
При проведении проверки соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, а также допустимости строительства данного объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, предусмотренными земельным и иным законодательством, ответчиком установлено, что материалы проектной документации (шифр 177-16) предоставлены на объект "Автотехцентр и инженерное обеспечение", функциональное назначение объекта - ремонт и диагностика автотранспорта; земельный участок расположен в зоне долевого, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) с наложением рекомендуемых зон с особыми условиями использования территорий (санитарные разрывы железной дороги).
Согласно графическим частям раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" запроектированный объект капитального строительства расположен исключительно в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) с наложением рекомендуемых зон с особыми условиями использования территорий (санитарные разрывы железной дороги).
Письмом N 01/260-дг от 20.01.2017 департамент отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство, поскольку в предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка, установленных для территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ), отсутствует вид запроектированного объекта. Заявителю сообщено, что данный отказ не является препятствием для повторного предъявления документов после устранения причин отказа.
Заявитель оспорил отказ в выдаче разрешения на строительство от 20.01.2017 N 01/260-дг в судебном порядке, указывая, что изменения градостроительного регламента не должно препятствовать использованию земельного участка, сформированного и предоставленного в аренду до вступления в силу данных изменений.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Для признания оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство недействительным в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо установить несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений подпункта 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 58 Устава города Красноярска, Положения о Департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением Администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114, решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, оформленное письмом от 20.01.2017 N 01/260, принято уполномоченным отраслевым органом Администрации города Красноярска.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что у департамента отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку земельный участок был сформирован до утверждения Правил N В-122.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно части 4 данной статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 указанной статьи застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на его выдачу орган с приложением документов, перечень которых определен этой же статьей.
В силу пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из документов, включенных в этот перечень.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 12.01.2012 N 21-ж утвержден Административный регламент предоставления администрацией города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта (далее - Административный регламент).
Пунктом 10 Административного регламента определено, что муниципальная услуга предоставляется администрацией в лице департамента. Выдача застройщикам разрешений на строительство либо мотивированный отказ в выдаче застройщикам разрешений на строительство в силу пункта 11 Административного регламента является конечным результатом предоставлении муниципальной услуги.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство. К таким основаниям относится отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 данного Кодекса, а также несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Пунктами 4, 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); информация о разрешенном использовании земельного участка.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400052:5212 к условно-разрешенным видам использования относит обслуживание автотранспорта (код - 4.9). На момент утверждения градостроительного плана земельного участка распоряжением от 15.10.2015 N 692-арх он соответствовал действовавшей редакции Правил N В-122, статьей 32 которых обслуживание автотранспорта код 4.9 было отнесено к условно-разрешенным видам использования земельного участка в территориальной зоне ИТ.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 внесены изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, согласно которому объект строительства по своему описанию соответствует такому виду разрешенного использования земельного участка как "Объекты придорожного сервиса" и соответствует коду - 4.9.1.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 20.12.2016 N 16-197 внесены изменения в статью 32 Правил N В-122, и объекты придорожного сервиса код 4.9.1 отнесены к условно-разрешенным видам использования в территориальной зоне ИТ.
В связи с этим оспариваемый отказ в части вывода о том, что в предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка, установленных для территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ), отсутствует вид запроектированного объекта, не соответствует статье 32 Правил N В-122, градостроительному плану земельного участка.
Департамент в апелляционной жалобе указывает, что у общества отсутствует разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка, полученное в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.
Между тем, вид разрешенного использования земельного участка был определен Администрацией города Красноярска при принятии распоряжений 08.06.2011 N 573-ж о предварительном согласовании места размещения объекта, от 08.11.2012 N 1902-арх о внесении изменений в распоряжение администрации города от 08.06.2011 N 573 ж, от 30.06.2014 N 1372-арх о предоставлении земельного участка для строительства автотехцентра и инженерного обеспечения, поэтому департамент невправе ссылаться на отсутствие предусмотренного частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения главы местной администрации о разрешении на условно-разрешенный вид использования.
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, используются без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу положений статей 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего ему земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Указанное право может быть ограничено в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
Земельный участок сформирован и предоставлен в аренду для строительства автотехцентра до утверждения Правил N В-122, а также до утверждения администрацией города Красноярск 15.10.2015 градостроительного плана земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Решение о запрете использования земельного участка органом местного самоуправления не принималось. Доказательства опасности использования такого объекта для жизни, здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, не представлены.
Поэтому вывод департамента о несоответствии представленных документов градостроительному регламенту, недопустимости строительства объекта в соответствии с видом разрешенного использования отклоняется также в связи с тем, что общество вправе продолжать использование земельного участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения на основании пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что использование обществом земельного участка не осуществлялось и не начато, не принимается во внимание, поскольку в соответствии с целями предоставления земельного участка, установленными Администрацией города Красноярска, заявителем осуществлялась разработка проектной документации, реализация которой была возможна только после получения разрешения на строительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал, что у ответчика отсутствовали предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возложил на департамент обязанность в течение 10-ти дней с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта на основании заявления общества от 17.01.2017 вх. N 435-ек подготовить и выдать заявителю разрешение на строительство автотехцентра и инженерного обеспечения на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская, сроком на 1 год.
Ответчик считает, что при возложении на него данной обязанности судом первой инстанции не исследованы документы, приложенные обществом к заявлению о выдаче разрешения на строительство на соответствие требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверку документов, представленных для получения разрешения на строительство, проводят органы, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство.
В связи с этим арбитражный суд при рассмотрении спора об отказе в выдаче разрешения на строительство не имеет права подменять органы, наделенные полномочиями по выдаче таких разрешений, поскольку не наделен компетенцией в соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении такого спора арбитражный суд в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность оснований отказа, указанных в оспариваемом акте уполномоченного органа, а также проверяет иные доводы, заявленные лицами, участвующими в деле, о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Однако департаментом при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанции не указаны иные обстоятельства для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство, не представлены доказательства в подтверждение таких обстоятельств, а арбитражный суд не должен самостоятельно устанавливать наличие не предусмотренных оспариваемым актом оснований для подтверждения его законности и обоснованности.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2017 года по делу N А33-1206/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2017 ПО ДЕЛУ N А33-1206/2017
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2017 г. по делу N А33-1206/2017
Резолютивная часть постановления объявлена "31" мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "Александрия") - Дудко Е.В., представителя по доверенности от 29.05.2017,
от ответчика (Департамента градостроительства администрации города Красноярска) - Наболь Е.А., представителя по доверенности от 12.10.2016 N 04/4190-дг,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" марта 2017 года по делу N А33-1206/2017, принятое судьей Фроловым Н.Н.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Александрия" ИНН 2460232389, ОГРН 1112468052730 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476 (далее - ответчик, департамент) о признании незаконным отказа от 20.01.2017 N 01/260-дг в выдаче разрешения на строительство и об обязании устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Автотехцентр и инженерное обеспечение" на земельном участке, кадастровый номер 24:50:0400052:2512, по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская, в течение 10 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2017 года заявленное требование удовлетворено, признан недействительным оформленный письмом от 20.01.2017 N 01/260 отказ департамента в выдаче разрешения на строительство. На департамент возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта, подготовить и выдать обществу разрешение на строительство "Автотехцентра и инженерного обеспечения" на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская, сроком на 1 год (заявление ООО "Александрия" от 17.01.2017 вх. N 435-ек).
Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований отказать.
Из апелляционной жалобы следует, что обществу отказано в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как представленные документы не соответствуют градостроительному плану земельного участка, строительство объекта является недопустимым в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Департамент считает, что при разрешении спора подлежит применению градостроительный регламент, установленный Правилами землепользования и застройки городского округа Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 (далее - Правила N В-122), так как градостроительный план земельного участка утвержден распоряжением Администрации города Красноярска от 15.10.2015 N 692-арх после вступления в силу этих Правил.
В соответствии с Правилами N В-122 вид разрешенного использования - обслуживание автотранспорта для земельных участков, расположенных в зоне ИТ является условно-разрешенным видом использования земельного участка. У общества разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка, полученное в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует. Данному обстоятельству судом первой инстанции оценка не дана.
Также ответчик полагает, что неправильным применение судом пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку до введения в действие Правил N В-122 использование обществом земельного участка не осуществлялось и не начато.
По мнению департамента, при возложении на него обязанности выдать заявителю разрешение на строительство судом первой инстанции не исследованы документы, приложенные обществом к заявлению о выдаче разрешения на строительство на соответствие требованиям действующего законодательства.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Администрацией города Красноярска издано распоряжение от 08.06.2011 N 573-ж "О предварительном согласовании ООО "Енисей-Лес" места размещения объекта" - автотехцентра на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 2571 кв. м, в том числе 1536 кв. м охранная зона инженерных сетей, расположенном по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская.
Администрацией города Красноярска издано распоряжение от 08.11.2012 N 1902-арх "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 08.06.2011 N 573 ж" путем дополнения пунктами 4, 5 следующего содержания: "Передать в аренду на срок до одного года ООО "Енисей-Лес" земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2571 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская, для проведения изыскательных работ", "Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города заключить договор аренды земельного участка на срок до одного года".
Также администрацией города Красноярска принято распоряжение от 30.06.2014 N 1372-арх о предоставлении ООО "Енисей-Лес" земельного участка для строительства автотехцентра и инженерного обеспечения из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0400052:5212, площадью 2571 кв. м, в том числе 1536 кв. м охранная зона инженерных сетей, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская.
На основании указанного распоряжения между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска и ООО "Енисей-Лес" заключен договор аренды земельного участка от 05.09.2014 N 1452.
Согласно пункту 1.1 договора земельный участок предоставлен с целевым использованием - под размещение автотехцентра и инженерного обеспечения. Согласно пункту 2.1 договора срок аренды земельного участка установлен с 30.06.2014 по 29.06.2017.
Между ООО "Енисей-Лес" и ООО "Александрия" 20.05.2015 заключен договор уступки прав аренды земельного участка, который согласован с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска (письмо от 20.04.2015 N 14806).
К договору аренды от 05.09.2014 N 1452 заключено дополнительное соглашение от 29.06.2015 N 2761 о замене стороны арендатора на ООО "Александрия".
Распоряжением Администрации города Красноярска от 15.10.2015 N 692-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400052:5212.
В соответствии с утвержденным градостроительным планом земельного участка обществом разработана проектная документация объекта капитального строительства.
Заявитель 17.01.2017 обратился в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
При проведении проверки соответствия проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, а также допустимости строительства данного объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, предусмотренными земельным и иным законодательством, ответчиком установлено, что материалы проектной документации (шифр 177-16) предоставлены на объект "Автотехцентр и инженерное обеспечение", функциональное назначение объекта - ремонт и диагностика автотранспорта; земельный участок расположен в зоне долевого, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) с наложением рекомендуемых зон с особыми условиями использования территорий (санитарные разрывы железной дороги).
Согласно графическим частям раздела 2 "Схема планировочной организации земельного участка" запроектированный объект капитального строительства расположен исключительно в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) с наложением рекомендуемых зон с особыми условиями использования территорий (санитарные разрывы железной дороги).
Письмом N 01/260-дг от 20.01.2017 департамент отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство, поскольку в предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка, установленных для территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ), отсутствует вид запроектированного объекта. Заявителю сообщено, что данный отказ не является препятствием для повторного предъявления документов после устранения причин отказа.
Заявитель оспорил отказ в выдаче разрешения на строительство от 20.01.2017 N 01/260-дг в судебном порядке, указывая, что изменения градостроительного регламента не должно препятствовать использованию земельного участка, сформированного и предоставленного в аренду до вступления в силу данных изменений.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Для признания оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство недействительным в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо установить несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений подпункта 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 58 Устава города Красноярска, Положения о Департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением Администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114, решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, оформленное письмом от 20.01.2017 N 01/260, принято уполномоченным отраслевым органом Администрации города Красноярска.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что у департамента отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, поскольку земельный участок был сформирован до утверждения Правил N В-122.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно части 4 данной статьи разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 указанной статьи застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на его выдачу орган с приложением документов, перечень которых определен этой же статьей.
В силу пункта 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является одним из документов, включенных в этот перечень.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 12.01.2012 N 21-ж утвержден Административный регламент предоставления администрацией города Красноярска муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта (далее - Административный регламент).
Пунктом 10 Административного регламента определено, что муниципальная услуга предоставляется администрацией в лице департамента. Выдача застройщикам разрешений на строительство либо мотивированный отказ в выдаче застройщикам разрешений на строительство в силу пункта 11 Административного регламента является конечным результатом предоставлении муниципальной услуги.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство. К таким основаниям относится отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 данного Кодекса, а также несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Пунктами 4, 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента); информация о разрешенном использовании земельного участка.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400052:5212 к условно-разрешенным видам использования относит обслуживание автотранспорта (код - 4.9). На момент утверждения градостроительного плана земельного участка распоряжением от 15.10.2015 N 692-арх он соответствовал действовавшей редакции Правил N В-122, статьей 32 которых обслуживание автотранспорта код 4.9 было отнесено к условно-разрешенным видам использования земельного участка в территориальной зоне ИТ.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 внесены изменения в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, согласно которому объект строительства по своему описанию соответствует такому виду разрешенного использования земельного участка как "Объекты придорожного сервиса" и соответствует коду - 4.9.1.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 20.12.2016 N 16-197 внесены изменения в статью 32 Правил N В-122, и объекты придорожного сервиса код 4.9.1 отнесены к условно-разрешенным видам использования в территориальной зоне ИТ.
В связи с этим оспариваемый отказ в части вывода о том, что в предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка, установленных для территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (ИТ), отсутствует вид запроектированного объекта, не соответствует статье 32 Правил N В-122, градостроительному плану земельного участка.
Департамент в апелляционной жалобе указывает, что у общества отсутствует разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка, полученное в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.
Между тем, вид разрешенного использования земельного участка был определен Администрацией города Красноярска при принятии распоряжений 08.06.2011 N 573-ж о предварительном согласовании места размещения объекта, от 08.11.2012 N 1902-арх о внесении изменений в распоряжение администрации города от 08.06.2011 N 573 ж, от 30.06.2014 N 1372-арх о предоставлении земельного участка для строительства автотехцентра и инженерного обеспечения, поэтому департамент невправе ссылаться на отсутствие предусмотренного частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения главы местной администрации о разрешении на условно-разрешенный вид использования.
Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, используются без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу положений статей 40 и 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка или землепользователь имеют право на использование принадлежащего ему земельного участка, включая право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Указанное право может быть ограничено в случаях и порядке, установленных действующим законодательством.
Земельный участок сформирован и предоставлен в аренду для строительства автотехцентра до утверждения Правил N В-122, а также до утверждения администрацией города Красноярск 15.10.2015 градостроительного плана земельного участка.
В силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Решение о запрете использования земельного участка органом местного самоуправления не принималось. Доказательства опасности использования такого объекта для жизни, здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, не представлены.
Поэтому вывод департамента о несоответствии представленных документов градостроительному регламенту, недопустимости строительства объекта в соответствии с видом разрешенного использования отклоняется также в связи с тем, что общество вправе продолжать использование земельного участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения на основании пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что использование обществом земельного участка не осуществлялось и не начато, не принимается во внимание, поскольку в соответствии с целями предоставления земельного участка, установленными Администрацией города Красноярска, заявителем осуществлялась разработка проектной документации, реализация которой была возможна только после получения разрешения на строительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал, что у ответчика отсутствовали предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возложил на департамент обязанность в течение 10-ти дней с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта на основании заявления общества от 17.01.2017 вх. N 435-ек подготовить и выдать заявителю разрешение на строительство автотехцентра и инженерного обеспечения на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Светлогорская, сроком на 1 год.
Ответчик считает, что при возложении на него данной обязанности судом первой инстанции не исследованы документы, приложенные обществом к заявлению о выдаче разрешения на строительство на соответствие требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверку документов, представленных для получения разрешения на строительство, проводят органы, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство.
В связи с этим арбитражный суд при рассмотрении спора об отказе в выдаче разрешения на строительство не имеет права подменять органы, наделенные полномочиями по выдаче таких разрешений, поскольку не наделен компетенцией в соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении такого спора арбитражный суд в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность оснований отказа, указанных в оспариваемом акте уполномоченного органа, а также проверяет иные доводы, заявленные лицами, участвующими в деле, о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Однако департаментом при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанции не указаны иные обстоятельства для отказа в выдаче обществу разрешения на строительство, не представлены доказательства в подтверждение таких обстоятельств, а арбитражный суд не должен самостоятельно устанавливать наличие не предусмотренных оспариваемым актом оснований для подтверждения его законности и обоснованности.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2017 года по делу N А33-1206/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)