Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2017 N 02АП-2810/2017 ПО ДЕЛУ N А29-7175/2016

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. по делу N А29-7175/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителя ответчика Горыниной Л.А., действующего на основании доверенности от 12.10.2016 (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.03.201706.03.2017 по делу N А29-7175/2016, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН 1021100524345; ИНН 1101481670)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785; ИНН 7802312751)
с участием в деле третьего лица: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ОГРН 1101101000780; ИНН 1101486727)
о взыскании долга и неустойки,
установил:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - истец, Министерство) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ответчик, Общество, заявитель) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от 01.10.2014 N С0990509/26/14-АЗ в размере 796 206 рублей 18 копеек за период с 26.12.2015 по 27.06.2016 и неустойки в размере 796 рублей 33 копейки.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 08.09.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.03.2017 исковые требования Министерства удовлетворены.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Заявитель полагает необоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств надлежащего возврата лесного участка. Из акта осмотра лесного участка от 30.09.2015 на нарушенных почвенных покровах проведена техническая и биологическая рекультивация, следовательно, обязательства, предусмотренные пунктом 6.4.5 договора Обществом выполнены в полном объеме. По мнению ответчика, иные обязанности арендатора, связанные с выполнением каких-либо действий с вырубленной древесиной на арендуемом участке договором аренды не предусмотрено, следовательно, выявленный факт оставления древесины и порубочных остатков не может являться основанием для отказа от принятия арендованного земельного участка. Общество не согласно с выводами суда о преюдициальном значении обстоятельств, установленных судами по делам о взыскании арендной платы по спорному договору за период с 02.09.2015 по 01.10.2015 за период по 25.12.2015, так как при рассмотрении данных дел не была дана оценка наличия акта осмотра лесного участка от 30.09.2015, а также необоснованному игнорированию истцом неоднократных писем ответчика о принятии лесного участка. При очистке мест рубок допускается сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период. Как следует из акта осмотра лесного участка от 30.09.2015, порубочные остатки складированы и оставлены у стен леса, что соответствует нормам действующего законодательства в сфере пожарной безопасности в лесах. Заготовленная древесина является собственностью Российской Федерации, решение вопроса о вывозе и хранении заготовленной древесины возложено на органы Росимущества. Причины, по которым Управление не выполнило свои обязательства, судом не установлены и не приняты во внимание. Заявитель обращает внимание на то, что в мотивировочной части решения суд ссылается на нормы Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, которые утратили силу в связи с изданием Приказа Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Общество обращает внимание на то, что Лесным кодексом Российской Федерации разграничены виды использования лесов - заготовка древесины и строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Поскольку лесной участок был предоставлен в аренду в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для строительства ВЛ-35 кВ в габаритах 110 кВ и новой ПС 35/10 кВ "Мамыль", заявитель полагает ссылки суда на пункты 63, 64, 66 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, необоснованными. По утверждению Общества, оно выполнило условия договора аренды спорного лесного участка, приняло все возможные меры по его возврату, истец необоснованно уклоняется от приема земельного участка, что приводит к нарушению законных прав Общества и неосновательному обогащению истца в виде арендной платы.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что письмом от 08.12.2015 Министерство на запрос ответчика пояснило основания отказа в принятии участка и предложило их устранить, однако по настоящее время указанные замечания не устранены. Лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов обязаны не просто складировать порубочные остатки в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, а осуществлять регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка от захламления лесосечными отходами, при этом просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Принятие лесного участка в период устойчивого снежного покрова не представлялось возможным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало, что считает решение суда основанным на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, правильном применении норм материального и процессуального права.
В судебном заседании 29.05.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 13 часов 20 минут 30.05.2017.
В отзыве на апелляционную жалобу заявлено ходатайство о замене истца его правопреемником - Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми в связи с проведением реорганизации в форме присоединения к Министерству промышленности, транспорта и энергетики Республики Коми.
Судом ходатайство удовлетворено, о чем вынесено определение.
Истец и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от третьего лица поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом лесов Республики Коми (правопредшественник истца, арендодатель) и Обществом (арендатор) в редакции протокола разногласий (т. 1 л.д. 26-27) заключен договор аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры от 01.10.2014 N С0990509/26/14-АЗ (далее - договор, договор аренды) (т. 1 л.д. 12-27), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного Кодекса Российской Федерации, приказом Комитета лесов Республики Коми от 07.08.2014 N 961-АР передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок земель лесного фонда, общей площадью 82,8579 га, находящийся по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, ГУ РК "Комсомольское лесничество", Знаменское участковое лесничество, кварталы 26, 27, 28, 81, 82, 97, 98, 141, 142, 143, 190 (далее - лесной участок).
Пунктом 1.3 договора определено, что участок предоставлен для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Цель использования - строительство ВЛ-35 кВ в габаритах 110 кВ и новой ПС 35/10 кВ "Мамыль".
Пунктом 3.1 договора определен срок договора - с 01 октября 2014 года по 01 сентября 2015 года.
Согласно пункту 4.1 договора передача лесного участка в пользование арендатора осуществляется арендодателем и оформляется актом приема-передачи, подписываемым обеими сторонами. Акт приема-передачи является неотъемлемой частью договора (приложение 6).
В соответствии с пунктом 7.8 договора за несвоевременное внесение или внесение в неполном объеме арендных платежей арендатор обязан оплатить неустойку в размере 0,5% от суммы просроченного или невнесенного платежа за каждый день просрочки. Началом применения данной санкции считается следующий день после наступления срока оплаты, установленного пунктом 5.2 договора.
Пунктом 10.1 договора установлено, что договор аренды прекращается по истечении его срока действия и исполнения пункта 6.4.5 договора.
После окончания срока действия договора арендатор обязан передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства в соответствии с проектом освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, приводить лесной участок в прежнее состояние в следующих случаях: при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, уничтожении, повреждении или захламлении искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других дорожных и гидромелиоративных сооружений, просек, лесохозяйственных и лесоустроительных знаков, дорог (пункт 6.4.5 договора в редакции протокола разногласий).
В силу пункта 9.1 договора стороны договорились, что споры, возникающие по договору, будут разрешаться путем переговоров и предъявления претензий. Сторона, получившая претензию, обязана направить мотивированный ответ другой стороне в течение 15 дней с даты получения претензии. В случае недостижения согласия возникшие споры подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Республики Коми (пункт 9.2 договора).
Пунктом 10.5 договора определено, что в случае истечения срока действия договора или досрочного его расторжения в снежный период работы по лесоразведению (биологическая лесная рекультивация) проводятся в бесснежный период текущего лесокультурного сезона. Выполнение арендатором работ по лесоразведению (биологическая лесная рекультивация) в соответствии с проектом является основанием для возврата лесного участка арендодателю и прекращения договорных отношений.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи (т. 1 л.д. 24). Доказательств возврата лесного участка из аренды в материалы дела не представлено.
Строительно-монтажные работы по объекту "Строительство ВЛ-35 кВ в габаритах 110 кВ и новой ПС 35/10 кВ "Мамыль" производились обществом с ограниченной ответственностью "Энергосервис Коми" по договору подряда от 01.10.2014 N 017/14-7 (т. 1 л.д. 64-95). Между истцом и ООО "Энергосервис Коми" подписан акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.01.2015 (т. 1 л.д. 99).
Письмом от 17.12.2014 N 52-102-29-7/10292 (т. 1 л.д. 101) Общество направило в адрес Комитета лесов Республики Коми информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины при использовании лесного участка, предоставленного по договору аренды. Письмо получено Комитетом согласно почтовому уведомлению 19.12.2014 (т. 1 л.д. 102).
Письмом от 06.08.2015 N 52-102-29-7/6852 (т. 1 л.д. 185) ответчик просил истца организовать приемку лесных участков, предоставленных для строительства ВЛ-35 кВ в габаритах 110 кВ и новой ПС 35/10 кВ "Мамыль" по договорам аренды от 01.10.2014 N С0990509/26/14-АЗ и от 24.10.2014 N С0990509/27/14-АЗ.
18.08.2015 главным лесничим - руководителем ГУ "Комсомольское лесничество" Бочковым А.А., государственным инспектором по охране леса Зелениным Д.Н. и инженером 2 категории производственно-технического отдела производственного отделения "Центральные электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" Барабановым А.В. составлен акт осмотра участков лесного фонда, предоставленных для строительства ВЛ-35 кВ и ПС 35/10 кВ "Мамыль", в заключении которого указано, что для обеспечения приемки участка лесного фонда, переданного в аренду по договору от 01.10.2014 N С0990509/26/14-АЗ необходимо устранить выявленные замечания - произвести уборку порубочных остатков и заготовленной древесины с трассы (линии) ЛЭП, а также произвести рекультивацию нарушенных земель в соответствии с требованиями проекта освоения лесов (т. 1 л.д. 100).
21.09.2015 комиссией в составе главного лесничего - руководителя ГУ "Комсомольское лесничество" Бочкова А.А., государственного инспектора по охране леса Зеленина Д.Н. и представителя монтажной организации - начальника участка ООО "Механизированная колонна 24" Корчемкина К.В. составлен акт о ликвидации нарушений, в котором указано на ликвидацию следующих нарушений: в квартале N 190 выделе N 41 Знаменского участкового лесничества очищено от порубочных остатков русло ручья "Мельничный"; проведена техническая рекультивация почвенного покрова на двух участках площадью 10x10 метров и 9x11 метров у опоры ВЛ-35 кВ N 117, в квартале N 190 выделе N 53 Знаменского участкового лесничества убраны промышленные отходы (использованные деревянные барабаны от электрического провода); в квартале N 141 выделе N 35 Знаменского участкового лесничества проведена техническая рекультивация почвенного покрова площадью 20x30 метров; в квартале N 82 выделе N 49 Знаменского участкового лесничества убраны промышленные отходы (использованные деревянные барабаны от электрического провода). Остальные нарушения, указанные в акте от 18.08.2015, не устранены (т. 1 л.д. 103).
30.09.2015 комиссией в составе главного лесничего - руководителя ГУ "Комсомольское лесничество" Бочкова А.А., государственного инспектора по охране леса Зеленина Д.Н. и заместителем директора ООО "Энергосервис Коми" составлен акт осмотра участков лесного фонда, предоставленных для строительства ВЛ-35 кВ и ПС 35/10 кВ "Мамыль", согласно которому по состоянию на 30.09.2015 выполнены следующие работы: в квартале N 190 выделе N 41 Знаменского участкового лесничества очищено от порубочных остатков русло ручья "Мельничный"; проведена техническая рекультивация почвенного покрова на двух участках площадью 10x10 метров и 9x11 метров у опоры ВЛ-35 кВ N 117, произведен посев семян многолетних трав; в квартале N 190 выделе N 11 Знаменского участкового лесничества проведена техническая рекультивация почвенного покрова площадью 10x20 метров, произведен посев семян многолетних трав; в квартале N 190 выделе N 53 Знаменского участкового лесничества убраны промышленные отходы (использованные деревянные барабаны от электрического провода); в квартале N 141 выделе N 35 Знаменского участкового лесничества проведена техническая рекультивация почвенного покрова площадью 20x30 метров, произведен посев семян многолетних трав; в квартале N 82 выделе N 49 Знаменского участкового лесничества убраны промышленные отходы (использованные деревянные барабаны от электрического провода). Уборка порубочных остатков и заготовленной древесины с трассы (линии) ЛЭП не произведена. Вырубленная древесина в объеме 954 куб. м оставлена на месте рубки и складирована у стен леса, по всей длине трассы ВЛ-35, на расстоянии от 2-х до 5-ти метров от прилегающих стен леса (т. 1 л.д. 132).
В письме от 08.12.2015 N 613 (т. 1 л.д. 129-130) истец сообщил ответчику о рассмотрении представленного акта приемки-передачи работ по рекультивации нарушенных земель (технический этап рекультивации) и об отказе в его согласовании. Истец указал, что ответчиком не удалены порубочные остатки с мест рубок, вся вырубленная древесина находится в местах рубки, что не соответствует требованиям проекта освоения лесов по проведению технической рекультивации и исключает возможность использования участка земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2015 по делу N А29-10772/2015 (т. 2 л.д. 111-113) с Общества в пользу Министерства взыскана задолженность по арендной плате по договору за период с 02.09.2015 по 01.10.2015 и 3722 рублей 10 копеек неустойки, на Общество возложена обязанность вернуть лесной участок по акту приема-передачи.
Письмом от 11.01.2016 N МР2/5-52/102-29-7/4 (т. 1 л.д. 104) Общество просило принять лесной участок, направило три экземпляра акта приема-передачи. Письмо получено истцом согласно почтовому уведомлению 14.01.2016 (т. 1 л.д. 105).
Письмом от 01.04.2016 N МР2/5-52/102-31-7/2771 (т. 1 л.д. 106) Общество повторно просило Министерство направить подписанные экземпляры акта приемки лесного участка. Письмо получено истцом согласно почтовому уведомлению 04.04.2016 (т. 1 л.д. 107).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.04.2016 по делу N А29-673/2016 (т. 2 л.д. 117-119) с Общества в пользу Министерства взыскана задолженность по арендной плате по договору за период с 02.10.2015 по 25.12.2015 и неустойка за период с 02.10.2015 по 25.10.2015.
В письме от 19.05.2016 N МР2/5-52/102-31-7/4443 (т. 2 л.д. 107) Общество сообщило ГУ "Комсомольское лесничество" о том, что лесной участок возвращен по акту приема-передачи Комитету лесов Республики Коми 11.01.2016, в связи с чем основания для перечисления арендной платы отсутствуют.
Письмом от 23.06.2016 N 07-01-18/7179 в ответе на запрос ГУ "Комсомольское лесничество" от 25.05.2016 N 263 Министерство сообщило, что обращений о сдаче земельного участка, ранее переданного по договору аренды от 01.10.2014 N С0990509/26/14-АЗ, от Общества не поступало.
В письме от 27.05.2016 N МР2/5-52/102-31-7/4693 (т. 1 л.д. 108) Общество сообщило Министерству о направлении писем в период с 22.03.2016 по 20.04.2016 и неполучении ответов на них; просило направить, в том числе, акты приемки лесных участков. Письмо получено истцом согласно сведениям официального сайта Почты России 30.05.2016 (т. 1 л.д. 107).
Также Общество направило в адрес Министерства письмо от 26.07.2016 N МР2/5-52/102-31-7/6316 (т. 1 л.д. 110) содержания, аналогичного содержанию письма от 27.05.2016 N МР2/5-52/102-31-7/4693. Письмо получено истцом согласно почтовому уведомлению 27.07.2016 (т. 1 л.д. 111).
В ответе на данное письмо ответчика Министерство сообщило, что акты приема-передачи лесных участков ранее не поступали (т. 2 л.д. 98).
Истец направил в адрес ответчика претензию от 27.06.2016 N 326 с просьбой в течение 10 дней с даты ее получения перечислить сумму задолженности по арендной плате в размере 796 206 рублей 18 копеек и неустойку в размере 796 рублей 33 копейки.
В связи с неисполнением ответчиком требований, изложенных в претензии, истец обратился в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность арендатора при прекращении договора аренды вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
Как разъясняется в пункте 38 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" от 11.01.2002 N 66, взыскание арендной платы за фактическое использование арендуемого имущества после истечения срока действия договора производится в размере, определенном этим договором. Арендатор, несвоевременно возвративший имущество, обязан внести арендную плату за все время просрочки. Тем самым в силу закона прекращение договора аренды само по себе не влечет прекращения обязательства по внесению арендной платы, оно будет прекращено надлежащим исполнением арендатором обязательства по возврату имущества арендодателю.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
В рассматриваемом случае, исходя из положений пункта 1.3 договора, лесной участок передавался Обществу для строительства ВЛ-35 в габаритах 110 кВ и новой ПС 35/10 кВ "Мамыль".
В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223).
Пунктом 16 Правил N 223 предусмотрено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами.
Нарушенные или загрязненные при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов земли подлежат рекультивации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 17 Правил).
Пунктом 10.1 договора установлено, что договор аренды прекращается по истечении его срока действия и исполнения пункта 6.4.5 договора, в силу которого после окончания срока действия договора арендатор обязан передать лесной участок арендодателю в состоянии и качестве, пригодном для ведения лесного хозяйства в соответствии с проектом освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Как указывает истец и не оспаривает ответчик, проектом освоения лесов предусматривается проведение рекультивации земель, нарушенных при выполнении работ, включающей в себя два этапа - техническую и биологическую рекультивацию. К мероприятиям, отнесенным к технической рекультивации, отнесены очистка территории от металлолома и других отходов.
Ответчик полагает, что обязательства, предусмотренные пунктом 6.4.5 договора, им исполнены, следовательно, договор аренды прекратил свое действие.
Пунктом 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено право собственности Российской Федерации на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса.
Порядок реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 604).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила N 604).
Правилами N 604 предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) по реализации древесины. В соответствии с пунктом 5 Правил N 604 Росимущество как продавец осуществляет подготовку сообщения о подлежащей реализации древесине и его публикацию в периодическом печатном издании, определяемом продавцом, а также размещение указанного сообщения на официальном сайте продавца в сети Интернет; рассматривает заявки юридических и физических лиц; осуществляет регистрацию заявки в журнале приема заявок с указанием даты и времени их поступления; заключает договоры купли-продажи древесины; осуществляет подготовку и публикацию сообщения об итогах реализации древесины.
В соответствии с требованиями пункта 6 Правил N 604 местом нахождения древесины является лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, указанных в пункте 1 Правил N 604. При этом перемещение древесины допускается по согласованию с продавцом. В силу пункта 25 Правил N 604 обязанность по вывозу приобретенной древесины возложена на покупателя.
Согласно пункту 7 Правил N 604 юридические и физические лица, использующие леса для целей, указанных в пункте 1 Правил N 604, направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если лесной участок расположен на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, не передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации - в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства.
Материалами дела подтверждается исполнение ответчиком обязанности, предусмотренной пунктом 7 Правил N 604 (т. 1 л.д. 101).
Таким образом, в силу изложенного обязанность по вывозу вырубленной древесины действительно не может быть возложена на Общество, не являющееся ее покупателем.
Вместе с тем, согласно акту осмотра участков лесного фонда, предоставленных для строительства ВЛ-35 кВ и ПС 35/10 кВ "Мамыль" от 30.09.2015 ответчиком также не произведена уборка порубочных остатков с трассы (линии) ЛЭП.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 604 при использовании юридическими и физическими лицами лесов для целей, указанных в пункте 1 Правил N 604, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации), правилами санитарной безопасности в лесах и правилами пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 43 которых при разработке лесосек и разрубке трасс под линейные объекты запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 34 которых просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; пунктом 35 определено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Таким образом, пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах определено, что порубочные остатки являются горючими материалами, а в силу пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Из изложенного следует, что такой способ очистки мест рубок, как сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, в рассматриваемом случае, вопреки доводам заявителя, не является допустимым, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по приведению лесного участка в состояние, требуемое для его возврата.
Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 предусмотрены иные способы очистки мест рубок, в том числе, вывоз порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу пунктов 6.4.5 и 10.1 имеются основания для взыскания платы за пользование лесным участком и неустойки.
Основания для отмены или изменения вынесенного судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.03.2017 по делу N А29-7175/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.В.ЧЕРНИГИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)