Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.11.2017 ПО ДЕЛУ N 44ГА-114/2017

Требование: О признании незаконным разрешения на строительство, недействительным градостроительного плана земельного участка.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков, смежных с участком, на котором планируется осуществить строительство многоквартирного дома. Истцы считают, что выданные разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка нарушают их права на благоприятные условия проживания, план не соответствует документам градостроительного планирования, утвержденным органом местного самоуправления, а разрешение на строительство не соответствует градостроительному плану в части этажности многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N 44-Га-114/17


Президиум Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Ананьева В.Н.,
членов президиума Петровой Л.В., Горохова С.Ю., Кручининой Н.В., Абрамовой Н.Н., Малахова В.А.,
рассмотрел кассационные жалобы С.О., Д.В., мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 06 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 июня 2017 года по делу по административному исковому заявлению Д.В., Д.А., Д.М., С.О., С.М., С.Д., П.М. к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным разрешения на строительство, признании недействительным градостроительного плана земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда Малахова В.А., Д.В. и его представителя по ордеру И., представителя мэрии города Ярославля по доверенности Л.Н., представителя ООО "ВысотСтройГрупп" по доверенности К., президиум

установил:

На основании заявления Б.С., являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером..., расположенного по адресу:..., Департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля (ДАРТГ мэрии г. Ярославля) 20 июля 2015 года утвержден и выдан градостроительный план указанного земельного участка.
По договору купли-продажи от 16 декабря 2015 года ООО "ВысотСтройГрупп" приобрело указанный земельный участок площадью 3585 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные дома (5-8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.
30 августа 2016 года ООО "ВысотСтройГрупп" обратилось в ДАРТГ мэрии г. Ярославля с заявлением о выдаче разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации, технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий, технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий, технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий.
02 сентября 2016 года ООО "ВысотСтройГрупп" ДАРТГ мэрии г. Ярославля выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями.
Д.В., С.О., П.М. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и земельных отношений (ДАЗО) мэрии г. Ярославля - правопреемнику ДАРТГ мэрии г. Ярославля, просили признать недействительным разрешение на строительство от 02 сентября 2016 года N..., выданное ООО "ВысотСтройГрупп", как противоречащее градостроительному плану земельного участка; признать недействительным градостроительный план земельного участка N... от 20 июля 2015 года, утвержденный приказом директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от 20 июля 2015 года N....
В административном исковом заявлении указано, что административные истцы являются собственниками индивидуальных жилых домов и земельных участков, расположенных на ул...., смежных с земельным участком с кадастровым номером..., на котором планируется осуществить строительство многоквартирного дома. Выданные разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка нарушают их права на благоприятные условия проживания. Градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) не соответствует документам градостроительного планирования, утвержденным органом местного самоуправления. Разрешение на строительство не соответствует ГПЗУ в части этажности многоквартирного дома.
В ходе рассмотрения дела в суд поступило уточненное исковое заявление, в котором соистцами выступили С.О., С.Д., С.М., Д.В., Д.А., Д.М., П.М.; судом с учетом характера спорных правоотношений, ходатайств и мнения сторон к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Л.С., Ш., П.Г., Р., Е., Б.Е., Г.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 06 февраля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 июня 2017 года, в удовлетворении административных исковых требований Д.В., Д.А., Д.М., С.О., С.М., С.Д., П.М. отказано.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения районного суда и апелляционного определения, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывается на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Дело истребовано в Ярославский областной суд, кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 328 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого рода нарушения допущены судебными инстанциями по настоящему делу.
Разрешая спор по существу, судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемые истцами градостроительный план земельного участка от 20 июля 2015 года и разрешение на строительство от 02 сентября 2016 года, выданные ООО "ВысотСтройГрупп", не противоречат градостроительному законодательству, прав и законных интересов истцов не нарушают, в связи с чем оснований для их признания недействительными не имеется. При этом суды исходили из того, что ООО "ВысотСтройГрупп" выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, имеющего 8 надземных этажей и один подземный этаж (итого 9), что не противоречит ПЗЗ и градостроительному регламенту территориальной зоны застройки Ж.2.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтено следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
В силу частей 1, 2 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Согласно частям 1, 2 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По смыслу приведенных положений градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и об имеющихся в отношении его строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен участок.
Пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Правила землепользования и застройки города Ярославля утверждены решением Муниципалитета города Ярославля от 17 сентября 2009 года N 201.
Пунктом 1 части 1 статьи 7 Правил землепользования и застройки города Ярославля предусмотрено, что строительство объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Генеральным планом города Ярославля, установленными Правилами градостроительными регламентами, документацией по планировке территории, на основании результатов инженерных изысканий, с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, обеспечением инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, на застроенных или подлежащих застройке земельных участках.
Таким образом, разрешение на строительство может быть выдано лишь при соблюдении требований градостроительного законодательства, одним из обязательных условий выдачи такого разрешения является соответствие планируемого объекта документации по планировке территории города и охране объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 раздела II Проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2011 N 456-п (раздел IV) зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации относятся к зонам с особыми условиями использования, регулируемыми законодательством об объектах культурного наследия. Проекты, согласованные органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия, до утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) г. Ярославля постановлением Правительства области от 10 декабря 2008 N 660-п "Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и признании утратившими силу отдельных правовых актов Ярославской области", могут реализовываться в соответствии с согласованными параметрами. Перечень указанных проектов установлен настоящим проектом зон охраны.
Проект планировки квартала, ограниченного улицами..., где расположен спорный земельный участок, входит в указанный перечень (согласование Росохранкультуры от 20 июня 2006 N...).
Согласно Проекту зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, утвержденному Постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 года N 660-п, земельный участок с кадастровым N... находился в зоне охраны ЗРЗ.3.2, регламентом которой разрешается строительство объектов высотой не более 17 м до конька крыши.
С учетом вышеуказанного нормативного акта Постановлением мэрии г. Ярославля от 10 августа 2011 года N... утвержден Проект планировки и проект межевания квартала, ограниченного ул.... в Красноперекопском районе г. Ярославля, (далее Проект планировки), в то время как в оспариваемом градостроительном плане земельного участка предельные параметры высоты застройки указаны иные.
Согласно чертежу планировки с обозначением границ зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и иных объектов капитального строительства в составе проекта планировки (приложение 4) на части земельного участка с кадастровым N... предусмотрено размещение детского дошкольного учреждения, при этом ГПЗУ ограничений по месту расположения объекта не содержит, а разрешение на строительство выдано на основании проектной документации, не предусматривающей возможность размещения на данной территории детского сада.
Данные обстоятельства не учтены судами при разрешении спора и оценке проекта планировки и проекта межевания квартала, в котором расположен спорный земельный участок.
В силу ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Мэрия г. Ярославля является лицом, заинтересованным в исполнении постановления мэрии города Ярославля от 10.08.2011 N 2149 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания квартала, ограниченного ул.... в Красноперекопском районе города Ярославля", возможность реализации которого по существу утрачена в результате рассмотрения дела.
Принятое решение затрагивает права и законные интересы мэрии города Ярославля, в связи с чем она подлежала привлечению к участию в административном деле в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ.
Допущенные судебными инстанциями нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, привели к ущемлению права каждого на справедливое судебное разбирательство в условиях состязательности и равноправия сторон.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 329 КАС РФ, президиум

постановил:

Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 06 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 июня 2017 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Ярославля в ином составе судей.
Председательствующий
В.Н.АНАНЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)