Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.10.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-31/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. по делу N 3а-31/2017


Кировский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кощеева А.В.,
с участием прокурора Наймушина А.Л.,
при секретаре К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление АО "Кировские коммунальные системы" к Правительству Кировской области о признании постановления Правительства Кировской области от 27.07.2017 N 392-П недействующим в полном объеме с момента его принятия,
выслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Кировской областной прокуратуры Наймушина А.Л., пояснения представителя административного истца З., представителей административного ответчика К.Е., К.Ю.,
установил:

АО "Кировские коммунальные системы" (далее - АО "ККС", административный истец) обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Кировской области о признании постановления Правительства Кировской области от 27.07.2017 N 392-П недействующим в полном объеме. В обоснование административного иска указало, что постановлением Правительства Кировской области от 03.02.2004 N 1/6 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области" были утверждены Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области (далее - СКНПО), Базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в СКНПО в пределах установленных лимитов, Порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО и Рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению сверхнормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО. Постановлением администрации г. Кирова от 28 июня 2013 г. N 2480-П "Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Город Киров" ОАО "Кировские коммунальные системы" наделено статусом гарантирующих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Город Киров". В соответствии с п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНП с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в СКНП (далее - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Таким образом, постановление от 03.02.2004 N 1/6 в части установления порядка взимания платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод для абонентов, отводящих сточные воды в систему канализации города Кирова (приложение к Порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО), принято в силу прямого указания на это в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу (Правила N 167 и Постановление N 1310), и содержит нормы, принятые в развитие положений этих актов и затрагивающие права и законные интересы АО "ККС" как организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей деятельность по водоотведению в муниципальном образовании "Город Киров". На момент признания утратившим силу постановления N 1/6 не было издано иного нормативного правового акта, устанавливающего порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНП с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в СКНП, отводящих сточные воды в систему канализации города Кирова. По мнению заявителя, отмена действующего на территории Кировской области порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, изданного в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержащего принятые в развитие положений этого акта нормы, без одновременного принятия нового порядка приводит к пробелу в правовом регулировании соответствующих отношений, что в свою очередь нарушает права жителей Кировской области, организаций ВКХ на благоприятную окружающую среду. По мнению административного истца, постановление N 392-П противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы - Правилам N 167 и Постановлению N 1310 и нарушает права и законные интересы АО "ККС" как организации водопроводно-канализационного хозяйства, поскольку с момента издания указанного постановления Общество лишено возможности взимания с абонентов платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, что в свою очередь причиняет убытки организации.
С учетом последующих уточнений административный истец просил признать постановление Правительства Кировской области от 27.07.2017 N 392-П недействующим в полном объеме с момента его принятия.
Правительство Кировской области в отзыве, с учетом уточнений, указало на принятие оспариваемого нормативного правового акта в пределах полномочий, предоставленных Правительству Кировской области. Полагает, что противоречия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не имеется. Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс загрязняющих веществ в канализационные системы населенных пунктов не отнесен к видам негативного воздействия на окружающую среду. Непосредственно сброс "сверхнормативных" по составу сточных вод в канализационную сеть сам по себе исключает непосредственное причинение ущерба (вреда) окружающей среде - водному объекту. Указанное соотносится с положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", также не предусматривающего взимание платы с абонентов за сбор сточных вод и загрязняющих веществ в СКНП с предприятий и организаций, повлекших негативное воздействие (причинение вреда) на окружающую среду. В силу положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 121 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, если сброс сточных вод абонента повлек нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект или причинение вреда водному объекту, абонент обязан в течение 10 рабочих дней со дня письменного требования организации, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, компенсировать ей дополнительные расходы, связанные с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и вред, причиненный водному объекту, определяемой и взимаемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды. Исчисление размера и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду с водопользователей урегулированы соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Действующее законодательство не предусматривает конкретный перечень мер экономического воздействия на абонентов за ущерб, наносимый окружающей среде при превышении нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ. Вместе с тем компенсаторный механизм, предусматривающий соответствующие компенсации абонентами организациям ВХК дополнительных расходов, связанных с увеличением платы за сверхнормативный сброс сточных вод и вред, причиненный водному объекту, на федеральном уровне урегулирован положениями пункта 121 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644. Внесение абонентами платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, взимаемой в соответствии с разделом VII Правил, направлено в том числе на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду путем реализации мероприятий по улучшению работы системы водоотведения, которая включает в себя и очистные сооружения. Учитывая изложенное, по мнению Правительства Кировской области, заявленные АО "ККС" административные исковые требования удовлетворению не подлежат (т. 1, л. д. 55 - 57) (т. 1, л. д. 135 - 138).
Заинтересованное лицо - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в отзыве указало на полномочность Правительства Кировской области для принятия оспариваемого нормативного правового акта. Указало, что непринятие Правительством Кировской области нового правового акта взамен отмененного не свидетельствует о противоречии постановления N 392-П федеральному законодательству и, соответственно, не является основанием для признания его недействующим. Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Действие одновременно на федеральном и региональном уровне нормативных актов, предусматривающих плату за негативное воздействие на систему канализации, приводит к уплате абонентами платы за негативное воздействие на системы канализации в соответствии с двумя правовыми актами, что приводит к нарушению прав и законных интересов абонентов (т. 1, л. д. 139 - 143).
В судебном заседании представитель административного истца - З. на доводах и требованиях, изложенных в административном иске и дополнениях к нему, настаивал. Дополнительно пояснил, что вопрос оспаривания соответствующего порядка взимания платы был предметом апелляционного рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, не установившего оснований для его отмены. Также указал на несение убытков за III квартал 2017 года в ориентировочной сумме 2500000 руб., которые административный истец понесет ввиду принятия оспариваемого нормативного правового акта, фактически отменившего существовавший порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО. Также указал, что действующее федеральное законодательство разграничивает понятия платы за негативное воздействие на окружающую среду (рассчитываемой в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255; постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310) и платы в счет возмещения вреда водному объекту (рассчитываемой в соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации; Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87; пунктом 121 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644). Оба вида платы могут применяться к природопользователям одновременно.
Представители административного ответчика - К.Е., К.Ю. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали по доводам, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Кировской области в пределах предоставленных полномочий и предусмотренного порядка принятия нормативного правового акта. Требуемый к разрешению административным истцом вопрос урегулирован на уровне федерального законодательства, в связи с чем дополнительному разрешению Правительством Кировской области не подлежит.
Суд, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Наймушина А.Л., полагавшего, что административное исковое заявление АО "ККС" подлежит удовлетворению, изучив представленные материалы, приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В пунктах 17, 24, 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Кировской области N 1/6 от 03.02.2004 "О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов области" утвержден соответствующий порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ с СКНПО, предусматривающий сбор платежей за: сброс в пределах допустимых нормативов, сброс в пределах установленных лимитов, сверхлимитные загрязнения, залповые сбросы (т. 1, л. д. 124 - 131).
Основным видом деятельности согласно сведениям из ЕГРЮЛ АО "ККС" является забор, очистка и распределение воды (т. 1, л. д. 28).
АО "ККС" в составе услуг водоотведения оказывает услуги приема загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Постановлением администрации г. Кирова от 28 июня 2013 г. N 2480-П "Об определении гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Город Киров" ОАО "ККС" наделено статусом гарантирующих организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования "Город Киров".
Постановлением Правительства Кировской области от 27.07.2017 N 392-П указанное выше постановление Правительства Кировской области N 1/6 от 03.02.2004 признано утратившим силу (т. 1, л. д. 15).
АО "ККС" указывая, что отмена установленного постановлением Правительства Кировской области N 1/6 от 03.02.2004 порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО в отсутствие принятия нового нормативного правового акта, определяющего соответствующий порядок, приводит к правовому вакууму, лишающему АО "ККС" возможности взимания с абонентов платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, обратилось в Кировский областной суд с настоящим иском.
В силу подпункта 67.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом "и" статьи 8 Закона Кировской области от 26.07.2001 N 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" Правительство области в пределах своих полномочий осуществляет иные полномочия, возложенные на него законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, законами области, указами и распоряжениями Губернатора области.
Согласно пункту 1 статьи 16 названного выше Закона Правительство области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава области, законов области, указов и распоряжений Губернатора области по всем вопросам, отнесенным к ведению Правительства области, принимает акты в форме постановлений и распоряжений, обеспечивает их исполнение.
Постановление Правительства Кировской области от 27.07.2017 N 392-П принято в установленном законом порядке, в пределах предоставленных полномочий, опубликовано на официальном сайте Правительства Кировской области 31.07.2017 (т. 1, л. д. 16).
Таким образом, полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного акта, порядок его принятия и опубликования судом проверены, соответствуют действующим нормам, что административным истцом не оспаривается.
На федеральном уровне вопросы регулирования водоотведения регламентируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.
Главой 5 названного Федерального закона установлены положения по обеспечению охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения, предусматривающие, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения; для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации (ВКХ), устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Кроме того, предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду (статьи 26, 27, 28 названного ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 61 указанного постановления нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Также пунктом 70 постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, установлено, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Минстрой России, осуществляющий в соответствии с постановлением Правительства РФ N 1038 от 18.11.2013 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разъяснил в письме N 28621-ДБ/01 от 11.08.2017 (т. 2, л. д. 3 - 7), что орган исполнительной власти субъекта РФ обязан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" обеспечить наличие на территории соответствующего субъекта РФ порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ.
При таких обстоятельствах обязанность органов власти субъектов РФ по определению соответствующего порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, в императивном порядке закреплена федеральным законодательством и в данном случае была реализована исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в постановлении Правительства Кировской области N 1/6 от 03.02.2004 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО".
Кроме того, вопрос применения порядка взимания платы, определенного исполнительным органом субъекта РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", был предметом оценки Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в апелляционном определении от 30.03.2016 по делу N 44-АПГ16-6 (т. 2, л. д. 78 - 81).
Таким образом, отмена Правительством Кировской области своего постановления N 1/6 от 03.02.2004 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО" с принятием оспариваемого постановления от 27.07.2017 N 392-П без принятия нормативного правового акта, регулирующего данный вопрос, действительно привела к правовому вакууму в сфере взаиморасчетов между ВКХ и абонентами, превышающими нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, фактически лишив организации ВКХ возможности взимать соответствующую плату, что свидетельствует о допущенном нарушении прав последних.
Доводы административного ответчика о том, что порядок компенсирования организации, осуществляющей водоотведение или очистку сточных вод, абонентом, допустившим сброс сточных вод, повлекший нарушение работы очистных сооружений и сверхнормативные сбросы сточных вод в водный объект или причинение вреда водному объекту, предусмотрен положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 121 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, в связи с чем отсутствует дополнительная необходимость установления Правительством субъекта РФ в качестве меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, соответствующего порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ, не в полной мере соответствуют существу рассматриваемых правоотношений, не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, для организации, осуществляющей водоотведение, предусмотрена обязанность осуществлять очистку сточных вод, однако данная обязанность направлена на обеспечение требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а не в целях охраны окружающей среды и водных объектов. Утверждение этих Правил не отменяет действия пункта 70 Правил пользовании системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", в силу положений которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не лишены возможности вводить меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Доводы административного ответчика о том, что спор о взыскании с абонентов, превышающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, соответствующей платы может быть разрешен в судебном порядке, не могут быть признаны обоснованными, свидетельствуют об отсылке к замещающему механизму получения платы при наличии предусмотренной для ВКХ на законодательном уровне прямой возможности осуществлять взимание платы с абонентов на основании утверждаемого исполнительным органом государственной власти субъекта РФ порядка.
Доводы административного ответчика относительно имеющихся противоречий постановления Правительства Кировской области N 1/6 от 03.02.2004 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО" нормам Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предметом рассмотрения в рамках настоящего административного иска не являются, в связи с чем судом не принимаются во внимание.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта. Однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, в подтверждение доводов о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом экономических прав административного истца, последним представлен расчет суммы платы по объекту негативного воздействия, в соответствии с которым АО "ККС" за III квартал 2017 года в местный бюджет перечислит денежные средства в сумме 3033678,85 руб. (т. 2, л. д. 97). Согласно справке АО "ККС" от 29.09.2017 начисленная по результатам мониторинга абонентов плата за сброс загрязняющих веществ в горколлектор за III квартал 2017 года по состоянию на день принятия оспариваемого нормативного правового акта, с учетом действия постановления Правительства Кировской области N 1/6 от 03.02.2004 в течение одного месяца в III квартале, составила 686886,69 руб. (т. 2, л. д. 98). Учитывая изложенное, предполагаемые убытки АО "ККС" составляют сумму, превышающую 2300000 руб. Прогнозируемая плата за IV квартал 2017 года в отсутствие возможности получения платы от абонентов за сброс загрязняющих веществ в горколлектор составит ориентировочно 3709816,39 руб. (т. 2, л. д. 95).
Представленные расчеты административного истца составлены с учетом отсутствия соответствующих нормативов сбросов, которые до настоящего времени не утверждены, о чем имеется спор в арбитражном суде, в связи с чем вероятность корректировки представленных расчетов в зависимости от размера утвержденного НДС принимается судом во внимание.
Математическая правильность произведенного административным истцом расчета убытков административным ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем учитываемая вероятность корректировки расчетов предполагаемых убытков тем не менее не способна нивелировать убытки, возникающие у административного истца в связи с отсутствием порядка, определяющего взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО с абонентов, превышающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.
Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и экономические интересы административного истца, в связи с чем АО "ККС" правомерно обратилось в суд с настоящим административным иском.
Учитывая изложенное, оспариваемым постановлением Правительства Кировской области признан утратившим силу изданный ранее нормативный правовой акт в силу прямого указания закона, имеющего большую юридическую силу, затрагивающего права и свободы административного истца. Вместе с тем новые нормы, в данном случае по определению порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в СКНПО с абонентов, превышающих нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, не установлены, что привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, предоставленных им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При указанных обстоятельствах административные исковые требования АО "ККС" подлежат удовлетворению.
Постановление Правительства Кировской области от 27.07.2017 N 392-П следует признать недействующим в полном объеме со дня его принятия.
В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного сообщение о принятом судебном акте подлежит опубликованию в официальном печатном издании Правительства Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку административные исковые требования удовлетворены, в силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Кировской области в пользу АО "ККС" подлежат возмещению судебные расходы в сумме 4500 руб. по уплате госпошлины за рассмотрение административного иска.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:

административное исковое заявление АО "Кировские коммунальные системы" удовлетворить.
Признать постановление Правительства Кировской области от 27.07.2017 N 392-П недействующим в полном объеме со дня его принятия.
Взыскать с Правительства Кировской области в пользу АО "Кировские коммунальные системы" 4500 рублей в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины за рассмотрение административного иска.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Кировской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда
А.В.КОЩЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)