Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Павловича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2017 года по делу N А07-2303/2017 (судья Валеев К.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Мастер-А" - Бережной В.И. (доверенность от 20.03.2017), Багаутдинов Ш.А. (доверенность от 20.03.2017), Мизин М.А. (доверенность от 20.03.2017),
администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан - Панькова Л.В. (доверенность от 29.12.2016 N 5216),
администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан - Исякаева С.Р. (доверенность от 09.01.2017 N 1),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Медведева Л.Д. (доверенность от 16.01.2017 N 25).
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер-А" (далее - заявитель-1, ООО "Мастер-А", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 (далее - решение от 22.12.2016 N А-109/16-16) вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган).
Определением от 16.02.2017 заявление общества с ограниченной ответственностью "Мастер-А" принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан, с присвоением делу номера А07-2303/2017.
Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - заявитель-2, администрация МР Мелеузовский район РБ) также обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 (далее - решение от 22.12.2016 N А-109/16-16) вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган).
Определением от 21.02.2017 заявление администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан, с присвоением делу номера А07-3329/2017.
Также в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась администрация городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - заявитель-3, администрация ГП г. Мелеуз) с заявлением о признании недействительным решения от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 (далее - решение от 22.12.2016 N А-109/16-16) вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган).
Определением от 28.02.2017 заявление администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан, с присвоением делу номера А07-3846/2017.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2017 дела N А07-2303/2017, А07-3329/2017 и N А07-3846/2017 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А07-2303/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и г. Мелеуз (далее - КУС МЗиО РБ) и Кузнецов Сергей Павлович (далее - Кузнецов С.П.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.06.2017 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
С решением арбитражного суда первой инстанции не согласились Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и Кузнецов Сергей Павлович - подав апелляционные жалобы на указанный судебный акт. В апелляционных жалобах их податели просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателей апелляционных жалоб, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Так, податели апелляционных жалоб указывают на то, что вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что проведение торгов на земельные участки было невозможно, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 02:68:010805:1 располагались строения, принадлежащие обществу, является ошибочным, так как сторонам изначально было известно о намерении сноса нефункционирующих зданий мельничного комплекса и строительства на спорных земельных участках многоквартирных домов. Также является ошибочным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что согласно проекту планировки земельные участки не предназначены для выделения под жилищное строительство, поскольку постановлением администрации МР Мелеузовский район РБ от 08.07.2015 N 1325 утвержден проект планировки и проект межевания территории для строительства двух многоквартирных трехэтажных домов в границах земельных участков NN 44, 46 по ул. К. Маркса в г. Мелеузе. Также указывается на то, что арбитражным судом первой инстанции не дана оценка доводам инженера-землеустроителя, геодезиста Абдрашитовой Г.Х. о том, что земельные участки, находящиеся в границах красных линий не могут быть предоставлены в собственность.
В представленных возражениях и отзыве на апелляционную жалобу администрация МР Мелеузовский район РБ, администрация ГП г. Мелеуз, а также ООО "Мастер-А" просят оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
КУС МЗиО РБ отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, представив ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителей; также в поступившем от КУС МЗиО РБ ходатайстве содержится указание на то, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
В соответствии со с статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание иных участников процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, принявших участие в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Павловича от 01.06.2016, содержащие сообщение о наличии в действиях администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и ООО "Мастер-А" признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в предоставлении ООО "Мастер-А" земельных участков без проведения процедуры торгов, что послужило для УФАС России по Республике Башкортостан основанием для возбуждения дела N А-109/16-16 в отношении администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и ООО "Мастер-А" по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Определением от 21.09.2016 в качестве ответчика также была привлечена администрация городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан.
Решением УФАС России по Республике Башкортостан от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрация городского поселения муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью "Мастер-А" были признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при этом антимонопольным органом решено не выдавать предписание в связи с невозможностью приведения в первоначальное положение.
При этом антимонопольным органом были установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 18.05.2015 ООО "Мастер-А" было разрешено произвести разработку проекта планировки и проекта межевания территории для строительства многоквартирных трехэтажных жилых домов, ограниченной границами земельных участков 44 и 46 по ул. К. Маркса, в г. Мелеуз.
02.06.2015 N 1092 были назначены публичные слушания по проекту планировки проекту межевания территории для строительства многоквартирных трехэтажных жилых домов, ограниченной границами земельных участков N 44 и N 46 по ул. К. Маркса в г. Мелеуз.
Постановлением председателя Совета муниципального района Мелеузовский район от 24.07.2015 назначены публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз, связанные с изменением территориальной зоны для указанных земельных участков с зоны "Ж-1" (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на зону "Ж-2" (зона многоквартирной малоэтажной застройки секционными и блокированными жилыми домами).
На основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации от 08.07.2015 N 1325, 11.04.2016 из земельных участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 были сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 02:68:010805:104 из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 46, площадью 6065,0 кв. м, разрешенное использование: "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная;
- - с кадастровым номером 02:68:010805:105 из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 44, площадью 6904,0 кв. м, разрешенное использование: "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная.
Постановлением администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 22.04.2016 N 235 данные земельные участки предоставлены ООО "Мастер-А" путем заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.
Антимонопольный орган при этом пришел к выводу о нарушении в данном случае положений ч. 1 ст. 11.7, ч. 1 ст. 39.3, ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), мотивировав это следующим.
Согласно части 1 статьи 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Исключение из этого правила допускается при предоставлении земельных участков в случаях, установленных пунктом 2 данной статьи.
Согласно ч. 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В рассматриваемом случае земельные участки, образованные из участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68: 010805:4 переданы в собственность ООО "Мастер-А", при этом разрешенное использование новых земельных участков изменено: "для строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома".
По мнению антимонопольного органа, в данном случае отсутствовали условия, предусмотренные ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации для перераспределения земельных участков.
В силу условий части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В решении от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 антимонопольным органом при этом отражено, что при рассмотрении дела представителем КУС МЗиО РБ были даны пояснения на предмет того, что объединение земельных участков общества с земельным участком находящимся в муниципальной собственности путем перераспределения земельных участков было произведено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ для исключения чересполосицы.
Антимонопольный орган в целях определения понятия чересполосицы использовал данные, полученные с сайта "Толковый словарь русского языка" http://www.vedu.ru/expdic/38679, согласно которым чересполосица представляет расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемешку с чужими участками.
По факту изучения схемы расположения земельных участков, антимонопольный орган установил, что территория муниципального земельного участка, приращенная к земельным участкам общества, граничила с данными участками; признаков расположения земельных участков вперемешку не обнаружено.
Антимонопольным органом также установлено, что территория земельного участка, находящегося в государственной собственности, государственная собственность на который не разграничена, отошедшая ООО "Мастер-А" в результате перераспределения земельных участков на основании соглашения о перераспределении участков от 25.04.2016 в территорию, предусмотренную проектом планировки и проектом межевания территории для строительства двух многоквартирных трехэтажных жилых домов в г. Мелеуз, утвержденных постановлением администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 08.07.2015 N 1325 не входило, что по мнению заинтересованного лица свидетельствует о том, что администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан изначально планировали строительство жилых домов на предоставленных ООО "Мастер-А" земельных участках и в дальнейшем обществу с ограниченной ответственностью "Мастер-А" были созданы преимущественные условия допуска к возможности осуществления жилищного строительства без необходимости участия в торгах.
Предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона может привести к экономии финансовых средств конкретного застройщика, что ставит застройщика в преимущественное, более выгодное положение по сравнению с иными лицами, приобретающими права на земельные участки для целей жилищного строительства на торгах в порядке, предусмотренном Земельным законодательством.
УФАС России по Республике Башкортостан, по результатам изучения схемы расположения земельных участков, с учетом пояснений кадастрового инженера, сделан вывод о том, что земельные участки, принадлежащие ООО "Мастер-А" (кадастровые номера 02:68:010805:1, 02:68:010805:4) и территория муниципального земельного участка, отошедшая в собственность общества после процедуры перераспределения имели общую границу, однако признаков вклинивания, вкрапливания и изломанности границ данных земельных участков, которые необходимо было исключить, не обнаружено.
В то же время, заинтересованным лицом не было учтено следующее.
По договору купли-продажи от 17.03.2014 N 2 ООО "Мастер-А" приобрело в собственность здания и сооружения мельничного комплекса, расположенного по адресу: г. Мелеуз, ул. К. Маркса, д. 46. Земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости, кадастровый номер 02:68:010805:1 площадью 9258 кв. м был предоставлен ООО "Мастер-А" в аренду на основании договора от 08.04.2014.
Постановлением администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 24.02.2016 N 85 земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:1 площадью 9258 кв. м был предоставлен ООО "Мастер-А" в собственность за плату на основании норм ЗК РФ, предусматривающих преимущественное право выкупа земельного участка собственником зданий, строений, сооружений, находящихся на таком земельном участке.
По договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 09.03.2016 между ИП Вибе А.В. и ООО "Мастер-А" последнее приобрело право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:4 площадью 1266 кв. м, расположенном по адресу г. Мелеуз, ул. К. Маркса, д. 44.
Право собственности на земельные участки зарегистрировано за ООО "Мастер-А" 14.03.2016 и 17.03.2016 соответственно.
Постановлением администрации МР Мелеузовский район РБ от 08.07.2015 N 1325 утвержден проект планировки и проект межевания территории для строительства двух многоквартирных трехэтажных жилых домов в г. Мелеуз, ограниченных границами земельных участков NN 44, 46 по ул. К. Маркса.
Постановлением администрации МР Мелеузовский район РБ от 17.07.2015 N 1383 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 переведены зону Ж-2 (зона многоквартирной малоэтажной застройки секционными и блокированными жилыми домами) для размещения многоквартирных трехэтажных жилых домов.
Из материалов дела следует, что утверждение проекта планировки, проекта межевания, внесение изменений в правила землепользования произведены в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе, с соблюдением процедуры публичных слушаний, произведено на законных основаниях, что в свою очередь подтверждено решением УФАС России по Республике Башкортостан от 28.01.2016 по делу N А-294/15-15.
На основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением Администрации от 08.07.2015 N 1325, из земельных участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 11.04.2016 были сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 02:68:010805:104 из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 46, площадью 6065,0 кв. м, разрешенное использование "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная;
- - с кадастровым номером 02:68:010805:105 из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 44, площадью 6904,0 кв. м, разрешенное использование "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная.
Согласно межевому плану к участку с кадастровым номером 02:68:010805:1 примыкал земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:45, блокирующий выход с данного земельного участка на территорию общего пользования.
Как следует из кадастровой выписки на данный земельный участок, он был поставлен на кадастровый учет 23.03.2005 с площадью 35+/-2 кв. м с разрешенным использованием "для размещения торгового павильона", и относился к муниципальной собственности.
Опрошенный судом первой инстанции в качестве специалиста инженер МУП "Архитектурно-планировочное бюро" Уразбахтина Л.Р. указала на то, что наличие такого участка является основанием для перераспределения существующих земельных участков с целью устранения вклинивания, изломанности границ и чересполосицы.
Опрошенная в качестве специалиста по ходатайству третьего лица ИП Кузнецова С.П., инженер-землеустроитель, геодезист Абдрашитова Г.Х. не исключила необходимости перераспределения земельных участков в связи с наличием вышеуказанных обстоятельств.
Учитывая данное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателей апелляционных жалоб о том, что арбитражным судом первой инстанции не дана правовая оценка пояснениям инженера-землеустроителя, геодезиста Абдрашитовой Г.Х.
Оснований для переоценки соответствующего вывода арбитражного суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Правомерным также является вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что в данном случае проведение торгов на спорные земельные участки было невозможно по той причине, что на земельном участке с кадастровым номером 02:68:010805:1 располагались строения, принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью "Мастер-А", которое имело преимущественное право выкупа данного земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:4 изначально находился в частной собственности, а перераспределенные земельные участки, примыкающие к ул. К. Маркса, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности не могли быть выставлены на торги под осуществление жилищного строительства, поскольку согласно проекту планировки они не предназначены для выделения под жилищное строительство.
Тот факт, что строения, находящиеся на земельном участке ООО "Мастер-А" предполагались под снос, в этой связи не имеет значения.
При таких основаниях арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2017 года по делу N А07-2303/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Павловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2017 N 18АП-9634/2017, 18АП-9723/2017 ПО ДЕЛУ N А07-2303/2017
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2017 г. N 18АП-9634/2017, 18АП-9723/2017
Дело N А07-2303/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Павловича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2017 года по делу N А07-2303/2017 (судья Валеев К.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Мастер-А" - Бережной В.И. (доверенность от 20.03.2017), Багаутдинов Ш.А. (доверенность от 20.03.2017), Мизин М.А. (доверенность от 20.03.2017),
администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан - Панькова Л.В. (доверенность от 29.12.2016 N 5216),
администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан - Исякаева С.Р. (доверенность от 09.01.2017 N 1),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Медведева Л.Д. (доверенность от 16.01.2017 N 25).
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер-А" (далее - заявитель-1, ООО "Мастер-А", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 (далее - решение от 22.12.2016 N А-109/16-16) вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган).
Определением от 16.02.2017 заявление общества с ограниченной ответственностью "Мастер-А" принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан, с присвоением делу номера А07-2303/2017.
Администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - заявитель-2, администрация МР Мелеузовский район РБ) также обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 (далее - решение от 22.12.2016 N А-109/16-16) вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган).
Определением от 21.02.2017 заявление администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан, с присвоением делу номера А07-3329/2017.
Также в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась администрация городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан (далее - заявитель-3, администрация ГП г. Мелеуз) с заявлением о признании недействительным решения от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 (далее - решение от 22.12.2016 N А-109/16-16) вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган).
Определением от 28.02.2017 заявление администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан принято к производству Арбитражного суда Республики Башкортостан, с присвоением делу номера А07-3846/2017.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.03.2017 дела N А07-2303/2017, А07-3329/2017 и N А07-3846/2017 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А07-2303/2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан по Мелеузовскому району и г. Мелеуз (далее - КУС МЗиО РБ) и Кузнецов Сергей Павлович (далее - Кузнецов С.П.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.06.2017 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
С решением арбитражного суда первой инстанции не согласились Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и Кузнецов Сергей Павлович - подав апелляционные жалобы на указанный судебный акт. В апелляционных жалобах их податели просят решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателей апелляционных жалоб, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Так, податели апелляционных жалоб указывают на то, что вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что проведение торгов на земельные участки было невозможно, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 02:68:010805:1 располагались строения, принадлежащие обществу, является ошибочным, так как сторонам изначально было известно о намерении сноса нефункционирующих зданий мельничного комплекса и строительства на спорных земельных участках многоквартирных домов. Также является ошибочным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что согласно проекту планировки земельные участки не предназначены для выделения под жилищное строительство, поскольку постановлением администрации МР Мелеузовский район РБ от 08.07.2015 N 1325 утвержден проект планировки и проект межевания территории для строительства двух многоквартирных трехэтажных домов в границах земельных участков NN 44, 46 по ул. К. Маркса в г. Мелеузе. Также указывается на то, что арбитражным судом первой инстанции не дана оценка доводам инженера-землеустроителя, геодезиста Абдрашитовой Г.Х. о том, что земельные участки, находящиеся в границах красных линий не могут быть предоставлены в собственность.
В представленных возражениях и отзыве на апелляционную жалобу администрация МР Мелеузовский район РБ, администрация ГП г. Мелеуз, а также ООО "Мастер-А" просят оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
КУС МЗиО РБ отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, представив ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителей; также в поступившем от КУС МЗиО РБ ходатайстве содержится указание на то, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
В соответствии со с статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание иных участников процесса.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, принявших участие в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из материалов дела в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Павловича от 01.06.2016, содержащие сообщение о наличии в действиях администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и ООО "Мастер-А" признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в предоставлении ООО "Мастер-А" земельных участков без проведения процедуры торгов, что послужило для УФАС России по Республике Башкортостан основанием для возбуждения дела N А-109/16-16 в отношении администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и ООО "Мастер-А" по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции. Определением от 21.09.2016 в качестве ответчика также была привлечена администрация городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан.
Решением УФАС России по Республике Башкортостан от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, администрация городского поселения муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью "Мастер-А" были признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при этом антимонопольным органом решено не выдавать предписание в связи с невозможностью приведения в первоначальное положение.
При этом антимонопольным органом были установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 18.05.2015 ООО "Мастер-А" было разрешено произвести разработку проекта планировки и проекта межевания территории для строительства многоквартирных трехэтажных жилых домов, ограниченной границами земельных участков 44 и 46 по ул. К. Маркса, в г. Мелеуз.
02.06.2015 N 1092 были назначены публичные слушания по проекту планировки проекту межевания территории для строительства многоквартирных трехэтажных жилых домов, ограниченной границами земельных участков N 44 и N 46 по ул. К. Маркса в г. Мелеуз.
Постановлением председателя Совета муниципального района Мелеузовский район от 24.07.2015 назначены публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз, связанные с изменением территориальной зоны для указанных земельных участков с зоны "Ж-1" (зона застройки индивидуальными жилыми домами) на зону "Ж-2" (зона многоквартирной малоэтажной застройки секционными и блокированными жилыми домами).
На основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации от 08.07.2015 N 1325, 11.04.2016 из земельных участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 были сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 02:68:010805:104 из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 46, площадью 6065,0 кв. м, разрешенное использование: "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная;
- - с кадастровым номером 02:68:010805:105 из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 44, площадью 6904,0 кв. м, разрешенное использование: "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная.
Постановлением администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 22.04.2016 N 235 данные земельные участки предоставлены ООО "Мастер-А" путем заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.
Антимонопольный орган при этом пришел к выводу о нарушении в данном случае положений ч. 1 ст. 11.7, ч. 1 ст. 39.3, ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), мотивировав это следующим.
Согласно части 1 статьи 39.3. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Исключение из этого правила допускается при предоставлении земельных участков в случаях, установленных пунктом 2 данной статьи.
Согласно ч. 1 статьи 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
В рассматриваемом случае земельные участки, образованные из участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68: 010805:4 переданы в собственность ООО "Мастер-А", при этом разрешенное использование новых земельных участков изменено: "для строительство малоэтажного многоквартирного жилого дома".
По мнению антимонопольного органа, в данном случае отсутствовали условия, предусмотренные ч. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации для перераспределения земельных участков.
В силу условий части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В решении от 22.12.2016 по делу N А-109/16-16 антимонопольным органом при этом отражено, что при рассмотрении дела представителем КУС МЗиО РБ были даны пояснения на предмет того, что объединение земельных участков общества с земельным участком находящимся в муниципальной собственности путем перераспределения земельных участков было произведено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ для исключения чересполосицы.
Антимонопольный орган в целях определения понятия чересполосицы использовал данные, полученные с сайта "Толковый словарь русского языка" http://www.vedu.ru/expdic/38679, согласно которым чересполосица представляет расположение земельных участков одного хозяйства полосами вперемешку с чужими участками.
По факту изучения схемы расположения земельных участков, антимонопольный орган установил, что территория муниципального земельного участка, приращенная к земельным участкам общества, граничила с данными участками; признаков расположения земельных участков вперемешку не обнаружено.
Антимонопольным органом также установлено, что территория земельного участка, находящегося в государственной собственности, государственная собственность на который не разграничена, отошедшая ООО "Мастер-А" в результате перераспределения земельных участков на основании соглашения о перераспределении участков от 25.04.2016 в территорию, предусмотренную проектом планировки и проектом межевания территории для строительства двух многоквартирных трехэтажных жилых домов в г. Мелеуз, утвержденных постановлением администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 08.07.2015 N 1325 не входило, что по мнению заинтересованного лица свидетельствует о том, что администрация муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан изначально планировали строительство жилых домов на предоставленных ООО "Мастер-А" земельных участках и в дальнейшем обществу с ограниченной ответственностью "Мастер-А" были созданы преимущественные условия допуска к возможности осуществления жилищного строительства без необходимости участия в торгах.
Предоставление земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона может привести к экономии финансовых средств конкретного застройщика, что ставит застройщика в преимущественное, более выгодное положение по сравнению с иными лицами, приобретающими права на земельные участки для целей жилищного строительства на торгах в порядке, предусмотренном Земельным законодательством.
УФАС России по Республике Башкортостан, по результатам изучения схемы расположения земельных участков, с учетом пояснений кадастрового инженера, сделан вывод о том, что земельные участки, принадлежащие ООО "Мастер-А" (кадастровые номера 02:68:010805:1, 02:68:010805:4) и территория муниципального земельного участка, отошедшая в собственность общества после процедуры перераспределения имели общую границу, однако признаков вклинивания, вкрапливания и изломанности границ данных земельных участков, которые необходимо было исключить, не обнаружено.
В то же время, заинтересованным лицом не было учтено следующее.
По договору купли-продажи от 17.03.2014 N 2 ООО "Мастер-А" приобрело в собственность здания и сооружения мельничного комплекса, расположенного по адресу: г. Мелеуз, ул. К. Маркса, д. 46. Земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимости, кадастровый номер 02:68:010805:1 площадью 9258 кв. м был предоставлен ООО "Мастер-А" в аренду на основании договора от 08.04.2014.
Постановлением администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от 24.02.2016 N 85 земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:1 площадью 9258 кв. м был предоставлен ООО "Мастер-А" в собственность за плату на основании норм ЗК РФ, предусматривающих преимущественное право выкупа земельного участка собственником зданий, строений, сооружений, находящихся на таком земельном участке.
По договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 09.03.2016 между ИП Вибе А.В. и ООО "Мастер-А" последнее приобрело право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:4 площадью 1266 кв. м, расположенном по адресу г. Мелеуз, ул. К. Маркса, д. 44.
Право собственности на земельные участки зарегистрировано за ООО "Мастер-А" 14.03.2016 и 17.03.2016 соответственно.
Постановлением администрации МР Мелеузовский район РБ от 08.07.2015 N 1325 утвержден проект планировки и проект межевания территории для строительства двух многоквартирных трехэтажных жилых домов в г. Мелеуз, ограниченных границами земельных участков NN 44, 46 по ул. К. Маркса.
Постановлением администрации МР Мелеузовский район РБ от 17.07.2015 N 1383 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 переведены зону Ж-2 (зона многоквартирной малоэтажной застройки секционными и блокированными жилыми домами) для размещения многоквартирных трехэтажных жилых домов.
Из материалов дела следует, что утверждение проекта планировки, проекта межевания, внесение изменений в правила землепользования произведены в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе, с соблюдением процедуры публичных слушаний, произведено на законных основаниях, что в свою очередь подтверждено решением УФАС России по Республике Башкортостан от 28.01.2016 по делу N А-294/15-15.
На основании проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением Администрации от 08.07.2015 N 1325, из земельных участков с кадастровыми номерами 02:68:010805:1 и 02:68:010805:4 11.04.2016 были сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 02:68:010805:104 из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 46, площадью 6065,0 кв. м, разрешенное использование "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная;
- - с кадастровым номером 02:68:010805:105 из категории земель - земли населенных пунктов, местоположение: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. К. Маркса, строение 44, площадью 6904,0 кв. м, разрешенное использование "для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома", форма собственности - частная.
Согласно межевому плану к участку с кадастровым номером 02:68:010805:1 примыкал земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:45, блокирующий выход с данного земельного участка на территорию общего пользования.
Как следует из кадастровой выписки на данный земельный участок, он был поставлен на кадастровый учет 23.03.2005 с площадью 35+/-2 кв. м с разрешенным использованием "для размещения торгового павильона", и относился к муниципальной собственности.
Опрошенный судом первой инстанции в качестве специалиста инженер МУП "Архитектурно-планировочное бюро" Уразбахтина Л.Р. указала на то, что наличие такого участка является основанием для перераспределения существующих земельных участков с целью устранения вклинивания, изломанности границ и чересполосицы.
Опрошенная в качестве специалиста по ходатайству третьего лица ИП Кузнецова С.П., инженер-землеустроитель, геодезист Абдрашитова Г.Х. не исключила необходимости перераспределения земельных участков в связи с наличием вышеуказанных обстоятельств.
Учитывая данное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателей апелляционных жалоб о том, что арбитражным судом первой инстанции не дана правовая оценка пояснениям инженера-землеустроителя, геодезиста Абдрашитовой Г.Х.
Оснований для переоценки соответствующего вывода арбитражного суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Правомерным также является вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что в данном случае проведение торгов на спорные земельные участки было невозможно по той причине, что на земельном участке с кадастровым номером 02:68:010805:1 располагались строения, принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью "Мастер-А", которое имело преимущественное право выкупа данного земельного участка, земельный участок с кадастровым номером 02:68:010805:4 изначально находился в частной собственности, а перераспределенные земельные участки, примыкающие к ул. К. Маркса, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности не могли быть выставлены на торги под осуществление жилищного строительства, поскольку согласно проекту планировки они не предназначены для выделения под жилищное строительство.
Тот факт, что строения, находящиеся на земельном участке ООО "Мастер-А" предполагались под снос, в этой связи не имеет значения.
При таких основаниях арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23 июня 2017 года по делу N А07-2303/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан и индивидуального предпринимателя Кузнецова Сергея Павловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
В.Ю.КОСТИН
Н.Г.ПЛАКСИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)