Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6030/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.04.2017 по делу N А46-247/2017 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" (ОГРН 1027402555740, ИНН 7423009247) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании недействительным отказа в предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова д. 33,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Степанов Е.С. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/10564 от 22.07.2016 сроком действия 1 год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" - Золина И.Ю. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 30-24/33 от 12.07.2016 сроком действия 1 год),
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" (далее по тексту - Общество, ООО "ТД "Обувь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова д. 33; обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова, д. 33, и предоставлении данного земельного участка в собственность ООО "ТД "Обувь" путем выкупа.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ООО "ТД "Обувь" уточнило заявленные требования, указав заинтересованным лицом по делу Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (Департамент).
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ООО "ТД "Обувь" требования в полном объеме, признав недействительным отказ в предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова д. 33, и обязав Департамент принять решение о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова, д. 33, и предоставлении данного земельного участка в собственность ООО "ТД "Обувь" путем выкупа.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что ООО "ТД "Обувь" является собственником нежилого помещения 1П с кадастровым номером 55:36:040103:7033, расположенного в здании с кадастровым номером 55:36:040103:5671, находящимся на спорном земельном участки. В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации все собственники помещений, находящихся в здании с кадастровым номером 55:36:040103:5671, имеют право приобрести земельный участок, сформированный под этим зданием, в общую долевую собственность пропорционально площади принадлежащих им помещений.
Кроме того, как указывает податель апелляционной жалобы, в настоящем деле рассматривается вопрос предварительного согласования предоставления земельного участка. После разрешения данного вопроса идет процедура формирования заявителем земельного участка, постановка его на кадастровый учет, обращения ООО "ТД Обувь" в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи земельного участка. Таким образом, суд первой инстанции, обязав Департамент принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, нарушил порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренный статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ООО "ТД "Обувь" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ТД "Обувь" с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Магазин - нежилые помещения 1П (назначение: нежилое; площадь общая: 204,3 кв. м; номера на поэтажном плане: 1-14, этаж 1, литер: Б), с кадастровым номером 55:36:040103:7033, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, д. 33, на основании договора купли-продажи от 22.05.2009 принадлежит на праве собственности ООО "ТД "Обувь" (свидетельство о государственной регистрации права (повторное) от 09.07.2012 серии 55-АА N 604477).
30.09.2016 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке статей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В своем ответе (письмо от 26.10.2016 N исх-дио/16081) Департамент предложил откорректировать границы образуемого земельного участка в характерных точках 1 и 2 до земельного участка с кадастровым номером 55:36:040103:137 и совместно с собственниками помещений обратиться в уполномоченный орган, указав, что все собственники помещений, составляющих целое здание, имеют право приобрести земельный участок, сформированный под этим зданием, в общую долевую собственность пропорционально площади принадлежащих им помещений.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
03.04.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим изменению по следующим основаниям.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В обеспечение реализации указанного принципа пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено исключительное право граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Факт принадлежности здания магазина (нежилые помещения 1П (назначение: нежилое; площадь общая: 204,3 кв. м; номера на поэтажном плане: 1-14, этаж 1, литер: Б)), расположенного по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, д. 33, Обществу подтверждается материалами дела (л.д. 10) и заинтересованным лицом не оспаривается.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представители ООО "ТД "Обувь" и Департамента подтвердили, что оспариваемый Обществом отказ, выраженный в письме от 26.10.2016 N Исх-ДИО/16081, был дан Департаментом на заявление ООО "ТД "Обувь" о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданное в порядке статьи 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
С учетом содержания процитированной статьи Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно констатировал, что Общество, как собственник указанного выше объекта недвижимости, находящегося на планируемом для получения земельном участке, вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с образованием нового земельного участка.
Пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Как указывает податель апелляционной жалобы в обоснование законности своего отказа, в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку с таковым должны обратиться все собственники помещений, находящихся в здании с кадастровым номером 55:36:040103:5671.
Аналогичные, по сути, доводы заявлялись Департаментом в суде первой инстанции и были обоснованно отклонены судом со ссылкой на то, что магазин (нежилые помещения 1П (назначение: нежилое; площадь общая: 204,3 кв. м; номера на поэтажном плане: 1-14, этаж 1, литер: Б)), расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, д. 33, кадастровый номер 55:36:040103:7033, является самостоятельным объектом недвижимости и принадлежит единственному собственнику - ООО "ТД "Обувь".
Указанные обстоятельства усматриваются из анализа имеющихся в деле доказательств, а именно: свидетельства о государственной регистрации права 55-АА 604477 от 09.07.2012, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.03.2017, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 02.03.2017, а также кадастрового паспорта здания от 28.03.2016, кадастрового паспорта помещения от 28.10.2008.
Кроме того, как указывает ООО "ТД "Обувь" в отзыве на апелляционной жалобу, второй собственник нежилых помещений, находящихся на первом этаже одноэтажного здания по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, д. 33 (ООО "Дары"), уже является собственником части земельного участка, на котором это здание расположено, что исключает необходимость в подаче совместного заявления.
Изложенные обстоятельства подателем апелляционной жалобы по существу не оспариваются, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа Департамента в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка Обществу, обязав заинтересованное лицо принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Вместе с тем не может быть признан правомерным вывод суда первой инстанции относительно необходимости восстановления нарушенных прав Общества путем обязания Департамента принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность ООО "ТД "Обувь" путем выкупа, как указало Общество в своем заявлении.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ предусматривают обязательное указание в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, не только на недействительность (незаконность) соответствующих актов (решений, действий (бездействия)), но и способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, судебная защита имеет своей целью восстановление нарушенных прав, что как раз выражается в необходимости указания последнего.
Как уже отмечалось выше, заявитель настаивает на незаконности отказа Департамента в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка Обществу, в связи с чем просит обязать Департамент принять такое решение, предоставив данный участок в собственность Обществу путем выкупа.
Вместе с тем избранный заявителем способ восстановления нарушенных, по его мнению, прав и законных интересов не может указываться произвольно и в обязательном порядке должен соответствовать требованиям закона.
Применительно к настоящему спору указанное означает, что для принятия арбитражным судом решения об обязании Департамента принять решение о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка в собственность путем выкупа, должно быть установлено наличие всех предусмотренных законом оснований для принятия такого решения. В силу статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации указанное включает в себя, в том числе процедуру формирования заявителем земельного участка, постановку его на кадастровый учет, обращение ООО "ТД "Обувь" в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка.
Наличие указанных оснований из материалов дела не усматривается и в рамках настоящего спора установлено быть не может в принципе, поскольку заявитель обратился в Департамент только с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с которого начинается вся описанная выше процедура, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для обязания Департамента принять решение о предоставлении спорного земельного участка Обществу в собственность путем выкупа в собственность.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению соответственно изложенному на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за рассмотрение заявления ООО "ТД "Обувь" в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Департамент.
Поскольку в рассматриваемой ситуации при подаче заявления Обществу надлежало уплатить государственную пошлину в размере 3 000 руб., а ООО "ТД "Обувь" уплатило 6 000 руб., 3 000 руб. государственной пошлины подлежит возврату Обществу как излишне уплаченной.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Департамента, которой освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.04.2017 по делу N А46-247/2017 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" требования удовлетворить.
Признать недействительным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова д. 33, выраженный в письме N Исх. ДИО/16081 от 26.10.2016.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" путем принятия решения о предварительном согласовании представления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова, д. 33, обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Обувь".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу обществом с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Обувь" 3000 рублей государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Обувь" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.12.2016 N 7557.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2017 N 08АП-6030/2017 ПО ДЕЛУ N А46-247/2017
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 г. N 08АП-6030/2017
Дело N А46-247/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6030/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.04.2017 по делу N А46-247/2017 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" (ОГРН 1027402555740, ИНН 7423009247) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании недействительным отказа в предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова д. 33,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Степанов Е.С. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/10564 от 22.07.2016 сроком действия 1 год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" - Золина И.Ю. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 30-24/33 от 12.07.2016 сроком действия 1 год),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" (далее по тексту - Общество, ООО "ТД "Обувь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова д. 33; обязании Департамента имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова, д. 33, и предоставлении данного земельного участка в собственность ООО "ТД "Обувь" путем выкупа.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ООО "ТД "Обувь" уточнило заявленные требования, указав заинтересованным лицом по делу Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (Департамент).
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ООО "ТД "Обувь" требования в полном объеме, признав недействительным отказ в предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова д. 33, и обязав Департамент принять решение о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова, д. 33, и предоставлении данного земельного участка в собственность ООО "ТД "Обувь" путем выкупа.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что ООО "ТД "Обувь" является собственником нежилого помещения 1П с кадастровым номером 55:36:040103:7033, расположенного в здании с кадастровым номером 55:36:040103:5671, находящимся на спорном земельном участки. В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации все собственники помещений, находящихся в здании с кадастровым номером 55:36:040103:5671, имеют право приобрести земельный участок, сформированный под этим зданием, в общую долевую собственность пропорционально площади принадлежащих им помещений.
Кроме того, как указывает податель апелляционной жалобы, в настоящем деле рассматривается вопрос предварительного согласования предоставления земельного участка. После разрешения данного вопроса идет процедура формирования заявителем земельного участка, постановка его на кадастровый учет, обращения ООО "ТД Обувь" в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и заключения договора купли-продажи земельного участка. Таким образом, суд первой инстанции, обязав Департамент принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, нарушил порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренный статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ООО "ТД "Обувь" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ТД "Обувь" с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Магазин - нежилые помещения 1П (назначение: нежилое; площадь общая: 204,3 кв. м; номера на поэтажном плане: 1-14, этаж 1, литер: Б), с кадастровым номером 55:36:040103:7033, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, д. 33, на основании договора купли-продажи от 22.05.2009 принадлежит на праве собственности ООО "ТД "Обувь" (свидетельство о государственной регистрации права (повторное) от 09.07.2012 серии 55-АА N 604477).
30.09.2016 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке статей 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В своем ответе (письмо от 26.10.2016 N исх-дио/16081) Департамент предложил откорректировать границы образуемого земельного участка в характерных точках 1 и 2 до земельного участка с кадастровым номером 55:36:040103:137 и совместно с собственниками помещений обратиться в уполномоченный орган, указав, что все собственники помещений, составляющих целое здание, имеют право приобрести земельный участок, сформированный под этим зданием, в общую долевую собственность пропорционально площади принадлежащих им помещений.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
03.04.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим изменению по следующим основаниям.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В обеспечение реализации указанного принципа пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено исключительное право граждан и юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Факт принадлежности здания магазина (нежилые помещения 1П (назначение: нежилое; площадь общая: 204,3 кв. м; номера на поэтажном плане: 1-14, этаж 1, литер: Б)), расположенного по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, д. 33, Обществу подтверждается материалами дела (л.д. 10) и заинтересованным лицом не оспаривается.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представители ООО "ТД "Обувь" и Департамента подтвердили, что оспариваемый Обществом отказ, выраженный в письме от 26.10.2016 N Исх-ДИО/16081, был дан Департаментом на заявление ООО "ТД "Обувь" о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданное в порядке статьи 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
С учетом содержания процитированной статьи Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции обоснованно констатировал, что Общество, как собственник указанного выше объекта недвижимости, находящегося на планируемом для получения земельном участке, вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с образованием нового земельного участка.
Пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Как указывает податель апелляционной жалобы в обоснование законности своего отказа, в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку с таковым должны обратиться все собственники помещений, находящихся в здании с кадастровым номером 55:36:040103:5671.
Аналогичные, по сути, доводы заявлялись Департаментом в суде первой инстанции и были обоснованно отклонены судом со ссылкой на то, что магазин (нежилые помещения 1П (назначение: нежилое; площадь общая: 204,3 кв. м; номера на поэтажном плане: 1-14, этаж 1, литер: Б)), расположенный по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, д. 33, кадастровый номер 55:36:040103:7033, является самостоятельным объектом недвижимости и принадлежит единственному собственнику - ООО "ТД "Обувь".
Указанные обстоятельства усматриваются из анализа имеющихся в деле доказательств, а именно: свидетельства о государственной регистрации права 55-АА 604477 от 09.07.2012, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.03.2017, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 02.03.2017, а также кадастрового паспорта здания от 28.03.2016, кадастрового паспорта помещения от 28.10.2008.
Кроме того, как указывает ООО "ТД "Обувь" в отзыве на апелляционной жалобу, второй собственник нежилых помещений, находящихся на первом этаже одноэтажного здания по адресу: г. Омск, ул. Гусарова, д. 33 (ООО "Дары"), уже является собственником части земельного участка, на котором это здание расположено, что исключает необходимость в подаче совместного заявления.
Изложенные обстоятельства подателем апелляционной жалобы по существу не оспариваются, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа Департамента в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка Обществу, обязав заинтересованное лицо принять решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
Вместе с тем не может быть признан правомерным вывод суда первой инстанции относительно необходимости восстановления нарушенных прав Общества путем обязания Департамента принять решение о предоставлении данного земельного участка в собственность ООО "ТД "Обувь" путем выкупа, как указало Общество в своем заявлении.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ предусматривают обязательное указание в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, не только на недействительность (незаконность) соответствующих актов (решений, действий (бездействия)), но и способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, судебная защита имеет своей целью восстановление нарушенных прав, что как раз выражается в необходимости указания последнего.
Как уже отмечалось выше, заявитель настаивает на незаконности отказа Департамента в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка Обществу, в связи с чем просит обязать Департамент принять такое решение, предоставив данный участок в собственность Обществу путем выкупа.
Вместе с тем избранный заявителем способ восстановления нарушенных, по его мнению, прав и законных интересов не может указываться произвольно и в обязательном порядке должен соответствовать требованиям закона.
Применительно к настоящему спору указанное означает, что для принятия арбитражным судом решения об обязании Департамента принять решение о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка в собственность путем выкупа, должно быть установлено наличие всех предусмотренных законом оснований для принятия такого решения. В силу статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации указанное включает в себя, в том числе процедуру формирования заявителем земельного участка, постановку его на кадастровый учет, обращение ООО "ТД "Обувь" в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка.
Наличие указанных оснований из материалов дела не усматривается и в рамках настоящего спора установлено быть не может в принципе, поскольку заявитель обратился в Департамент только с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с которого начинается вся описанная выше процедура, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для обязания Департамента принять решение о предоставлении спорного земельного участка Обществу в собственность путем выкупа в собственность.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению соответственно изложенному на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за рассмотрение заявления ООО "ТД "Обувь" в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Департамент.
Поскольку в рассматриваемой ситуации при подаче заявления Обществу надлежало уплатить государственную пошлину в размере 3 000 руб., а ООО "ТД "Обувь" уплатило 6 000 руб., 3 000 руб. государственной пошлины подлежит возврату Обществу как излишне уплаченной.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы Департамента, которой освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.04.2017 по делу N А46-247/2017 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" требования удовлетворить.
Признать недействительным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова д. 33, выраженный в письме N Исх. ДИО/16081 от 26.10.2016.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Обувь" путем принятия решения о предварительном согласовании представления земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, Центральный АО, ул. Гусарова, д. 33, обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Обувь".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу обществом с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Обувь" 3000 рублей государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Обувь" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.12.2016 N 7557.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)