Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что им была разработана землеустроительная документация по отводу земельного участка, он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако постановлением администрации ему было отказано в связи с окончанием срока действия решения органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Корпачева Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Воробьевой С.А.,
судей Юсуповой Л.А.-В., Агина В.В.,
с участием представителя административного истца Б.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, о понуждении совершить определенные действия, заинтересованные лица: департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым
на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года, которым:
- иск ФИО1 удовлетворен полностью;
- признано незаконным и отменено постановление администрации города Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "О рассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав";
- обязана администрация г. Ялты Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м в собственность по адресу: <адрес> кадастровый номер N
- обязана администрация г. Ялты Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1 об исполнении решения по административному делу;
- взыскано с администрации г. Ялты Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по уплате на государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи Агина В.В., выслушав представителя административного Б., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с указанным выше административным иском, в котором просил:
- признать незаконным и отменить постановление администрации города Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав;
- обязать администрацию г. Ялты рассмотреть заявление истца о предоставлении в порядке завершения оформления в собственность земельного участка по адресу: <адрес>;
- взыскать с администрации г. Ялты Республики Крым в пользу К. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N К. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка N в собственность ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> Решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема генплана застройки указанного земельного участка по адресу: <адрес> Решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N отменено решение Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении сроков на сбор материалов предварительных согласований и проектов отводов земельных участков, получаемых физическими и юридическими лицами по Форосскому поселковому совету". Истцом была разработана землеустроительная документация по отводу земельного участка, и он ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Ялты с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, к которому приложил все необходимые документы. Вместе с тем постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с окончанием срока действия решения Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N. К. считает, что данное постановление является незаконным и нарушает его права. По этим основаниям истец обратился в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции, заинтересованное лицо департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты подал в Верховный Суд Республики Крым апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и неправильной оценкой установленных обстоятельств.
В своих возражениях представитель административного истца Б. просил жалобу оставить без удовлетворения, а решение городского суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом требований ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся и надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившегося представителя административного истца, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представление земельных участков осуществляется с соблюдением территориального зонирования и градостроительных регламентов, а также с учетом категорий земель (ст. 1, п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полномочия по представлению земельных участков, возложения на органы, которые указаны в ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, являются властными полномочиями и соответствующие решения подлежат обжалованию в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На органы власти возложена обязанность доказать законность принятого решения, т.е. наличие соответствующих полномочий, законных оснований для принятия обжалуемого решения и соблюдение установленного порядка (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ решением Форосского поселкового совета за N утверждена схема генплана застройки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Данному земельному участку установлена категория земель "земли жилой и общественной застройки". Решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка N ориентировочной площадью <данные изъяты> га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> П. 3.1 данного решения на К. возложена обязанность представить проект отвода земельного участка в поселковый совет до истечения одного года со дня принятия решения, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом п. 4 решения предусмотрено, что в случае невыполнения требований п. 3.1 решения в указанный срок, принятое решение будет отменено.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - ФКЗ N 6-ФКЗ).
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 23 ФКЗ N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В пп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе ч. 1 ст. 12.1 ФКЗ N 6-ФКЗ, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ст. 13 Закона N 38-ЗРК закреплено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (ч. 1).
Таким образом, соблюдение ответчиками процедуры принятия оспариваемого истцом решения и его законность подлежит проверке судом на их соответствие нормам Закона N 38-ЗРК, а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативно-правовых актов.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5 ст. 13 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок N 313).
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 года N 78, к полномочиям администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Решением Ялтинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым.
П. 4 данных Правил определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация г. Ялты Республики Крым в лице Департамента.
П. 7 Правил определено, что Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям п. п. 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований п. п. 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения, о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ К. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования индивидуальное жилое строение.
Во исполнение решения Форосского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ N К. разработана землеустроительная документация по отводу земельного участка: получено заключение Управления главного архитектора г. Ялта о возможности целевого использования земельного участка, разработан кадастровый план земельного участка, технический отчет по перенесению в натуру границ земельного участка.
На момент принятия вышеуказанных решений порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-и К. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> по основанию окончания срока действия решения Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N.
Вместе с тем п. "б" ст. 12 Земельного Кодекса Украины (далее - ЗК Украины) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Ст. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие месторасположения объекта требованиями законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" от 16 сентября 2008 N 509-VI были внесены изменения в ЗК Украины, в том числе в ст. 151 ч. 11 которой было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продолжен единоразово на такой же срок. В случае если на протяжении установленного срока проект отвода земельного участка не подано на утверждение соответствующего органа, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.
Законом Украины от 5 ноября 2009 года N 1702-17 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю" ст. 151 ЗК Украины была вновь изложена в новой редакции, в соответствии с которой органы местного самоуправления и органы исполнительной власти при решении вопросов о даче разрешения на разработку проектов землеустройства не были наделены полномочиями по установлению сроков действия таких решений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии Форосским поселковым советом ДД.ММ.ГГГГ решения о предоставлении истцу разрешения на составление проекта землеустройства, у него отсутствовали полномочия по установлению срока его действия. Какие-либо нормативно-правовые акты, позволяющие устанавливать сроки действия решений о даче разрешений на составление проектов землеустройства, отсутствовали.
Также из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N отменено решение Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N, которым были установлены сроки на сбор материалов предварительных согласований и проектов отводов земельных участков, получаемых физическими и юридическими лицами по Форосскому поселковому совету".
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Ст. 24 Закона Украины "О местном самоуправлении", действовавшего на момент принятия Форосского поселкового советом решения, также было установлено, что органы местного самоуправления и их должностные лица действуют лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, и руководствуются в своей деятельности Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а в Автономной Республике Крым - также нормативно-правовыми актами Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым, принятыми в пределах их компетенции.
Судом первой инстанции установлено, что п. 3.1 решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года, в котором указано на необходимость предоставить проект отвода земельного участка до истечения одного года со дня принятия решения, устанавливающий срок действия решения на составление проекта отвода земельного участка, на момент его принятия не соответствовал требованиям ЗК Украины, в связи с чем не подлежит применению для целей исчисления срока действия указанного решения.
Кроме того, из представленной истцом землеустроительной документации следует, что истец выполнил в установленный срок обязанность, возложенную на него решением Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года, следовательно, данное решение повлекло те правовые последствия, в целях наступления которых оно было принято.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение было реализовано истцом в установленные законом сроки.
Кроме того, судом установлено, что п. 3.1 решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года на момент его принятия не соответствовал требованиям ЗК Украины, в связи с чем не подлежит применению для целей исчисления срока действия указанного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление администрации г. Ялта Республики Крым об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом N 38-ЗРК и Порядком N 313 противоречит действующему законодательству, нарушает права истца, вследствие чего исковые требования о признании незаконным и отмене постановления администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу положений данной нормы и в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца суд пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Ялта Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление истца с учетом установленных судом обстоятельств в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия, принимая во внимание изложенное, основания, по которым истец просит удовлетворить его требования, считает основанными на законе выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции основанным на тех нормах закона, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, либо нуждающиеся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит. Судебной коллегией в ходе апелляционного производства по делу таких обстоятельств не установлено.
Иных доводов, которые являются основаниями для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке, апеллянтом не приведено.
С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 15.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-5799/2017
Требование: О признании незаконным постановления о рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, обязании повторно рассмотреть заявление, взыскании расходов на уплату на государственной пошлины.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что им была разработана землеустроительная документация по отводу земельного участка, он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако постановлением администрации ему было отказано в связи с окончанием срока действия решения органа местного самоуправления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2017 г. по делу N 33а-5799/2017
Судья: Корпачева Л.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Воробьевой С.А.,
судей Юсуповой Л.А.-В., Агина В.В.,
с участием представителя административного истца Б.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, о понуждении совершить определенные действия, заинтересованные лица: департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым, департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ялты Республики Крым,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым
на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года, которым:
- иск ФИО1 удовлетворен полностью;
- признано незаконным и отменено постановление администрации города Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п "О рассмотрении заявления ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав";
- обязана администрация г. Ялты Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м в собственность по адресу: <адрес> кадастровый номер N
- обязана администрация г. Ялты Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1 об исполнении решения по административному делу;
- взыскано с администрации г. Ялты Республики Крым в пользу ФИО1 расходы по уплате на государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи Агина В.В., выслушав представителя административного Б., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с указанным выше административным иском, в котором просил:
- признать незаконным и отменить постановление администрации города Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав;
- обязать администрацию г. Ялты рассмотреть заявление истца о предоставлении в порядке завершения оформления в собственность земельного участка по адресу: <адрес>;
- взыскать с администрации г. Ялты Республики Крым в пользу К. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N К. было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка N в собственность ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> Решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема генплана застройки указанного земельного участка по адресу: <адрес> Решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N отменено решение Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении сроков на сбор материалов предварительных согласований и проектов отводов земельных участков, получаемых физическими и юридическими лицами по Форосскому поселковому совету". Истцом была разработана землеустроительная документация по отводу земельного участка, и он ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Ялты с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, к которому приложил все необходимые документы. Вместе с тем постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с окончанием срока действия решения Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N. К. считает, что данное постановление является незаконным и нарушает его права. По этим основаниям истец обратился в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции, заинтересованное лицо департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты подал в Верховный Суд Республики Крым апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и неправильной оценкой установленных обстоятельств.
В своих возражениях представитель административного истца Б. просил жалобу оставить без удовлетворения, а решение городского суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом требований ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся и надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившегося представителя административного истца, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представление земельных участков осуществляется с соблюдением территориального зонирования и градостроительных регламентов, а также с учетом категорий земель (ст. 1, п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полномочия по представлению земельных участков, возложения на органы, которые указаны в ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, являются властными полномочиями и соответствующие решения подлежат обжалованию в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На органы власти возложена обязанность доказать законность принятого решения, т.е. наличие соответствующих полномочий, законных оснований для принятия обжалуемого решения и соблюдение установленного порядка (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ решением Форосского поселкового совета за N утверждена схема генплана застройки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Данному земельному участку установлена категория земель "земли жилой и общественной застройки". Решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка N ориентировочной площадью <данные изъяты> га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> П. 3.1 данного решения на К. возложена обязанность представить проект отвода земельного участка в поселковый совет до истечения одного года со дня принятия решения, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ. При этом п. 4 решения предусмотрено, что в случае невыполнения требований п. 3.1 решения в указанный срок, принятое решение будет отменено.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - ФКЗ N 6-ФКЗ).
В соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 23 ФКЗ N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В пп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе ч. 1 ст. 12.1 ФКЗ N 6-ФКЗ, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ст. 13 Закона N 38-ЗРК закреплено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (ч. 1).
Таким образом, соблюдение ответчиками процедуры принятия оспариваемого истцом решения и его законность подлежит проверке судом на их соответствие нормам Закона N 38-ЗРК, а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативно-правовых актов.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5 ст. 13 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее Порядок N 313).
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 года N 78, к полномочиям администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Решением Ялтинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым.
П. 4 данных Правил определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация г. Ялты Республики Крым в лице Департамента.
П. 7 Правил определено, что Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям п. п. 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований п. п. 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения, о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ К. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования индивидуальное жилое строение.
Во исполнение решения Форосского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ N К. разработана землеустроительная документация по отводу земельного участка: получено заключение Управления главного архитектора г. Ялта о возможности целевого использования земельного участка, разработан кадастровый план земельного участка, технический отчет по перенесению в натуру границ земельного участка.
На момент принятия вышеуказанных решений порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-и К. отказано в удовлетворении заявления о предоставлении в порядке завершения оформления прав в собственность земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> по основанию окончания срока действия решения Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N.
Вместе с тем п. "б" ст. 12 Земельного Кодекса Украины (далее - ЗК Украины) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Ст. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие месторасположения объекта требованиями законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству" от 16 сентября 2008 N 509-VI были внесены изменения в ЗК Украины, в том числе в ст. 151 ч. 11 которой было установлено, что срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по его отводу составляет один год и может быть продолжен единоразово на такой же срок. В случае если на протяжении установленного срока проект отвода земельного участка не подано на утверждение соответствующего органа, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по его отводу считаются аннулированными.
Законом Украины от 5 ноября 2009 года N 1702-17 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по упрощению порядка приобретения прав на землю" ст. 151 ЗК Украины была вновь изложена в новой редакции, в соответствии с которой органы местного самоуправления и органы исполнительной власти при решении вопросов о даче разрешения на разработку проектов землеустройства не были наделены полномочиями по установлению сроков действия таких решений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии Форосским поселковым советом ДД.ММ.ГГГГ решения о предоставлении истцу разрешения на составление проекта землеустройства, у него отсутствовали полномочия по установлению срока его действия. Какие-либо нормативно-правовые акты, позволяющие устанавливать сроки действия решений о даче разрешений на составление проектов землеустройства, отсутствовали.
Также из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции решением Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N отменено решение Форосского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N, которым были установлены сроки на сбор материалов предварительных согласований и проектов отводов земельных участков, получаемых физическими и юридическими лицами по Форосскому поселковому совету".
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Ст. 24 Закона Украины "О местном самоуправлении", действовавшего на момент принятия Форосского поселкового советом решения, также было установлено, что органы местного самоуправления и их должностные лица действуют лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, и руководствуются в своей деятельности Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а в Автономной Республике Крым - также нормативно-правовыми актами Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым, принятыми в пределах их компетенции.
Судом первой инстанции установлено, что п. 3.1 решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года, в котором указано на необходимость предоставить проект отвода земельного участка до истечения одного года со дня принятия решения, устанавливающий срок действия решения на составление проекта отвода земельного участка, на момент его принятия не соответствовал требованиям ЗК Украины, в связи с чем не подлежит применению для целей исчисления срока действия указанного решения.
Кроме того, из представленной истцом землеустроительной документации следует, что истец выполнил в установленный срок обязанность, возложенную на него решением Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года, следовательно, данное решение повлекло те правовые последствия, в целях наступления которых оно было принято.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение было реализовано истцом в установленные законом сроки.
Кроме того, судом установлено, что п. 3.1 решения Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года на момент его принятия не соответствовал требованиям ЗК Украины, в связи с чем не подлежит применению для целей исчисления срока действия указанного решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что постановление администрации г. Ялта Республики Крым об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом N 38-ЗРК и Порядком N 313 противоречит действующему законодательству, нарушает права истца, вследствие чего исковые требования о признании незаконным и отмене постановления администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-п подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу положений данной нормы и в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца суд пришел к выводу о необходимости возложения на администрацию г. Ялта Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление истца с учетом установленных судом обстоятельств в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия, принимая во внимание изложенное, основания, по которым истец просит удовлетворить его требования, считает основанными на законе выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции основанным на тех нормах закона, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, либо нуждающиеся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит. Судебной коллегией в ходе апелляционного производства по делу таких обстоятельств не установлено.
Иных доводов, которые являются основаниями для отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке, апеллянтом не приведено.
С учетом установленных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ВОРОБЬЕВА
Судья
Л.А.-В.ЮСУПОВА
В.В.АГИН
С.А.ВОРОБЬЕВА
Судья
Л.А.-В.ЮСУПОВА
В.В.АГИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)