Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым решением было приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Прасолова В.Б.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В., Королевой Е.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. об оспаривании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю на решение Первомайского районного суда города Владивостока от 24 апреля 2017 года, которым признано незаконным и отменено решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю о приостановлении кадастрового учета земельных участков N от 15 сентября 2016 года, на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю возложена обязанность передать заявление Ш. на рассмотрение в Управление Росреестра по Приморскому краю. С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Ш. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей, расходы по уплаты госпошлины 300 рублей, всего 15300 рублей.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения представителя Ш. С. судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с названным иском, указав, что является собственником нежилого здания площадью 596,4 кв. м по адресу: <...>. Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 10 июня 2016 года Ш. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 200 кв. м для дальнейшей эксплуатации нежилого здания, утверждена схема расположения земельного участка, установлены ограничения, а также указано обеспечить проведение работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой и осуществить государственный кадастровый учет согласованного земельного участка. Решением N от 15 сентября 2016 года филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю приостановил осуществление кадастрового учета со ссылкой на несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования установленному решением Думы города Владивостока "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" N 462 от 7 апреля 2010 года.
Вместе с тем, Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, которыми установлены территориальные зоны и градостроительный регламент, утверждены только в 2010 году, в то время как объект недвижимости, под который формируется земельный участок, сдан в эксплуатацию как нежилое здание - магазин еще в 1992 году, приобретен административным истцом в 1995 году и с тех пор используется по назначению.
Ш. просила признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю N о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, возложить на административного ответчика обязанность осуществить кадастровый учет объекта недвижимости и выдать кадастровый паспорт объекта; взыскать с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю в пользу Ш. судебные издержки в размере 100000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон и заинтересованных лиц Управления Росреестра по Приморскому краю, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю, в поданной его представителем апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву, его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что Ш. на основании договора от 25 июля 1995 года, является собственником нежилого здания площадью 596,4 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Приморскому краю 7 августа 2015 года.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 10 июня 2016 года предварительно согласовано предоставление Ш. земельного участка площадью 200 кв. м, местоположение участка: <...>, из земель населенных пунктов в границах зоны объектов здравоохранения (ОД-4), для дальнейшей эксплуатации нежилого здания.
Данным распоряжением Ш. утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, на всем земельном участке площадью 200 кв. м установлено ограничение по использованию в связи с нахождением участка в водоохранной зоне, заявителю указано на необходимость обеспечения проведения работ по образованию земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
13 сентября 2016 года административный истец обратилась в отдел кадастрового учета N 2 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением от 15 сентября 2016 года осуществление кадастрового учета приостановлено, поскольку по данным ГКН границы образуемого земельного участка попадают в зону объектов здравоохранения (ОД-4), утвержденную в соответствии с решением Думы города Владивостока N 462 от 7 апреля 2010 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа". Указанный в распоряжении "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" N от 10 июня 2016 года вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации нежилого здания" не соответствует видам разрешенного использования, которые предусмотрены градостроительным регламентом для зоны ОД-4.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав Ш. оспариваемым решением и необходимости их восстановления.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований Ш. в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 1 января 2017 года, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 3 Закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно п. 5.1.3 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Избирая способ восстановления нарушенного права, суд учел введение в действие с 1 января 2017 года Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и возложил на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю обязанность передать заявление Ш., поданного заявителем до вступления в силу указанных изменений, на рассмотрение полномочного органа - Управления Росреестра по Приморскому краю.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ш. вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке, а также оформить право на земельный участок отмену постановленного решения суда не влекут, поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит административному истцу.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Владивостока от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-7224/2017
Требование: О признании незаконным решения государственного органа, возложении обязанности осуществить кадастровый учет объекта недвижимости, выдать кадастровый паспорт.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым решением было приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2017 г. по делу N 33а-7224
Судья Прасолова В.Б.
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В., Королевой Е.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. об оспаривании решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю на решение Первомайского районного суда города Владивостока от 24 апреля 2017 года, которым признано незаконным и отменено решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю о приостановлении кадастрового учета земельных участков N от 15 сентября 2016 года, на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю возложена обязанность передать заявление Ш. на рассмотрение в Управление Росреестра по Приморскому краю. С ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу Ш. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей, расходы по уплаты госпошлины 300 рублей, всего 15300 рублей.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., выслушав объяснения представителя Ш. С. судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с названным иском, указав, что является собственником нежилого здания площадью 596,4 кв. м по адресу: <...>. Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 10 июня 2016 года Ш. предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 200 кв. м для дальнейшей эксплуатации нежилого здания, утверждена схема расположения земельного участка, установлены ограничения, а также указано обеспечить проведение работ по образованию земельного участка в соответствии со схемой и осуществить государственный кадастровый учет согласованного земельного участка. Решением N от 15 сентября 2016 года филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю приостановил осуществление кадастрового учета со ссылкой на несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования установленному решением Думы города Владивостока "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" N 462 от 7 апреля 2010 года.
Вместе с тем, Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, которыми установлены территориальные зоны и градостроительный регламент, утверждены только в 2010 году, в то время как объект недвижимости, под который формируется земельный участок, сдан в эксплуатацию как нежилое здание - магазин еще в 1992 году, приобретен административным истцом в 1995 году и с тех пор используется по назначению.
Ш. просила признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю N о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, возложить на административного ответчика обязанность осуществить кадастровый учет объекта недвижимости и выдать кадастровый паспорт объекта; взыскать с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю в пользу Ш. судебные издержки в размере 100000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон и заинтересованных лиц Управления Росреестра по Приморскому краю, департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю, в поданной его представителем апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву, его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
По делу установлено, что Ш. на основании договора от 25 июля 1995 года, является собственником нежилого здания площадью 596,4 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Приморскому краю 7 августа 2015 года.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N от 10 июня 2016 года предварительно согласовано предоставление Ш. земельного участка площадью 200 кв. м, местоположение участка: <...>, из земель населенных пунктов в границах зоны объектов здравоохранения (ОД-4), для дальнейшей эксплуатации нежилого здания.
Данным распоряжением Ш. утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, на всем земельном участке площадью 200 кв. м установлено ограничение по использованию в связи с нахождением участка в водоохранной зоне, заявителю указано на необходимость обеспечения проведения работ по образованию земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
13 сентября 2016 года административный истец обратилась в отдел кадастрового учета N 2 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Решением от 15 сентября 2016 года осуществление кадастрового учета приостановлено, поскольку по данным ГКН границы образуемого земельного участка попадают в зону объектов здравоохранения (ОД-4), утвержденную в соответствии с решением Думы города Владивостока N 462 от 7 апреля 2010 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа". Указанный в распоряжении "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" N от 10 июня 2016 года вид разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации нежилого здания" не соответствует видам разрешенного использования, которые предусмотрены градостроительным регламентом для зоны ОД-4.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав Ш. оспариваемым решением и необходимости их восстановления.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований Ш. в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в законную силу с 1 января 2017 года, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 3 Закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно п. 5.1.3 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества.
Избирая способ восстановления нарушенного права, суд учел введение в действие с 1 января 2017 года Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и возложил на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Приморскому краю обязанность передать заявление Ш., поданного заявителем до вступления в силу указанных изменений, на рассмотрение полномочного органа - Управления Росреестра по Приморскому краю.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ш. вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке, а также оформить право на земельный участок отмену постановленного решения суда не влекут, поскольку выбор способа защиты нарушенного права принадлежит административному истцу.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Владивостока от 24 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)