Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2016 N 21АП-1511/2016 ПО ДЕЛУ N А83-981/2016

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. по делу N А83-981/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 21.09.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2016 года по делу N А83-981/2016 (судья Титков С.Я.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" (11 - й километр Московского шоссе, т. Молодежное, Симферопольский район, Республика Крым, 297501) к Администрации города Симферополя Республики Крым (ул. Горького, 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) о признании действий неправомерными,

установил:

решением Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2016 года по делу N А83-981/2016 заявление б/н от 11.02.2016 Общества с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство", о признании незаконным отказа Администрации города Симферополя в предоставлении заявителю земельного участка в порядке завершения оформления права в муниципальном образовании городской округ Симферополь площадью 1978 кв. м сроком на 49 лет по ул. Севастопольской, 64 в г. Симферополе кадастровый номер 90:22:010305:536 и о том, чтобы обязать Администрацию города Симферополя устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" путем принятия решения о передаче ему в аренду на 49 лет названного земельного участка в течение месяца с момента вступления решения в законную силу - оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Канон - Ресурсы и Производство" обратилось с апелляционной жалобой, считает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит пересмотреть его, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Администрации города Симферополя Республики Крым в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно доводов жалобы, апелляционная коллегия считает, что судом в удовлетворении требований заявителя отказано правильно, но при этом не соглашается с основаниями, по которым суд отказал в удовлетворении требований, что, однако, не привело к принятию неправильного решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 21.04.2015 Общество с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" обратилось к Главе Администрации г. Симферополя Бахареву Г.С. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1978 кв. м, расположенного по ул. Севастопольской, 64 в г. Симферополе, сроком на 49 лет, кадастровый номер 90:22:010305:536.
Постановлением Администрации г. Симферополя от 07.07.2015 N 517 Обществу с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" в удовлетворении заявления в порядке завершения оформления права отказано на основании пункта 6 статьи 13 ЗРК от 31.07.2014 N 38-ЗРК, а именно: месторасположение земельного участка противоречит градостроительной документации.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями: - изложенный в постановлении от 07.07.2015 N 517 отказ Администрации города Симферополя в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" земельного участка в порядке завершения оформления права в муниципальном образовании городской округ Симферополь, а именно кадастровым номером 90:22:010305:536, расположенном в границах города Симферополя, по ул. Севастопольской, 64, общей площадью 1 978 кв. м, сроком на 49 лет, признать незаконным; - обязать Администрацию города Симферополя устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" путем принятия решения о передаче Обществу с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" в аренду на срок 49 лет земельного участка с кадастровым номером 90:22:010305:536, расположенном в границах города Симферополя, по ул. Севастопольской, 64, общей площадью 1 978 кв. м, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на документы, подтверждающие его право на аренду спорного земельного участка, в частности, на решение Симферопольского городского исполнительного комитета от 22.04.2005 N 673 "О разрешении Обществу с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" выполнения комплекса проектных работ для реконструкции нежилых помещений под размещение центра досуга детей и юношества по ул. Севастопольской, 64"; на его же письмо от 24.04.2005 за N 24/0106/1044, в котором городской исполнительный комитет просит заявителя выполнить работы по реконструкции здания летнего кинотеатра по адресу ул. Севастопольская, 64; на письмо Роскомприроды Крыма от 02.03.2006 за N 9-2-112/1430 об оформлении отвода земельного участка в установленном порядке; на заключение управления градостроительства и архитектуры от 12.07.2006 N 8343 о возможности целевого использования земельного участка, которым согласована его передача в аренду на 3 года; на положительное комплексное заключение N 724-04-2005 государственной экспертизы по рабочему проекту "Реконструкция кинотеатра по ул. Севастопольской, 64 (парк им. Шевченко) в городе Симферополе для размещения "Центра досуга детей и юношества во внеурочное время"; на договор купли-продажи путем выкупа N 773 от 17.05.2006 нежилого здания общей площадью 718,5 кв. м по ул. Севастопольской, 64; на предписание прокуратуры г. Симферополя, адресованное Симферопольскому городскому совету об устранении нарушений земельного законодательства Украины (письмо от 26.02.2007 N 300 вх/07); на неисполненный приказ Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 23.11.2007 N 2-29/9762-2007, в котором Симферопольский городской совет был обязан оформить заявителю право на аренду спорного земельного участка путем заключения договора аренды земельного участка; на решение 55 сессии Симферопольского городского совета 6 созыва от 21.02.2013 N 610, согласно которого спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне озелененных территорий, в которой могут размещаться вспомогательные сооружения и инфраструктура для отдыха; на согласование проекта землеустроительства в части касающейся Главного управления архитектуры, строительства и регионального развития (заключение от 04.04.2013 за N 158/08-11). При этом заявитель указывает, что решением 63 сессии VI созыва Симферопольского городского совета от 25.06.2013 N 745 "О вопросах регулирования земельных отношений с юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность" внесены изменения в п. п. 5.19 п. 5 решения 14 сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 21.04.2011 N 141 в части, касающейся уточнения целевого назначения, срока аренды земельного участка, которая изложена в следующей редакции: "Общество с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" на земельный участок площадью 0,1978 га, по ул. Севастопольская, 64 для реконструкции нежилого здания под размещение центра досуга детей и юношества, в аренду сроком на 3 года (решение исполнительного комитета от 22.04.2005 N 673)".
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и город федерального значения Севастополя, ратифицированный Федеральным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ.
Согласно статьи 6 Договора со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно ч. 3 ст. 1, ст. ст. 23, 24 Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия е Российскую Федерацию Республики Крым на ее территории действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статья 19 Федерального Конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гласит, что местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 20 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что органы местного самоуправления решают вопросы по распоряжению земельными участками, осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 209, п. 1 ст. 215 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности уродским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований органы местного самоуправления своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относятся: решение органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статья 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации гласит, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Статьей 2 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования существенных и земельных отношений на территории Республики Крым" от.07.2014 N 38-ЗРК признается право собственности соответствующих муниципальных образований.
Решением 6-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым "О создании Администрации города Симферополя Республики Крым" от 28.11.2014 N 96 создана Администрация города Симферополя Республики Крым с полномочиями юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии с п. 1.4. Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее Порядок), утвержденного решением 16-й сессии I созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 14.2015 N 225, Администрация города Симферополя в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет распоряжение земельными метками путем принятия соответствующих муниципальных правовых актов, точения гражданско-правовых договоров.
Пунктом 1.5 Порядка установлено, что органом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является Администрация города Симферополя Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Так согласно подпункту 1 пункта 9 указанного Порядка, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение: в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В соответствии с постановлением Администрации города Симферополя от 13.03.2015 N 110 "О Комиссии по предварительному рассмотрению вопросов в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки", во исполнение решения, 12 сессии Симферопольского городского совета от 12.02.2015 N 175 "О вопросах переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки", создана Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки. Согласно положению, в своей деятельности Комиссия руководствуется федеральными законами с особенностями регулирования земельных отношений на территории публики Крым, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципальными правовыми актами в сфере регулирования земельных отношений, Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
Как следует из материалов дела, рассмотрев предоставленное заявление и документы, в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Симферополь утвержденного решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 12.02.2015 N 175 "О вопросах переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки" и Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержден Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 документы заявителя были направлены в орган архитектуры, для рассмотрения и предоставления сведений относительно соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального на территории Республики Крым, документации по планировке территориальной градостроительной документации.
Согласно предоставленного управлением архитектуры и градостроительства администрации города Симферополя заключения от 08.05.2015 N 1316/08-05, земельный участок площадью 0,1978 га, расположенный по ул. Севастопольская, 64, противоречит градостроительной документации и находится в рекреационной зоне озелененных территорий Р - З. В указанную зону входят парки, скверы, бульвары и аллеи.
Генеральный план города Симферополя утвержден решением 23-й сессии Симферопольского городского совета 6 - го созыва от 22.09.2011 N 234 с технико-экономическими показателями с учетом технических разночтений к Генеральному плану г. Симферополя.
План зонирования г. Симферополя (зонинг) утвержден решением 55-1 сессии Симферопольского городского совета 6- го созыва от 21.02.2013 N 610.
Согласно пункту 6 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Симферополь в случае отсутствия оснований для предоставления земельного участка, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Крым, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, Комиссия принимает решение с рекомендацией Администрации отказать в удовлетворении заявления, которое оформляется в форме протокола.
Так, Комиссия по предварительному рассмотрению вопросов в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, рассмотрев полученные от органа архитектуры документы, рекомендовала Администрации города Симферополя отказать в рассмотрении заявления.
Согласно пункту 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Симферополь, Глава администрации издает мотивированное постановление Администрации об отказе в удовлетворении заявления с учетом рассмотрения рекомендаций Комиссии при наличии следующего основания: несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Согласно части 6 статьи 13 ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" от 31.07.2014 N 38-ЗРК предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является, в частности, несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства.
В данном случае, представление испрашиваемого земельного участка противоречит нормам земельного законодательства.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рамках своих полномочий и в порядке действующего законодательства Российской Федерации Администрацией города Симферополя правомерно отказано в удовлетворении заявления в порядке завершения оформления права на испрашиваемый заявителем земельный участок.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем наличие указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего спора не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 июня 2016 года по делу N А83-981/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Канон - Ресурсы и Производство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.П.ГОРОШКО

Судьи
О.Г.ГРАДОВА
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)