Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2016 N 09АП-59551/2015 ПО ДЕЛУ N А40-119954/15

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2016 г. N 09АП-59551/2015

Дело N А40-119954/15

резолютивная часть постановления оглашена 28.01.2016
постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2016
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Поташовой Ж.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департаменту городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2015
по делу N А40-119954/15, принятое судьей Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "Аритель" (119361, Москва, улица Озерная, дом 33 А)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, Москва, улица Бахрушина, дом 20)
- о признании недействительными распоряжения;
- при участии:
- от заявителя - Кытманова А.А. по доверенности от 20.01.2016; Пяткина Н.И. по доверенности от 20.01.2016;
- от заинтересованного лица - Ивашурина А.А. по доверенности от 24.12.2015 N 33-Д-793/15;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2015 заявление (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) ООО "Аритель" о признании недействительными распоряжений Департамента городского имущества г. Москвы N 4198 от 31.03.2015 и N 4199 от 31.03.2015, удовлетворено.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Департамента и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 18.10.2000 между Москомземом в заявителем заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-07-017153, площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: Москва, улица Озерная, вл. 33, для строительства и эксплуатации моечного пункта с комплексом сервисного обслуживания.
Статус договора - действующий.
Границы земельного участка при заключении договора не установлены, в связи с чем в соответствии с п. п. 1.3, 4.2.3 указанного договора после завершения строительства и благоустройства земельного участка арендатор должен уточнить границы земельного участка и произвести работы по закреплению данных границ на местности.
11.03.2015 ООО "Аритель" обратилось в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории по адресу: Москва, улица Озерная, вл. 33.
По результатам рассмотрения заявления 31.03.2015 Департаментом вынесены распоряжение N 4198 от 31.03.2015 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории" по адресу: Москва, улица Озерная, вл. 33 и распоряжение N 4199 от 31.03.2015 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:07:00014003:16, с сохранением в измененных границах".
Посчитав, что данные распоряжения изданы с нарушением законодательства ООО "Аритель" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из не соответствия оспариваемых распоряжений действующему законодательству и нарушающих права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Согласно распоряжения N 4198 от 31.03.2015 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014003:16 с сохранением в измененных границах" Департаментом разделен предоставленный ООО "Аритель" и арендуемый последним по договору аренды сроком до 2025 земельный участок на 2 земельных участка.
Вместе с тем, общество не обращалось с заявлением на раздел предоставленного ему в аренду земельного участка и не имеется согласия на раздел земельного участка.
Департаментом установлено разрешенное использование земельных участков как обслуживание автотранспорта (4.9) однако, в описании вида разрешенного использования вместо размещения автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей, указано земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что не соответствует разрешенному использованию существующего на данных земельных участках объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Аритель" на праве собственности.
Согласно п. 4 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 11.2 Кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Разрешенное использование арендуемого ООО "Аритель" земельного участка - для строительства и дальнейшей эксплуатации моечного пункта с комплексом сервисного обслуживания, а не для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование 2 и более земельных участков, указываются их условные номера.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Однако, в распоряжении N 4199 от 31.03.2015 распоряжении N 4198 от 31.03.2015, равно как и в приложениях к данным распоряжениям Департаментом не указаны площадь земельных участков, территориальная зона, категория земель и указан один адрес на 2 разных земельных участка, что не соответствует положениям земельного законодательства.
Кроме того, земельные участки, схемы расположения которых утверждены Департаментом, по своим границам полностью совпадают с границами здания (кадастровый номер здания: 77:07:0014003:1027), что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные выше размеры и параметры, их сочетания (ст. 38 ГрК РФ); подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются, том числе минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (ст. 44 ГрК РФ).
Аналогичное положение содержится в приказе Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка", которым утверждены правила указания отступов от границ земельных участков с целью определения места размещения объекта.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Из материалов дела следует, что автомойка на 4 поста (чем и является здание, принадлежащее ООО "Аритель" и расположенное арендуемом земельном участке) в соответствии с санитарной классификацией относится к объектам IV класса, в отношении которых устанавливается санитарно-защитная зона - 100 м (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
Учитывая изложенное, утверждение границ земельного участка по границам расположенного здания является нарушением действующего законодательства Российской Федерации и не позволяет соблюсти меры градостроительной, противопожарной и санитарной безопасности при эксплуатации здания, что является нарушением ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Кроме того, земельным законодательством предусмотрено (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ), что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена юридическим лицом.
Таким образом, Департаментом при принятии оспариваемых распоряжений N 4198 от 31.03.2015 и N 4199 от 31.03.2015 нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации, а также права и законные интересы ООО "Аритель".
Кроме того, Департаментом не направлены в адрес общества принятые решения в установленный законом срок с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решениях и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц, что создает определенные препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности ООО "Аритель", так как земельный участок, на котором расположено здание, принадлежащее заявителю, как и само здание, используется последним в предпринимательской деятельности.
Департаментом в нарушение ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств в обоснование оспариваемых актов не представлено.
Судом первой инстанции в порядке ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложена на Департамент в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем издания распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении земельного 8 участка, расположенного по адресу: Москва, улица Озерная, вл. 33, кадастровый номер 77:07:0014003:16 с учетом фактического землепользования и в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2015 по делу N А40-119954/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Н.Н.КОЛЬЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)