Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2017 N 15АП-11810/2017 ПО ДЕЛУ N А53-7012/2017

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. N 15АП-11810/2017

Дело N А53-7012/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Даллари Ромена Ониковича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.06.2017 по делу N А53-7012/2017, принятое судьей Ереминым Ф.Ф.
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Даллари Ромена Ониковича
к администрации Красносулинского района Ростовской области
о признании незаконным отказа,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Даллари Ромен Оникович обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации Красносулинского района Ростовской области о признании незаконным решения от 03.03.2017 N 02-02/38 об отказе в выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию; об обязании администрации устранить допущенные нарушения путем выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов:
1) гостевого дома повышенной комфортности площадью 47,6 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково;
2) гостевого дома повышенной комфортности площадью 47,8 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково;
3) гостевого дома повышенной комфортности площадью 45,1 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково;
4) гостевого дома повышенной комфортности площадью 45,4 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково;
5) гостевого дома эконом-класса площадью 24,7 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково;
6) гостевого дома эконом-класса площадью 24,7 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково;
7) гостевого дома эконом-класса площадью 24,5 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково.
Решением от 21.06.2017 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Даллари Р.О. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент получения разрешения на строительство и подготовки проектной документации земельный участок не относился к землям особо охраняемых природных территорий; проведение государственной экологической экспертизы в отношении построенных объектов не предусмотрено.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От адвоката предпринимателя Даллари Р.О. в суд поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, а также ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с невозможностью явки в судебное заседание представителя заявителя.
В соответствии со ст. 158 АПК РФ суд отказал в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы. Судом не установлено препятствий для рассмотрения жалобы в данном судебном заседании. Заявителем не обоснована необходимость участия представителя в судебном заседании, в том числе с целью представления дополнительных доказательств с учетом требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ. Суд учитывает, что позиция предпринимателя по существу спора изложена в заявлении об оспаривании отказа администрации и в апелляционной жалобе.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, предприниматель Даллари Р.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:18060017:373 площадью 40055 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 13.11.2012 N 481 земельный участок N 61:18060017:373 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для размещения базы отдыха.
Решением Собрания депутатов Табунщиковского сельского поселения от 26.12.2012 N 134 утверждены Правила землепользования и застройки Табунщиковского сельского поселения.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования Табунщиковского сельского поселения (Раздел 2 Правил) принадлежащий Даллари Р.О. земельный участок с кадастровым номером N 61:18060017:373 включен в состав территориальной зоны ОД-2 "Зона объектов здравоохранения, социального обеспечения, детских учреждений и объектов образования".
Пунктом 2 главы 10 Правил основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны ОД-2 установлены, в том числе, оздоровительные учреждения, учреждения досуга, предприятия общественного питания; вспомогательными - административно-бытовые здания, хозяйственные постройки, аптеки и магазины товаров первой необходимости.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 05.07.2016 N 61/001/16-642502 земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием для размещения базы отдыха.
Постановлением Главы Красносулинского района от 06.03.2014 N 234 утвержден градостроительный план земельного участка N RU61518311-007, содержащий информацию о градостроительном регламенте, установленном в составе ПЗиЗ для территориальной зоны ОД-2. В пункте 2.2. градостроительного плана и на чертеже градостроительного плана установлены требования к назначению, параметрам и размещению следующих проектируемых для строительства на земельном участке объектов:
1) ресторан;
2) административно-хозяйственное здание;
3) магазин, аптека;
4) коттедж повышенной комфортности;
5) коттедж на 2 спальни;
6) коттедж эконом-класса;
7) гостевой домик.
29.05.2014 Администрацией Табунщиковского сельского поселения Даллари Р.О. выданы:
- - разрешение N RU61518311-003 на строительство пяти гостевых домов повышенной комфортности, расположенных по адресу Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково, сроком действии до 29 мая 2015 года;
- - разрешение N RU61518311-004 на строительство трех гостевых домов эконом-класса, расположенных по адресу Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково, сроком действии до 29 мая 2015 года.
Действие указанных разрешений 11.03.2015 продлено Главным архитектором Красносулинского района до 29.05.2016.
06.02.2017 Даллари Р.О. обратился в Администрацию Красносулинского района с заявлениями о выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию четырех гостевых домов повышенной комфортности и трех гостевых домов эконом-класса и предоставил в отношении каждого из указанных объектов предусмотренные частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГСК РФ) документы, а именно:
1) свидетельство 61-АЗ 534259 о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:18060017:373 площадью 40055 кв. м, расположенный по адресу Ростовская область, Красносулинский район, в 3,3 км на северо-восток от села Табунщиково;
2) градостроительный план земельного участка N RU61518311-007, представленный для получения разрешений на строительство;
3) разрешение на строительство N RU61518311-003 (в отношении гостевых домов повышенной комфортности), разрешение на строительство N RU61518311-004 (в отношении гостевых домов эконом-класса);
4) акт приемки законченного строительством объекта;
5) справку о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, подписанную лицом, осуществляющим строительство (руководителем ООО СК "РОСТЭКО");
6) справку о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, подписанную лицом, осуществляющим строительство (руководителем ООО СК "РОСТЭКО") и застройщиком (Даллари Р.О.);
7) справку о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям, подписанную лицом, осуществляющим строительство (руководителем ООО СК "РОСТЭКО");
8) схему планировочной организации земельного участка с сетями инженерно-технического обеспечения, подписанную лицом, осуществляющим строительство (руководителем ООО СК "РОСТЭКО") и застройщиком (Даллари Р.О.);
9) технический план здания объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
10) проект гостевого дома повышенной комфортности, проект гостевого дома эконом-класса соответственно.
Решением Администрации Красносулинского района, оформленным письмом от 03.03.2017 N 02-02/38, Даллари Р.О. отказано в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию указанных объектов в связи с отсутствием государственной экологической экспертизы проектной документации.
Считая незаконным отказ в выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, Даллари Р.О. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Подпунктом 26 пункта 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В силу частей 2 и 3 статьи 55 Градостроительного кодекса для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которому прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
В силу частей 6, 7 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
5) невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 Кодекса по передаче безвозмездно в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, сведений и документов, приведенных в данной статье.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что постановлением Правительства Ростовской области от 27.11.2014 N 789 "О создании государственного природного заказника "Горненский" создана особо охраняемая природная территория областного значения - государственный природный заказник "Горненский".
В соответствии с данным правовым актом на территории заказника запрещаются строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника, за исключением ранее размещенных объектов капитального строительства (п. 3.1.11).
На территории заказника строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и с обеспечением функционирования населенных пунктов и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в границах заказника, а также с реконструкцией и капитальным ремонтом иных линейных сооружений, существующих в границах заказника, допускаются по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.4).
Проектная документация объектов, строительство и реконструкция которых на территории заказника допускаются настоящим Положением, подлежит государственной экологической экспертизе регионального уровня (п. 3.5).
В силу пункта 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня является, в том числе проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение требований п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса, п. 4.1 ст. 12 Закона N 174-ФЗ, постановления Правительства Ростовской области от 27.11.2014 N 789, предпринимателем не представлено Администрации положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Предпринимателем также не представлено заключение федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, с учетом требований п. 9 ч. 3 ст. 55, ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, Администрация законно отказала в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию построенных предпринимателем объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 61:18060017:373, входящим в особо охраняемую природную территорию областного значения - государственный природный заказник "Горненский".
В апелляционной жалобе предприниматель указал, что законом не предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы в отношении построенного объекта. Кроме того, предприниматель ссылается на получение разрешений на строительство до создания заказника.
Государственный природный заказник "Горненский" был создан через постановлением от 27.11.2014, то есть через пол года после получения разрешений на строительство от 06.03.2014, при этом 11.03.2015 действие разрешений на строительство было продлено.
Таким образом, предприниматель осуществлял строительство на территории уже созданного природного заказника.
Доказательств принятия мер к осуществлению экологической экспертизы проектной документации в период после создания особо охраняемой природной территории, предпринимателем не представлено.
В обоснование своей позиции предприниматель ссылается на письмо первого заместителя министра природных ресурсов и экологии Ростовской области от 01.09.2016 N 28.02-28.023/1893.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в письме министерством указано предпринимателю на то, что представленные заказчиком на государственную экологическую экспертизу материалы не соответствуют перечню документов, указанных в сопроводительном письме, оформленном в установленном порядке; в адрес министерства направлено письмо, оформление которого не соответствует требованиям, установленным Административным регламентом; с указанным письмом не были направлены документы, представляемые на государственную экологическую экспертизу в соответствии со ст. 14 Закона.
При таких обстоятельствах, предпринимателем не представлено доказательств невозможности проведения экспертизы проектной документации объектов.
То обстоятельство, что природный заказник был создан после выдачи разрешений на строительство, не может являться основанием для обязания Администрации выдать разрешения на ввод объектов в эксплуатацию без соблюдения требования о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы объектов.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлено предусмотренных ст. ст. 198 - 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований предпринимателя, признания незаконным решения от 03.03.2017 N 02-02/38 об отказе в выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм градостроительного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 21.06.2017 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
Излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой согласно чеку-ордеру от 15.07.2017 номер операции 164 государственная пошлина в размере 1350 рублей подлежит возврату индивидуальному предпринимателю Даллари Ромену Ониковичу из федерального бюджета на основании ст. ст. 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21 июня 2017 года по делу А53-7012/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Даллари Ромену Ониковичу из федерального бюджета 1350 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)