Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2017 N 21АП-1541/2017 ПО ДЕЛУ N А84-1798/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. по делу N А84-1798/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
- от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Компания "ГРИ ОЙЛ" - Гридневой И.Г.;
- иные лица, участвующие в деле, не явились;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ГРИ ОЙЛ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 июня 2017 года по делу N А84-1798/2017 (судья Архипенко А.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "ГРИ ОЙЛ" (299045, ул. Шостака, д. 9, кв. 44, г. Севастополь) (299011, ул. Гоголя, д. 20-Б, кв. 1, г. Севастополь)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)
заинтересованное лицо - Правительство Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)
о признании незаконным решения и понуждении совершить определенные действия,

установил:

Обществом с ограниченной ответственностью "Компания "ГРИ ОЙЛ" (с 13 декабря 2014 года ОГРН 1149204053569, ранее с 22 апреля 2009 года зарегистрировано по законодательству Украины с присвоением регистрационного N 36488375 - л.д. 24, 28-34, 44-46, 88-90 т. 1, далее - ООО "ГРИ ОЙЛ" или заявитель) в Арбитражный суд города Севастополя подано заявление (с уточнениями) к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025 - л.д. 23-26 т. 1, далее - ДИЗО) о признании незаконным решения об отсутствии оснований для заключения нового договора аренды земельного участка площадью 696 кв. м, расположенного в г. Севастополе, ул. Пожарова, 25, изложенного в письме от 13 февраля 2017 года N 05-исх.3014/2017 (л.д. 5-10, 120-123, 140-158 т. 1).
Требования мотивированы тем, что заявитель своевременно обратился в ДИЗО за переоформлением договора аренды земельного участка от 21 декабря 2006 года, на протяжении 2014-2016 годов принимал меры к постановке земельного участка на кадастровый учет, приведению в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации проектной и разрешительной документации на строительство на арендованном земельном участке.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении требований по тем основаниям, что ДИЗО правомерно отказал в переоформлении договора аренды земельного участка, так как истек срок аренды; иное основание для отказа - нецелевое использование земельного участка, не соответствует обстоятельствам дела, ДИЗО ошибочно отождествляет неосвоение земельного участка с нецелевым использованием земельного участка (л.д. 198-206 т. 1).
ООО "ГРИ ОЙЛ" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что действующий порядок переоформления права аренды не содержит такого основания для отказа в переоформлении, как истечение срока аренды (л.д. 20-22 т. 2).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ДИЗО и Правительства Севастополя в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены определением от 11 августа 2017 года, копии которого получил 16 августа 2017 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 16-18 т. 2).
12 августа 2017 года информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 19 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся участников.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
13 февраля 2017 года по заявлению от 14 октября 2016 года вх. N 05-вх/34059/2016 письменным уведомлением за N 05-исх./3014/2017 об отказе в предоставлении государственной услуги первый заместитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Зимин К.В. сообщил заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению права аренды земельного участка по договору аренды от 21 декабря 2006 года N 040666000184 в связи с невыполнением обязательства по строительству и окончанием срока аренды (л.д. 21-22 т. 1).
До этого, в 2015-2016 годах заявитель обращался за заключением (перезаключением) договора аренды земельного участка, регистрацией права аренды (л.д. 19-20, 97, 169 т. 1). Но принятие по этим обращениям решений, совершение или несовершение действий ДИЗО и Севреестра не являются предметом обжалования по настоящему делу.
Из названного договора аренды земельного участка следует, что 27 декабря 2006 года Севастопольским городским филиалом государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины" за N 040666000184 произведена государственная регистрация договора аренды от 20 ноября 2006 года, которым Севастопольским городским советом (арендодатель) предоставлен частному предприятию "ГРИ ОЙЛ" (арендатор, ИНН 30026096 по ЕГРЮЛ Украины) земельный участок площадью 0,0696 га, кадастровый N 85 366 000 00: 01: 008: 0162, расположенный в г. Севастополе, ул. Пожарова, 25, сроком на 10 лет, для строительства и обслуживания мини-гостиницы, с отнесением земель к категории земель жилой и общественной застройки (л.д. 11-15 т. 1).
08 ноября 2013 года на основании решения Севастопольского городского совета N 5485 от 16 апреля 2013 года и по взаимному согласию стороны подписали дополнительное соглашение к названному договору, которым изменили преамбулу договора, в том числе арендатора на частное предприятие "ГРИ ОЙЛ" (ИНН 36488375 в ЕГРЮЛ Украины), порядок возобновления договора на новый срок, арендную плату. Доказательств государственной регистрации этого дополнительного соглашения не представлено (л.д. 16-18, 91-96 т. 1).
О передаче права аренды земельного участка от первоначального арендатора - частного предприятия "ГРИ ОЙЛ" (ИНН 30026096, директор Бугайчук А.А.), к новому арендатору, созданному путем реорганизации (выдела) - частному предприятию "Компания "ГРИ ОЙЛ" (ИНН 36488375, директор Гриднев О.Р.), свидетельствует составленный этими лицами 18 апреля 2010 года акт приема-передачи имущества (л.д. 187-188 т. 1).
Названный земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации с кадастровым N 91:03:001008:130 и установлением границ и категории земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания мини-гостиницы; выполнение кадастровых работ и съемки было заказано и оплачено в 2016 году ООО "ГРИ ОЙЛ", что подтверждают кадастровая выписка, план границ и градостроительный план земельного участка, договора на оказание работ, платежные документы (л.д. 99-107, 168-178, 191 т. 1).
Представленные заявителем доказательства свидетельствуют о том, что для застройки названного земельного участка были разработаны технические условия для газификации котельной мини-гостиницы, рабочий проект строительства, расчет монолитного железобетонного каркаса, закуплены стройматериалы (л.д. 43, 47-85, 166-168 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ред. от 28 декабря 2016 года, далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22 июля 2014 года, ред. от 29 декабря 2016 года, действовавшая на дату отказа в предоставлении земельного участка в аренду, далее - Закон Севастополя N 46-ЗС):
- - право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 8);
- - положения договора аренды земельного участка, заключенного до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и зарегистрированного в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации (часть 11);
- - стороны по договору аренды, заключившие такие договоры до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 12);
- - в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды (часть 13);
- - лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в аренду, обязаны подать заявление о заключении договора аренды в срок до 1 января 2017 года (часть 13);
- - порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды земельного участка в соответствии с настоящей частью, правила определения условий таких договоров устанавливаются Правительством Севастополя (часть 13);
- - в случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав, о недостижении соглашения сторонами, о приведении в соответствие договорных обязательств, любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке (часть 13).
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона Севастополя N 46-ЗС установлено, что ранее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ отнесенные земли к категории - жилой и общественной застройки, признаются категорией - земли населенных пунктов.
До установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, что установлено частью 3 статьи 5 Закона Севастополя N 46-ЗС.
В соответствии со статьей 6 Закона Севастополя N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
В соответствии с пунктами 5, 13 статьи 3 Закона Севастополя N 46-ЗС Постановлением Правительства Севастополя от 21 декабря 2015 года N 1250-ПП (ред. от 11 апреля 2016 года, действовавшая на дату отказа в переоформлении права аренды) утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года (далее - Порядок N 1250-ПП).
Согласно пункту 1 Порядка N 1250-ПП этот Порядок устанавливает условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, юридическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Переоформление права аренды в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), что следует из пункта 2 Порядка N 1250-ПП.
Согласно пункту 9 Порядка N 1250-ПП и пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года, далее - ЗК РФ) решение об аренде испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает и подготавливает проект договора аренды с соблюдением особенностей, в том числе об отсутствии преимущественного права арендатора на заключение договора на новый срок без проведения торгов.
Пунктом 7 Порядка N 1250-ПП предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка. В том числе, этот перечень предусматривает основания:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не обладает соответствующим правом на земельный участок на момент обращения;
6) фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Пунктом 7 Порядка N 1250-ПП установлен срок для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" был утвержден Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 января 2017 года N 526-РДЗ.
Положения этого Административного регламента в части оснований отказа в предоставлении государственной услуги совпадают с перечисленными в пункте 7 Порядка N 1250-ПП. Результатом предоставления государственной услуги, согласно разделу 2.3 этого регламента, является (в том числе) письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 01 июля 2017 года) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статья 42 названного Кодекса предписывает лицам, не являющимся собственниками земельных участков, обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (ред. от 18 июня 2017 года) предусматривает, что видами разрешенного использования земельных участков являются основные, условно разрешенные и вспомогательные (дополнительные по отношению к основным и условно разрешенным, осуществляемым совместно с ними); виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Из установленных обстоятельств и приведенных норм материального права следует, что разрешенным видом использования земельного участка заявителя является строительство и обслуживание мини-гостиницы, категория - земли населенных пунктов; доказательств использования заявителем арендованного земельного участка по иному виду использования или категории не представлено; нарушение обязанности по освоению арендованного земельного участка может быть только основанием для расторжения договора аренды земли и не является основанием для отказа в переоформлении права аренды земельного участка.
Вместе с тем, ДИЗО правомерно отказал в переоформлении договора аренды земельного участка, так как на момент принятия такого решения у заявителя истек срок аренды земельного участка, применение преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка на новый срок без торгов запрещено законом.
Ошибочной является позиция заявителя о том, что истечение срока аренды не является основанием для отказа в переоформлении договора аренды из-за отсутствия такого основания в пункте 7 Порядка N 1250-ПП.
Приведенные в пункте 7 Порядка N 1250-ПП основания для отказа в переоформлении договора аренды касаются случаев, когда срок договора не истек. Это следует из требований пункта 15 статьи 39.8 ЗК РФ и пункта 12 статьи 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС о возможности переоформления договора, по которому не истек срок аренды, и об отсутствии преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без торгов.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений и при правильном применении норм материального и процессуального права, при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 104 АПК РФ основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе, в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Согласно подпунктам 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3.000 руб. Размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение суда составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 1.500 руб.
Как следует из материалов дела, ООО "ГРИ ОЙЛ" при подаче апелляционной жалобы была уплачена госпошлина в сумме 3.000,00 руб. по платежному поручению N 2888 от 05 июля 2017 года через акционерное общество "Генбанк" (л.д. 33 т. 2), тогда как в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить государственную пошлину в сумме 1.500,00 руб.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1.500,00 руб. подлежит возврату ООО "ГРИ ОЙЛ" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 09 июня 2017 года по делу N А84-1798/2017 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ГРИ ОЙЛ" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Компания "ГРИ ОЙЛ" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1.500,00 рубля (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), перечисленную платежным поручением N 2888 от 05 июля 2017 года через акционерное общество "Генбанк".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Г.ГРАДОВА

Судьи
Н.П.ГОРОШКО
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)