Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.10.2017 ПО ДЕЛУ N А60-37475/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2017 г. по делу N А60-37475/2017


Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Кузнецовым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ДЕПАРТАМЕНТА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 7202138082) к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании недействительными пунктов акта проверки от 07.03.17 N 01-отр, п. 1 предписания от 05.05.17 N 1/1-отр и выводов акта проверки от 26.06.17 N 47-пр,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Соловьев М.С., представитель по доверенности N 77 от 05.09.17, Безбородов А.А. представитель по доверенности N 152 от 13.10.17, Турнаев О.Ю., представитель по доверенности N 80 от 18.09.17, Харинов И.Н., представитель по доверенности N 77 от 05.09.17;
- от заинтересованного лица: Запольских М.А., представитель по доверенности N 27 от 31.03.2017 года, Шабалина Н.Н., представитель по доверенности N 31 от 25.07.2017 года, Борисов А.В., представитель по доверенности N 24 от 21.07.2017 года.
Представителям сторон процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. К материалам дела приобщен письменный отзыв на возражения заинтересованного лица. Судом рассмотрены и отклонены ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов" и Главного управления МЧС России по Тюменской области, поскольку с учетом предмета уточненных требований решение по настоящему делу не затрагивает права и законные интересы указанных лиц. К материалам дела приобщены письменные объяснения. Заявитель письменно уточнил заявленные требования. Уточнение N 5301-17 от 12.09.17 судом принято. Других заявлений и ходатайств не поступало.

Департамент лесного комплекса Тюменской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу о признании недействительными пунктов акта проверки от 07.03.17 N 01-отр, п. 1 предписания от 05.05.17 N 1/1-отр и выводов акта проверки от 26.06.17 N 47-пр.
С учетом принятых судом уточнений заявитель просит суд признать недействительным п. 1 предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 05.05.17 N 1/1-отр в части предписывающей внести изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Тюменской области на период пожароопасного сезона 2017 года относительно:
- информации о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о месторасположении проведения мероприятий по противопожарному обустройству, по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;
- информации о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о мероприятиях по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Заинтересованное лицо считает заявленные требования необоснованными, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Департаментом лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на основании приказа N 53 от 01.03.17 в отношении Департамента лесного комплекса Тюменской области проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой, по мнению заинтересованного лица, выявлены нарушения.
По результатам проверки составлен акт проверки N 01-отр. от 07.03.17.
Департаменту лесного комплекса Тюменской области выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 1/1-отр от 05.05.17.
Согласно п. 1 предписания Департаменту лесного комплекса Тюменской области в срок до 01.06.17, в том числе необходимо: внести изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Тюменской области в соответствии с установленными требованиями законодательства в том числе: - информацию о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территорий, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о месторасположении проведения мероприятий по противопожарному обустройству, по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территорий, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером; информацию о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территорий, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о мероприятиях по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территорий, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Не согласившись с п. 1 предписания в указанной части Департамент лесного комплекса Тюменской области обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от пожаров, при этом в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование) (часть 2 статьи 51).
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4 статьи 51), а в соответствии с частью 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 52 Лесного кодекса предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с положениями статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:
1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
5) иные мероприятия (часть 1 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 установлены Правила разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы (далее - Правила N 377), согласно пункту 2 которых планы разрабатываются и утверждаются, в том числе, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил N 377 установлено, что план состоит из текстовой и графической частей, а согласно пункту 6 текстовой части плана содержится общая характеристика лесов на территории лесничества (лесопарка), информация о мерах противопожарного обустройства лесов, об организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. При этом в плане устанавливаются:
а) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
б) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;
в) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;
г) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;
д) иные мероприятия, определяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящих Правил, с учетом правил пожарной безопасности в лесах.
Графическая часть плана состоит из карт-схем противопожарного обустройства лесов, маршрутов наземного патрулирования лесов и авиационного патрулирования лесов, при этом в картах-схемах отображаются границы муниципальных образований, лесничеств (лесопарков), участковых лесничеств, лесных кварталов, а также местоположение линейных объектов и населенных пунктов; на картах-схемах противопожарного обустройства отмечается также месторасположение имеющихся и планируемых объектов противопожарного обустройства, предусмотренных частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 7 Правил N 377).
Пунктом 3 Правил N 377 предусмотрено, что методические указания по заполнению такой формы определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п. 25 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 16.12.2013 N 591 в пункте 4 раздела V Плана указываются мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, объекты экономики и жизнедеятельности, объекты с экологической ценностью, расположенные на землях иных категорий. В колонке "Вид мероприятия" указываются: противопожарное обустройство лесов и населенных пунктов, профилактические выжигания, процедуры межведомственного взаимодействия.
В силу п. 26 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 16.12.2013 N 591 в пункте 5 раздела V Плана указываются мероприятия, которые требуют выполнения по отношению к территориям, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда. Во второй графе указываются меры: мероприятия по проведению противопожарного обустройства лесов и населенных пунктов, профилактических выжиганий, в области координации межведомственного взаимодействия.
Планы тушения лесных пожаров включаются в сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, который утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (далее - Правила N 378) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 N 378, при этом пунктом 2 Правил N 378 установлено, что сводный план разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, на основании планов тушения лесных пожаров в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки заинтересованное лицо пришло к выводу о необходимости указания в разделах V планов тушения пожаров (далее - Планы тушения пожаров) на территории лесничеств Тюменской области территорий, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о месторасположении проведения мероприятий по противопожарному обустройству, по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, а также территорий, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о мероприятиях по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из представленных в материалы дела Планов тушения пожаров следует, что в п. 4 раздела 5 сделаны привязки (ссылки) на пункты раздела II Планов тушения пожаров, где указано подробное адресное описание территорий (местоположение проведения мероприятий: лесничество, кварталы, выделы).
Территории вероятного перехода пожаров указаны на повыдельном уровне (выдел является минимальной учетной единицей) в разделе II планов тушения.
При этом, суд принимает во внимание, что п. 25 и п. 26 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 16.12.2013 N 591 не предусматривают указание территорий непосредственно в разделе V Планов тушения пожаров, а лишь обязательность указания самих мероприятий.
Таким образом, вывод контролирующего органа о том, что разделы V Планов тушения пожаров непосредственно должны содержать информацию о территориях вероятного перехода, является ошибочным.
В пунктах 4 и 5 раздела V разработанных Планов тушения имеются отсылки к Приложениям, в которых имеется необходимая информация о мероприятиях по обеспечению очистки территорий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяющей лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, в том числе и об ответственных лицах
Кроме этого, как установлено в ходе судебного разбирательства при вынесении оспариваемого в части пункта Предписания Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, руководствовался Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 N 807, которое вступило в силу с 01.03.2017 года.
Вместе с тем планы тушения лесных пожаров на 2017 год были разработаны ранее и утверждены 30.01.2017 года, до вступления его в законную силу, то есть до установленного для разработки и утверждения срока до 01.02.2017 и, как пояснили представители заявителя, впоследствии были доработаны (откорректированы) в связи с требованиями заинтересованного лица уже после 01.03.2017.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы", план тушения пожаров утверждается на один календарный год не позднее 1 февраля соответствующего года. Таким образом, заявитель не мог руководствоваться положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 N 807 при разработке и утверждении планов лесных пожаров на 2017 год.
Требования постановления Правительства РФ от 18.08.2016 N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий" могут быть учтены только в 2018 году, при разработке и утверждении планов тушения пожаров на 2018 год. Данное постановление Правительства РФ не содержит требований о внесении изменений в уже разработанные и утвержденные планы тушения пожаров.
Из представленных в материалы дела Планов тушения лесных пожаров на территории лесничеств Тюменской области на 2017 год, следует, что при их разработке в пунктах 4 и 5 раздела V планов тушения, учтена информация о противопожарном обустройстве лесов, населенных пунктов, объектов и территорий, а указанная информация в пунктах 4 и 5 радела V планов тушения, корреспондирует между собой.
Суд также соглашается с доводами заявителя о том, что он не вправе самостоятельно определять потенциально опасные территории и объекты.
В соответствии с пунктом 490 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утвержден перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
Постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2014 N 158-п утвержден перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. Всего определено 92 населенных пункта, где имеется потенциальная угроза перехода лесных пожаров.
Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Согласно пункту 7 указанного положения координационным органом единой системы является на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тюменской области от 22.03.2016 N 5 утвержден реестр пожароопасных объектов (99 объектов, граничащих с лесными участками).
Согласно "Организационно-методическим указаниям по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2017 год" (утв. МЧС России 23.11.2016 N 2-4-71-67-14) в целях проверки готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации действий территориальных органов, органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе на межрегиональном уровне, в соответствующих федеральных округах, региональных центрах МЧС России установленным порядком планируются и проводятся перед началом характерных для субъектов Российской Федерации ЧС (весенний паводок, лесоторфяные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и т.д.) тренировки по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в территориальные подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС, реагированию на возникающие ЧС. Оценка обстановки и выработка решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС, осуществляется на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации муниципальных единых дежурно-диспетчерских служб и территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС.
Таким образом, в полномочия Заявителя не входит самостоятельное определение потенциальных опасных территорий и объектов возникновения и распространения пожаров, а также издание соответствующих правовых актов.
Данные вопросы входят в компетенцию иных органов исполнительной власти.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в представленных Планах тушения пожаров отражена необходимая информация о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров лесных пожаров на земли населенных пунктов и от земель иных категорий в леса, о месторасположении проведения мероприятий по противопожарному обустройству, в связи с чем, пункт первый предписания в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку уполномоченным органом в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств соответствия п. 1 предписания от 05.05.17 N 1/1-отр в оспариваемой части законодательным нормам и ненарушения им прав и законных интересов общества, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Департаментом лесного комплекса Тюменской области требования удовлетворить.
2. Признать недействительным п. 1 предписания Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу от 05.05.17 N 1/1-отр в части предписывающей внести изменения в планы тушения лесных пожаров на территории лесничеств Тюменской области на период пожароопасного сезона 2017 года относительно:
- информации о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о месторасположении проведения мероприятий по противопожарному обустройству, по недопущению перехода лесных пожаров на земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером;
- информации о территориях, где имеется в пожароопасный период потенциальная угроза перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о мероприятиях по противопожарному обустройству, которые требуют выполнения перехода пожаров от земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (промышленности, энергетики, транспорта, обороны и безопасности, иного специального назначения, особо охраняемых территорий и объектов, особо охраняемых природных территории, рекреационного назначения, историко-культурного назначения, запаса) в леса, в том числе расположенные на землях лесного фонда; о территориях прилегающих к лесу по внешней и внутренней границе лесничества, которые в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова очищают от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
П.Н.КИРЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)