Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.03.2016 ПО ДЕЛУ N 33-0013/2016

Требование: Об изъятии для государственных нужд недвижимого имущества, установлении выкупной цены и ее выплате.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Государственный орган указывает, что спорный земельный участок подлежит изъятию для государственных нужд для целей строительства станции метрополитена. Ответчик не согласен с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. по делу N 33-0013/16


Судья: Городилов А.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Вишняковой Н.Е.,
судей Ефимовой И.Е., Курочкиной О.А.,
при секретаре *** П.Б.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е.
дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 03.07.2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Правительства Москвы к К., ГУП "Московский метрополитен" с участием третьих лиц Департамента строительства города Москвы, АО "Мосинжпроект" об изъятии для государственных нужд недвижимого имущества, установлении выкупной цены и ее выплаты удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ***.
Изъять для государственных нужд здание общей площадью *** кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ***.
В остальной части иска - отказать.
Встречное исковое заявление К. к Правительству Москвы, ГУП "Московский метрополитен", с участием третьих лиц Департамента строительства города Москвы, АО "Мосинжпроект" о взыскании возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием удовлетворить частично.
Взыскать с города Москвы в лице Правительства Москвы в пользу К. возмещение стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием в размере *** (шестьдесят шесть миллионов двести тридцать восемь тысяч четыреста тридцать) рублей.
Взыскать расходы за экспертизу с Правительства Москвы в размере 130 000 (сто тридцать тысяч) рублей.

установила:

Правительство Москвы обратилось в суд с иском к К. об изъятии для государственных нужд недвижимого имущества, в котором, после уточнения, просило суд: изъять у К. для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ***; здание общей площадью *** кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ***; установить выкупную цену за изымаемое недвижимое имущество в размере *** рублей; обязать ГУП "Московский метрополитен" выплатить К. указанную выкупную цену за изымаемое недвижимое имущество в размере *** рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что указанное недвижимое имущество по *** в г. Москве подлежит изъятию для государственных нужд на основании распоряжения Правительства Москвы от 12.03.2014 г. N 116-РП "Об изъятии для государственных нужд земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу: г. Москва, *** для целей строительства станции метрополитена "Рижская" Северо-восточного участка Третьего пересадочного контура от станции "Нижняя Масловка" до станции "Авиамоторная" (Центральный административный округ города Москвы) и о внесении изменений в правовые акты города Москвы". В соответствии с отчетом об оценке от 30.07.2014 года N ***, выполненным ООО "Компания "Аудитор столицы" определена рыночная стоимость изымаемого недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, которая составила *** рублей. 01.08.2014 года в адрес К. было направлено уведомление об изъятии недвижимого имущества N ДГИ-11-9630/13-8 с приложением проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества и отчета об оценке N ***. В установленный срок (3 месяца) до 01.11.2014 года К. соглашение не подписал, в связи с чем, истец обратился с указанными требованиями в суд.
Ответчик К. обратился в суд со встречным иском к Правительству Москвы, ГУП "Московский метрополитен", в котором просил суд взыскать в его пользу с Правительства Москвы возмещение стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием в размере *** рублей.
В обоснование заявленных требований К. указал, что не согласен с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием, предложенным Правительством Москвы, считает, что наиболее обоснованная и равноценная стоимость изымаемого недвижимого имущества, согласно отчета об оценке от 18.08.2014 N ***, выполненная по его заказу ООО "Центр Инжиниринговых услуг и технической экспертизы" и заключения специалиста от 21.08.2014 года N ***, составляет *** рублей. Кроме того, считает, что указанная сумма возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием должна быть взыскана в его пользу с Правительства Москвы, поскольку имущество изымается для государственных нужд и возмещение должно осуществляться за счет средств соответствующего бюджета города Москвы, а не с каких-то коммерческих структур, с которыми у К. нет договорных отношений.
Представитель истца Правительства Москвы по доверенности *** А.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд установить сумму возмещения за изымаемое имущество в размере *** рублей, пояснил, что пункт 2 распоряжения Правительства Москвы от 12.03.2014 года N 116-РП устанавливает, что возмещение стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием, осуществляется за счет бюджетных инвестиций, предоставленных ГУП "Московский метрополитен" в предшествующих финансовых годах, поэтому последний и должен выплачивать возмещение, встречные исковые требования К. не признал.
Представитель ответчика ГУП "Московский метрополитен" по доверенности *** Т.Г. в судебное заседание явилась, представила к материалам дела письменные пояснения, исковые требования Правительства Москвы об изъятии у К. недвижимого имущества для государственных нужд, а также установлении размера возмещения в сумме *** рублей поддержала в полном объеме, относительно требований о взыскании возмещения в пользу К. с ГУП "Московский метрополитен" возражала, указав, что бюджетные инвестиции предоставляются метрополитену в виде субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности города Москвы, при этом в субсидии отсутствует такая статья расходов как "возмещение для изъятия". Считает, что возмещение выкупной цены должно быть возложено на Правительство Москвы. Встречные исковые требования К. не признала.
Ответчик К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности *** А.Б., который представил отзыв на иск Правительства Москвы, в судебном заседании пояснил, что согласен, что Правительство Москвы может изъять недвижимое имущество для государственных нужд, однако не согласен с размером возмещения и порядком его взыскания, считая сумму возмещения сильно заниженной, просил удовлетворить встречный иск и взыскать возмещение за изымаемое недвижимое имущество в размере *** рублей с Правительства Москвы, поскольку именно оно изымает недвижимое имущество.
Представители третьих лиц: Департамента строительства города Москвы по доверенности *** Н.В., АО "Мосинжпроект" по доверенности *** В.В. в судебное заседание явились, приобщили к материалам дела письменные пояснения, исковые требования Правительства Москвы поддержали в полном объеме, просили суд изъять для государственных нужд недвижимое имущество и установить размер возмещения в сумме *** рублей, встречные исковые требования К. не признали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Правительство Москвы по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Правительства Москвы по доверенности *** О.В., представителя К. по доверенности *** Е.Н., представителя АО "Мосинжпроект" по доверенности *** В.В., представителя ГУП "Московский метрополитен" по доверенности *** В.П., представителя Департамента строительства Москвы по доверенности *** Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и влечет переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16.10.2015 г. постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с необходимостью привлечения к участию в дело в качестве ответчика АО "Мосинжпроект".
Заявляя настоящие требования, истец в первоначальном иске просил возместить ответчику стоимость изымаемого недвижимого имущества и причиненных таким изъятием убытков в размере *** руб. на основании отчета ООО "Компания "Аудитор Столицы" от 30.07.2014 г. N *** об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости; Заключения о величине убытков, причиненных обладателю прав на недвижимое имущество, подлежащее сносу, и на земельный участок, подлежащий изъятию для целей строительства объекта городского заказа: Станции метрополитена "Рижская" северо-восточного участка третьего пересадочного контура от станции "Нижняя Масловка" до станции "Авиамоторная". Вместе с тем, истец в ходе судебного разбирательства изменил выкупную стоимость и просил установить стоимость изымаемого имущества на основании заключения судебной экспертизы, проведенной ООО "ППО-Консалт" от 16.06.2015 года в размере *** руб. с выплатой указанной суммы со счета АО "Мосинжпроект" за счет бюджетных ассигнований, предоставленных ГУП г. Москвы "Московский метрополитен" в установленном порядке.
Представитель ответчика К. поддержал встречное исковое заявление, в соответствии с которым просил установить стоимость изымаемого имущества на основании отчета оценки ООО "Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы" от 21.08.2014 года в размере *** руб., а с учетом поданного уточненного иска пояснил, что если судебная коллегия придет к выводу об удовлетворении заявленных требований, то ответчик не возражает принять денежную компенсацию за изымаемое недвижимое имущество в размере *** руб., и просил установить в решении суда условия выкупа.
Представитель ответчика АО "Мосинжпроект" в судебном заседании пояснил, что вопрос об удовлетворении исков оставляет на усмотрение суда и не возражает против возложения оплаты на них.
Представитель ответчика ГУП "Московский метрополитен" поддержал уточненный исковые требования в полном объеме, против встречного иска возражал.
Представитель третьего лица Департамента строительства г. Москвы также поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, против встречного иска возражал.
Рассматривая, в силу положений ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, настоящее гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение Мещанского районного суда г. Москвы от 03.07.2015 года подлежит отмене, в связи с нарушением судом норм процессуального права, с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении как первоначального, так и встречного требования.
В соответствии со ст. 239 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 239.2 Гражданского кодекса РФ отчуждение зданий, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если лицу, которому земельный участок, подлежащий изъятию для государственных или муниципальных нужд, принадлежит на ином праве, то принадлежащие ему на праве собственности и расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, отчуждаются в соответствии со ст. 239.2 Гражданского кодекса РФ одновременно с изъятием земельного участка по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 Гражданского кодекса РФ).
В силу п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 17 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, отчуждение объектов недвижимого имущества, прекращение и переход прав на них, установление сервитута и иные отношения, которые возникают в связи с размещением объектов и к которым применяются положения Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 43-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ (в редакции от 23.06.2014 г.) "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что указанный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением с 01 июля 2012 г. к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий.
Порядок изъятия недвижимого имущества предусмотрен статьей 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ (в редакции от 23.06.2014 г.) "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон - 43-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 10 вышеназванного Закона, изъятие недвижимого имущества осуществляется путем его выкупа в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на праве собственности, или путем прекращения прав на это имущество и возмещения убытков в случае, если изымаемое недвижимое имущество принадлежит правообладателю на ином праве. Собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества (далее - соглашение об изъятии недвижимого имущества), направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 2). Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) и другие значимые обстоятельства. Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества (п. 3). В случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества (п. 4). Принудительное прекращение прав на изымаемое недвижимое имущество допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием (п. 5). Проект соглашения об изъятии недвижимого имущества может быть направлен правообладателю изымаемого недвижимого имущества не ранее чем через два месяца со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 8). Иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества (п. 9). В случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению (п. 10). На основании судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, обеспечивает перечисление денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымается недвижимое имущество, или в случае, если реквизиты этого расчетного счета не указаны, обеспечивает внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества при условии, что иное не предусмотрено судебным актом о принудительном изъятии недвижимого имущества. Орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обеспечить внесение денежных средств в размере, определенном на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества до обращения в суд с заявлением о принудительном изъятии недвижимого имущества или в ходе рассмотрения судом заявления о принудительном изъятии недвижимого имущества (п. 11). В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество (п. 12).
Таким образом, указанные нормы прямо регулируют выкуп земельного участка и недвижимого имущества у собственника либо изъятие земельного участка и недвижимого имущества у обладателя иного вещного права. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.
Материалами дела установлено, что между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и К. на основании распоряжения Департамента от 08.10.2012 N 4820-01ДЗР заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером *** от 19.10.2012 N ***, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ***, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 08.11.2012 N ***, сроком аренды до 07.09.2037 года.
К. также является собственником нежилого здания площадью *** кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, *** согласно свидетельства о государственной регистрации права серия 77-АН N 471375 от 02.09.2011 года, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N *** от 02.09.2011 года.
12.03.2014 года издано распоряжение Правительства Москвы от 12.03.2014 года N 116-РП "Об изъятии для государственных нужд земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества по адресу: г. Москва, *** для целей строительства станции метрополитена "Рижская" Северо-восточного участка Третьего пересадочного контура от станции "Нижняя Масловка" до станции "Авиамоторная" (Центральный административный округ города Москвы) и о внесении изменений в правовые акты города Москвы".
18.03.2014 года распоряжение Правительства Москвы от 12.03.2014 N 116-РП было опубликовано в Вестнике Мэра и Правительства Москвы (выпуск N 16, март 2014), а 07.04.2014 года распоряжение Правительства Москвы от 12.03.2014 N 116-РП прошло государственную регистрацию в ЕГРП.
28.04.2014 года распоряжение Правительства Москвы от 12.03.2014 N 116-РП было направлено в адрес К.
30.07.2014 года оценочной компанией ООО "Компания "Аудитор столицы" произведена оценка рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимости (отчет N ***), согласно которого рыночная стоимость изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием на 11.03.2014 года составляет *** руб.
01.08.2014 года К. получен проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственный нужд города Москвы с приложением материалов рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием направленный Департаментом строительства города Москвы, о чем К. собственноручно расписался.
Таким образом, судебная коллегия считает, что Правительством Москвы была соблюдена процедура изъятия недвижимого имущества для государственных нужд, предусмотренная действующим законодательством РФ, в связи с чем подлежат удовлетворению исковые требования Правительства Москвы к К. об изъятии для государственных нужд г. Москвы земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв. м, и здания с кадастровым номером *** (условный номер ***) общей площадью *** кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, ***.
Определяя возмещение стоимости изымаемого имущества и причиненного таким изъятием убытков судебная коллегия исходит из следующего.
Учитывая, что в соответствии со ст. 39 ГПК РФ Правительством Москвы были уточнены исковые требования на заседании судебной коллегии от 24.03.2016 года, уже после проведенной судом первой инстанции экспертизы в ООО "ППО-Консалт" от 16.06.2015 N ***, то принимая во внимание положения п. 3 ст. 196 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным установить стоимость возмещения изымаемого имущества в размере *** руб., с которым ответчик К. на заседание коллегии был согласен.
Согласно ч. 10 ст. 10 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом.
Пунктом 2 распоряжения Правительства Москвы от 12.03.2014 года N 116-РП Правительство Москвы определило, что возмещение стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиненных изъятием, осуществляется за счет бюджетных инвестиций, предоставленных ГУП "Московский метрополитен" в предшествующих финансовых годах. Пунктом 3 этого же распоряжения установлено, что Департамент строительства города Москвы осуществляет мероприятия по обеспечению проведения оценки изымаемого имущества, заключению соглашений об изъятии недвижимого имущества и выплате компенсации правообладателю.
Согласно п. 1.1 Соглашения о предоставлении субсидии на осуществление ГУП "Московский метрополитен" капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности города Москвы от 11 февраля 2013 г., заключенного между Департаментом строительства г. Москвы и ГУП "Московский метрополитен", договор определяет порядок и условия предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности города Москвы. При этом Департамент строительства г. Москвы осуществляет контроль над использованием денежных средств, направленных ГУП "Московский метрополитен", а в свою очередь ГУП "Московский метрополитен" обеспечивает финансирование объектов и осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств, соблюдением сроков исполнения обязательств по заключенным договорам (т. 3 л.д. 202 - 203).
Согласно Контракту N 2 на выполнение работ по освоению площадок для строительства объектов метрополитена, заключенного 24.10.2011 г. между ГУП "Московский метрополитен" и АО "Мосинжпроект", следует, что ГУП "Московский метрополитен" осуществляет финансирование работ после получения со стороны АО "Мосинжпроект" обращения о выплате денежных средств, непосредственно выплату производит АО "Мосинжпроект".
Таким образом, АО "Мосинжпроект" обязано выплатить К. стоимость изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков в размере *** рублей, полученных за счет средств бюджета г. Москвы, предоставленных Департаментом строительства г. Москвы, ГУП "Московский метрополитен", путем перечисления вышеуказанных средств на банковский счет ответчика.
Определяя срок, в течение которого необходимо перечислить ответчику денежные средства, судебная коллегия считает, что 30 дней достаточно, учитывая, что АО "Мосинжпроект" обладает необходимыми средствами.
В соответствии с п. 13 ст. 10 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ,

определила:

Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 03.07.2015 года отменить.
Исковые требования Правительства Москвы и К. удовлетворить частично.
Изъять для государственных нужд г. Москвы:
- Земельный участок с кадастровым номером *** площадью *** кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ***, принадлежащий К. на праве аренды (договор аренды земельного участка от 19.10.2012 N ***, срок аренды до 07.09.2037 года)
- Здание с кадастровым номером *** (условный номер ***) общей площадью *** кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ***, принадлежащий К. на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серия *** N *** от 02.09.2011 года).
Установить возмещение стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков в размере *** руб. на основании заключения эксперта И. ООО "ППО-Консалт" от 16.06.2015 года N ***.
Установить следующие условия выкупа:
Взыскать с АО "Мосинжпроект" в пользу К. возмещение стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков в размере *** рублей *** копеек за счет средств бюджета г. Москвы, предоставленных Департаментом строительства г. Москвы, ГУП "Московский метрополитен" в течение 30 дней с момента вынесения апелляционного определения путем перечисления на счет К.
Обязать К. освободить изымаемое здание от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х рабочих дней после получения возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков.
Предоставить Департаменту строительства города Москвы, АО "Мосинжпроект" и/или подрядной организации право сноса здания с кадастровым номером *** (условный номер ***) общей площадью *** кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ***, по истечении 3-х рабочих дней с момента оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков.
Настоящее апелляционное определение на основании п. 13 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" является основанием для прекращения права собственности К. на изымаемое недвижимое имущество, перехода и возникновения права собственности на изымаемое недвижимое имущество субъекта РФ - города федерального значения Москвы.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)