Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Злобина А.В., Глушенко Н.О.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 20.07.2016 по иску С. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, государственному казенному учреждению Республики Карелия "Управление земельными ресурсами", администрации Пряжинского национального муниципального района, администрации Эссойльского сельского поселения о признании права на перераспределение земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
С. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Истец имеет намерения построить на указанном земельном участке жилой дом. Поскольку данной площади земельного участка недостаточно для получения разрешения на строительство жилого дома, ООО "<...>" была разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой площадь земельного участка увеличилась на <...> кв. м и составила <...> кв. м <...> она обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее в т.ч. Комитет) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков в порядке статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ). Решением Комитета от <...> ей было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В обоснование отказа указано, что формируемый земельный участок расположен в территориальной зоне "малоэтажная жилая застройка (Ж1)". Правилами землепользования и застройки в указанной зоне, в том числе предусмотрены такие виды разрешенного использования земельных участков, как "выращивание сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов, палисадники", "сады, огороды, палисадники", в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков. В связи с возможностью формирования самостоятельного земельного участка с одним из перечисленных видов разрешенного использования, в удовлетворении заявления отказано на основании подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Полагая свое право нарушенным, истец просила признать за ней право на перераспределение земельного участка с кадастровым номером <...> и земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, находящегося в государственной собственности, обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок заключить с ней соглашение о перераспределении земельных участков и утвердить схему расположения земельного участка.
Решением суда в удовлетворении исковых требований С. отказано.
С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности, положения подп. 9 п. 9 ст. 39.29, ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку перечень оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является исчерпывающим, а из ответа Комитета на ее заявление не следует, что из земель, которые испрашиваются к перераспределению, возможно формирование самостоятельного земельного участка. Кроме того, указывает, что Комитетом нарушен срок рассмотрения ее заявления, ответ получен ею на три месяца позже. Считает, что за ней в силу закона закреплено право на увеличение земельного участка в порядке перераспределения до <...> кв. м. Она просит увеличить ее земельный участок до <...> кв. м, в данном случае она сможет построить дом в соответствии с действующими нормами. Обращает внимание, что судом не учтено то обстоятельство, что никто не претендует на испрашиваемый земельный участок, прав третьих лиц она не нарушает. Полагает предложение о выкупе земельного участка через аукцион нарушением ее права на получение земельного участка в порядке перераспределения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Комитета и Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" (далее в т.ч. Учреждение) А., действующая на основании доверенностей, просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указала, что истец просит путем перераспределения образовать новый земельный участок за счет участка, находящегося в ее собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, что является основанием, влекущим отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в силу требований подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Истец, ее представитель П., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержали.
Представитель Комитета и Учреждения А., действующая на основании доверенностей, относительно доводов жалобы возражала по основаниям, указанным в письменных отзывах на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
Заслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее в т.ч. Закон N 1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016, в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в т.ч. городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, городских, сельских поселений в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу ст. 3 Закона N 1980-ЗРК полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 N 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права от <...> С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь <...> кв. м, адрес объекта: <...>, документ-основание: свидетельство на право собственности на землю от <...> N, выдавший орган: Пряжинский районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Карелия.
В соответствии с сообщением, представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия, в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости (далее в т.ч. ГКН) содержат информацию об указанном земельном участке, площадь которого составляет <...> кв. м. В ГКН <...> были внесены сведения о местоположении границ и площади земельного участка решением филиала по результатам рассмотрения поступившего заявления об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от <...> на основании приложенного к нему межевого плана от <...>, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>.
<...> С. обратилась с заявлением в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося в ее собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка площадью <...> кв. м.
Письмом от <...> с исх. N Комитетом отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. В обоснование отказа указано, что формируемый согласно прилагаемой к заявлению схеме земельный участок расположен в территориальной зоне - малоэтажная жилая застройка (Ж1), Правилами землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения в указанной зоне, в том числе, предусмотрены такие основные виды разрешенного использования земельных участков, как "выращивание сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов, палисадники", "сады, огороды, палисадники" (в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков). Данное обстоятельство свидетельствует о наличии возможности образования из земель (из которых испрашивается к формированию путем перераспределения земельный участок) самостоятельного земельного участка (с одним из перечисленных видов разрешенного использования) без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Комитета в осуществлении испрашиваемого перераспределения является законным.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом, с учетом градостроительного регламента, предусмотренного Правилами землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения для территориальной зоны, в которой в соответствии со схемой располагается испрашиваемый земельный участок, возможно образование из земель (из которых предполагается к формированию путем перераспределения земельный участок) самостоятельного земельного участка с учетом требований, предъявляемых земельным законодательством, в т.ч. с основным видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", предельный минимальный размер для которого установлен 600 кв. м.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, является верным вывод суда о наличии оснований, предусмотренных подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, для отказа в заключении соглашения о перераспределении, испрашиваемом истцом. При этом требования истца рассмотрены судом в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, с учетом представленной к заявлению о перераспределении схемы расположения земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая оценка, которую, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит правильной.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 20.07.2016 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 16.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-3747/2016
Требование: О признании права на перераспределение земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу N 33-3747/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Злобина А.В., Глушенко Н.О.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 20.07.2016 по иску С. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, государственному казенному учреждению Республики Карелия "Управление земельными ресурсами", администрации Пряжинского национального муниципального района, администрации Эссойльского сельского поселения о признании права на перераспределение земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
С. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Истец имеет намерения построить на указанном земельном участке жилой дом. Поскольку данной площади земельного участка недостаточно для получения разрешения на строительство жилого дома, ООО "<...>" была разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой площадь земельного участка увеличилась на <...> кв. м и составила <...> кв. м <...> она обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее в т.ч. Комитет) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков в порядке статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ). Решением Комитета от <...> ей было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В обоснование отказа указано, что формируемый земельный участок расположен в территориальной зоне "малоэтажная жилая застройка (Ж1)". Правилами землепользования и застройки в указанной зоне, в том числе предусмотрены такие виды разрешенного использования земельных участков, как "выращивание сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов, палисадники", "сады, огороды, палисадники", в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков. В связи с возможностью формирования самостоятельного земельного участка с одним из перечисленных видов разрешенного использования, в удовлетворении заявления отказано на основании подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Полагая свое право нарушенным, истец просила признать за ней право на перераспределение земельного участка с кадастровым номером <...> и земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, находящегося в государственной собственности, обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок заключить с ней соглашение о перераспределении земельных участков и утвердить схему расположения земельного участка.
Решением суда в удовлетворении исковых требований С. отказано.
С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности, положения подп. 9 п. 9 ст. 39.29, ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку перечень оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является исчерпывающим, а из ответа Комитета на ее заявление не следует, что из земель, которые испрашиваются к перераспределению, возможно формирование самостоятельного земельного участка. Кроме того, указывает, что Комитетом нарушен срок рассмотрения ее заявления, ответ получен ею на три месяца позже. Считает, что за ней в силу закона закреплено право на увеличение земельного участка в порядке перераспределения до <...> кв. м. Она просит увеличить ее земельный участок до <...> кв. м, в данном случае она сможет построить дом в соответствии с действующими нормами. Обращает внимание, что судом не учтено то обстоятельство, что никто не претендует на испрашиваемый земельный участок, прав третьих лиц она не нарушает. Полагает предложение о выкупе земельного участка через аукцион нарушением ее права на получение земельного участка в порядке перераспределения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Комитета и Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" (далее в т.ч. Учреждение) А., действующая на основании доверенностей, просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указала, что истец просит путем перераспределения образовать новый земельный участок за счет участка, находящегося в ее собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, что является основанием, влекущим отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в силу требований подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Истец, ее представитель П., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержали.
Представитель Комитета и Учреждения А., действующая на основании доверенностей, относительно доводов жалобы возражала по основаниям, указанным в письменных отзывах на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
Заслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее в т.ч. Закон N 1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016, в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в т.ч. городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, городских, сельских поселений в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу ст. 3 Закона N 1980-ЗРК полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 N 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права от <...> С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь <...> кв. м, адрес объекта: <...>, документ-основание: свидетельство на право собственности на землю от <...> N, выдавший орган: Пряжинский районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Карелия.
В соответствии с сообщением, представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия, в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости (далее в т.ч. ГКН) содержат информацию об указанном земельном участке, площадь которого составляет <...> кв. м. В ГКН <...> были внесены сведения о местоположении границ и площади земельного участка решением филиала по результатам рассмотрения поступившего заявления об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от <...> на основании приложенного к нему межевого плана от <...>, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>.
<...> С. обратилась с заявлением в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося в ее собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка площадью <...> кв. м.
Письмом от <...> с исх. N Комитетом отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. В обоснование отказа указано, что формируемый согласно прилагаемой к заявлению схеме земельный участок расположен в территориальной зоне - малоэтажная жилая застройка (Ж1), Правилами землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения в указанной зоне, в том числе, предусмотрены такие основные виды разрешенного использования земельных участков, как "выращивание сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов, палисадники", "сады, огороды, палисадники" (в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков). Данное обстоятельство свидетельствует о наличии возможности образования из земель (из которых испрашивается к формированию путем перераспределения земельный участок) самостоятельного земельного участка (с одним из перечисленных видов разрешенного использования) без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Комитета в осуществлении испрашиваемого перераспределения является законным.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом, с учетом градостроительного регламента, предусмотренного Правилами землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения для территориальной зоны, в которой в соответствии со схемой располагается испрашиваемый земельный участок, возможно образование из земель (из которых предполагается к формированию путем перераспределения земельный участок) самостоятельного земельного участка с учетом требований, предъявляемых земельным законодательством, в т.ч. с основным видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", предельный минимальный размер для которого установлен 600 кв. м.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, является верным вывод суда о наличии оснований, предусмотренных подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, для отказа в заключении соглашения о перераспределении, испрашиваемом истцом. При этом требования истца рассмотрены судом в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, с учетом представленной к заявлению о перераспределении схемы расположения земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая оценка, которую, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит правильной.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 20.07.2016 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)