Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 16.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-3747/2016

Требование: О признании права на перераспределение земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. по делу N 33-3747/2016


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.
судей Злобина А.В., Глушенко Н.О.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 20.07.2016 по иску С. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, государственному казенному учреждению Республики Карелия "Управление земельными ресурсами", администрации Пряжинского национального муниципального района, администрации Эссойльского сельского поселения о признании права на перераспределение земельного участка, обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:

С. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Истец имеет намерения построить на указанном земельном участке жилой дом. Поскольку данной площади земельного участка недостаточно для получения разрешения на строительство жилого дома, ООО "<...>" была разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой площадь земельного участка увеличилась на <...> кв. м и составила <...> кв. м <...> она обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее в т.ч. Комитет) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков в порядке статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ). Решением Комитета от <...> ей было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В обоснование отказа указано, что формируемый земельный участок расположен в территориальной зоне "малоэтажная жилая застройка (Ж1)". Правилами землепользования и застройки в указанной зоне, в том числе предусмотрены такие виды разрешенного использования земельных участков, как "выращивание сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов, палисадники", "сады, огороды, палисадники", в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков. В связи с возможностью формирования самостоятельного земельного участка с одним из перечисленных видов разрешенного использования, в удовлетворении заявления отказано на основании подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Полагая свое право нарушенным, истец просила признать за ней право на перераспределение земельного участка с кадастровым номером <...> и земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, находящегося в государственной собственности, обязать Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок заключить с ней соглашение о перераспределении земельных участков и утвердить схему расположения земельного участка.
Решением суда в удовлетворении исковых требований С. отказано.
С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности, положения подп. 9 п. 9 ст. 39.29, ст. 11.9 ЗК РФ, поскольку перечень оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является исчерпывающим, а из ответа Комитета на ее заявление не следует, что из земель, которые испрашиваются к перераспределению, возможно формирование самостоятельного земельного участка. Кроме того, указывает, что Комитетом нарушен срок рассмотрения ее заявления, ответ получен ею на три месяца позже. Считает, что за ней в силу закона закреплено право на увеличение земельного участка в порядке перераспределения до <...> кв. м. Она просит увеличить ее земельный участок до <...> кв. м, в данном случае она сможет построить дом в соответствии с действующими нормами. Обращает внимание, что судом не учтено то обстоятельство, что никто не претендует на испрашиваемый земельный участок, прав третьих лиц она не нарушает. Полагает предложение о выкупе земельного участка через аукцион нарушением ее права на получение земельного участка в порядке перераспределения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Комитета и Государственного казенного учреждения Республики Карелия "Управление земельными ресурсами" (далее в т.ч. Учреждение) А., действующая на основании доверенностей, просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указала, что истец просит путем перераспределения образовать новый земельный участок за счет участка, находящегося в ее собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ, что является основанием, влекущим отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в силу требований подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Истец, ее представитель П., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержали.
Представитель Комитета и Учреждения А., действующая на основании доверенностей, относительно доводов жалобы возражала по основаниям, указанным в письменных отзывах на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела по жалобе извещены.
Заслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее в т.ч. Закон N 1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016, в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в т.ч. городских округов в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством, городских, сельских поселений в Республике Карелия в отношении земельных участков, расположенных на территории поселений, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
В силу ст. 3 Закона N 1980-ЗРК полномочия, указанные в ст. 1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 N 446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права от <...> С. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общая площадь <...> кв. м, адрес объекта: <...>, документ-основание: свидетельство на право собственности на землю от <...> N, выдавший орган: Пряжинский районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Карелия.
В соответствии с сообщением, представленным филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия, в настоящее время сведения государственного кадастра недвижимости (далее в т.ч. ГКН) содержат информацию об указанном земельном участке, площадь которого составляет <...> кв. м. В ГКН <...> были внесены сведения о местоположении границ и площади земельного участка решением филиала по результатам рассмотрения поступившего заявления об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости от <...> на основании приложенного к нему межевого плана от <...>, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>.
<...> С. обратилась с заявлением в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося в ее собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка площадью <...> кв. м.
Письмом от <...> с исх. N Комитетом отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. В обоснование отказа указано, что формируемый согласно прилагаемой к заявлению схеме земельный участок расположен в территориальной зоне - малоэтажная жилая застройка (Ж1), Правилами землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения в указанной зоне, в том числе, предусмотрены такие основные виды разрешенного использования земельных участков, как "выращивание сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов, палисадники", "сады, огороды, палисадники" (в отношении которых не установлены предельные размеры земельных участков). Данное обстоятельство свидетельствует о наличии возможности образования из земель (из которых испрашивается к формированию путем перераспределения земельный участок) самостоятельного земельного участка (с одним из перечисленных видов разрешенного использования) без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Комитета в осуществлении испрашиваемого перераспределения является законным.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как установлено судом, с учетом градостроительного регламента, предусмотренного Правилами землепользования и застройки Эссойльского сельского поселения для территориальной зоны, в которой в соответствии со схемой располагается испрашиваемый земельный участок, возможно образование из земель (из которых предполагается к формированию путем перераспределения земельный участок) самостоятельного земельного участка с учетом требований, предъявляемых земельным законодательством, в т.ч. с основным видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", предельный минимальный размер для которого установлен 600 кв. м.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, является верным вывод суда о наличии оснований, предусмотренных подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, для отказа в заключении соглашения о перераспределении, испрашиваемом истцом. При этом требования истца рассмотрены судом в соответствии с положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, с учетом представленной к заявлению о перераспределении схемы расположения земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая оценка, которую, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит правильной.
Таким образом, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 20.07.2016 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)