Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения принята 12 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Фортуна" к Администрации Костомукшского городского округа о признании незаконным решения об отказе в выделении земельного участка, выраженного в письме от 23.04.2015 N 1475, без участия представителей сторон
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Фортуна" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Костомукшского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным решения об отказе в выделении земельного участка, выраженного в письме от 23.04.2015 N 1475.
В обоснование заявленного требования Товарищество указало на необоснованность ссылок Администрации на предполагаемую распашку земель в границах прибрежной защитной полосы. Заявитель указал, что Товарищество не собирается осуществлять распашку на испрашиваемом земельном участке, планирует использовать данный земельный участок исключительно для отдыха и готово соблюдать все ограничения хозяйственной деятельности в пределах водоохранной зоны. По мнению заявителя, доказательств, подтверждающих наличие недобросовестности или неразумности в действиях по созданию СНТ "Фортуна" и мер для получения земельного участка Администрацией в материалы дела не представлено.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением от 22.01.2016 суд откладывал судебное разбирательство по делу в связи с тем, что ответчиком было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле второго ответчика - Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (в связи с принятием 29.12.2015 Закона Республики Карелия N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти в Республике Карелия").
Как следует из представленного 08.02.2016 в суд возражения заявителя, Товарищество возражает против привлечения к участию в деле второго ответчика и просит суд отказать в удовлетворении ходатайства Администрации, указав, что Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок не имеет отношения к обжалуемому отказу, а кроме того, до настоящего времени не определен порядок взаимодействия государственных органов в рамках названного закона.
Согласно части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.
Учитывая возражения заявителя относительно привлечения к участию в деле второго ответчика, суд отклоняет ходатайство Администрации.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В состоявшихся ранее судебных заседаниях представитель Администрации заявленное требование не признала. Сославшись на статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ответчик указывал, что земельный участок, испрашиваемый заявителем для последующего обеспечения членов СНТ "Фортуна" садовыми участками, в большей части находится в водоохранной зоне озера Верхнее Куйто и реки Ливо-йоки. Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещается, среди прочего, распашка земель, движение и стоянка автотранспортных средств. Сославшись на имеющееся в статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" понятие садового земельного участка, а также на то обстоятельство, что Товарищество является именно садоводческим некоммерческим товариществом, Администрация указала на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка, находящегося в прибрежной защитной полосе.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей сторон в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Фортуна" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.02.2015 за основным государственным регистрационным номером 1151031000229.
Согласно пункту 1.1. Устава СНТ "Фортуна" Товарищество создано по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью организации и обустройства своих земельных участков путем добровольного объединения его членами целевых и иных взносов и передачи их в специальный фонд Товарищества.
Пунктом 1.2. Устава определено, что Товарищество является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с пунктом 2.1. Устава целью деятельности Товарищества является удовлетворение потребностей членов Товарищества в производстве продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепления здоровья на базе совместного освоения членами Товарищества земельного участка, предоставленного для Товарищества и его членов.
Товарищество 26.02.2015 представило в Администрацию заявление, в котором просило, в связи с созданием СНТ "Фортуна", выделить земельный участок, расположенный в квартале 153 Вокнаволокского лесничества под литерами "а" и "б", земли сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью 1,5-2 гектара, для последующего обеспечения членов Товарищества земельными садовыми участками.
В ответ на данное обращение Администрация в письме N 1017 от 25.03.2015 указала, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое некоммерческое объединение граждан (садоводческое некоммерческое товарищество) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. Садовый же земельный участок, в свою очередь, подразумевает под собой земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха.
В соответствии с заключением ФГУ "Карелрыбвод", все водоемы Костомукшского городского округа, за исключением искусственных незарыбленных водоемов, являются местами нереста, нагула, зимовки каких-либо рыб и др. водных биоресурсов и, таким образом, для них, в соответствии с пунктом 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливается прибрежная защитная полоса шириной 200 м.
В соответствии с пунктом 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежной защитной полосы подобных водных объектов запрещена, помимо прочего, распашка земель, предполагаемая при предоставлении земельного участка для организации садоводческого товарищества, на территории которого впоследствии предполагается размещение садовых участков.
На основании изложенного, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в двухсотметровой прибрежной защитной полосе водного объекта, Администрация указала, что предоставление испрашиваемого земельного участка для заявленных целей не представляется возможным.
Товарищество 30.03.2015 вновь обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 2) о предоставлении земельного участка, расположенного в квартале 153 Вокнаволокского лесничества под литерами "а" и "б". В названном письме Товарищество указало, что доводы Администрации о распашке земель являются предположениями Администрации; заверило Администрацию в том, что члены СНТ "Фортуна" не намерены проводить распашку земельного участка, выделенного для садоводства, а намерены использовать земельный участок для отдыха.
Администрация в письме N 1475 от 23.04.2015 вновь сослалась на статью 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", заключение ФГУ "Карелрыбвод", пункт 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и указала, что само определение садоводческого некоммерческого товарищества, для размещения которого запрашивается земельный участок, предполагает, помимо отдыха, ведение гражданами садоводческой деятельности, подразумевающей возделывание земельных участков.
На основании изложенного Администрация отказала Товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество 21.07.2015 обратилось в Костомукшский городской суд с заявлением о признании недействительным названного решения Администрации.
Костомукшский городской суд определением от 24.07.2015 отказал СНТ "Фортуна" в принятии заявления по тем основаниям, что данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
Данное определение сторонами не обжаловалось.
Товарищество 11.08.2015 обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным изложенного в письме N 1475 от 23.04.2015 отказа Администрации в выделении земельного участка.
В состоявшемся 18.11.2015 судебном заседании представитель Товарищества заявил ходатайство о восстановлении трехмесячного срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, указав, что соответствующее заявление в Костомукшский городской суд было подано Товариществом в пределах трехмесячного срока.
Определением от 18.11.2015 суд восстановил Товариществу пропущенный процессуальный срок на обращение с заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив позиции сторон, суд считает, что заявленное Товариществом требование является необоснованным исходя из следующего.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Согласно статье 3 Закона N 66-ФЗ правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 13 Закона N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1).
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона N 66-ФЗ организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории.
Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Закрепленное положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для садоводческих некоммерческих товариществ, применение которого допустимо лишь при соблюдении предусмотренных условий. При этом сам факт создания садоводческого некоммерческого товарищества не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок в соответствии с поданным заявлением.
Законом Республики Карелия от 19.03.2004 N 765-ЗРК "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность" установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения садоводства в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности Республики Карелия - 0,15 гектара.
Судом установлено, что на момент подачи Товариществом в Администрацию заявления о предоставлении земельного участка членами Товарищества являлись три человека (учредители): Фролов В.Л., Шумов Д.Г., Ахмеджанов В.Р.
Доказательства, подтверждающие принятие в состав Товарищества новых членов, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пояснениям Товарищества от 09.12.2015, изложенным в возражениях на отзыв ответчика (л.д. 65), новые члены в состав СНТ "Фортуна" не принимались, так как не известны точные сведения о площади испрашиваемого земельного участка, не принято решение о выборе и утверждении схемы размещения земельного участка.
Таким образом, исходя из правил определения размера испрашиваемого земельного участка, установленных в пункте 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ, Товарищество имеет право претендовать на предоставление земельного участка площадью 0,5625 га ((0,15 га х 3) + 25%). Между тем, Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1,5 - 2 га, при этом в материалы дела не представлено обоснование такого размера испрашиваемого земельного участка.
В ходе судебного разбирательства представитель Товарищества также пояснял, что граждане, являющиеся членами СНТ "Фортуна", не обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении им садовых земельных участков. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Кроме того, судом учтено следующее.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 39.14 ЗК РФ первым этапом предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Порядок подготовки схемы расположения земельного участка регламентирован статьей 11.10 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762. Согласно пункту 4 указанных Требований при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
- утвержденных документов территориального планирования;
- правил землепользования и застройки;
- проектов планировки территории;
- землеустроительной документации;
- положения об особо охраняемой природной территории;
- о зонах с особыми условиями использования территории;
- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается исполнительным органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. При этом основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Таким образом, при формировании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления обязан руководствоваться вышеуказанными нормами земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в квартале 153 Вокнаволокского лесничества под литерами "А" и "Б", из земель сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью 1,5 - 2 га, для последующего обеспечения членов СНТ земельными садовыми участками. К заявлению была приложена выкопировка из карты лесоустройства с обозначением испрашиваемого земельного участка.
Администрацией было установлено, что испрашиваемый земельный участок в большей части находится в водоохранной зоне озера Верхнее Куйто и реки Ливо-йоки (Толло, Ливо, Суари-йоки).
Нахождение спорного земельного участка в водоохранной зоне подтверждается сведениями, содержащимися в Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов Костомукшского лесничества, находящейся в свободном доступе на официальном интернет-портале Республики Карелия (http://gov.karelia.ru/Power/Committee/Forest/Docum/kostom.jpg).
В ходе судебного разбирательства государственное казенное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" по запросу суда представило в материалы дела информацию от 22.12.2015 (л.д. 109), выкопировку из таксационного описания (л.д. 110-113) и выкопировку из материалов лесоустройства квартал 153 Вокнаволокского участкового лесничества ГКУ РК "Костомукшское центральное лесничество" (л.д. 114).
Как следует из названных документов, земельные участки, расположенные в квартале 153 Вокнаволокского лесничества под литерами "а" и "б", не относятся к землям лесного фонда. При этом участок под литерой "а" и часть участка под литерой "б" находятся в пределах границ водоохранной зоны реки; земельный участок под литерой "б" окружен землями лесного фонда следующих категорий: выдел 14.1 - леса водоохранных зон, выдел 15.2 - леса водоохранных зон, выдел 14 - эксплуатационные леса, выдел 15 - эксплуатационные леса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границе водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с письмом ФГБУ "Карелрыбвод" исх. N 01-03-722 от 3.09.2012 (л.д. 48) под определение "озера, водохранилища, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение", подпадают все озера и водохранилища на территории Костомукшского городского округа, так как все они являются местами нереста, нагула и зимовки рыб и других водных биоресурсов. Администрации рекомендовано, при подготовке землеотводных документов, учитывать наличие прибрежной защитной полосы шириной 200 метров вокруг всех озер и водохранилищ округа, охранные зоны рек, ручьев и каналов определять в соответствии с требованиями соответствующих пунктов статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
По данным Государственного водного реестра (http://textual.ru/gvr/) длина водотока реки Ливо-йоки (Толло, Ливо, Суари-йоки) составляет 78 км, следовательно, ширина водоохранной зоны реки составляет 200 метров.
В соответствии с пунктом 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Таким образом, ширина прибрежной защитной полосы и озера Верхнее Куйто и реки Ливо-йоки составляет 200 метров.
Подпунктами 4, 6, 7 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с пунктом 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в прибрежной защитной полосе запрещается, в том числе, распашка земель.
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ определено, что садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Ведение садового хозяйства в прибрежной защитной полосе реки, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям статьи 7 ЗК РФ. То есть при нахождении спорного объекта в прибрежной защитной полосе испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для заявленного вида разрешенного использования - ведения садоводческого хозяйства.
Относительно того обстоятельства, что часть испрашиваемого земельного участка под литерой "б" располагается за пределами 200-метровой прибрежной защитной и водоохранной полосы, суд отмечает следующее: в отношении СНТ "Фортуна" имеет место иной, отличный от предусмотренного статьями 13 и 14 Закона N 66-ФЗ, порядок создания, в основе которого лежит наличие заинтересованности в предоставлении земельного участка безотносительно к нуждаемости граждан в получении дачных земельных участков, как это следует из положений указанного закона. Товарищество, состоящее из 3 членов, претендует на получение земельного участка площадью 1,5 - 2 га, которая в разы превышает предельный размер земельного участка, возможный к предоставлению в соответствии с Законом N 66-ФЗ и Законом Республики Карелия от 19.03.2004 N 765-ЗРК "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность". При этом, как указывал представитель в ходе судебного разбирательства, Товарищество имеет желание получить земельный участок именно максимально близко расположенный к реке и именно площадью 1,5 - 2 га. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение Товарищества в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного за пределами 200-метровой полосы и площадью, исчисленной в соответствии с действующим законодательством. Доводы Товарищества о том, что количество членов Товарищества будет увеличиваться после предоставления земельного участка площадью 1,5 - 2 га, отклоняются судом как не основанные на нормах действующего законодательства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного Товариществом требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленного Садоводческим некоммерческим товариществом "Фортуна" (ОГРН 1151031000229, ИНН 1004004424) требования отказать.
- 2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
И.С.ЦЫБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 18.02.2016 ПО ДЕЛУ N А26-7251/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. по делу N А26-7251/2015
Резолютивная часть решения принята 12 февраля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Фортуна" к Администрации Костомукшского городского округа о признании незаконным решения об отказе в выделении земельного участка, выраженного в письме от 23.04.2015 N 1475, без участия представителей сторон
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Фортуна" (далее - заявитель, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Костомукшского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным решения об отказе в выделении земельного участка, выраженного в письме от 23.04.2015 N 1475.
В обоснование заявленного требования Товарищество указало на необоснованность ссылок Администрации на предполагаемую распашку земель в границах прибрежной защитной полосы. Заявитель указал, что Товарищество не собирается осуществлять распашку на испрашиваемом земельном участке, планирует использовать данный земельный участок исключительно для отдыха и готово соблюдать все ограничения хозяйственной деятельности в пределах водоохранной зоны. По мнению заявителя, доказательств, подтверждающих наличие недобросовестности или неразумности в действиях по созданию СНТ "Фортуна" и мер для получения земельного участка Администрацией в материалы дела не представлено.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением от 22.01.2016 суд откладывал судебное разбирательство по делу в связи с тем, что ответчиком было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле второго ответчика - Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (в связи с принятием 29.12.2015 Закона Республики Карелия N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти в Республике Карелия").
Как следует из представленного 08.02.2016 в суд возражения заявителя, Товарищество возражает против привлечения к участию в деле второго ответчика и просит суд отказать в удовлетворении ходатайства Администрации, указав, что Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок не имеет отношения к обжалуемому отказу, а кроме того, до настоящего времени не определен порядок взаимодействия государственных органов в рамках названного закона.
Согласно части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.
Учитывая возражения заявителя относительно привлечения к участию в деле второго ответчика, суд отклоняет ходатайство Администрации.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В состоявшихся ранее судебных заседаниях представитель Администрации заявленное требование не признала. Сославшись на статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ответчик указывал, что земельный участок, испрашиваемый заявителем для последующего обеспечения членов СНТ "Фортуна" садовыми участками, в большей части находится в водоохранной зоне озера Верхнее Куйто и реки Ливо-йоки. Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещается, среди прочего, распашка земель, движение и стоянка автотранспортных средств. Сославшись на имеющееся в статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" понятие садового земельного участка, а также на то обстоятельство, что Товарищество является именно садоводческим некоммерческим товариществом, Администрация указала на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка, находящегося в прибрежной защитной полосе.
Судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей сторон в порядке, установленном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Фортуна" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 11.02.2015 за основным государственным регистрационным номером 1151031000229.
Согласно пункту 1.1. Устава СНТ "Фортуна" Товарищество создано по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью организации и обустройства своих земельных участков путем добровольного объединения его членами целевых и иных взносов и передачи их в специальный фонд Товарищества.
Пунктом 1.2. Устава определено, что Товарищество является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с пунктом 2.1. Устава целью деятельности Товарищества является удовлетворение потребностей членов Товарищества в производстве продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепления здоровья на базе совместного освоения членами Товарищества земельного участка, предоставленного для Товарищества и его членов.
Товарищество 26.02.2015 представило в Администрацию заявление, в котором просило, в связи с созданием СНТ "Фортуна", выделить земельный участок, расположенный в квартале 153 Вокнаволокского лесничества под литерами "а" и "б", земли сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью 1,5-2 гектара, для последующего обеспечения членов Товарищества земельными садовыми участками.
В ответ на данное обращение Администрация в письме N 1017 от 25.03.2015 указала, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое некоммерческое объединение граждан (садоводческое некоммерческое товарищество) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства. Садовый же земельный участок, в свою очередь, подразумевает под собой земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха.
В соответствии с заключением ФГУ "Карелрыбвод", все водоемы Костомукшского городского округа, за исключением искусственных незарыбленных водоемов, являются местами нереста, нагула, зимовки каких-либо рыб и др. водных биоресурсов и, таким образом, для них, в соответствии с пунктом 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливается прибрежная защитная полоса шириной 200 м.
В соответствии с пунктом 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежной защитной полосы подобных водных объектов запрещена, помимо прочего, распашка земель, предполагаемая при предоставлении земельного участка для организации садоводческого товарищества, на территории которого впоследствии предполагается размещение садовых участков.
На основании изложенного, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок расположен в двухсотметровой прибрежной защитной полосе водного объекта, Администрация указала, что предоставление испрашиваемого земельного участка для заявленных целей не представляется возможным.
Товарищество 30.03.2015 вновь обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 2) о предоставлении земельного участка, расположенного в квартале 153 Вокнаволокского лесничества под литерами "а" и "б". В названном письме Товарищество указало, что доводы Администрации о распашке земель являются предположениями Администрации; заверило Администрацию в том, что члены СНТ "Фортуна" не намерены проводить распашку земельного участка, выделенного для садоводства, а намерены использовать земельный участок для отдыха.
Администрация в письме N 1475 от 23.04.2015 вновь сослалась на статью 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", заключение ФГУ "Карелрыбвод", пункт 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и указала, что само определение садоводческого некоммерческого товарищества, для размещения которого запрашивается земельный участок, предполагает, помимо отдыха, ведение гражданами садоводческой деятельности, подразумевающей возделывание земельных участков.
На основании изложенного Администрация отказала Товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество 21.07.2015 обратилось в Костомукшский городской суд с заявлением о признании недействительным названного решения Администрации.
Костомукшский городской суд определением от 24.07.2015 отказал СНТ "Фортуна" в принятии заявления по тем основаниям, что данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
Данное определение сторонами не обжаловалось.
Товарищество 11.08.2015 обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным изложенного в письме N 1475 от 23.04.2015 отказа Администрации в выделении земельного участка.
В состоявшемся 18.11.2015 судебном заседании представитель Товарищества заявил ходатайство о восстановлении трехмесячного срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, указав, что соответствующее заявление в Костомукшский городской суд было подано Товариществом в пределах трехмесячного срока.
Определением от 18.11.2015 суд восстановил Товариществу пропущенный процессуальный срок на обращение с заявлением в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив позиции сторон, суд считает, что заявленное Товариществом требование является необоснованным исходя из следующего.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.
Согласно статье 3 Закона N 66-ФЗ правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 13 Закона N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1).
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Закона N 66-ФЗ организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Организация территории огороднического некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта межевания территории.
Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных).
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков, за исключением строительства зданий, строений, сооружений, до возникновения права собственности на такие земельные участки или их аренды после их образования и распределения между членами соответствующего объединения на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Закрепленное положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для садоводческих некоммерческих товариществ, применение которого допустимо лишь при соблюдении предусмотренных условий. При этом сам факт создания садоводческого некоммерческого товарищества не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок в соответствии с поданным заявлением.
Законом Республики Карелия от 19.03.2004 N 765-ЗРК "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность" установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения садоводства в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности Республики Карелия - 0,15 гектара.
Судом установлено, что на момент подачи Товариществом в Администрацию заявления о предоставлении земельного участка членами Товарищества являлись три человека (учредители): Фролов В.Л., Шумов Д.Г., Ахмеджанов В.Р.
Доказательства, подтверждающие принятие в состав Товарищества новых членов, в материалах дела отсутствуют.
Согласно пояснениям Товарищества от 09.12.2015, изложенным в возражениях на отзыв ответчика (л.д. 65), новые члены в состав СНТ "Фортуна" не принимались, так как не известны точные сведения о площади испрашиваемого земельного участка, не принято решение о выборе и утверждении схемы размещения земельного участка.
Таким образом, исходя из правил определения размера испрашиваемого земельного участка, установленных в пункте 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ, Товарищество имеет право претендовать на предоставление земельного участка площадью 0,5625 га ((0,15 га х 3) + 25%). Между тем, Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1,5 - 2 га, при этом в материалы дела не представлено обоснование такого размера испрашиваемого земельного участка.
В ходе судебного разбирательства представитель Товарищества также пояснял, что граждане, являющиеся членами СНТ "Фортуна", не обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении им садовых земельных участков. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Кроме того, судом учтено следующее.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 39.14 ЗК РФ первым этапом предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Порядок подготовки схемы расположения земельного участка регламентирован статьей 11.10 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 2 которой подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 ЗК РФ).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762. Согласно пункту 4 указанных Требований при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
- утвержденных документов территориального планирования;
- правил землепользования и застройки;
- проектов планировки территории;
- землеустроительной документации;
- положения об особо охраняемой природной территории;
- о зонах с особыми условиями использования территории;
- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается исполнительным органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. При этом основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Таким образом, при формировании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления обязан руководствоваться вышеуказанными нормами земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, Товарищество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного в квартале 153 Вокнаволокского лесничества под литерами "А" и "Б", из земель сельскохозяйственного назначения, ориентировочной площадью 1,5 - 2 га, для последующего обеспечения членов СНТ земельными садовыми участками. К заявлению была приложена выкопировка из карты лесоустройства с обозначением испрашиваемого земельного участка.
Администрацией было установлено, что испрашиваемый земельный участок в большей части находится в водоохранной зоне озера Верхнее Куйто и реки Ливо-йоки (Толло, Ливо, Суари-йоки).
Нахождение спорного земельного участка в водоохранной зоне подтверждается сведениями, содержащимися в Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов Костомукшского лесничества, находящейся в свободном доступе на официальном интернет-портале Республики Карелия (http://gov.karelia.ru/Power/Committee/Forest/Docum/kostom.jpg).
В ходе судебного разбирательства государственное казенное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" по запросу суда представило в материалы дела информацию от 22.12.2015 (л.д. 109), выкопировку из таксационного описания (л.д. 110-113) и выкопировку из материалов лесоустройства квартал 153 Вокнаволокского участкового лесничества ГКУ РК "Костомукшское центральное лесничество" (л.д. 114).
Как следует из названных документов, земельные участки, расположенные в квартале 153 Вокнаволокского лесничества под литерами "а" и "б", не относятся к землям лесного фонда. При этом участок под литерой "а" и часть участка под литерой "б" находятся в пределах границ водоохранной зоны реки; земельный участок под литерой "б" окружен землями лесного фонда следующих категорий: выдел 14.1 - леса водоохранных зон, выдел 15.2 - леса водоохранных зон, выдел 14 - эксплуатационные леса, выдел 15 - эксплуатационные леса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границе водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с письмом ФГБУ "Карелрыбвод" исх. N 01-03-722 от 3.09.2012 (л.д. 48) под определение "озера, водохранилища, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение", подпадают все озера и водохранилища на территории Костомукшского городского округа, так как все они являются местами нереста, нагула и зимовки рыб и других водных биоресурсов. Администрации рекомендовано, при подготовке землеотводных документов, учитывать наличие прибрежной защитной полосы шириной 200 метров вокруг всех озер и водохранилищ округа, охранные зоны рек, ручьев и каналов определять в соответствии с требованиями соответствующих пунктов статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
По данным Государственного водного реестра (http://textual.ru/gvr/) длина водотока реки Ливо-йоки (Толло, Ливо, Суари-йоки) составляет 78 км, следовательно, ширина водоохранной зоны реки составляет 200 метров.
В соответствии с пунктом 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Таким образом, ширина прибрежной защитной полосы и озера Верхнее Куйто и реки Ливо-йоки составляет 200 метров.
Подпунктами 4, 6, 7 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что в границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с пунктом 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в прибрежной защитной полосе запрещается, в том числе, распашка земель.
Статьей 1 Закона N 66-ФЗ определено, что садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Ведение садового хозяйства в прибрежной защитной полосе реки, предполагающее использование земли, в т.ч. в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, в то время как использование земель не по назначению противоречит положениям статьи 7 ЗК РФ. То есть при нахождении спорного объекта в прибрежной защитной полосе испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен для заявленного вида разрешенного использования - ведения садоводческого хозяйства.
Относительно того обстоятельства, что часть испрашиваемого земельного участка под литерой "б" располагается за пределами 200-метровой прибрежной защитной и водоохранной полосы, суд отмечает следующее: в отношении СНТ "Фортуна" имеет место иной, отличный от предусмотренного статьями 13 и 14 Закона N 66-ФЗ, порядок создания, в основе которого лежит наличие заинтересованности в предоставлении земельного участка безотносительно к нуждаемости граждан в получении дачных земельных участков, как это следует из положений указанного закона. Товарищество, состоящее из 3 членов, претендует на получение земельного участка площадью 1,5 - 2 га, которая в разы превышает предельный размер земельного участка, возможный к предоставлению в соответствии с Законом N 66-ФЗ и Законом Республики Карелия от 19.03.2004 N 765-ЗРК "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность". При этом, как указывал представитель в ходе судебного разбирательства, Товарищество имеет желание получить земельный участок именно максимально близко расположенный к реке и именно площадью 1,5 - 2 га. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обращение Товарищества в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного за пределами 200-метровой полосы и площадью, исчисленной в соответствии с действующим законодательством. Доводы Товарищества о том, что количество членов Товарищества будет увеличиваться после предоставления земельного участка площадью 1,5 - 2 га, отклоняются судом как не основанные на нормах действующего законодательства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного Товариществом требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленного Садоводческим некоммерческим товариществом "Фортуна" (ОГРН 1151031000229, ИНН 1004004424) требования отказать.
- 2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
И.С.ЦЫБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)