Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.08.2017 N Ф02-3943/2017 ПО ДЕЛУ N А58-4721/2016

Требование: Об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что для осуществления возложенных законом государственно-властных полномочий необходимо пользование частью смежного земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2017 г. по делу N А58-4721/2016


Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Васиной Т.П., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Ниникиной В.С.,
при участии в судебном заседании присутствующих в Арбитражном суде Хабаровского края представителей: Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Воронковой Е.Н. (доверенность от 06.06.2017, служебное удостоверение), Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" - Дю У.В. (доверенности от 21.12.2016 и от 18.05.2016 соответственно, паспорт); присутствующих в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителей: Центрального банка Российской Федерации - Мишиной О.Д. (доверенность от 13.03.2016, паспорт), Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" - Ефимовой О.М. (доверенность от 07.08.2017, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу истца - Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2017 года по делу N А58-4721/2016 (суд первой инстанции - Эверестова Р.И., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, далее - истец, Банк) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 107273005079, ИНН 2723020115, далее - ответчик, учреждение) с заявлением об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65, принадлежащим на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, в целях обеспечения прохода, проезда и проноса имущества к земельному участку с кадастровым номером 14:36:105038:0055 в любое время суток, площадью 87 кв. м, с указанием координат, определенными филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения (далее - ФГБУ) "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия), в границах точек (номера точек и координаты указаны). Истец также просил установить за сервитут плату в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности" (далее - постановление от 23.12.2014 N 1461), в размере 24 рубля 35 копеек в год, исходя из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.11.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Окружная администрация города Якутска в лице Управления архитектуры и градостроительной политики (далее - администрация), Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командования Восточного военного округа", Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)", Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2017 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Банк в кассационной жалобе просит отменить решение от 26 января 2017 года и постановление от 26 апреля 2017 года как принятые с неправильным применением норм материального права, содержащие не соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы.
Истец оспаривает вывод судов о недоказанности размера платы за сервитут, так как координаты характерных точек границ части земельного участка не определены в установленном порядке кадастровыми инженерами, поскольку размер платы за сервитут рассчитан в соответствии с постановлением от 23.12.2014 N 1461.
По мнению истца, неверным является вывод судов о том, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65, на который испрашивается сервитут, является ограниченным в обороте, так как отсутствует соответствующая отметка об изъятии указанного участка из оборота; в соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует законодательный запрет для установления в отношении ограниченных в обороте земельных участков сервитута.
Минобороны в письменном отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, настаивая на том, что военные комиссариаты входят в состав военных округов, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности в силу части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте.
Присутствующий в судебном заседании представитель Банка подтвердила доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе, представители ответчика и третьих лиц просили оставить судебные акты без изменения, настаивая на том, что земельный участок, на котором расположено здание военкомата Республики Саха (Якутия) является изъятым из оборота.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 14:36:105038:0055 и 14:36:105038:0065, расположенные по одному адресу: город Якутск, улица Октябрьская, дом 22, являются собственностью Российской Федерации.
Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0055, площадью 1 098 кв. м, находящийся по адресу: город Якутск, улица Октябрьская, дом 22.
На данном земельном участке расположено здание, общей площадью 1 169,6 кв. м, часть которого (первый и второй этажи), является федеральной собственностью и передано в постоянное (бессрочное) пользование истцу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2015, другая часть здания (третий этаж) является собственностью Республики Саха (Якутия).
Российской Федерации на праве собственности принадлежит смежный земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065, площадью 907 кв. м.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 07.08.2014 N 14/13-403446 (КВ. 3) следует, что на указанный земельный участок был установлен сервитут для ремонта и технического обслуживания сетей электроснабжения с ТП (тепловым пунктом) в квартале "36".
Согласно кадастровым выпискам о земельном участке от 03.08.2016 N 14/001/097/2016-15043 и от 19.09.2016 N 14/16-300490, выданным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия), земельный участок, площадью 907 кв. м, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику.
Земельный участок имеет категорию: "земли населенных пунктов", и разрешенное использование: "Ц-1 Зона обслуживания и деловой активности городского центра", отметки об изъятии указанного участка из оборота отсутствуют.
На земельном участке с кадастровым номером 14:36:105038:0065 находится здание, общей площадью 1 115,8 кв. м, собственником которого является Российская Федерация в лице Минобороны, в котором располагается для постоянной деятельности Военный комиссариат города Якутска Республики Саха (Якутия).
Как указывает истец, въезд на территорию стоящих рядом зданий осуществляется через единые ворота, то есть автотранспорт Банка проезжает к помещению гаража в своем здании через земельный участок, на котором расположено здание Военного комиссариата города Якутска.
Истец в обоснование своего требования ссылается на схему расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории, письма Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска от 31.05.2016 N 1138-4ап/п, от 12.10.2-16 N 2149-УАиГП, указывая на то, что для осуществления возложенных законом государственно-властных полномочий необходимо пользование частью смежного земельного участка; устройство отдельного проезда к зданию Банка невозможно осуществить по архитектурно-планировочному решению ул. Пояркова и по причине отсутствия проезда со стороны указанной ул. Пояркова (пешеходная дорожка и автобусная остановка), а также отсутствует возможность устройства проезда с ул. Октябрьской - перекресток с ул. Пояркова и пешеходная зона, а также с учетом противопожарной защиты жилых и общественных зданий СП 4.13130.2013.
Суды, оценив представленные истцом в обоснование заявленных требований доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не признали требования подлежащими удовлетворению, мотивировав отказ тем, что координаты характерных точек границ части земельного участка не могут быть определены филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия), вышеназванные координаты не определены в установленном порядке кадастровыми инженерами, вследствие чего не доказан размер платы за сервитут, земельный участок, предполагаемый для обременения сервитутом, предоставлен для нужд обороны и безопасности страны, разрешение Минобороны для установления сервитута отсутствует.
Суд кассационный инстанции также не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований истца в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе истребовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Из указанной нормы права следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.
Согласно пункту 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017 (далее - Обзор от 26.04.2017), сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
Согласно пункту 8 Обзора от 26.04.2017, не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.
Земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065, предоставленный ответчику на праве постоянного бессрочного пользования, относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование - Ц-1 зона обслуживания и деловой активности городского центра, на земельном участке расположено здание, используемое военным комиссариатом Республики Саха (Якутия).
В свидетельстве о регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065 в качестве основания регистрации права указан пункт 10 статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996 "Об обороне".
Названная норма права определяет, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Таким образом, из свидетельства о праве на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065 следует, что земельный участок предоставлен для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105038:0065, в отношении которого истцом испрашивается сервитут, расположен объект недвижимости - здание военного комиссариата, которое находится в пользовании отдела Военного комиссариата Республики Саха (Якутия), осуществляющего деятельность по обеспечению обороноспособности государства.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 11, 17 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", пунктами 1, 2, 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", пунктами 2 - 4, 7 Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, судами сделан правильный вывод о том, что военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России, входят в состав военных округов, осуществляют функции в области обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, являются органами военного управления.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065 является изъятым из оборота.
Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает запрет в отношении земельных участков, отнесенным к землям, изъятым из оборота, в соответствии с которым данные земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.
Исходя из названных норм права, пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, суд округа полагает, что установление сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:105038:0065, как изъятым из оборота в силу закона, невозможно.
Доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65 не является ограниченным в обороте, так как отсутствует соответствующая отметка об изъятии указанного участка, и о том, что отсутствует законодательный запрет для установления в отношении ограниченных в обороте земельных участков сервитута, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку названный земельный участок является изъятым из оборота в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, а установление сервитута невозможно в силу пункта 2 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, при полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не выявлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года по делу N А58-4721/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Н.БУРКОВА

Судьи
Т.П.ВАСИНА
М.А.ПЕРВУШИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)