Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2016 N 11АП-36/2016 ПО ДЕЛУ N А65-17723/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. по делу N А65-17723/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Миначов Р.А. (доверенность РХ-06/20372 от 32.12.2015 г.),
от Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - Самерханова И.А. (доверенность N 3106 от 16.12.2015 г.), Михайлов А.С. (доверенность N 3127 от 21.12.2015 г.),
от некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" - представитель не явился, извещен,
от Палаты земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - Михайлов А.С. (доверенность N 99 от 21.01.2016 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 ноября 2015 года по делу N А65-17723/2015 (судья Насыров А.Р.),
по заявлениям Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1051672045150, ИНН 1624009133), г. Лаишево,
некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" (ОГРН 1061684095043, ИНН 1624009817), с. Тетеево,
к Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОРГН 1021602866405, ИНН 1653003714), г. Казань,
с участием третьего лица Палаты земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево,
о признании недействительным решения и предписания,

установил:

Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене пунктов 1, 2 и 3 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 10.06.2015 по делу N 06-715/2014 и недействительным п. 1 предписания от 10.06.2015 по делу N 06-715/2014, арбитражному делу присвоен номер А65-17723/2015.
Некоммерческая организация "Садовое товарищество "Луч" обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Татарстанского УФАС России от 10.06.2015 по делу N 06-715/2014, арбитражному делу присвоен номер А65-22587/2015.
Определением суда от 21.10.2015 указанные выше дела объединены в единое производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А65-17723/2015.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Палата земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 заявленные требования удовлетворены, решение и предписание Татарстанского УФАС России по делу N 06-715/2014 признаны незаконными.
Не согласившись с данным судебным актом, Татарстанское УФАС России обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы считает, что принятые решение и предписание по делу N 06-715/2014 законны, в действиях Татарстанского УФАС России отсутствуют какие-либо процессуальные нарушения, которые могли бы повлечь ущемление прав и законных интересов Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч".
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Некоммерческая организация "Садовое товарищество "Луч" просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу Татарстанского УФАС России без удовлетворения.
Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в письменном отзыве на апелляционную жалобу указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Некоммерческая организация "Садовое товарищество "Луч" надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Татарстанского УФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и Палаты земельных и имущественных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес Татарстанского УФАС России поступило обращение с указание на признаки нарушения антимонопольного законодательства при представлении земельных участков Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" в пределах береговой линии реки Кама (кадастровый квартал 16:24:220503).
Приказом Татарстанского УФАС России от 25.09.2014 возбуждено дело N 06-715/2014 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Антимонопольным органом в ходе рассмотрения заявления установлено, что постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N 601 от 23.04.2008 "О предоставлении Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" в аренду на 5 лет земельного участка площадью 28.0 га для садоводства" между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ и Некоммерческой организацией "Садовое товарищество "Луч" заключен договор аренды земельного участка N 1-01-185 от 28.07.2008.
Согласно условиям указанного договора аренды Некоммерческая организация "Садовое товарищество "Луч" приняла в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:24:220503:9, расположенный по адресу: РТ, Лаишевский район, Нармонское сельское поселение, общей площадью 28 га, для садоводства. Срок действия договора аренды с 23.04.2008 по 22.04 2013.
Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N 1082 от 28.05.2010 "О разрешении Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" размежевания земельного участка площадью 279999 кв. м для садоводства" разрешено размежевание земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 279999 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: РТ, Лаишевский район, Нармонское сельское поселение, а также изменено разрешенное использование вышеназванного земельного участка с "для садоводства" на "для решения общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства".
Согласно сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан" земельный участок с кадастровым номером 16:24:220503:9 размежеван на сто девяносто вновь образованных земельных участков и передан в собственность участникам Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч".
Земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:220503:280, 16:24:220503:279, 16:24:220503:258, 16:24:220503:263, 16:24:220503:299, 16:24:220503:298, 16:24:220503:297, 16:24:220503:296, 16:24:220503:295, 16:24:220503:176, 16:24:220503:184, 16:24:220503:185, 16:24:220503:186, 16:24:220503:148, 16:24:220503:233, 16:24:220503:230 находятся в собственности Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч".
По результатам рассмотрения дела N 06-715/2014 антимонопольный орган от 10.06.2015 принял решение, которым Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части неосуществления возврата в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28,0 га после истечения срока действия договора аренды N 1-01-185 от 28.07.2008, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 10.06.2015 по делу N 06-715/2014, которым Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан вменено в обязанность прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а именно освободить от прав иных лиц, а в случае перехода прав собственности, вернуть в муниципальную собственность, земельные участки с кадастровыми номерами 16:24:220503:280, 16:24:220503:279, 16:24:220503:258, 16:24:220503:263, 16:24:220503:299, 16:24:220503:298, 16:24:220503:297, 16:24:220503:296, 16:24:220503:295, 16:24:220503:176, 16:24:220503:184, 16:24:220503:185, 16:24:220503:186, 16:24:220503:148, 16:24:220503:233, 16:24:220503:230.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, выданным на его основании предписанием, заявители обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Для соответствующей квалификации действий (бездействия) как нарушения антимонопольного законодательства (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции") обязательно установление обстоятельств, подтверждающих реальные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями (бездействием) и такими последствиями. Установленный частью 1 статьи 15 Закона запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Кроме того, для такой квалификации необходимо установить запрещенные законом, не соответствующие нормативным положениям и совершенные действия, которые приводят или могут привести к обозначенным последствиям для определенного товарного рынка (ввиду понятий, закрепленных в пунктах 1, 3, 4 и 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Вменяя нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган посчитал, что Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан не осуществлял возврат в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28,0 га после истечения срока действия договора аренды N 1-01-185 от 28.07.2008.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что 28.07.2008 между Платой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района РТ и Некоммерческой организацией "Садовое товарищество "Луч" заключен договор аренды земельного участка N 1-01-185 с кадастровым номером 16:24:220503:9 общей площадью 28,0 га.
Срок действия договора аренды устанавливается с 23.04.2008 по 22.04.2013 (п. 2.1 договора).
Постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 28.05.2010 N 1082 было разрешено Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" размежевания земельного участка площадью 279999 кв. м для садоводства.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что земельный участок был размежеван, номера вновь образованных земельных участков были внесены в кадастр в период действия договора аренды.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции установил, что земельный участок был размежеван и образованные земельные участки были переданы членам Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в период действия договора аренды.
Сам по себе не возврат в муниципальную собственность земельных участков вновь образованных из земельного участка с кадастровым номером 16:24:220503:9 площадью 28,0 га после истечения срока действии договора аренды N 1-01-185 от 28.07.2008 не может рассматриваться необходимым и достаточным условием для признания Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вывод суда первой инстанции о том, что по истечении пятилетнего срока договор аренды земельного участка N 1-01-185 от 28.07.2008 был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, суд апелляционной инстанции полагает ошибочным. Вместе с тем данный вывод не привел к принятию неправильного решения.
Из материалов дела усматривается, что Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление от 07.04.2011 N 462 "О предоставлении в собственность земельного участка площадью 83075 кв. м Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч" и земельных участков площадью 142768 кв. м членам Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч".
Факт нахождения земельных участков в собственности физических лиц, участников Некоммерческой организации "Садовое товарищество "Луч", подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним.
Констатация тех или иных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Антимонопольный орган полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении антимонопольного нарушения лишь в том случае, когда нарушение соответствующим органом действующего законодательства привело, либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов.
Иное нарушение действующего законодательства само по себе не является нарушением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При указанных обстоятельствах Татарстанское УФАС России в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств нарушения Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", следовательно, не доказало законность оспариваемых ненормативных правовых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, в связи с чем оспариваемые решение и предписание от 10.06.2015 обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.11.2015 не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 ноября 2015 года по делу N А65-17723/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
А.А.ЮДКИН

Судьи
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)